Конкурентоспроможність національної економіки

Клисиньски Я.С. EURO 2012, как многоформатное спортивное зрелище и культурное событие, способствующее развитию городов и регионов

Выбор Польши одним из хозяев EURO 2012 принес с собой серьезные последствия, преимущественно экономического характера, положительно отразился на регионах, в которых были проведены инфраструктурные дорожные инвестиции. Можно согласиться, что в организационном и спортивном отношении турнир закончился успехом. Это выразилось в росте туристического потока, количестве проданных билетов и большим интересом к телевизионному показу. Польша использовала возможность в области популяризации всей страны и отдельных регионов. Общий баланс организации EURO характеризуется преимуществом пользы.

Цель данной работы - показать влияние EURO 2012 на развитие городов и регионов. В работе использован метод анализа первоисточников вторичных источников, в том числе и интернет-данных. Представлены совершенные инвестиции в спортивную, дорожную, железнодорожную инфраструктуру, аэропорты и гостиницы.

Ситуация в городах-хозяевах EURO 2012 и регионах благоприятно изменилась. Улучшилась их конкурентоспособность, что вызвало дополнительный локальный спрос. Города-хозяева и регионы стали более узнаваемы и привлекательны для туристов и инвесторов. Улучшению конкурентоспособности способствовало представление их за границей турнира. В первую очередь, на рост конкурентоспособности регионов повлияли инфраструктурные инвестиции. EURO 2012 повлияло на ускорение инвестиций в спортивной, дорожной, железнодорожной инфраструктуре, а также на развитие аэропортов и гостиничного бизнеса. Появился новый спрос на строительные материалы и услуги, а также на гостиничные места, что повлияло на оживление строительной отрасли. Благодаря улучшению инфраструктуры и доступности коммуникаций, эти города и регионы еще долго после завершения EURO 2012 будут очень привлекательны для туристов и инвесторов. Во время проведения спортивно-культурных мероприятий был получен количественный и ценовой эффект, вызванный наплывом спортивных туристов. Представление EURO 2012 в средствах массовой информации положительно повлияло на улучшение образа городов-хозяев, регионов и всей Польши. Можно предположить, что в течение ближайших десятилетий в нашей стране не будет мероприятия, уровень которого был бы сравним с EURO 2012. Большое значение имел подход к спортивным туристам, прибывшим из-за границы, оказанное им гостеприимство и правильный показ достоинств городов и регионов.

Польша и Украина выделили на инвестиции, связанные с EURO, более 30 миллиардов евро. Неполные 10 процентов этой суммы пошли на спортивную инфраструктуру. Остальные - на дороги, вокзалы, аэропорты, гостиницы, больницы и т.п. Эти расходы могут окупиться. Сумма, которую обе страны планировали израсходовать на инвестиции, связанные с EURO, составляет свыше 35 миллиардов. Но только небольшую ее часть, примерно

3,5 млрд. евро, составили расходы, непосредственно связанные с Чемпионатом - на стадионы и центры пребывания для футболистов. Остальное - это расходы на инфраструктуру, преимущественно транспортную: дороги, городской транспорт, железную дорогу и аэропорты. В течение долгих лет ими будут пользоваться, прежде всего, жители этих обеих стран. Транспортная инфраструктура в Польше и в Украине была в гораздо худшем состоянии, чем в странах ЕС. Поэтому инфраструктурные инвестиции были для нас наиболее рентабельны. Польша, которая в настоящее время занимает четвертое место среди стран с наименее густой сетью автострад в ЕС, благодаря EURO 2012 улучшила свою транспортную систему, что вероятно поднимет производительность и эффективность отечественных производителей. Это может привлечь больше прямых иностранных инвестиций, так как слабая инфраструктура представляла собой самый главный отталкивающий фактор для инвестиций в Польше. Организация Euro 2012 способствовала дополнительному увеличению польского ВВП в 2008-2011 г.г. на 2 процента. А инвестиции, связанные с Euro, мало того, что помогли нашей экономике в хорошей форме пережить кризис, они помогли привести уровень безработицы к прогнозируемой правительством величине 12,3% в конце 2012 года. 31 процент всех инвестиций финансировал фонд ЕС. Это помогло увеличить поступление средств Евросоюза с 0,9 % ВВП в 2009 г. до 2,4 % в 2011 году. В 2013 году эта величина должна уменьшиться до 0,9 %. Всего Украина израсходовала на подготовку к Euro сумму, равноценную 9% ее ВВП в 2008-2012 г.г., ежегодно принимая на работу 69 тысяч человек. 85% всех расходов поглотила инфраструктура. Изменения в транспортной и спортивной инфраструктуре назревали уже давно и трудно их воспринимать как избыточные инвестиции. В каждом городе, в котором состоятся матчи, установлены новые воздушные терминалы, а во всех городах, за исключением Киева, построены также новые стартовые полосы. Дороги, соединяющие между собой самые большие города, были полностью модернизированы. Например, трассу длиной 540 км между Львовом и Киевом до недавних пор можно было проехать на поезде за 7-10 часов. Новые корейские поезда будут мчаться по новым путям со скоростью 180 км/час, что означает огромный прогресс для Украины. Города заметно расширили базу транспортных средств городского транспорта, главным образом, за счет больших автобусов, выпускаемых в стране. Если бы не Чемпионат, инвестиций могло бы и не быть.

