Науково-практичний коментар до законодавства України про працю
Статья 265. Ответственность за нарушение законодательства о труде
Лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
1. Комментируемая статья определяет общие основания ответственности за нарушение законодательства о труде. Лица, виновные в этом, привлекаются к дисциплинарной, материальной, административной либо уголовной ответственности. В соответствии с п. 22 части первой ст. 92 Конституции Украины ответственность за деяния, признанные преступлениями, административными и дисциплинарными правонарушениями, устанавливается исключительно законами.
2. Дисциплинарная ответственность должностных лиц и других работников за нарушение законодательства о труде заключается в применении к ним дисциплинарных взысканий. При этом порядок и условия их применения регулируются правилами главы Х КЗоТ «Трудовая дисциплина».
3. Материальная ответственность должностных лиц и других работников за нарушение законодательства о труде заключается в возмещении ими предприятию материального ущерба, причиненного по их вине. Порядок и условия привлечения виновных лиц к материальной ответственности регулируются главой IX «Гарантии при возложении на работников материальной ответственности за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации». Если вследствие нарушения законодательства о труде, в частности, правил об охране труда, предприятие должно нести расходы (выплачивать работнику средний заработок за время простоя, если работник, например, отказался от работы на основании части второй ст. 6 Закона «Об охране труда» [236]), виновные работники несут ограниченную материальную ответственность на основании ст. 132 и 133 КЗоТ. При соответствующих условиях возможна полная материальная ответственность согласно ст. 134 КЗоТ.
4. За нарушение законодательства о труде и охране труда виновные лица могут также быть привлечены и к административной ответственности. При этом нормы, устанавливающие такую ответственность, содержатся как в Кодексе Украины об административных правонарушениях [82] (далее — КоАП [82]), так и в отдельных законах.
4.1. В соответствии со ст. 41 КоАП [82] нарушения установленных сроков выплаты заработной платы, выплата ее не в полном объеме, а также другие нарушения требований законодательства о труде влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности в размере от 30 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
При этом нарушение требований законодательных и других нормативных актов об охране труда влечет за собой наложение штрафа на работников в размере от 2 до 5 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, а на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности — от 5 до 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
4.2. В соответствии со ст. 411 КоАП [82] уклонение лиц, представляющих стороны коллективных переговоров, от участия в этих переговорах с целью заключения, изменения либо дополнения коллективного договора, соглашения, умышленное нарушение установленного законодательством срока начала таких переговоров или необеспечение работы комиссий из представителей сторон или примирительных комиссий в установленный сторонами переговоров срок влечет за собой наложение штрафа от 3 до 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
4.3. В соответствии со ст. 412 КоАП [82] нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных в коллективном договоре, соглашении, лицами, представляющими его стороны, либо представителями трудового коллектива влечет за собой наложение штрафа от 50 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
4.4. В соответствии со ст. 413 КоАП [82] непредоставление лицами, являющимися представителями сторон коллективных переговоров и коллективных договоров, соглашений, представителями трудовых коллективов, информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений, влечет за собой наложение штрафа в размере от 1 до 5 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Совокупность административных правонарушений, перечисленных в ст. 411, 412, 413 КоАП [82], практически полностью повторяет совокупность этих правонарушений, перечисленную в ст. 17-19 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях» [128]. Единственное исключение заключается в том, что в указанных статьях Закона «О коллективных договорах и соглашениях» [128], в отличие от соответствующих статей КоАП [82], не устанавливается минимальный размер штрафа.
4.5. В соответствии со ст. 179 КоАП [82] употребление спиртных напитков на производстве (на рабочих местах, в помещении и на территории предприятия) или нахождение на работе в нетрезвом состоянии влечет за собой наложение штрафа в размере от 3 до 5 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Участие специалистов, начальников участков, смен, цехов и других руководителей в распитии спиртных напитков с подчиненными им работниками на производстве или непринятие ими мер к отстранению от работы лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, или сокрытие ими случаев распития спиртных напитков либо нахождения на работе в нетрезвом состоянии подчиненных влечет за собой наложение штрафа от 4 до 6 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
4.6. В КоАП [82] отдельно устанавливается административная ответственность за несоблюдение норм охраны труда, связанных с установлением дополнительных требований как в ряде специальных сфер охраны труда, так и в некоторых отраслях народного хозяйства.
