Науково-практичний коментар до законодавства України про працю
Статья 259. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют специально уполномоченные на это органы и инспекции, которые не зависят в своей деятельности от собственника или уполномоченного им органа.
Центральные органы государственной исполнительной власти осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в их функциональном подчинении.
Высший надзор за соблюдением и правильным применением законов о труде осуществляется Генеральным прокурором Украины о подчиненными ему прокурорами.
Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профессиональные союзы и их объединения.
1. В соответствии со ст. 43 Конституции Украины государство создает условия для осуществления гражданами права на труд. Для обеспечения реализации этого конституционного положения в государстве создана система специальных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. При этом одним из главных законодательных принципов их деятельности является независимость от собственника предприятия, в том числе и в том случае, когда предприятие — государственное.
2. Главная роль в обеспечении такого надзора и контроля принадлежит Государственному департаменту надзора за соблюдением законодательства о труде, созданному в составе Министерства труда и социальной политики Украины на основании постановления Кабинета Министров Украины «О создании Государственного департамента надзора за соблюдением законодательства о труде» [398] на базе Главной государственной инспекции труда и Государственной экспертизы условий труда Украины, которые раньше были самостоятельными структурными подразделениями Минтруда. При этом он является правительственным органом государственного управления, действующим в составе Минтруда и подчиняющимся ему.
3. Положение о Государственном департаменте надзора за соблюдением законодательства о труде [426] утверждено постановлением Кабинета Министров Украины.
В соответствии с указанным Положением [426] основными задачами Государственного департамента надзора за соблюдением законодательства о труде (далее — Госнадзортруда) является обеспечение защиты прав работников путем осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о труде (кроме вопросов охраны труда) и законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности и у физических лиц, использующих наемный труд, а также предоставление работникам и работодателям рекомендаций и предложений по вопросам применения законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании.
4. Для выполнения этих задач Госнадзортруда, в частности: осуществляет контроль соблюдения законодательства о труде и законодательстве об общеобязательном государственном социальном страховании (последнее — в части обеспечения прав и гарантий застрахованных лиц) путем проведения проверок работодателей и рабочих органов исполнительных дирекций фондов общеобязательного государственного социального страхования; сотрудничает с организациями работников и работодателей с целью внедрения законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании; оказывает методическую помощь работодателям, проводит разъяснительную и консультационную работу по вопросам, относящимся к его компетенции, и т. п.
Госнадзортруда имеет право, в частности, получать в установленном законодательством порядке от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, работодателей, рабочих органов исполнительных дирекций фондов общеобязательного государственного социального страхования информацию, документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных на него задач; привлекать специалистов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, работодателей, представителей объединений граждан (по согласованию с их руководителями), а также общественных инспекторов труда для проведения проверок и рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции, и гражданам (по их требованию) в случае проведения проверки по их обращениям, и т. п.
5. Для выполнения возложенных на Госнадзортруда задач в Департаменте создаются по согласованию с Министерством труда и социальной политики Украины территориальные государственные инспекции труда, положения о которых утверждаются директором Госнадзортруда.
6. Должностные лица Госнадзортруда, в частности, имеют право: беспрепятственно в любое время без предварительного уведомления с предъявлением служебного удостоверения посещать для проверки соблюдения законодательства административные и производственные помещения работодателей, рабочие органы исполнительных дирекций фондов общеобязательного государственного социального страхования; давать должностным лицам органов исполнительной власти и местного самоуправления, работодателей, рабочих органов исполнительных дирекций фондов общеобязательного государственного социального страхования предписания по устранению нарушений соответствующего законодательства, подлежащие обязательному выполнению с письменным уведомлением о принятых мерах в месячный или в другой указанный в предписании срок; составлять в случаях, предусмотренных законодательством, протоколы об административных правонарушениях, а также рассматривать дела о таких правонарушениях и взыскивать административные санкции в соответствии с законодательством; вносить работодателям предложения о наложении дисциплинарных взысканий на отдельных должностных лиц, виновных в нарушении законодательства, передавать материалы о нарушениях правоохранительным органам.
7. Правовой статус государственной инспекции по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения определен п. 4 ст. 18 Закона «О занятости населения» [101] и Положением об инспекции по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения [326].
