Риски в управлении персоналом
ГЛАВА 2. Риски и персонал
На долю кадровых рисков, по некоторым данным, приходится до 80%.
Управлять кадровыми рисками, т. е. минимизировать возможный ущерб, вызванный несанкционированными действиями персонала, значит обеспечить экономическую безопасность организации.
"Экономическая безопасность предприятия - это состояние наиболее эффективного использования корпоративных ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия в настоящее время и в будущем".
Выделяются следующие функциональные составляющие экономической безопасности, которые, с одной стороны, существенно отличаются друг от друга, с другой стороны образуют единую совокупность: финансовую; кадровую; технико-технологическую; политико-правовую; информационную; силовую.
Для обеспечения своей ЭБ предприятия используют следующие корпоративные ресурсы: капитал, персонал, технологии и информацию, технику и оборудование. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что более чем две трети всех угроз безопасности предприятия исходят от собственного персонала или связаны с ним. В связи с этим важную роль играет служба персонала предприятия в вопросах противодействия угрозам безопасности.
Поэтому видится целесообразным и своевременным обсуждение некоего минимума мероприятий по обеспечению кадровой составляющей, в том числе на стадиях приема и увольнения.
По мнению Е.С. Жарикова и А.А. Парамонова, традиционно кадровая работа не рассматривалась как зона базового риска, т. е. зона, ошибки в которой обязательно сказываются на результатах функционирования и развития предприятия. Лишь в последнее время в рыночных условиях хозяйствования возникло понимание зависимости успехов организаций от подхода к управлению персоналом как к зоне повышенного риска. Такое отношение к кадровым ошибкам стали разделять и ученые, и руководители предприятий.
Чтобы уменьшить количество таких ошибок, необходимо держать в поле зрения работу с кадрами как источник возникновения рисковых ситуаций. Дадим определение кадровым рискам.
Кадровые риски - это «риски, связанные с вероятностью реализации антропогенных угроз, то есть угроз, исходящих от людей» .
Учитывая, что человеческий фактор опосредует все стороны экономических отношений в организации, можно определить кадровые риски как комплексные, важнейшими из которых являются риски утраты конфиденциальной информации, коммерческие риски.
Отметим в числе кадровых рисков:
. образовательные риски, т. е. нанесение организации прямого материального ущерба в связи с увольнением работника, получившего образование за счет средств организации;
. риски хищения материальных ресурсов организации, связанные с деформированными социальными установками людей, отсутствием должного контроля и учета использования материальных ресурсов, несоблюдением требований законодательства в организации, как со стороны работников, так и со стороны работодателей.
. риски утраты, искажения, хищения информации работниками в процессе ее получения, обработки, хранения, передачи.
В основе информационных рисков следующие угрозы, исходящие от персонала:
♦ модификации, повреждение, разрушение программного обеспечения;
♦ несанкционированный доступ персонала, превышение полномочий;
♦ нарушение конфиденциальности, угрозы безопасности со стороны персонала (маскировка под зарегистрированного участника, ложная отправка сообщения, хищение носителей информации, производственных отходов и др.);
♦ неумышленные действия персонала;
♦ атака на информационную часть системы защиты (взлом системы защиты, раскрытие, передача, хищение кодов, ключей, паролей).