Науково-практичний коментар до законодавства України про працю

Обеспечение в порядке социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

47. Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, повлекших за собой потерю трудоспособности, введено с 1 апреля 2001 года.

48. Юридическим фактом, который влечет за собой возникновение права работника (застрахованного) на получение материального обеспечения и (или) социальных услуг, является несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание. Несчастный случай определяется как ограниченное во времени событие или внезапное воздействие на работника опасного производственного фактора либо среды, произошедшее во время выполнения работником трудовых обязанностей, вследствие чего причинен ущерб здоровью работника или наступила смерть. Статья 13 Закона «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности» [194] (далее в рамках пп. 51-72 комментария к ст. 255 — Закон [194]) признает страховым случаем и такой несчастный случай, такое профессиональное заболевание, которые произошли вследствие нарушения нормативных актов об охране труда самим застрахованным. Иными словами, страховыми случаями признаются несчастные случаи и профессиональные заболевания независимо от их связи с нарушениями правил по охране труда, которые допустил работодатель. Перечень обстоятельств, при которых наступает страховой случай государственного социального страхования граждан от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, утвержден постановлением Кабинета Министров «Некоторые вопросы расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве» [433].

Вместе с тем необходимо учитывать, что Закон [194] содержит исходные данные о том, какие несчастные случаи должны признаваться страховыми. В соответствии с п. 1 части первой ст. 37 Закона [194] даже умышленные действия пострадавшего, направленные на создание условий для наступления страхового случая, не исключают признания несчастного случая страховым, а только дают право Фонду отказать в страховых выплатах и предоставлении социальных услуг застрахованному. В п. 4 части первой ст. 38 Закона [194] несчастный случай, наступивший в результате умысла застрахованного нанести себе травму, прямо называется страховым. Даже совершение застрахованным умышленного преступления, повлекшего за собой наступление несчастного случая, само по себе не исключает его квалификации в качестве страхового, хотя и дает право Фонда отказать в страховых выплатах и в предоставлении страховых услуг. Лишь самоубийство признается страховым случаем только при условии, что оно совершено членом экипажа морского судна и связано с превышением срока нахождения в рейсе (Перечень обстоятельств, при которых наступает страховой случай государственного социального страхования граждан от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания [433]).

49. Профессиональное заболевание определяется как возникшее в результате профессиональной деятельности застрахованного и обусловливается исключительно или преимущественно воздействием вредных веществ и определенных видов работ и других факторов, связанных с работой. Перечень профессиональных заболеваний утвержден постановлением Кабинетом Министров Украины [402].

50. Фонду предоставляется право в отдельных случаях при наличии фактического основания признать страховым случаем несчастный случай, произошедший при обстоятельствах, не включенных в перечень обстоятельств, утвержденный Кабинетом Министров Украины, и профессиональное заболевание, не внесенное в Перечень профессиональных заболеваний [402], если на момент принятия решения медицинская наука имеет новые сведения, дающие основания считать данное заболевание профессиональным.

51. При наступлении страхового случая Фонд осуществляет в пользу застрахованных или других лиц денежные выплаты, а также предоставляет соответствующие социальные услуги.

Предусмотрены следующие виды денежных выплат: 1) ежемесячные страховые выплаты утраченного застрахованным заработка или его части в зависимости от степени потери потерпевшим профессиональной трудоспособности (в случае смерти застрахованного выплаты осуществляются в пользу лиц, находившихся на его иждивении и имеющих право на получение таких выплат); 2) единовременное пособие пострадавшему (членам семьи, лицам, находившимся на иждивении застрахованного, если вследствие страхового случая он умер); 3) пенсии по инвалидности; 4) страховые выплаты ребенку, который родился инвалидом вследствие травмирования на производстве или профессионального заболевания матери в период беременности; 5) страховые выплаты на медицинскую и социальную помощь.