Инспекция состоит из инспекции Государственного центра занятости Минтруда, инспекций центров занятости Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских центров занятости на правах подразделений соответствующих центров занятости. В городах с населением свыше 500 тыс. человек может создаваться структурное подразделение инспекции областного центра занятости. В других городах, а также в районах вводится должность инспектора инспекции областного центра занятости.
В соответствии со ст. 12 Закона «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» [198] на органы государственной службы занятости возложены функции исполнительной дирекции Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы и ее рабочих органов. При этом исполнительная дирекция Фонда и ее рабочие органы, а следовательно, служба занятости, получает право контролировать правильность начисления, своевременность уплаты страховых взносов, а также расходов по страхованию от безработицы.
8. Основными задачами инспекции по контролю за соблюдением законодательства о занятости являются осуществление контроля за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности и другими работодателями законодательства о занятости и обеспечение гражданам их прав и гарантий в сфере занятости путем принятия мер по предотвращению и устранению выявленных нарушений этого законодательства.
В соответствии с этим инспекция, в частности, проводит проверки соблюдения законодательства о занятости населения, в первую очередь о трудоустройстве граждан, нуждающихся в социальной защите, организации оплачиваемых общественных работ; обеспечении особых гарантий высвобождаемым работникам в связи с изменениями в организации производства и труда (п. 1 ст. 40 КЗоТ); предоставления государственной службе занятости информации о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), обо всех принятых работниках, о грядущем высвобождении работников и о фактически высвобожденных работниках; обеспечивает правильность и своевременность применения экономических санкций за нарушение законодательства о занятости населения; осуществляет контроль за соблюдением гражданами законодательства о занятости, рекомендаций службы занятости в период разрешения вопроса о трудоустройстве и выплатах пособия и материальной помощи по безработице, оказании единовременной материальной помощи безработному и членам его семьи, находящимся на его иждивении, материальной помощи гражданам, проходящим подготовку, переподготовку или повышение квалификации по направлению государственной службы занятости, предоставлении беспроцентного займа безработным для занятия предпринимательской деятельностью; принимает меры, направленные на предотвращение нелегального использования труда иностранцев либо лиц без гражданства без разрешения государственной службы занятости.
9. Права должностных лиц инспекции занятости во многом совпадают с правами должностных лиц инспекции труда. Они также беспрепятственно посещают предприятия и получают необходимые им сведения, дают обязательные для выполнения указания об устранении выявленных нарушений законодательства, а также ставят перед руководителями предприятий вопросы о наложении взысканий на должностных лиц, виновных в нарушении законодательства. Однако при этом они имеют ряд дополнительных полномочий, которых нет у должностных лиц инспекции труда. В частности, они могут приостанавливать действие приказов, инструкций и других решений предприятий, противоречащих законодательству о занятости, или вносить в вышестоящие органы предложения об их отмене, а также применять к предприятиям санкции, предусмотренные ст. 5 и 20 Закона «О занятости населения» [101], и за несоблюдение требований ст. 8 и 18 указанного Закона [101].
10. В соответствии с п. 3 Положения о Фонде социальной защиты инвалидов [423] на этот Фонд возложена обязанность контроля за соблюдением работодателями нормативов рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов. Кроме того, Фонд также осуществляет контроль за своевременным перечислением сумм штрафных санкций, поступающих от предприятий, учреждений и организаций за несоблюдение ими нормативов рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов. Отделения Фонда осуществляют контроль за созданием предприятиями рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, на основании Порядка проведения проверки предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины «О реализации статей 19 и 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» [435].
11. Во второй части комментируемой статьи предусмотрено, что центральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в их функциональном подчинении. В Общем положении о министерстве, другом центральном органе государственной исполнительной власти предусмотрено, что в рамках своих полномочий министерство организует выполнение актов законодательства и осуществляет систематический контроль за их реализацией. Как правило, такая функция закрепляется и в конкретных нормативно-правовых актах о центральных органах исполнительной власти, в частности, в п. 2 Положения о Министерстве образования и науки Украины [313]. В некоторых случаях указаны общие правила по поводу трудового законодательства несколько конкретизируются. Например, в соответствии с подпунктом 44 п. 4 Положения о Министерстве аграрной политики Украины [312] Министерство осуществляет контроль за выполнением отраслевых соглашений.
