Риски в управлении персоналом

4.2. Риски адаптации новых сотрудников

Проводить или не проводить адаптацию нового сотрудника каждая компания решает самостоятельно. Многие руководители не задумываются об этом периоде трудовой жизни персонала. Однако, по некоторым данным, до восьмидесяти процентов новых сотрудников, которые увольняются из компании по собственному желанию, принимают это решение в первый день работы, остальные - в первую неделю. И не важно, сколько времени сотрудник проработал потом. Главное - решение было принято, и работа рассматривалась как временная. А сотрудник, который параллельно с выполнением работы занят поисками новой, является значительным фактором риска, управленческого, финансового, социального и т. д.

Адаптация персонала, это как индикатор успешности или провала работы по поиску, отбору и найму. В процессе адаптации новый работник плавно вводится в трудовую деятельность, поэтому в адаптационный период необходимо исключить ситуации, которые могли бы отрицательно повлиять на вхождение сотрудника в коллектив, непредвиденные трудности, связанные с перегрузками, дефицитом информации, и т. д.

В адаптационный период следует принимать меры к недопущению ряда моментов, приводящих к психологической дезадаптации работника и появлению рисковых ситуаций:

  • недоумение - все позитивные представления, связанные с предприятием, рушаться;
  • испуг - неизвестно, что делать и как себя вести; уныние - ощущение, что нет необходимости проявлять себя;
  • возмущение - появляется склонность негодовать по пустякам;
  • псевдоответственность - утрачивается всякий авторитет начальства;
  • нарушение режима работы - предпринимается любое нарушение распорядка;
  • пассивное принятие - подчинение любому распоряжению; притязание - склонность присоединяться к коллективным протестам;
  • лень - индифферентность и апатия становятся каждодневными;
  • отсутствие диалога с начальством - делают проблемы неразрешимыми;
  • отсутствие коллективной цели - в результате работник не чувствует свой труд достаточно мотивированным;
  • отсутствие доверия к себе, которое работник усматривает в действиях начальства;
  • отсутствие участия - работник все меньше отождествляет себя с коллективом;
  • отсутствие цели - работник осознает, что предприятие не предоставляет ему никаких возможностей для развития.

Управление рисками адаптации

Разработка мер, которые положительно влияют на адаптацию новых сотрудников, предполагает знание субъективных характеристик работника (пол, возраст, образование, стаж, психофизиологические характеристики). Примерный порядок адаптации выглядит следующим образом:

  • ознакомление с фирмой, ее особенностями, внутренним трудовым распорядком и т. д.;
  • представление коллективу, ознакомление с рабочим местом;
  • беседа с руководителем;
  • инструктаж по пожарной безопасности и технике безопасности;
  • обучение по специальной программе.

В процессе адаптации работник проходит несколько стадий:

  1. Стадия ознакомления с организацией, коллективом и рабочей функцией.
  2. Стадия приспособления (постепенное привыкание и усвоение стереотипов).
  3. Стадия ассимиляции (полное приспособление к среде).
  4. Стадия идентификации (отождествление личных целей с целями коллектива, организации).

Для снижения управленческих рисков адаптацию руководителей проводит первое лицо компании. Представление высокопоставленного сотрудника происходит на совещании, где рассказывается о задачах, которые стоят перед ним, и полномочиях, которыми он обладает. Далее его знакомят со всеми руководителями структурных подразделений, проводят локальные совещания, которые помогают новому руководителю узнать людей и лучше понять особенность бизнеса.