Если в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания застрахованный временно утратил трудоспособность, Фонд выплачивает ему пособие по социальному страхованию в размере 100 процентов среднего заработка. Однако первые пять дней нетрудоспособности оплачиваются собственником за счет его средств (подпункт «а» п. 1 части первой ст. 21; абзацы второй и третий ч. 4 ст. 34 Закона [194]).

52. Степень потери трудоспособности потерпевшим устанавливается МСЭК при участии Фонда в процентах к трудоспособности, которую имел пострадавший до повреждения здоровья. Направление потерпевших на осмотр в МСЭК осуществляется лечебно-профилактическим заведением, работодателем, профсоюзным органом предприятия, на котором работник получил травму или профессиональное заболевание, рабочим органом Фонда. При этом в МСЭК должен быть подан акт о несчастном случае на производстве (при профессиональном заболевании подаются акт расследования профессионального заболевания, заключение специализированного медицинского заведения о профессиональном характере заболевания).

53. Сумма ежемесячной страховой выплаты определяется как часть среднемесячного заработка пострадавшего, соответствующая проценту потери профессиональной трудоспособности.

54. Если пострадавшему в связи с тем же несчастным случаем, который является основанием для ежемесячной страховой выплаты, назначена пенсия по инвалидности, сумма ежемесячной страховой выплаты и пенсии не должна превышать среднемесячного заработка, который пострадавший имел до повреждения здоровья. Однако те лица, которым сумма ежемесячной выплаты и пенсия назначены раньше, имеют право на получение пенсии независимо от суммы ежемесячных страховых выплат, которые были назначены в качестве возмещения ущерба, причиненного повреждением здоровья на производстве или профессиональным заболеванием, в соответствии с ранее действующими Правилами возмещения собственником предприятия, учреждения, организации либо уполномоченным им органом ущерба, причиненного работнику повреждениям здоровья, связанным с выполнением им трудовых обязанностей.

Если же до 1 апреля 2001 года (до дня введения в действие Закона [194]) сумма возмещения не назначена приказом собственника или решением суда либо не назначена пенсия по инвалидности, ежемесячная страховая выплата и пенсия не должны превышать среднюю заработную плату пострадавшего до повреждения здоровья. Это следует из абзаца третьего части первой ст. 34 Закона [194].

55. Среднемесячная заработная плата для исчисления суммы страховых выплат пострадавшему в связи с потерей заработка или его части определяется в соответствии с Порядком исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию [412].

56. Расчетный период для исчисления средней заработной платы для определения размера пособия по общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием установлен таким же, как и для других видов социального страхования (шесть календарных месяцев, фактически отработанные полные календарные месяцы, фактически отработанное время). Пункт 12 Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию [412] устанавливает особенности исчисления средней заработной платы для определения размера пособия, если на дату установления МСЭК стойкой потери трудоспособности прошло больше года со дня наступления страхового случая.

56.1. При расчете среднего заработка учитываются все виды выплат работодателей в пользу работников, из которых уплачиваются взносы на общеобязательное государственное социальное страхование, за фактически отработанные дни. Следовательно, не учитываются выплаты за дни, когда застрахованный фактически не работал. При этом учитывается максимальная величина заработной платы (с 1 апреля 2010 года — 13260 грн., с 1 июля 2010 года — 13320 грн.; с 1 октября 2010 года — 13605 грн.; с 1 декабря 2010 года — 13830 грн.), на которую начисляются взносы на социальное страхование. Заработок по совместительству учитывается в пределах упомянутой максимальной величины.

56.2. Итоговый заработок за расчетный период делится на количество календарных дней за расчетный период (без учета дней, не отработанных по уважительным причинам, которыми признаются временная нетрудоспособность, отпуск в связи с беременностью и родами, отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего (шестилетнего — по медицинскому заключению) возраста. Частное от деления будет равняться среднечасовому среднему заработку застрахованного. Для определения суммы пособия за месяц среднедневной заработок следует умножить на количество календарных дней в соответствующем месяце. Среднедневная заработная плата для выплаты пособия в связи с временной потерей трудоспособности вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания на производстве, повлекших за собой потерю трудоспособности, рассчитывается в порядке, изложенном в п. 20 комментария к ст. 255 КЗоТ.