12. Определенные права в сфере контроля за соблюдением законодательства о труде предоставлены и местным государственным администрациям. Согласно п. 10 ст. 16 Закона «О местных государственных администрациях» [184] они на соответствующих территориях осуществляют государственный контроль за охраной труда и его своевременной оплатой не ниже определенного государством минимального размера.
13. В соответствии с п. 9 раздела XV «Переходные положения» Конституции Украины органы прокуратуры до введения в действие законов, регулирующих деятельность государственных органов по контролю за соблюдением законов, продолжают выполнять функцию надзора за соблюдением и применением законов. Именно поэтому в комментируемой статье сохранено правило о том, что высший надзор за соблюдением и правильным применением законов о труде осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами.
14. В ст. 20 Закона «О прокуратуре» [111] предусмотрено, что при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением и применением законов прокурор имеет право, в частности: 1) беспрепятственно по удостоверению, подтверждающему занимаемую должность, входить на предприятия и иметь доступ к документам и материалам, необходимым для проведения проверки. При этом он может в письменном виде требовать представления в прокуратуру для проверки указанных документов и материалов, выдачи необходимых справок для решения вопросов, связанных с проверкой; 2) требовать для проверки решения, распоряжения, инструкции, приказы и другие акты и документы, получать информацию о состоянии законности и о мерах по ее обеспечению; 3) требовать от руководителей и коллегиальных органов проведения проверок, ревизий деятельности подчиненных и подконтрольных предприятий, учреждений, организаций и других структур независимо от форм собственности, выделения специалистов для проведения проверок и экспертиз; 4) вызывать должностных лиц и граждан, требовать от них устных и письменных пояснений о нарушении закона.
15. Протест на акт, противоречащий закону в соответствии со ст. 21 Закона «О прокуратуре» [111], подается прокурором (его заместителем) в орган, который его выдал, или в вышестоящий орган. Протест прокурора приостанавливает действие опротестованного акта и подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в 10-дневный срок после его поступления. О последствиях рассмотрения протеста в этот же срок сообщается прокурору. В случае отклонения протеста или уклонения от его рассмотрения прокурор может обратиться в суд с заявлением о признании опротестованного акта незаконным.
16. Во многих специальных законах, посвященных отдельным институтам трудового права («Об оплате труда» [150], «Об охране труда» [236], «Об отпусках» [162]), содержатся нормы о контроле за соблюдением соответствующего закона. Например, в соответствии со ст. 35 Закона «Об оплате труда» [150] контроль за соблюдением законодательства об оплате труда на предприятиях осуществляют: 1) Министерство труда Украины и его органы; 2) финансовые органы; 3) органы Государственной налоговой службы; 4) профсоюзы и другие органы (организации), выражающие интересы работников.
17. В связи с принятием Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» [191] комментируемая статья была дополнена новой частью четвертой, возрождающей профсоюзный контроль за соблюдением законодательства о труде.
В соответствии со ст. 21 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» [191] профсоюзы и их объединения защищают право граждан на труд, принимают участие в разработке и осуществлении государственной политики в сфере трудовых отношений, оплаты труда, охраны труда, социальной защиты. При этом профсоюзы осуществляют общественный контроль за выплатой заработной платы, соблюдением законодательства о труде и охране труда, созданием безопасных условий труда, необходимых производственных и санитарно-бытовых условий, обеспечением работников спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты. Формой общественного контроля является также право профсоюза требовать от работодателя немедленного приостановления работ как на отдельных рабочих местах, так и на производственных участках, в цехах, других структурных подразделениях и на всем предприятии в случае угрозы жизни или здоровью работников на время, необходимое для устранения такой угрозы, что также предусмотрено в этой статье. Кроме этого, указанная статья устанавливает, что профсоюзы, их объединения могут создавать службы правовой помощи и соответствующие инспекции, комиссии, утверждать положения о них. Отметим, что постановлениями Президиума Федерации профсоюзов Украины утверждены, например, Типовое положение о комиссии по охране труда выборного органа первичной профсоюзной организации и Положение об общественном инспекторе по охране труда.
Уполномоченные представители профсоюзов имеют право вносить работодателям, органам исполнительной власти и органам местного самоуправления представления об устранении нарушений законодательства о труде, являющиеся обязательными для рассмотрения, и в месячный срок получать от них аргументированные ответы. В случае непредоставления аргументированного ответа в указанный срок действие или бездеятельность должностных лиц могут быть обжалованы в местном суде.