Науково-практичний коментар до законодавства України про працю
Виды обеспечения по государственному социальному страхованию на случай безработицы
26. Закон «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» [198] (далее в рамках пп. 26-47 комментария к ст. 255 КЗоТ — Закон [198]) устанавливает виды обеспечения и социальных услуг, предоставленных в порядке социального страхования.
Предусмотрено предоставление таких видов обеспечения, как: 1) пособие по безработице, в том числе единовременная его выплата для организации безработным предпринимательской деятельности; 2) пособие по частичной безработице; 3) материальная помощь в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработного; 4) материальная помощь по безработице; 5) пособие на погребение безработного либо лица, находившегося на его иждивении.
Кроме того, Законом [198] предусмотрено предоставление таких услуг, как: 1) профессиональная подготовка или переподготовка, повышение квалификации в учебных заведениях государственной службы занятости или на договорной основе в других учебных заведениях, на предприятиях, в учреждениях и организациях; 2) профориентация; 3) поиск подходящей работы и содействие в трудоустройстве, в том числе путем предоставления работодателю дотации для трудоустройства безработных, в том числе молодежи на первое рабочее место, и финансирование оплачиваемых общественных работ для безработных в порядке (размерах), установленном специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере труда и социальной политики по согласованию с центральным органом исполнительной власти в сфере финансов и правления Фонда; 4) информационные и консультационные услуги, связанные с трудоустройством.
В случае необходимости для прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации лицо: 1) направляется в заведения здравоохранения для прохождения предварительного медицинского и наркологического осмотров в соответствии с действующим законодательством; 2) обеспечивается местожительством на период прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации и ему компенсируются расходы на проезд к месту прохождения обучения и в обратном направлении в порядке, установленном специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере труда и социальной политики по согласованию с правлением Фонда.
27. Застрахованными в соответствии с Законом [198] (ч. 1 ст. 4) являются лица, работающие на условиях трудового договора, включая проходящих альтернативную службу, а также лиц, работающих по другим основаниям (очевидно, имеются в виду члены производственных кооперативов, коллективных сельскохозяйственных предприятий, а также члены фермерских хозяйств, которые не относятся к категории субъектов предпринимательской деятельности). Названные лица подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию на случай безработицы. Закон [198] (п. 3 ст. 1) дает недостаточно четкое определение застрахованных лиц. Однако из ст. 4 Закона [198] следует, что общеобязательному государственному социальному страхованию подлежат как лица, работающие на основании трудового договора, так и лица, работающие на других основаниях, предусмотренных законодательством о труде. Добровольному социальному страхованию на случай безработицы подлежат лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно (таковыми в п. 4 ст. 6 Закона [198] названы члены творческих союзов и творческие работники, не являющиеся членами творческих союзов, физические лица — субъекты предпринимательской деятельности), лица, выполняющие работы на основании гражданско-правовых договоров. Возможно осуществление добровольного страхования на случай безработицы нотариусов, адвокатов. Эти лица считаются застрахованными на случай безработицы при условии уплаты страховых взносов.
Лица, подлежащие общеобязательному государственному социальному страхованию на случай безработицы, считаются застрахованными со дня заключения трудового договора и по день его прекращения. При этом днем заключения трудового договора в контексте закона следует считать день начала выполнения работником трудовых функций.
28. Право на пособие по безработице имеют безработные, т. е. лица, находящиеся на учете в качестве безработных в службе занятости в соответствии с Законом «О занятости населения» [101], в том числе и лица, не имеющие страхового стажа. Однако размеры пособия для лиц, имеющих необходимый страховой стаж и не имеющих его, определяются по различным правилам.
29. Право на пособие по безработице в зависимости от страхового стажа имеют безработные, проработавшие в течение не менее 26 недель (на условиях полного или неполного рабочего дня, недели) в течение 12 месяцев, предшествовавших регистрации лица в качестве безработного. Условием возникновения права на пособие по безработице является уплата страхового взноса (ч. 1 ст. 22 Закона [198]). Однако для лиц, подлежащих общеобязательному государственному социальному страхованию на случай безработицы, это условие не является обязательным, поскольку неуплаченные страховые взносы подлежат взысканию со страхователя в установленном порядке.