Сумма ежемесячной страховой выплаты не может превышать среднемесячного заработка пострадавшего до повреждения здоровья (абзац второй п. 1 ст. 34 Закона [194]). Однако это общее правило подлежит применению лишь постольку, поскольку оно не противоречит специальному правилу ст. 29 Закона [194], в соответствии с которым суммы ежемесячных страховых выплат подлежат перерасчету в случае увеличения в предыдущем календарном году средней заработной платы в отраслях национальной экономики по данным центрального органа исполнительной власти по вопросам статистики. Такой перерасчет осуществляется с 1 марта следующего года. Однако при уменьшении средней заработной платы в отраслях национальной экономики размер ежемесячных страховых выплат уменьшению не подлежит.

57. Закон не допускает никакой корректировки (уменьшения) размера ежемесячных страховых выплат с учетом вины работника в наступлении несчастного случая или профессионального заболевания.

58. При дальнейшем изменении степени потери профессиональной трудоспособности размер ежемесячных страховых выплат соответственно изменяется. При полном восстановлении трудоспособности работник теряет право на ежемесячные страховые выплаты.

59. Единовременная выплата в пользу пострадавшего вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания осуществляется в размере среднемесячного заработка пострадавшего за каждый процент потери профессиональной трудоспособности. Максимальный размер среднемесячной заработной платы, используемый при исчислении размера единовременной страховой выплаты, не должен превышать четырехкратного размера предельной суммы заработной платы, облагаемой страховыми взносами в Фонд (ч. 2 ст. 34 Закона [194]). Максимальная величина фактических расходов на оплату труда наемных работников, на которые начисляются страховые взносы, составляет в настоящий момент — 13260 грн., с 1 июля 2010 года — 13320 грн.; с 1 октября 2010 года — 13605 грн.; с 1 декабря 2010 года — 13830 грн.

60. Предусмотрена возможность уменьшения не более чем на 50 процентов единовременной страховой выплаты пострадавшему, если повреждение здоровья наступило не только по вине работодателя, но и вследствие нарушения потерпевшим нормативных актов об охране труда. Вывод о том, что повреждение здоровья стало следствием, в частности, нарушений потерпевшим правил об охране труда, дает комиссия по расследованию несчастного случая.

61. За счет средств Фонда осуществляется выплата пострадавшему пенсии по инвалидности, а иждивенцам умершего — пенсии в случае утраты кормильца.

62. За счет средств Фонда финансируются все расходы на лечение пострадавшего, а также на предоставление ему медицинской и социальной помощи.

Расходы на дополнительное питание возмещаются за период, на который существует потребность в нем в соответствии с рационом, который составляется диетологом либо лечащим врачом и утверждается МСЭК. В случае подтверждения справкой лечебно-профилактического или реабилитационного заведения за подписью главного врача или директора этого заведения невозможности обеспечения пострадавшего дополнительным питанием в указанном заведении пострадавшему компенсируются расходы на дополнительное питание. Размер компенсации определяется на основании рекомендованного пострадавшему рациона питания и информации органов государственной статистики о средних ценах на продукты в торговой сети в том месяце, в котором продукты приобретались.

Компенсация расходов пострадавшего на приобретение лекарств, лечение, протезирование, на приобретение предметов ухода осуществляется на основании выданных врачами рецептов, санаторно-курортных карт, справок или счетов, подтверждающих их стоимость.