В соответствии со ст. 42 КоАП [82] нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от 6 до 25 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
4.7. В соответствии со ст. 93 КоАП [82] нарушение требований законодательных и других нормативных актов по безопасному ведению работ в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных органам специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере охраны труда, влечет за собой наложение штрафа на работников в размере от 2 до 5 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, а на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и на граждан — собственников предприятий либо уполномоченных ими лиц — от 5 до 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
4.8. В соответствии со ст. 94 КоАП [82] нарушение требований законодательных и других нормативных актов о хранении, использовании и учете взрывчатых веществ в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных органам специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере охраны труда, влечет за собой наложение штрафа на работников в размере от 2 до 5 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, а на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и граждан — собственников предприятий либо уполномоченных ими лиц — от 10 до 14 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
4.9. В соответствии со ст. 95 КоАП [82] нарушение должностными лицами предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности правил и норм ядерной и радиационной безопасности влечет за собой наложение штрафа от 10 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — влекут за собой наложение штрафа от 100 до 200 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
4.10. В соответствии со ст. 175 КоАП [82] нарушения установленных законодательством требований пожарной безопасности, а также использование пожарной техники и средств пожаротушения не по назначению влечет за собой предупреждение или наложение штрафа на граждан от 0,5 до 7 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и на должностных лиц — от 2 до 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
4.11. В КоАП [82] устанавливается ответственность и за невыполнение законных распоряжений органов, осуществляющих надзор за соблюдением законодательства о труде и охране труда.
В соответствии со ст. 1881 КоАП [82] невыполнение должностным лицом, имеющим право приема и увольнения работников с работы, распоряжения исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета, местной государственной администрации, решения службы по делам несовершеннолетних либо решения другого органа о трудоустройстве лиц, обеспечение работой которых в соответствии с законодательством возложено на эти органы, влечет за собой наложение штрафа в размере от 5 до 8 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Кроме того, невыполнение должностным лицом, имеющим право принимать на работу и увольнять с работы, физическим лицом, использующим наемный труд, норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, неподачи Фонду социальной защиты инвалидов отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов влекут за собой наложение штрафа от десяти до двадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
4.12. В соответствии со ст. 1884 КоАП [82] невыполнение законных требований должностных лиц органов специально уполномоченного органа исполнительной власти по надзору за охраной труда по устранению нарушений соответствующего законодательства или препятствование деятельности этих органов влечет за собой наложение штрафа на работников в размере от 3 до 5 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и на должностных лиц — от 8 до 14 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
4.13. В соответствии со ст. 1885 КоАП [82] невыполнение законных распоряжений или предписаний, других законных требований должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль в сфере радиационной безопасности, непредоставление им необходимой информации либо предоставление ложной информации, создание других препятствий для выполнения возложенных на них обязанностей влекут за собой наложение штрафа на граждан от 3 до 5 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и на должностных лиц — от 5 до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Кроме того, в соответствии со ст. 18818 КоАП [82] невыполнение законных требований (предписаний) должностных лиц органов государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности по устранению нарушений законодательства о ядерной и радиационной безопасности, непредоставление им необходимой информации или предоставление ложной информации, создание других препятствий для выполнения возложенных на них обязанностей влекут за собой наложение штрафа от 10 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, влекут за собой наложение штрафа от 100 до 200 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
4.14. В соответствии со ст. 1886 КоАП [82] невыполнение законных требований должностных лиц органов специально уполномоченного органа исполнительной власти по государственному надзору за соблюдением законодательства о труде по устранению нарушений законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании либо создание препятствий для деятельности этих органов — влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц от 10 до 14 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
4.15. В соответствии со ст. 1888 КоАП [82] невыполнение предписаний и постановлений должностных лиц государственного пожарного надзора или создание препятствий для их деятельности влечет за собой наложение штрафа на граждан от 0,5 до 7 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и на должностных лиц — от 2 до 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
4.16. В соответствии со ст. 18811 КоАП [82] невыполнение постановлений, распоряжений, предписаний, заключений должностных лиц органов, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы по устранению нарушений санитарного законодательства, непредоставление им необходимой информации или предоставление ложной информации, создание других препятствий для выполнения возложенных на них обязанностей влекут за собой наложение штрафа на граждан от 1 до 12 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и на должностных лиц — в размере от 6 до 25 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
4.17. Часть вторая ст. 24 КЗоТ возлагает на гражданина обязанность при приеме на работу предъявить паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. На собственника косвенно возлагается публично-правовая обязанность требовать предъявления паспорта. Невыполнение должностными лицами предприятий, учреждений, организаций этой обязанности, прием на работу граждан без паспортов или с недействительными паспортами влекут за собой в соответствии со ст. 200 КоАП [82] административную ответственность в виде штрафа в размере от 1 до 3 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Штраф в размере от 10 до 14 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан применяется за такое нарушение, допущенное должностным лицом повторно в течение одного года после применения к нему мер административного взыскания за такое же нарушение.
