Науково-практичний коментар до законодавства України про працю
Статья 260. Государственный надзор за охраной труда
Государственный надзор за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда осуществляют:
Государственный комитет Украины по надзору за охраной труда;
Государственный комитет Украины по ядерной и радиационной безопасности;
органы государственного пожарного надзора управления пожарной охраны Министерства внутренних дел Украины;
органы и заведения санитарно-эпидемиологической службы Министерства охраны здоровья Украины.
1. В соответствии со ст. 38 Закона Украины «Об охране труда» [236] государственный надзор за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов об охране труда осуществляют: 1) специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по надзору за охраной труда; 2) специально уполномоченный государственный орган по вопросам радиационной безопасности; 3) специально уполномоченный государственный орган по вопросам пожарной безопасности; 4) специально уполномоченный государственный орган по вопросам гигиены труда.
2. Кабинетом Министров Украины 23 ноября 2006 года утверждено Положение о Государственном комитете Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору [434]. В соответствии с п. 1 указанного Положения [434] Государственный комитет Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору (Госгорпромнадзор) является специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по промышленной безопасности, охране труда, государственному горному надзору и государственного регулирования в сфере безопасного обращения со взрывчатыми материалами промышленного назначения, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины.
3. Контрольные полномочия этого органа определяются комментируемой статьей, Законом «Об охране труда» [236] и Положением [434] о нем. В соответствии с указанным Положением [434] одной из основных задач Госгорпромнадзора признано осуществление государственного надзора за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов об охране труда в части безопасного ведения работ и промышленной безопасности.
Госгорпромнадзор, в частности, осуществляет государственный надзор, в том числе по вопросам: строительства, реконструкции и эксплуатации объектов повышенной опасности, потенциально опасных объектов и производств; применения технологий, технологических процессов, машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств производства, а также обеспечения работников спецодеждой и другими средствами коллективной и индивидуальной защиты; изготовления, монтажа, ремонта, реконструкции, наладки и безопасной эксплуатации машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств производства; изготовления, транспортировки, хранения и использования взрывчатых материалов и изделий на их основе.
Кроме этого, Госгорпромнадзор осуществляет государственный надзор за деятельностью Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины в части проведения им мероприятий профилактики производственного травматизма, направленных на устранение вредных и опасных производственных факторов, предотвращение несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и других случаев угрозы здоровью застрахованных лиц, вызванных условиями труда, подготовки, финансирования и выполнения Обще-государственной, отраслевых и региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды.
4. На основании ст. 39 Закона «Об охране труда» [236] должностные лица государственного органа по надзору за охраной труда имеют право, в частности: 1) беспрепятственно посещать подконтрольные предприятия (объекты), производства физических лиц, использующих наемный труд, и осуществлять в присутствии работодателя или его представителя проверку соблюдения законодательства об охране труда; 2) получать от работодателя и должностных лиц письменные или устные пояснения, заключения экспертных обследований, аудитов, материалы и информацию по соответствующим во-просам, отчеты об уровне и состоянии профилактической работы, причины нарушений законодательства и принятых мерах по их устранению; 3) выдавать в установленном порядке руководителям и должностным лицам юридических и физических лиц, органов исполнительной власти и местного самоуправления обязательные для выполнения предписания (распоряжения) об устранении нарушений и недостатков в сфере охраны труда; 4) запрещать, приостанавливать, прекращать, ограничивать эксплуатацию предприятий, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, выпуск и эксплуатацию машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств труда, выполнение определенных работ, применение новых опасных веществ, а также отменять или прекращать действие выданных ими разрешений и лицензий до устранения нарушений, создающих угрозу жизни работающих; 5) привлекать к административной ответственности работников, виновных в нарушении законодательства об охране труда; 6) направлять работодателям представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности, передавать материалы органам прокуратуры для привлечения их к ответственности.
5. Госгорпромнадзор осуществляет свои полномочия непосредственно и через территориальные органы, созданные по согласованию с министром по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы в рамках предельной численности работников Департамента.