63. Фонд осуществляет страховые выплаты потерпевшим на медицинскую и социальную помощь (п. 6 части второй ст. 28 Закона [194]), если необходимость такой помощи (ухода) установлена МСЭК. Предусмотрены следующие виды страховых выплат: 1) на специальный медицинский уход (массаж, уколы и т. п.). Такая страховая выплата назначается в размере не менее минимальной заработной платы, действующей на день выплаты; 2) на постоянный уход назначается пособие в размере не менее половины минимальной заработной платы, действующей на день выплаты (инвалиды 1 группы нуждаются в таком уходе всегда. Для них не требуется заключение МСЭК о необходимости в таком уходе); 3) на бытовое обслуживание (уборка, стирка белья и т. п.) назначается пособие в размере не менее четверти минимальной заработной платы (инвалиды I группы нуждаются в таком виде ухода без специального заключения МСЭК по этому поводу).

64. Фонд финансирует расходы на санаторно-курортное лечение потерпевших.

Если вследствие несчастного случая или профессионального заболевания пострадавший признан инвалидом и в соответствии с медицинским заключением он нуждается в санаторно-курортном лечении, ему не реже одного раза в три года должна предоставляться путевка на такое лечение. Инвалидам первой группы в соответствии с заключением МСЭК путевка должна предоставляться ежегодно. В случаях самостоятельного приобретения путевок потерпевшим Фонд обязан компенсировать соответствующие расходы потерпевших в размере, который устанавливается Фондом.

За счет Фонда компенсируются также расходы пострадавшего на проезд к месту лечения и в обратном направлении. Лицу, сопровождающему пострадавшего, Фонд компенсирует расходы на проезд и наем жилья в соответствии с законодательством о служебных командировках.

В случаях, когда пострадавший до получения путевки на санаторно-курортное лечение использовал отпуск, работодатель предоставляет работнику дополнительный отпуск на лечение, включая время проезда к месту лечения и в обратном направлении. Средний заработок для оплаты времени такого дополнительного отпуска рассчитывается в соответствии с Порядком исчисления средней заработной платы [346], но при этом работнику предоставляется право выбора периода, за который учитывается полученная им заработная плата: до повреждения здоровья или непосредственно перед отпуском. Обязанность предоставления такого отпуска и выплаты среднего заработка за период отпуска несет собственник, даже если повреждение здоровья вследствие несчастного случая или профессионального заболевания наступило в период, когда работник находился в трудовых правоотношениях с другим собственником.

65. В соответствии с заключением МСЭК Фонд финансирует (или компенсирует) расходы по приобретению автомобиля с ручным управлением, запасных частей к нему, горючего, а также расходы по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля и обучению управлению автомобилем (ч. 6 ст. 34 Закона [194]).

66. В соответствии с абзацем четвертым ст. 3, подпунктом «е» п. 1 части первой ст. 21 и частью третьей ст. 28 Закона [194] при наличии морального ущерба на Фонд возлагалась обязанность выплатить пострадавшему денежную сумму в порядке возмещения такого ущерба. Однако Законом «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» [269] указанные положения из Закона были исключены. Следовательно, Фонд не несет обязанности возмещать нанесенный пострадавшему моральный ущерб, а обязанность его возмещения в соответствии со ст. 2371 КЗоТ возлагается на собственника.

67. В течение срока, определенного индивидуальной программой реабилитации, которая предусматривает профессиональное обучение или переквалификацию, Фонд осуществляет страховые выплаты пострадавшему в размере среднего заработка пострадавшего вследствие несчастного случая или профессионального заболевания (ст. 32 Закона [194]). Размер этих страховых выплат не зависит от степени потери профессиональной трудоспособности. В течение периода профессиональной реабилитации, когда в пользу пострадавшего осуществляются рассматриваемые выплаты, он не имеет права на получение ежемесячных выплат, установленных ч. 1 ст. 34 Закона [194]. Рассматриваемые выплаты осуществляются при условии, если с момента установления степени потери профессиональной трудоспособности прошло не больше одного года. Это — предельный срок, в течение которого могут производиться такие выплаты. Было бы неправильным считать, что в течение этого срока может возникнуть юридический факт — начало профессионального обучения или переквалификации, которые дают пострадавшему право на получение такой выплаты в течение срока, ограниченного только периодом профессионального обучения или переквалификации, определенным индивидуальной программой профессиональной реабилитации. Поскольку индивидуальная программа профессиональной реабилитации носит реко-мендательный характер (п. 5 Положения об индивидуальной программе реабилитации и адаптации инвалида [437]), пострадавший имеет право отказаться от ее выполнения. При отказе он утрачивает право на страховые выплаты в период профессионального обучения и переквалификации, но это не лишает его права на получение ежемесячных страховых выплат в размере, пропорциональном проценту потери профессиональной трудоспособности (ч. 1 ст. 34 Закона [194]).

