Конкурентоспроможність національної економіки

Аткочуниене Зенона. Креативность и творческое сотрудничество: региональный аспект

Экономика этих дней по существу является экономикой знаний и творчества. Если творчество можно описать как идеи, инновации, изменения и их реализацию, так креативность нужно было бы описывать просто как действие, при котором создаётся что-то новое. Креативность - это сложное комплексное явление, которое можно анализировать всесторонне: в рамках психологии поведения, социальной психологии, когнитивных наук, искусственного интеллекта, философии, истории, экономики, бизнеса, управления и других наук. По словам К. Бишоп (K. Bishop, 2007), продукты, созданые осуществляя креативные идеи, особенны своей оригинальностью и гибкостью. Подтверждая многогранность креативности, Д. Гуртин (D. Gurteen, 1998) описывает креативность как многомерное явление и выделяет три его взаимосвязанных вида: техническая креативность или новаторство, экономическая креативность или предпринимательство, творческая креативность или культурное творчество. Актуальность креативности в экономике, по мнению Д. Якобс (D. Jacobs, 2005), можно разделить на три уровня:

  • мезо уровень: важность творческих секторов;
  • макро уровень: во всех индустриях общее значение креативности, т. е. фактор, который стимулирует все формы инноваций, а также конкурентоспособность и экономический рост;
  • мезо-макро уровень: во всех индустриях различная степень значения креативности.

Регионы городов, предприятий, университетов и других учреждений, сотрудничая, помогают друг другу оценить и выявить их сильные и слабые стороны. По словам американского ученого Р. Флорида (R. Florida, 2003), экономика растёт в тех местностях, где есть много людей с высшим образованием. Креативные люди для жизни и работы выбирают инновационные, толерантные и полные разнообразия места. Основная отличительная черта творческого класса является участие его членов в такой работе, функция которой - «значимое создание новых форм». Формируется новая движущая сила экономики - креативный класс (англ. creative class), ядро которого состоит из учёных и инженеров, профессоров и преподавателей университетов, представителей различных искусств, дизайнеров, архитекторов и других. Члены этого творческого ядра создают новые формы или конструкции, которые могут быть легко передаваемы и широко используемы точно так же, как и продукты, предназначенные для использования и продажи широкому спектру пользователей, или теории и стратегии, применяемые в ряде случаев в различных областях. Творческие люди в определённой ситуации или переговорах, внедряя новые идеи и инновации, иногда используют или адаптируют стандартные методы уникальными способами.

Представителям творческого класса характерны три основных движущих силы экономики знаний: предпринимательство (поиск идей, созревание, тестирование); любопытство (желание использовать то, что другие забывают, научиться быстрее, чем другие, непрерывное обучение на протяжении всей жизни); смелость действовать (толерантность риска, смелость обмениваться идеями, тестирование идей, использование советов). Р. Флорида (R. Florida, 2002) утверждал, что регионы, развивающие свою экономики и имеющие высокий потенциал «3Т» (технология, талант и толерантность), также имеют и большую концентрацию творческих профессионалов, поэтому в тех регионах начинают проявляться тенденции создания экономики более высокого уровня. На основе концепции Р. Флорида (R. Florida) человеческие ресурсы организации - творческий капитал - были причислены к основной движущей силе организации. Таким образом, автор опроверг преобладающее мнение, что технологии, которыми организация располагает, являются наиболее важным капиталом в предприятии. По мнению Р. Флорида (R. Florida), 3T объясняет, почему такие города как Балтимор, Сент Луис, Питтсбург не смогли процветать, несмотря на их высокие технологические резервуары и всемирно известные университеты: они не способны быть достаточно открытыми и

толерантными, чтобы привлеч и удержать творческие таланты. Взаимозависимость 3T также объясняет, почему такие города, как Майами и Нью-Орлеан не смогли достичь желаемого уровня, несмотря на разнообразие их образов жизни: им не хватает необходимой технологической базы. Наиболее успешные креативные места - Сан-Франциско, Бостон, Вашингтон, Остин, Сиэтл - сочетают в себе все 3Т.

Представители различных отраслей науки, с учётом сегодняшних реалий, представляют новые перспективы, взгляды и рекомендации регионального развития, часто совмесщая их прошлое с идеями общества знаний и экономики знаний, подчеркивая влияние глобализации на локальнорегиональные факторы, важность обучения на индивидуальном, групповом, общественном, организационном, региональном и, наконец, на национальном уровне. Таким образом, представители различных отраслей науки (экономической, социальной, политической, управления, информационной и коммуникационной, а также других наук) значительно расширили исследования регионального развития и формируют новую концепцию обучающегося региона, которая связана с долгосрочным экономическим, социальным, политическим и технологическим развитием региона, выделяя различные комбинации обучения и уникальные особенности каждого региона, а также новые условия, с целью снижения социального и экономического неравенства и неравномерности развития, а также для повышения уровня жизни и качества в регионе.

Знания и управление ими в региональном развитии становятся самым важным ресурсом, который обеспечивает конкурентоспособность региона. Правильное использование и накопленние знаний и инноваций влечёт за собой другой цикл роста знания, изображаемый как постоянно поднимающаяся спираль, вместе поднимающая уровень общественной жизни, здоровья и образования. Устойчивые сообщества используют накопленные знания. А самое главное, они используют и накопленные знания других сообществ - таким образом, быстрее развиваются и обретают преимущества. В данной ситуации очевидна важность творческого сотрудничества и обмена знаниями. Творческое сотрудничество требует разнообразия и его распределение определённо тогда и там, где с лёгкостью могут самовыражаться люди, пропагандирующие разные образы жизни, имеющие разные взгляды, принадлежащие к различным национальностям и слоям общества, где двери открываются для всех желающих.

Список использованных источников

  1. BISHOP, Kal. (2007) Creativity and Innovation Management - Personality Testing Richard
  2. DRUCKER, Peter F. (1985) Innovations and Entrepreneurship. Practice and Principles, Oxford: Butterworth - Heinemann.
  3. EPSTEIN, Robert. (1996) Psychology Today July/Aug [Электронный ресурс]. -
  4. FLORIDA, Richard. (2004) Revenge of the Squelchers: The great creative class debate [Электронный ресурс].
  5. FLORIDA, Richard. Cities and the Creative Class [интерактивный]. 2003 Режим доступа: http://www.creativeclass.org/acrobat/florida.pdf.
  6. FLORIDA, Richard. (2002) The rise of the creative class: And How Its Transforming Work, Leisure, Community and Everyday Life. New York: Basic Books. 2002 m. P. 44-82.
  7. GLOSIENE, Audrone (2007) Kurybingumas ziniц visuomeneje: idej\ zemelapis // Informacijos mokslai, NR. 41.
  8. GURTEEN, David (1998) Journal of Knowledge Management. Volume 2, Number 1, September.
  9. JACOBS, Dany (2005) Creativity and the Economy [Электронный ресурс].
  10. MELNIKAS, Borisas (2007) Ziniy ekonomikos kurimo perspektyvos Europos Scjungos raidos ir pletros sqlygomis. Ekonomikos modernizavimas: Nauji issükiai ir ekonomines politikos prioritetai (aut. kolekt.). - Vilnius: Vilniaus universitetas, 2007 . P. 473-488.