5. Дела о совершении перечисленных выше административных правонарушений рассматриваются:
1) административными комиссиями при исполнительных органах городских, поселковых и сельских советов на основании ст. 218 КоАП [82] — дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 179 КоАП [82]. Дела этой же категории могут на основании ст. 219 КоАП [82] рассматриваться исполнительными органами городских поселковых и сельских советов;
2) судьями районных (городских) судов на основании ст. 221 КоАП [82] — дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 41 (часть первая), 411, 412, 413, 1881 КоАП [82];
3) органами государственного пожарного надзора на основании ст. 223 КоАП [82] — дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 175 и 1888 КоАП [82];
4) органами специально уполномоченного органа исполнительной власти по государственному надзору за соблюдением законодательства о труде на основании ст. 2301 КоАП [82] — дела об административных правонарушениях, связанных с невыполнением законных требований должностных лиц этих органов или созданием препятствий для деятельности этих органов, предусмотренные ст. 1886 КоАП [82];
5) органами специально уполномоченного органа исполнительной власти по надзору за охраной труда в соответствии со ст. 231 КоАП [82] — дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 41 (часть вторая, за исключением нарушений санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм), 93, 94, 1884 КоАП [82];
6) органами, учреждениями и заведениями государственной санитарно-эпидемиологической службы в соответствии со ст. 236 КоАП [82] — дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 42, а также частью 2 ст. 41 и 95 КоАП [82], если они являются нарушением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм, и ст. 11811 КоАП [82];
7) органы специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере экологии и природных ресурсов Украины в соответствии со ст. 2421 КоАП [82] — дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 1885 КоАП [82];
8) органами внутренних дел (от их имени дела рассматривают начальники либо заместители начальников районных, городских, районных в городах отделов (управлений) внутренних дел) на основании ст. 222 КоАП [82] — дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 200 КоАП [82];
9) органами государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности в соответствии со ст. 24412 КоАП [82] — дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и норм ядерной и радиационной безопасности (статья 95), а также с невыполнением законных требований (предписаний) должностных лиц органов государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности (статья 18818).
6. Указанные органы рассматривают дела об административных правонарушениях на основании протоколов об административных правонарушениях, составляемых уполномоченными на это должностными лицами. При этом в соответствии со ст. 255 КоАП [82] в случае, когда дело об административном правонарушении рассматривается административной комиссией, исполнительным комитетом сельских и поселковых советов, судьей, протоколы об административных правонарушениях могут составляться:
1) органами Министерства труда и социальной политики Украины (ч. 1 ст. 41, ст. 411, 412, 413, 1883 КоАП [82]);
2) собственником предприятия, учреждения, организации либо уполномоченным им органом (ст. 179 КоАП [82]);
3) работниками, осуществляющими охрану предприятия (ст. 179 КоАП [82]);
4) членами общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы (ст. 179 КоАП [82]);
5) органами внутренних дел (ст. 179 КоАП [82]).
7. В отношении дел, которые рассматриваются органами Минтруда, органами государственного пожарного надзора, органами внутренних дел, органами специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере охраны труда, органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, органами специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере экологии и природных ресурсов Украины, протоколы об административных правонарушениях составляются уполномоченными на это должностными лицами указанных органов. Кроме того, по поводу административных нарушений, предусмотренных в ст. 175 и 1888 КоАП [82], протоколы могут составляться работниками ведомственной, сельской пожарной охраны и членами добровольных пожарных дружин (команд), противопожарных объединений граждан.
8. Своеобразным видом юридической ответственности является финансовая ответственность предприятия за нарушение законодательства о труде и охране труда. Такая ответственность предусмотрена, в частности, Законом «Об охране труда» [236]. В соответствии со ст. 43 данного Закона [236] за нарушение законодательства об охране труда, невыполнение распоряжений должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда юридические и физические лица, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд, привлекаются органами государственного надзора за охраной труда к уплате штрафа в порядке, установленном законом. Максимальный размер штрафа не может превышать пяти процентов месячного фонда заработной платы юридического либо физического лица, которое в соответствии с законодательством использует наемный труд. Неуплата штрафа юридическими либо физическими лицами, использующими согласно законодательству наемный труд, влечет за собой начисление на сумму штрафа пени в размере двух процентов за каждый день просрочки.
