Риски в управлении персоналом
2.1. Факторы кадровых рисков
Основными факторами риска выступают:
- квалификационная асимметрия лиц, желающих получить работу,
- профессиональный дисбаланс спроса и предложения на рынке труда,
- размытые моральные и ценностные установки отдельных работников,
- действия со стороны криминальных элементов;
- низкий уровень квалификации работников,
- низкие уровень и качество жизни людей.
К основным факторам, влияющим на возникновение кадровых рисков М.Ю. Хромов относит:
- Внутренние факторы, определяющие условия возникновения рисков. (Они управляемы, т.е. зависят от менеджмента предприятия и (опосредованно) от внешних факторов).
- Внешние факторы, определяющие степень риска. (Они не управляемы, т. е. не зависят от организационного менеджмента, но определяют кадровую политику предприятия.)
Хромов классифицирует рисковые случаи на случайные (неумышленные) и не случайные (целенаправленные). Соответственно отличаются и причины возникновения кадровых рисков.
Так, случайные кадровые риски могут быть вызваны следующими причинами:
♦ отсутствие осознания сути происходящего и последствий своих действий;
♦ небрежность, невнимательность, нарушение или отсутствие соответствующих правил и инструкций;
♦ не соответствующее внутрикорпоративное обучение;
♦ собственным видением ситуации (благие намерения);
♦ разрыв между истинными и декларированными организационными ценностями.
Целенаправленное рисковое поведение преимущественно обусловлено:
- собственным видением ситуации (благие намерения);
- личной выгодой;
- индивидуальными ценностями отличными от ценностей организации;
- разрыв между истинными и декларированными организационными ценностями;
- низкой заинтересованностью в существовании (развитии) организации;
- внутрикорпоративные политические интриги, межгрупповые конфликты;
- нелояльность, демотивированность, конфликт (иногда с отдельной конкретной личностью). Нелояльные сотрудники саботируют работу, их мало интересует качество и сроки выполнения, в крайних случаях они могут сознательно наносить вред компании.
Кадровая безопасность - «это защищенность организации, достигаемая за счет снижения рисков и угроз, связанных с персоналом, его интеллектуальным потенциалом и трудовыми отношениями в целом, и зависящая от трех факторов»:
- Найм. Включает комплекс мер безопасности при поиске кандидатов, процедурах отбора, документальное и юридическое обеспечение приема на работу, испытательный срок и адаптацию. А также процедуры безопасности при подготовке аттестации, при планировании обучения.
- Лояльность. Комплекс мер по установлению позитивных отношений работников к работодателям. Предприятие, экономя на этой статье, вынуждено будет затратить еще больше ресурсов на мероприятия следующего блока.
Контроль. Комплекс мер из установленных для персонала и администрации регламентов, ограничений, режимов, контрольных и других операций и процедур безопасности. Он нацелен на ликвидацию возможностей причинения ущерба и отрабатывается, как правило, службой безопасности.