Кроме ежемесячных страховых выплат, Фонд возмещает пострадавшему стоимость инструментов, протезов и приспособлений, приобретенных им с целью овладения новой профессией или переквалификации, а также возмещает другие расходы, связанные с профессиональной подготовкой пострадавшего.

68. В случае смерти пострадавшего право на получение ежемесячных страховых выплат имеют нетрудоспособные лица, которые фактически находились на иждивении умершего или на день его смерти имели право на получение от него содержания. Такое право имеют дети, не достигшие 16 лет, неработающие дети в возрасте от 16 до 18 лет или дети старше этого возраста, которые из-за дефектов физического либо умственного развития не способны сами зарабатывать себе на жизнь; дети, являющиеся учениками, студентами (курсантами, слушателями, стажерами), — до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23 лет. При условии фактического нахождения на иждивении умершего это право имеют дети независимо от родственных связей с умершим.

Один из супругов, который не работает и имеет указанные выше признаки (нетрудоспособность и нахождение на иждивении застрахованного, ставшего пострадавшим) получает право на страховые выплаты в случае смерти пострадавшего при условии, что такой супруг не работает. В отношении инвалидов установлено специальное правило. Если они не имели права на получение от пострадавшего содержания, но фактически находились на иждивении, они имеют право на страховые выплаты при условии, что были членами семьи пострадавшего. Вместе с тем инвалидам, если они были членами семьи пострадавшего, страховые выплаты осуществляются независимо от того, работают они или нет. При применении этих правил следует учитывать, что Верховный Суд считает лицо находившимся на иждивении, если часть заработка пострадавшего, приходящаяся на каждого из иждивенцев, была постоянным и основным источником существования (подпункт «г» п. 20 постановления Пленума Верховного Суда «О практике рассмотрения судами гражданских дел по искам о возмещении ущерба» [560]).

Несовершеннолетние (до достижения возраста 18 лет) дети, на содержание которых последний выплачивал или был обязан выплачивать алименты, имеют право на получение страховых выплат независимо от того, работают они или нет, имеют другие доходы или нет.

Другие нетрудоспособные лица, имевшие право на получение содержания от умершего, но не получавшие такого содержания, также имеют право на страховые выплаты независимо от того, работают они или нет, имеют доходы или нет.

Ребенок умершего, родившийся после его смерти, также имеет право на получение страховых выплат. Наконец, такое право признается за женой (мужем), одним из родителей умершего или другим членом семьи, если он не работает и ухаживает за детьми, братьями, сестрами или внуками пострадавшего, которые не достигли возраста 8 лет.

69. Определение размера ежемесячных страховых выплат, осуществляемых в пользу перечисленных выше лиц, производится в следующем порядке. Если в пользу указанных лиц, которые не состояли на иждивении застрахованного до несчастного случая или профессионального заболевания, повлекшего за собой его смерть, но имели право на его получение, средства на содержание взыскивались из застрахованного по решению суда, размер ежемесячной страховой выплаты таким лицам устанавливается в сумме, назначенной судом. Если лицо имело право на получение содержания от умершего, но не состояло на иждивении умершего и средства на его содержание не взыскивались в судебном порядке, сумма страховой выплаты в пользу такого лица определяется Фондом. Ежемесячная страховая выплата в пользу указанных двух категорий лиц вычитается из заработка пострадавшего для дальнейшего определения размера такой выплаты в пользу других лиц, имеющих право на получение ежемесячной страховой выплаты. После этого оставшийся заработок умершего делится на количество лиц, получавших содержание за счет заработка умершего. В это число включается сам умерший, лица, находившиеся на его иждивении и имевшие право на получение содержания от умершего, лица, состоявшие на иждивении умершего, но не имевшие права на получение от него содержания. Полученный результат составляет сумму страховых выплат, приходящуюся на одного иждивенца, который имеет право на такие выплаты.