9. В соответствии со ст. 35 Закона «О пожарной безопасности» [135] за нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности и невыполнение предписаний должностных лиц органов государственного пожарного надзора предприятия могут привлекаться в судебном порядке к уплате штрафа в размере до 2 % их месячного фонда заработной платы. Решение о наложении штрафа может быть обжаловано в судебном порядке в месячный срок. При этом подача жалобы приостанавливает взыскание штрафа до окончательного разрешения спора. Неуплата штрафа в течение месяца после окончательного разрешения спора влечет за собой начисление на сумму штрафа пени в размере 2% за каждый день просрочки.
10. В соответствии со ст. 46 Закона «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» [140] к предприятиям могут применяться финансовые санкции за нарушение санитарного законодательства. В частности, за уклонение от предъявления должностным лицам государственной санитарно-эпидемиологической службы продукции, подлежащей такому контролю, предприятие уплачивает штраф в размере 25 % стоимости продукции, выпущенной с момента уклонения. При этом стоимость продукции определяется по ценам ее реализации. Подробнее порядок взыскания финансовых санкций, наложенных на основании ст. 47 Закона «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» [140] (в том числе и штрафов на должностных лиц), регулируется Инструкцией о порядке наложения и взыскания штрафов за нарушение санитарного законодательства.
11. В соответствии со ст. 82 Закона Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» [145] на предприятия, осуществляющие деятельность в сфере использования ядерной энергии, в случае нарушения норм, правил и стандартов по безопасности либо условий разрешений на ведение работ, если эти нарушения нанесли или могли нанести ущерба здоровью людей либо окружающей природной среде, органами государственного регулирования ядерной или радиационной безопасности может быть наложен штраф.
12. Размер и порядок наложения указанных штрафов определяется на основании Положения о порядке установления размеров и наложения штрафов на предприятия, учреждения и организации, осуществляющие деятельность в сфере использования ядерной энергии, в случае нарушения ими норм, правил и стандартов по безопасности либо условий разрешений на ведение работ [359]. В соответствии с этим постановлением [359] за базовую величину штрафа берется величина, равная 5000 не облагаемых минимумов доходов граждан на день вынесения постановления о наложении штрафа. Конкретный размер штрафа зависит от вида деятельности предприятия, уровня нарушения, продолжительности работы с нарушением до и после его выявления, и факторов поправки величины штрафа, вытекающих из характера нарушения и устанавливаемых в специальных таблицах, включенных в этом Положение [359].
13. В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона «О занятости населения» [101] в случае отказа от приема на работу трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, которые нуждаются в социальной защите и не способны на равных конкурировать на рынке труда (кроме инвалидов, не достигших пенсионного возраста), в пределах установленной брони с предприятий, учреждений и организаций государственная служба занятости взыскивает штраф за каждый такой отказ в размере четырех минимальных заработных плат. Полученные средства направляются в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы и могут использоваться для финансирования расходов предприятий, учреждений и организаций, создающих рабочие места для этих категорий населения сверх установленной квоты. В таком же размере на основании ст. 8 указанного Закона [101] предприятие, учреждение и организация независимо от форм собственности выплачивают штрафы в случае использования труда иностранцев либо лиц без гражданства без разрешения государственной службы занятости Украины за каждое такое лицо. Кроме того, на основании п. 5 ст. 20 Закона «О занятости населения» [101] государственная служба занятости имеет право взыскивать с предприятия штраф за непредоставление или нарушение сроков предоставления данных о высвобождении работников в связи с изменениями в организации производства и труда в размере средней годовой заработной платы за каждого высвобожденного работника.
14. За нарушения трудовых прав граждан, законодательства о труде и охране труда, признанные законодательством общественно опасными, установлена уголовная ответственность. В Уголовном кодексе Украины [85] (далее — УК [85]) есть несколько специальных статей, устанавливающих уголовное наказание за преступления в сфере трудовых отношений. Причем эти статьи содержатся в двух разделах — V «Преступления против избирательных, трудовых и других личных прав и свобод человека и гражданина» (ст. 170, 172 — 175) и Х «Преступления против безопасности производства» (ст. 271-275).
15. Согласно ст. 172 УК [85] незаконное увольнение работника с работы по личным мотивам, а также другое грубое нарушение законодательства о труде караются штрафом до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет. Те же действия, совершенные в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины или матери, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида, караются штрафом от пятидесяти до ста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.