6. В комментируемой статье предусмотрено, что государственный контроль за соблюдением законодательства об охране труда должен осуществлять также Государственный комитет Украины по ядерной и радиационной безопасности. Однако этот орган был ликвидирован Указом Президента «О создании Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины», которое было создано в том числе и на базе указанного Государственного комитета. В Положении об этом Министерстве одной из основных задач Министерства было определено осуществление контроля за соблюдением требований законодательства о ядерной и радиационной безопасности. При этом в Положении предусматривалось, что с целью организации и осуществления такого государственного контроля в Министерстве действует Главная государственная инспекция по надзору за ядерной безопасностью. В свою очередь, на базе Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины в соответствии с Указом Президента Украины «Об изменениях в структуре центральных органов исполнительной власти» [310] было создано Министерство экологии и природных ресурсов Украины, ставшее его правопреемником.
Указом Президента «О государственном регулировании ядерной и радиационной безопасности» [316] с целью усовершенствования государственного регулирования в этой сфере и в связи с принятием Украиной обязательств по выполнению требований Конвенции о ядерной безопасности и Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработанным топливом и безопасности обращения с радиоактивными отходами был создан Государственный комитет ядерного регулирования Украины как центральный орган исполнительной власти со специальным статусом на базе Главной государственной инспекции по надзору за ядерной безопасностью и Департамента ядерного регулирования Министерства экологии и природных ресурсов.
Положение о Государственном комитете ядерного регулирования Украины утверждено Указом Президента Украины [319]. Указанным Положением [319] предусмотрено, в частности, что Комитет осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства, норм, правил и стандартов по использованию ядерной энергии, требований ядерной и радиационной безопасности.
7. В соответствии со ст. 25 Закона «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» [145] государственные инспекторы, в частности, имеют право:
1) беспрепятственно в любое время посещать предприятия, учреждения и организации для проверки соблюдения законодательства об использовании ядерной энергии, получая при этом все необходимые объяснения, материалы и информацию; 2) посылать предприятиям, а также их должностным лицам, руководителям структурных подразделений центральных органов исполнительной власти и местных советов обязательные для выполнения распоряжения (предписания) об устранении нарушений и недостатков в сфере безопасности использования ядерной энергии; 3) ограничивать, останавливать или приостанавливать эксплуатацию предприятий и объектов в случае нарушения требований в отношении ядерной и радиационной безопасности; 4) привлекать к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательных и других нормативных актов в отношении ядерной и радиационной безопасности.
8. Государственная пожарная охрана, действующая на основании ст. 16 Закона Украины «О пожарной безопасности» [135] и Положения о Государственной пожарной охране, также имеет полномочия надзора в рассматриваемой сфере.
9. Государственный пожарный надзор осуществляют Государственный департамент пожарной безопасности МЧС, являющийся правительственным органом государственного управления в сфере государственного пожарного надзора; территориальные органы госпожнадзора — управления (отделы) по вопросам надзорно-профилактической деятельности главных управлений (управлений) Министерства чрезвычайных ситуаций Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, на которых возложено осуществление госпожнадзора; местные органы госпожнадзора — отделения, отделы, управления и т. п. по вопросам надзорно-профилактической деятельности, подчиненные территориальным органам госпожнадзора, на которых возложено его осуществление, или Государственному департаменту пожарной безопасности.
10. Основными задачами государственного пожарного контроля являются установление и контроль за обеспечением единства требований государственных стандартов, норм и правил в сфере пожарной безопасности; осуществление контроля за соблюдением требований пожарной безопасности во время проектирования, строительства, реконструкции, технического переоснащения и эксплуатации зданий, сооружений и других объектов независимо от форм собственности и видов деятельности, разработки и изготовления пожароопасных приборов, оборудования и другой продукции, веществ и материалов; выявление и контроль за устранением причин и условий, способствующих возникновению и распространению пожара, созданию в случае пожара угрозы жизни и здоровью людей, уничтожению или повреждению имущества, а также созданию препятствий для своевременной ликвидации пожаров и спасения людей; разработка мер профилактики пожаров.
