Конкурентоспроможність національної економіки

Сибагатуллина С.Р. Формирование мотивации деятельности экономических агентов

Мотивы поведения экономических агентов в аспекте повышения конкурентоспособности национальной экономики являются ключевым элементом системы общественного воспроизводства. Они должны включать не просто стремление к максимизации прибыли, как это выделяется в неоклассической традиции, а заботу о создании основ для будущих преобразований во всех сферах жизнедеятельности социума: экономической, социальной, культурной и политической. Формирование таких мотивов, как мы считаем, детерминировано комплексом исторически сложившихся условий, игнорирование которых приводит к возникновению негативных тенденций и национальной деградации. Национальное богатство и в особенности региональное национальное богатство, являясь не только результатом, но и основой экономического развития, представляет собой не только экономическую категорию, но и культурно-исторический феномен, на базе которого развивается осознание национальной, государственной общности, ответственности перед будущими поколениями, патриотизм и стремление сохранить свою цивилизацию в процессе глобализации. Исторические события в СССР, а затем России, последних десятилетий привели к подрыву самой основы формирования таких мотивов. В экономическом плане это проявляется в продолжающейся утечке капиталов, высококвалифицированной рабочей силы, уходе от социальной ответственности, нежелании и боязни мыслить стратегически.

Задачи перехода на инновационный путь развития экономики страны актуализируют проблему усиления роли государства. Безусловно, на стадии производства инновационного продукта необходимы как материальнотехническая база, так и соответствующий образовательный уровень рабочей силы. Но если нет спроса на товар, то будет отсутствовать и мотив его производства. Наличие же спроса на инновации также связано, с одной стороны, с ожидаемой выгодой от его применения и, с другой, - с платежеспособностью. И российские предприятия, и население как потенциальные потребители не обладают достаточными ресурсами для производства, приобретения и использования инноваций. Такая ситуация, как нам представляется, не является исключительной и особой для современной России. Финансовая слабость российских предприятий и низкий уровень доходов основной части населения были характерны практически для всех этапов развития дореволюционной российской экономики. Поэтому развитие научно-технического прогресса в России теснейшим образом связано с государственным регулированием, всегда предполагало формирование государством мотивов инновационной деятельности, мощную государственную финансовую поддержку этой деятельности. К настоящему времени рыночные регуляторы не в состоянии обеспечить переход к внедрению и использованию новейших достижений, поскольку не вырабатывают мотивационной основы инновационной деятельности. При существующем уровне оплаты труда, то есть дешевизне рабочей силы, в России предприятия нацелены на капиталосберегающие, трудоемкие технологии.

Необходимость использования инноваций (новых продуктов, технологий производства и управления и т.д.) формируется в процессе конкурентной борьбы, порождается конкурентной борьбой и выступает мощным средством этой борьбы. Однако высокая степень монополизации российской экономики превращается в фактор, блокирующий стадию внедрения инновационного продукта в реальном секторе экономики.

С другой стороны, низкий уровень благосостояния населения и углубление дифференциации его доходов выступает тормозом и препятствием инновационного развития. Без решения проблемы повышения благосостояния населения никакие научно обоснованные технические и управленческие разработки не найдут массового практического применения, не будут использованы в силу экономической нецелесообразности с точки зрения финансовых результатов функционирования капитала. Таким образом, условия формирования социально-ориентированной экономики необходимо рассматривать не столько как следствие инновационного прорыва, но, прежде всего, как необходимое условие инновационного развития экономики.

Выделяя особенности субъектов экономической деятельности, в первую очередь агентов бизнеса и предпринимательства, как представляется, исходным моментом должен служить тот факт, что структуру собственности на сегодня нельзя считать сложившейся. Процесс перераспределения собственности имманентен рыночной системе и выступает важнейшим механизмом ее воспроизводства, но в России, особенно на региональном уровне, он дополняется чертами нерыночных, властных отношений. Это, на наш взгляд, придает мотивации агентов предпринимательства «раздвоенный» характер: участвовать в продолжающейся борьбе, используя властный и административный ресурс для увеличения своей доли в национальном (региональном) богатстве, и проявить свои предпринимательские способности в процессе производства и управления для достижения более высокой эффективности и финансовой результативности объектов собственности.

Вторым экономическим субъектом традиционно выделяется домашнее хозяйство, или «население». В современных российских условиях оно выступает агентом главным образом лишь на рынке труда. При анализе экономической мотивации этого субъекта на первый план выдвигается

проблема чрезвычайно низкой оплаты труда. Эта проблема имеет целый ряд аспектов, теснейшим образом связанных с определением вектора экономического развития, прежде всего с обеспечением конкурентоспособности предлагаемой рабочей силы и, в свою очередь, покупателя этой рабочей силы. Заниженная оплата труда подрывает мотивацию трудовой деятельности, в значительной мере определяя низкую производительность труда, его качество, низкую инициативность.

Другой, не менее важный, аспект этой проблемы связан с воспроизводством человеческого капитала. Уровень бедности и степень дифференциации доходов населения России в настоящее время таковы, что ставят под угрозу не только развитие и накопление, но и простое воспроизводство основных элементов человеческого капитала: здоровья, образования, профессиональных навыков и т.д. Чрезвычайно опасным в этом отношении является существование особой группы бедного населения - «работающие бедные».

Достаточно часто при рассмотрении воспроизводственного механизма его отождествляют с механизмом осуществления инвестиций, таким образом, сужая и обедняя рассматриваемое понятие, так как при этом за пределами анализа остаются исторические факторы социального и экономического развития. Однако, в современных условиях как трудовая, так и предпринимательская деятельность, требующая значительной образовательной и профессиональной подготовки, предполагает не только инвестирование и накопление человеческого капитала, но и оптимистические прогнозы ее субъектов относительно будущих возможностей его применения. С другой стороны, сам процесс инвестирования и осуществления инноваций означает расширение сферы трудовой деятельности и реализации творческого потенциала личности человека.

При этом актуализируется проблема формирования мотивов реализации невоспроизводимой составляющей человеческого потенциала, которая воплощается в творческом процессе и его результатах в науке, искусстве, изобретениях, информационной сфере, что также связано с инновациями и изменением структуры воспроизводимого капитала.

С точки зрения сугубо экономической перепроизводство специалистов высокой квалификации (если таковыми считать выпускников средних специальных и высших учебных заведений) относительно возможностей их производственного использования является неэффективным. Но с точки зрения социальной, низкая востребованность профессионализма работника может стать источником негативных явлений и конфликтов.

В силу геополитического положения Россия в своем хозяйственном строе и экономическом сознании всегда была, включая советский период, ближе азиатскому способу производства. Это в первую очередь означает, что сформировалась и закрепилась особая система социально-экономических отношений, в которой экономическое положение индивида определялось (и в значительной степени продолжает определяться), прежде всего, его отношениями с властями и его местом в административно-бюрократической системе. В силу этого, исправление негативных явлений и обеспечение позитивных сдвигов в социально-экономическом развитии не может быть обеспечено лишь частной активностью. Государственная макроэкономическая политика выступает важнейшим условием формирования не только экономических условий деятельности субъектов рыночных (и не рыночных) отношений, но и в значительной степени их ожиданий. В конечном итоге целью макроэкономической политики государства выступает изменение и формирование мотивации деятельности его граждан.