При исчислении 26 календарных недель работы в течение 12 месяцев не учитываются перерывы в страховом стаже по уважительным причинам, если лицо в течение месяца по окончании такого перерыва зарегистрировалось в качестве безработного. Такими уважительными причинами являются: 1) обучение на дневных отделениях в профессионально-технических, высших учебных заведениях, клинической ординатуре, докторантуре; 2) срочная военная служба; 3) осуществление ухода за неработающим нетрудоспособным лицом, за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом до 16 лет, а также за пенсионером, который по экспертному медицинскому заключению нуждается в постоянном уходе; другие уважительные причины, предусмотренные законодательством Украины.
30. Право на пособие по безработице без учета страхового стажа имеют: 1) лица, которые в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (днем начала безработицы следует считать день регистрации лица в качестве безработного) работали менее 26 календарных недель; 2) лица, желающие возобновить трудовую деятельность после длительного (более 6 месяцев) перерыва в работе; 3) застрахованные лица, уволенные с последнего места работы по основаниям, предусмотренным ст. 37, пунктами 3, 4, 7, 8 ст. 40 и 41 КЗоТ.
31. Страховой стаж определяется как сумма периодов, в течение которых лицо подлежало социальному страхованию на случай безработицы и уплачивало страховые взносы лично или путем их удержания работодателем. Для лиц, подлежащих общеобязательному государственному социальному страхованию на случай безработицы, условие уплаты страховых взносов является необязательным, поскольку в случае неуплаты страховых взносов они подлежат принудительному взысканию. До дня вступления в силу Закона [198] к страховому стажу приравнивается «трудовой стаж, приобретенный работником за время работы на условиях трудового договора». При этом учитывается не стаж работы, дающий право на пенсию по возрасту (ст. 56-63 Закона «О пенсионном обеспечении» [112]), не общий стаж работы, определявший право на пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с Правилами исчисления общего трудового стажа для назначения работникам пособия по временной нетрудоспособности, а только подтвержденный записями в трудовой книжке стаж работы по трудовому договору (в том числе стаж работы членов кооперативов, коллективных предприятий, фермерских хозяйств в этих кооперативах, предприятиях, хозяйствах).
32. Исчисление размера пособия по безработице осуществляется в два этапа. Сначала определяется размер пособия, который можно было бы назвать базовым. В зависимости от страхового стажа (с учетом трудового стажа, который имел застрахованный в период до вступления в силу Закона [198] он равен 50, 55, 60 или 70 процентам средней заработной платы соответственно при страховом стаже до 2, от 2 до 6, от 6 до 10 и более 10 лет.
33. Средняя заработная плата исчисляется в соответствии с Порядком исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию [412]. Этот Порядок [412] устанавливает следующие правила.
33.1. Период, за который исчисляется средняя заработная плата (расчетный период), не может включать периоды работы на предыдущих месяцах работы.
33.2. Расчетный период установлен, по общему правилу, продолжительностью 6 календарных месяцев, предшествовавших тому календарному месяцу, в котором наступил страховой случай (прекращено действие трудового договора).
33.3. Если лицо на последнем месте проработало менее 6 календарных месяцев, для расчета средней заработной платы берутся фактически отработанные полные календарные месяцы. Если лицо на последнем месте проработало менее одного календарного месяца, средняя заработная плата рассчитывается за фактически отработанное время.
33.4. При расчете размера средней заработной платы учитывается заработок, из которого уплачивались страховые взносы. При расчете среднего заработка берется заработная плата за каждый месяц в пределах максимальной величины (предельной суммы) заработной платы, из которой уплачиваются страховые взносы (с 1 апреля 2010 года — 13260 грн., с 1 июля 2010 года — 13320 грн.; с 1 октября 2010 года — 13605 грн.; с 1 декабря 2010 года — 13830 грн.); это ограничение действует и при работе по совместительству, т. е. при расчете средней заработной платы учитывается заработок по месту работы по совместительству в указанных пределах).
33.5. Итоговый заработок за расчетный период делится на количество календарных дней в этом периоде. Результатом деления является среднедневная заработная плата, на основании которой определяется размер пособия по безработице.
