Риски в управлении персоналом

5.2.3. Возрастные кризисы

Нормативный кризис 30-33 лет - обусловлен рассогласованием между жизненными планами человека и реальными возможностями. Человек отсеивает незначимое, пересматривает систему ценностей. Нежелание идти на изменение в системе ценностей приводит к росту противоречий внутри личности.

Стабильный период 33-40 лет характеризуется тем, что наиболее успешно в этом возрасте человек делает то, что хочет, он имеет цели, которые ставит и добивается. Человек проявляет грамотность, компетентность в избранной профессии и требует признания. 40-45 лет - кризис середины жизни - этот возраст для многих является кризисным, так как происходит рост противоречий между целостностью мировоззрения и однолинейностью развития. Человек теряет смысл жизни. Для выхода из кризиса необходимо обрести новый смысл - в общечеловеческих ценностях, в развитии интереса к будущему, к новым поколениям. Если же человек продолжает сосредоточивать силы на себе, своих потребностях, то это приведет его к уходу в болезнь, к новым кризисам.

Период от 45 до 50 лет является стабильным, человек достигает реальной зрелости, он хорошо уравновешивает потребности для себя и для других, обнаруживает сострадание и согласие с другими людьми. Для многих этот период является периодом лидерства и квалифицированности.

По степени доступности различным факторам риска выделяются две крайние возрастные группы:

- молодежь примерно до 23 лет,

- старшая группа от 53-55 и выше.

Именно представители этих групп наиболее подвержены, с одной стороны, возрастным негативным особенностям, с другой -возможному оперативному воздействию со стороны заинтересованных в этом лиц. На них влияют в большей степени психологические факторы риска, такие как: эмоции, т. е. преобладание негативных эмоций, неконтролируемость, высокая интенсивность переживаний и экспресии. Также на человека влияет его темперамент, т. е. несовместимость типа темперамента с характером деятельности.

Остальные возрастные группы представляются более или менее «прозрачными».