Польше не хватает опыта в управлении стадионами, так как до этого времени у нас не было объектов такого формата. Концепций несколько - стадионом может управлять его владелец (преимуществом этого являются небольшие расходы, а недостатком - наш небольшой опыт в управлении), объектом можно управлять на принципе общественно-частного партнерства (однако, ввиду недостатков закона об общественно-частном партнерстве и плохих структурных решений, трудно оценить, будут ли инвесторы заинтересованы этой опцией), наконец, все управление может быть отдано оператору стадиона, что увеличит расходы, но позволит воспользоваться чужим опытом. Конечно, основой является хорошо продуманное сотрудничество со спортивным клубом и совместное распределение прибыли от билетов на матчи, предоставления бизнес-мест, доходов от рекламных щитов, реклам на майках, от продажи сувениров и гастрономической деятельности. Низкое качество польского футбола, большая отдаленность некоторых стадионов от центра города не является козырем. Следующим замыслом является организация музыкальных концертов, встреч с научными или бизнес - партнерами, конференций, конгрессов, торгов, выставок, открытие музея спортивного клуба, дискотеки, аренда офисных помещений, а также организация разного вида событий, в том числе, даже свадеб. Несмотря на декларируемое сотрудничество между строящимися стадионами, уже сейчас видна их взаимная конкуренция за многоформатные зрелища. Еще остаются услуги, оказываемые даже во времена кризиса.

UEFA и местные оргкомитеты рекомендовали сборным командам 38 центров пребывания - 21 в Польше и 17 - на Украине. Проект центров пребывания и возможность приема национальных сборных команд и футбольных звезд мирового уровня стали для регионов, представленных в каталоге, шансом оказаться в центре заинтересованности большого числа болельщиков и масс-медиа, а также с большим размахом представить эти места. Только 3 сборные выбрали центры пребывания в Украине. Остальные выбрали центры пребывания в Польше.

Не следует надеяться на значительный рост числа лиц, посещающих Польшу в связи с Чемпионатом; дополнительные 500-700 тысяч туристов - это число, сравнимое со стандартным годовым уровнем роста числа лиц, посещающих страну (в 2010 г. в Польшу приехало 12,4 млн. туристов, а в 2011 году - 13,1 млн. человек). Во время Euro 2008 в среднем каждый болельщик провел в Австрии 3,6 суток, а в Швейцарии - 3,4. При этом он оставил в Австрии в среднем чуть более 1300 евро, а в Швейцарии - 983. Можно предположить, что обычный болельщик провел в Польше и на Украине 3-4 суток. При этом израсходовал 800 евро. Общий эффект выгоды, связанной с туризмом, вероятно будет кратковременным и он сможет покрыть только чрезвычайные расходы (например, меры безопасности).Еиго помогло в рекламном продвижении Польши и Украины в мире, так как каждый матч будет смотреть по телевизору примерно 150 млн. зрителей. На стадионах присутствовало свыше миллиона болельщиков. В Украине проблемой являются высокие цены за гостиницу. Это отпугнуло болельщиков и ограничило приток туристов. Цены за гостиницу в Украине в настоящее время очень высокие, особенно они были высокие в дни проведения матчей. Это результат ригористичного процесса выдачи разрешений на строительство, который ограничивает количество гостиниц. Из-за высоких цен найма только две из всех футбольных сборных, участвующих в Euro, выбрали Украину для своей базы. Euro должно было помочь в улучшении имиджа Украины в мире. Это будет трудно, не только потому, что качество украинского транспорта и услуг значительно ниже стандартов Евросоюза, но также и по политическим соображениям. На восприятие Украины хорошо влияет факт, что она организовывает Чемпионат совместно со страной Европейского Союза. Это образцово показывает стратегические цели Украины.