34. Выплата пособия по безработице осуществляется в процентах к базовому размеру пособия по безработице (п. 32 комментария к ст. 255 КЗоТ) в зависимости от срока выплаты пособия. В течение первых 90 дней пособие выплачивается в размере 100 процентов базового размера пособия, в течение следующих 90 дней — 80 процентов, в дальнейшем — 70 процентов.
35. Пособие по безработице лицам, имеющим право на его получение независимо от страхового стажа (ч. 2 ст. 22 Закона), выплачивается в размере прожиточного минимума (ч. 2 ст. 23 Закона [198]). Однако в соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона «О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования» [216] до стабилизации экономического положения в Украине минимальный размер этих выплат должен устанавливаться Верховной Радой ежегодно. Статьей 3 названного Закона [198] он установлен в размере не ниже 23 процентов прожиточного минимума для трудоспособного лица. Согласно п. 2 постановления правления Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы от 17.12.2009 г. N° 142 указанное пособие выплачивается в размере не менее 360 грн., но не выше средней заработной платы, сложившейся по всем видам экономической деятельности в соответствующей области за прошлый месяц.
Минимальный размер пособия по безработице, установленный ст. 3 названного Закона [198], должен применяться и как общее правило (а не только в отношении лиц, имеющих право на получение пособия по безработице независимо от страхового стажа), поскольку до стабилизации экономического положения в Украине не может применяться размер пособия, установленный ч. 4 ст. 23 Закона [198], ниже прожиточного минимума.
36. Максимальный размер пособия по безработице — средняя заработная плата, сложившаяся по всем видам экономической деятельности в соответствующей области за предыдущий месяц.
37. Часть 3 ст. 23 Закона [198] устанавливает предельно строгое правило в отношении лиц, уволившихся по собственному желанию без уважительных причин или по соглашению сторон. Им пособие выплачивается на общих основаниях, но начинается его выплата с 91-го календарного дня после регистрации в качестве безработного (по общему правилу, пособие в соответствии с ч. 3 ст. 23 Закона [198] выплачивается с восьмого дня после регистрации застрахованного лица в государственной службе занятости, т. е. с дня, когда лицо, зарегистрированное как ищущее работу получает статус безработного в соответствии с Порядком регистрации, перерегистрации и ведения учета граждан, которые ищут работу, и безработных [436]).
38. Предельный итоговый срок (период) выплаты пособия по безработице — 360 календарных дней в течение двух лет. Для лиц предпенсионного возраста продолжительность выплаты пособия не может превышать 720 календарных дней. В п. 4 ст. 22 Закона [198] объясняется, что таковыми признаются лица за два года до наступления права на пенсию. Поскольку речь идет о «предпенсионном возрасте», то здесь имеется в виду именно возраст 53 года для женщин и 58 лет для мужчин. Указанная предельная продолжительность срока выплаты пособия по безработице определяется суммировано в случаях, когда безработный, получающий пособие по безработице, трудоустраивается, а затем снова теряет работу.
39. Продолжительность выплаты пособия по безработице, материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации сокращается по сравнению с общими установленными сроками:
— на 90 календарных дней — при увольнении с последнего места работы по собственному желанию без уважительных причин, а также на основании пп. 3, 4, 7, 8 ст. 40, 37, 41, 45 КЗоТ;
— до 90 календарных дней в следующих случаях: 1) отказ безработного от двух предложений подходящей работы или от профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации; 2) сокрытие сведений об устройстве на временную работу в период получения пособия по безработице; 3) нарушение условий и срока регистрации и перерегистрации в качестве безработного, а также несоблюдение рекомендаций по содействию в собственном трудоустройстве; 4) перерегистрация безработного, который был снят с учета за непосещение государственной службы занятости более 30 календарных дней без уважительных причин и не способствовал своему трудоустройству; 5) отказ от работы по специальности, приобретенной после профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению государственной службы занятости; 6) прекращение без уважительных причин профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению государственной службы занятости.