70. В случае смерти пострадавшего размер единовременной страховой выплаты на семью составляет не менее трехлетней заработной платы пострадавшего. Кроме того, на каждого члена семьи, который находился на иждивении умершего, а также на ребенка умершего, рожденного после его смерти, осуществляется единовременная страховая выплата в размере не менее заработка пострадавшего за один год. Обратим внимание на то, что круг лиц, имеющих право на получение единовременного пособия, отличается от круга тех лиц, которые имеют право на ежемесячные страховые выплаты. В отношении единовременной страховой выплаты на семью и указанных лиц не действует ограничение четырехкратным размером максимальной величины расходов на оплату труда, на которые начисляются взносы на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Уменьшение размера единовременной страховой выплаты семье и иждивенцам умершего с учетом вины самого работника в наступившем несчастном случае и профессиональном заболевании не предусмотрено.

71. В случае смерти застрахованного Фонд организует погребение умершего или возмещает стоимость связанных с этим ритуальных услуг в соответствии с местными условиями (п. 2 части первой ст. 21 Закона [194]). При этом предусматривается определение Кабинетом Министров порядка осуществления Фондом таких расходов (ч. 8 ст. 34 Закона [194]). Под «порядком» понимается и определение размера возмещения расходов на погребение. В любом случае размер возмещения стоимости связанных с погребением ритуальных услуг в соответствии с местными условиями не может быть определен ниже прожиточного минимума для трудоспособного лица (ст. 5 Закона «О размере взносов на некоторые виды общего обязательного государственного социального страхования» [216]). Такие расходы не могут возмещаться Фондом, если он в соответствии с п. 2 части первой ст. 21 Закона [194] непосредственно организует и финансирует погребение умершего.

72. Кроме перечисленных выплат и социальных услуг, предусмотрено предоставление Фондом следующих услуг потерпевшим:

1) содействие созданию условий для своевременного предоставления квалифицированной неотложной помощи потерпевшим вследствие несчастного случая, скорой помощи в случае необходимости в госпитализации пострадавшего, для ранней диагностики профессиональных заболеваний;

2) организация целенаправленного и эффективного лечения потерпевших в специализированных лечебно-профилактических заведениях, которые принадлежат Фонду, или в других лечебно-профилактических заведениях на основании их договоров с Фондом;

3) обеспечение по назначению врача совместно с соответствующими службами здравоохранения полного объема постоянно доступной, рационально организованной медицинской помощи (содержание в больнице, реабилитационном заведении, санатории; обеспечение необходимыми медицинскими средствами, протезами, ортопедическими, корректирующими изделиями, очками, слуховыми аппаратами, специальными средствами передвижения; зубопротезирование). С этой целью Фонд создает специализированные медицинскую и патронажную службу;

4) принятие всех необходимых мер для поддержки, восстановления и повышения трудоспособности пострадавшего;

5) организация рабочих мест для инвалидов самостоятельно или совместно с органами государственной исполнительной власти, местного самоуправления, с другими заинтересованными субъектами предпринимательской деятельности; компенсация расходов производства, не покрываемых средствами от сбыта произведенной продукции;

6) предоставление инвалидам помощи в решении социально-бытовых вопросов за счет средств инвалидов, а по решению исполнительной дирекции Фонда — за счет Фонда;

7) уплата за потерпевших страховых взносов на медицинское и пенсионное страхование (уплата страховых взносов за работодателей не предусмотрена);

8) привлечение инвалидов к общественной жизни (пп. 3-12 части первой ст. 21 Закона [194]).