Конкурентоспроможність національної економіки
Загайнова A.A. Рынок информационных услуг в современной России
Активное использование информации и новых информационных технологий субъектами рыночных отношений во всех сферах деятельности населения России обуславливают развитие экономики и ее модернизацию. В то же время, развитие национальной инновационной экономики страны обусловило рост потребностей общества в информационных услугах. Согласно увеличивающемуся спросу увеличилось и предложение в информационных продуктах на рынке информационных услуг, который является на сегодня самым динамично развивающимся рынком. В связи со все более проявляющимися определенными особенностями рынка информационных услуг появляется необходимость в его комплексном исследовании на площадке многоплановой концепции развития предоставления информационных услуг в России.
В целях исследования рынка информационных услуг уточним экономическую сущность таких важных понятий в экономической теории, как: информация, информационный ресурс, информационный продукт,
информационная услуга, что позволит структурировать данное исследование и определить состояние и динамику развития рынка информационных услуг.
В нашем понимании информация - это сведения и знания, понижающие неопределенность экономических субъектов. Основой эффективного функционирования рынка информационных услуг является информационный ресурс. Информационные ресурсы являются также базой для информационного продукта.
Информационные ресурсы, с нашей точки зрения, - это совокупность документов и знаний, получаемых в результате деятельности общества. А информационный продукт - это совокупность информации в виде определенного знания, сформированная производителем в соответствии с потребностями пользователей, представленная в форме товара в вещественной или невещественной форме.
Информационный продукт распространяется на рынке с помощью услуги. Услуга - результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов. Информационная услуга - получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов [1].
Очевидно, что информационная услуга предоставляется на рынке информационных услуг. Рынок информационных услуг - это система институциональных, организационных, технических и экономических отношений между производителями и потребителями информационных услуг на коммерческой или некоммерческой основах. Рынок информационных услуг, как любой другой рынок будет успешно функционировать при наличии следующих компонентов: нормативно
правовой, организационной, информационной и технической и технологической составляющих. К нормативно-правовой составляющей относится ряд законов и правовых актов, обеспечивающих экономические отношения на информационном рынке услуг. Государство регулирует отношения между производителями и потребителями информационных услуг (организационная составляющая). Кроме того, с помощью развитой компьютерной сети и мульти-, медиа- технологий (техническая и технологическая составляющие) потребители и производители рынка информационных услуг могут использовать справочно-навигационные средства для нахождения нужной информации (информационная составляющая).
Как любой рынок предоставления различных услуг, рынок информационных услуг будет делиться сегментарно. Очевидно, что рынок информационных услуг, доступный благодаря сети Интернет всему мировому сообществу в части потребления информационных услуг может, хотя и условно, делиться по территориальному признаку, например, национальный рынок информационных услуг.
Национальный рынок информационных услуг - это территориальная организация сферы обращения, обмена, взаимодействия между поставщиками и потребителями видов деятельности формирующих и предоставляющих услуги потребителям, принадлежащих к населению страны и обеспечивающих удовлетворение их информационных потребностей.
В современной экономике России рынок информационных услуг находится в постоянном конфликте интересов субъектов рынка. Базой конфликта экономических интересов субъектов рынка информационных услуг является система противоречий, существующая на рынке. К таким противоречиям относятся:
-противоречие, основанное на принципе «сегодня лучше, чем завтра», согласно которому индивиду предпочтительнее получить прибыль сегодня, общество заинтересовано в развитии долгосрочных экономических отношений;
- противоречие, основанное на принципе «мое лучше, чем наше», согласно которому мелкие производители не выдерживают конкуренции с крупными;
- противоречие, заложенное в отношениях между личным интересом и социальной справедливостью, с одной стороны, и эффективностью общественного производства и ростом производительности труда, с другой.
В целях совершенствования механизма функционирования рынка информационных услуг необходимо разрешить названные противоречия, т.к. нормальная рыночная среда будет способствовать полной реализации всех ресурсов. Кроме того, инновационный тренд развития российской экономики требует внедрения новых технологий функционирования рынка информационных услуг, являясь важным шагом к достижению нового качественного уровня его развития.
Отметим также, что современный рынок информационных услуг стимулирует развитие всех видов бизнеса, оказывая непосредственное влияние на рост национальной экономики.