Для выполнения этих задач государственные инспекторы по пожарному надзору пользуются «классическим» набором прав должностного лица контролирующего органа. Они могут, в частности: проводить в любое время в присутствии собственника или его представителя пожарно-технические обследования и проверки подконтрольных объектов и получать необходимые пояснения, материалы и информацию; давать (направлять) руководителям органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления, руководителям и должностным лицам предприятий, а также гражданам обязательные для выполнения распоряжения (предписания) об устранении нарушений и недостатков в работе, связанной с обеспечением пожарной безопасности и принятием мер по предотвращению пожаров, осуществлять контроль за их выполнением; привлекать к административной ответственности должностных лиц, других работников предприятий и граждан, виновных в нарушении требований пожарной безопасности, установленных актами законодательства и другими нормативными актами (стандартами, нормами, правилами, положениями, инструкциями и т. п.), невыполнении распоряжений (предписаний), постановлений органов госпожнадзора, использовании пожарной техники и средств пожаротушения не по назначению; в случае нарушения правил пожарной безопасности, что создает угрозу возникновения пожара или препятствует его тушению, эвакуации людей, а также в случаях выпуска пожароопасной продукции, систем и средств противопожарной защиты с отклонениями от стандартов, технических условий или их отсутствия прекращать или запрещать: работу предприятий и отдельных производств, эксплуатацию зданий, сооружений, выпуск и реализацию пожароопасной продукции, систем и средств противопожарной защиты; работу производственных участков и агрегатов, эксплуатацию отдельных помещений, отопительных приборов, участков электрической сети; проведение пожароопасных работ, действие выданных на право проведения таких работ разрешений.
Государственный пожарный надзор контролирует состояние пожарной безопасности на объектах государственной и коллективной собственности в полном объеме, а на объектах частной собственности — только условия безопасности людей в случае возникновения пожара, а также вопросы пожарной безопасности в разрезе прав и интересов других юридических лиц и граждан.
11. Последними из указанных в статье государственных органов, специализирующихся на контроле по отдельным аспектам соблюдения законодательства об охране труда, являются органы и заведения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения Украины. Правовой основой деятельности этой службы являются Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» [140] и Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре в Украине [421]. В соответствии со ст. 33 данного Закона [140] одним из основных направлений деятельности Государственной санитарно-эпидемиологической службы является осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
12. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется главными государственными санитарными врачами, их заместителями, другими должностными лицами, а также учреждениями и заведениями государственной санитарно-эпидемиологической службы.
Систему государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины составляют: центральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения; учреждения и заведения государственной санитарно-эпидемиологической службы центрального органа в сфере здравоохранения; соответствующие учреждения, заведения, части и подразделения центральных органов исполнительной власти в отрасли обороны, в отрасли внутренних дел, по делам охраны государственной границы, по вопросам исполнения наказаний, Государственного лечебно-оздоровительного управления, Службы безопасности Украины; государственные научные учреждения санитарно-эпидемиологического профиля.
13. Основными задачами государственного санитарно-эпидемиологического надзора являются, в частности: надзор за организацией и проведением органами исполнительной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами санитарных и противоэпидемических мероприятий; надзор за реализацией государственной политики по вопросам профилактики заболеваний населения, участие в разработке и контроль за выполнением программ по предотвращению вредного воздействия факторов окружающей природной среды на здоровье население; надзор за соблюдением санитарного законодательства;
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется выборочными проверками соблюдения санитарного законодательства по планам органов, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы, а также внепланово в зависимости от санитарной, эпидемической ситуации и по заявлениям граждан.
14. При проведении государственного санитарно-эпидемиологического контроля должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы имеют право: 1) беспрепятственного входа на территорию и в помещения всех объектов надзора по служебному удостоверению и вынесения обязательных для выполнения указаний об устранении нарушений санитарных норм, а также проведении необходимых лабораторных исследований; 2) бесплатного получения от юридических лиц и граждан материалов и информации, характеризующей санитарное и эпидемиологическое состояние объектов и здоровья людей; 3) бесплатного отбора образцов сырья, продукции, материалов для государственной санитарно-гигиенической экспертизы; 4) расследования причин и условий возникновения профессиональных или групповых инфекционных заболеваний, отравлений, радиационных аварий и предоставления материалов по этим вопросам компетентным органам для привлечения виновных к ответственности; 5) принятия предусмотренных законодательством мер для прекращения нарушений санитарного законодательства и т. п.