15.1. Согласно ст. 173 УК [85] грубое нарушение соглашения о труде служебным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, а также отдельным гражданином либо уполномоченным ими лицом путем обмана или злоупотребления доверием или принуждением к выполнению работы, не обусловленной соглашением, — карается штрафом до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет. Те же действия, совершенные в отношении гражданина, с которым заключено соглашение по поводу его работы за пределами Украины, — караются штрафом от пятидесяти до ста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет.
При этом нужно обратить внимание на следующее: по мнению авторов Научно-практического комментария Уголовного кодекса Украины от 5 апреля 2002 года под редакцией М. И. Мельника и М. И. Хавронюка (К.: Канон, 2001. — С. 413), под трудовым соглашением следует понимать заключенный в соответствии с законом между работником и собственником предприятия, учреждения, организации либо уполномоченным им органом или физическим лицом трудовой договор (письменный либо устный, а также трудовой контракт).
15.2. Согласно ст. 174 УК [85] принуждение к участию в забастовке или препятствование участию в забастовке путем насилия либо угрозы применения насилия или путем других незаконных действий карается штрафом до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан либо арестом на срок до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет.
15.3. Согласно ст. 175 УК [85] необоснованная невыплата заработной платы или другой установленной законом выплаты гражданам более чем за один месяц, совершенная умышленно руководителем предприятия, учреждения либо организации независимо от формы собственности, карается штрафом от ста до трехсот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. То же деяние, если оно было совершенно вследствие нецелевого использования средств, предназначенных для выплаты заработной платы и других установленных законом выплат, карается штрафом от пятисот до тысячи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Однако лицо освобождается от уголовной ответственности, если до привлечения к уголовной ответственности им осуществлена выплата заработной платы или другой установленной законом выплаты гражданам.
15.4. Согласно ст. 170 УК [85] умышленное препятствование законной деятельности профессиональных союзов или их органов карается исправительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
15.5. Согласно ст. 271 УК [85] нарушение требований законодательных и других нормативно-правовых актов об охране труда служебным лицом предприятия, учреждения, организации или гражданином — субъектом предпринимательской деятельности, если это нарушение нанесло вред здоровью пострадавшего, карается штрафом до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на тот же срок. То же деяние, если оно повлекло за собой гибель людей или другие тяжкие последствия, карается исправительными работами на срок до двух лет либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до семи лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового.
15.6. Согласно ст. 272 УК [85] нарушение правил безопасности во время выполнения работ с повышенной опасностью на производстве или на любом предприятии лицом, которое обязано их соблюдать, если это нарушение создало угрозу гибели людей или наступления других тяжких последствий либо причинило вред здоровью пострадавшего, карается штрафом до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. То же деяние, если оно повлекло за собой гибель людей или другие тяжелые последствия, карается ограничением свободы на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до восьми лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
15.7. Согласно ст. 273 УК [85] нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах лицом, которое обязано их соблюдать, если оно создало угрозу гибели людей или наступления других тяжких последствий либо причинило вред здоровью пострадавшего, карается исправительными работами на срок до двух лет либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. То же деяние, если оно повлекло за собой гибель людей или другие тяжкие последствия, карается ограничением свободы на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от двух до десяти лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
15.8. Согласно ст. 274 УК [85] нарушение на производстве правил ядерной или радиационной безопасности лицом, которое обязано их соблюдать, если оно создало угрозу гибели людей или наступления других тяжких последствий или причинило вред здоровью пострадавшего, карается ограничением свободы на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. То же деяние, если оно повлекло за собой гибель людей или другие тяжкие последствия, карается лишением свободы на срок от трех до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
15.9. Согласно ст. 275 УК [85] нарушение во время разработки, конструирования, изготовления или хранения промышленной продукции правил по ее безопасному использованию, а также нарушение во время проектирования или строительства правил по безопасной эксплуатации зданий и сооружений, лицом, которое обязано соблюдать такие правила, если это создало угрозу гибели людей или наступления других тяжких последствий или причинило вред здоровью пострадавшего, караются штрафом до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового. То же деяние, если оно повлекло за собой гибель людей или другие тяжкие последствия, карается исправительными работами на срок до двух лет либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
16. В соответствии со ст. 112 Уголовно-процессуального кодекса Украины по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 170, 172, 173, 175, 271-275 УК [85], досудебное следствие осуществляется следователями прокуратуры. Что касается преступлений, предусмотренных ст. 174 УК [85], то досудебное следствие должно осуществляться следователями органов внутренних дел.