40. Выплата пособия по частичной безработице предусмотрена ст. 24-26 Закона [198]. Однако эти статьи будут вводиться в действие исходя из экономических возможностей государства специальными решениями Верховной Рады, которые должны приниматься ежегодно (п. 1 раздела VIII «Заключительные положения» Закона [198]). Кроме того, эти статьи будут корректироваться, поскольку законодательство не допускает возможности предоставления работникам отпусков без сохранения заработной платы на время простоя предприятия, цеха, участка. Следует думать, что пособие по частичной безработице будет выплачиваться при установлении для работников без их согласия (такое допускает часть третья ст. 32 КЗоТ) неполного рабочего времени. Использование в ст. 24 Закона [198] термина «сокращение нормальной... продолжительности рабочего времени...» не вполне согласуется с терминологией ст. 50, 51, 56 КЗоТ. В Законе имеется в виду преимущественно простой в течение полных дней.
41. Материальная помощь в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации предоставляется на тех же условиях и в тех же размерах, что и пособие по безработице. Период, в течение которого безработный имеет право получать такую материальную помощь, не может превышать общей продолжительности выплаты пособия по безработице. Этот период включается в предельный итоговый срок (период), в течение которого может выплачиваться пособие по безработице.
42. Статья 28 Закона [198] устанавливала правила о выплате материальной помощи по безработице и единовременной материальной помощи. Однако Законом «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» в редакции от 25 марта 2005 года ст. 28 из Закона «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» [198] исключена. Исключен и абзац пятый ч. 1 ст. 7 данного Закона [198], предусматривавший выплату материальной помощи по безработице, единовременной материальной помощи безработному и нетрудоспособным лицам, находящимся на его иждивении.
43. Выплата пособия по безработице прекращается в следующих случаях: 1) трудоустройства безработного; 2) восстановления безработного на работе по решению суда;
3) поступления на обучение с отрывом от производства; 4) прохождения профессиональной подготовки или повышения квалификации по направлению государственной службы занятости (в этот период, если не истек установленный предельный срок, безработный имеет право на получение материальной помощи, размер которой равен размеру пособия по безработице); 5) призыва на срочную военную либо альтернативную службу; 6) вступления в законную силу приговора (постановления) суда в отношении безработного о лишении свободы или направлении его на принудительное лечение по решению суда; 7) получения права на пенсию; 8) назначения выплаты на основании документов, содержащих ложные сведения; 9) подачи письменного заявления о желании осуществлять уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
10) подачи письменного заявления об отказе от услуг государственной службы занятости; 11) переезда на постоянное проживание в другую местность (в этом случае по новому месту проживания выплата восстанавливается с включением в предельный срок периода выплаты пособия или материальной помощи по предыдущему месту проживания); 12) окончания установленных сроков выплаты пособия и материальной помощи; 13) снятия с учета за непосещение без уважительных причин государственной службы занятости в течение 30 и более дней; 14) смерти безработного.
44. Выплата пособия по безработице, материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации прекращается на период назначения беременной женщине пособия по беременности и родам. Период получения пособия по беременности и родам не включается в счет продолжительности выплаты пособия по безработице, материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации.
45. Выплата пособия по безработице и материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации откладывается на срок, равный периоду, в течение которого застрахованному лицу в соответствии с законами предоставляется выходное пособие или другие выплаты при увольнении с предприятий, учреждений и организаций или окончании срока полномочий по выборной должности, обеспечивающих частичную или временную компенсацию утраченного заработка.
46. Пособие на погребение в случае смерти безработного либо лица, находившегося на его иждивении, выплачивается лицам, которые осуществили погребение, в размере прожиточного минимума (ст. 29 Закона [198]). Однако в соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона «О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования» [216] до стабилизации экономического положения в Украине размер этого пособия должен ежегодно определяться Верховной Радой. Верховная Рада специально не утверждала размер пособия на погребение, выплачиваемого в соответствии со ст. 29 Закона [198]. Поэтому применению подлежит ст. 5 Закона «О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования» [216], где устанавливается, что размер пособия должен быть не меньше прожиточного минимума для трудоспособного лица, размер которого с 1 апреля 2010 г. составляет 884 грн., с 1 июля — 888 грн., с 1 октября — 907 грн., з 1 грудня — 922 гривень;