Науково-практичний коментар до законодавства України про працю

Статья 247. Полномочия выборного органа первичной профсоюзной организации на предприятии, в учреждении, организации

Выборный орган первичной профсоюзной организации на предприятии, в учреждении, организации:

1) заключает и контролирует исполнение коллективного договора, отчитывается о его выполнении на общем собрании трудового коллектива, обращается с требованием к соответствующим органам о привлечении к ответственности должностных лиц за невыполнение условий коллективного договора;

2) совместно с собственником или уполномоченным им органом решает вопрос введения, пересмотра и изменений норм труда;

3) совместно с собственником или уполномоченным им органом решает вопросы оплаты труда работников, форм и систем оплаты труда, расценок, тарифных сеток, схем должностных окладов, условий введения и размеров надбавок, доплат, премий, вознаграждений и иных поощрительных, компенсационных выплат;

4) совместно с собственником или уполномоченным им органом решает вопросы рабочего времени и времени отдыха, согласовывает графики сменности и предоставления отпусков, установления подытоженного учета рабочего времени, дает разрешение на проведение сверхурочных работ, работ в выходные дни и т.п.;

5) совместно с собственником или уполномоченным им органом решает вопросы социального развития предприятия, улучшения условий труда, материально-бытового, медицинского обслуживания работников;

6) принимает участие в решении социально-экономических вопросов, определении и утверждении перечня и порядка предоставления работникам социальных льгот;

7) принимает участие в разработке правил внутреннего трудового распорядка предприятия, учреждения или организации;

8) представляет интересы работников по их поручениям по время рассмотрении индивидуальных трудовых споров и в коллективном трудовом споре, содействует его решению;

9) принимает решение о требовании к собственнику или уполномоченному им органу расторгнуть трудовой договор (контракт) с руководителем предприятия, учреждения, организации, если он нарушает Закон Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», законодательство о труде, уклоняется от участия в переговорах по заключению или изменению коллективного договора, не исполняет обязательств по коллективному договору, допускает иные нарушения законодательства о коллективных договорах;

10) дает согласие или отказывает в предоставлении согласия на расторжение трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа с работников, являющимся членом профессионального союза, действующего на предприятии, в учреждении, организации, в случаях, предусмотренных законом;

11) принимает участие в расследовании несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий, в работе комиссии по охране труда;

12) осуществляет общественный контроль за выполнением собственником или уполномоченным им органом законодательства о труде и об охране труда, за обеспечением на предприятии, в учреждении, организации безопасных и безвредных условий труда, производственной санитарии, правильным применением установленных условий оплаты труда, требует устранения выявленных недостатков;

13) осуществляет контроль за подготовкой и подачей собственником или уполномоченным им органом документов, необходимых для назначения пенсий работникам и членам их семей;

14) осуществляет контроль за предоставлением пенсионерам и инвалидам, которые до выхода на пенсию работали на предприятии, в учреждении, организации, права пользования наравне с его работниками имеющимися возможностями по медицинскому обслуживанию, обеспечению жильем, путевками в оздоровительные и профилактические учреждения и другими социальными услугами и льготами согласно уставу предприятия, учреждения, организации и коллективному договору;

15) представляет интересы застрахованных лиц в комиссии по социальному страхованию, направляет работников в санатории, профилактории и дома отдыха, туристические комплексы, базы и оздоровительные учреждения на условиях, предусмотренных коллективным договором или соглашением, проверяет состояние организации медицинского обслуживания работников и членов их семей;

16) определяет совместно с собственником или уполномоченным им органом в соответствии с коллективным договором размер средств, которые будут направлены на строительство, реконструкцию, содержание жилья, ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, распределяет в установленном законодательством порядке жилую площадь в домах, сооруженных за средства или с участием предприятия, учреждения, организации, а также жилую площадь, которая предоставляется собственнику в распоряжение в других домах, осуществляет контроль за жилищно-бытовым обслуживанием работников;

17) представляет интересы работников предприятия-должника в ходе процедуры банкротства.

Выборные органы профсоюзной организации, действующие на предприятии, в учреждении, организации, имеют также другие права, предусмотренные законодательством Украины.

1. В ст. 247 КЗоТ употребляется термин «выборный орган первичной профсоюзной организации на предприятии, в учреждении, организации», поскольку такой орган может быть коллегиальным (обычно это — профсоюзный комитет), а может быть единоличным (профсоюзный представитель).

2. Хотя в соответствии с частью первой ст. 12 КЗоТ стороной коллективного договора признается первичная профсоюзная организация, п. 1 ст. 247 КЗоТ конкретизирует это правило, предоставляет выборному органу первичной профсоюзной организации право заключения и контроля выполнения коллективного договора, обращения с требованиями в соответствующие органы о привлечении к ответственности служебных лиц за невыполнение условий коллективного договора. На выборный орган возлагается также обязанность отчитываться на общем собрании трудового коллектива о выполнении коллективного договора. Право выборного органа на заключение коллективного договора приобрело исключительный характер, поскольку в соответствии со ст. 12 КЗоТ представители, избранные на общем собрании наемных работников, могут заключать коллективный договор только при отсутствии на предприятии профсоюзной организации.

Формулировку п. 2 ст. 247 КЗоТ, в соответствии с которой вопросы введения, пересмотра и изменения норм труда решаются выборным органом первичной профсоюзной организации совместно с собственником, следует признать общим правилом. Конкретизируется форма участия выборного органа во введении, пересмотре и изменении норм труда в ст. 86 КЗоТ: с выборным органом первичной профсоюзной организации собственник обязан согласовать введение, изменения и пересмотр норм труда.

3. Правило п. 3 ст. 247 КЗоТ о праве выборного органа первичной профсоюзной организации принимать участие в решении вопросов оплаты труда должно применяться с учетом ст. 15 Закона «Об оплате труда» [150]: 1) выборный орган первичной профсоюзной организации принимает участие в заключении коллективного договора, в котором должны определяться все условия оплаты труда; 2) если коллективный договор не заключен, собственник должен согласовать условия оплаты труда с выборным органом. С учетом преимущества норм Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» [191] перед нормами других законов (п. 4 раздела VI «Заключительные положения») следует признать, что условия оплаты труда должны согласовываться с выборными органами всех действующих на предприятии первичных профсоюзных организаций, а не только с представляющей интересы большинства работников. На наш взгляд, п. 3 ст. 247 КЗоТ не означает, что закон требует общего решения этих вопросов в каждом отдельном случае в отношении каждого отдельного работника (т. е. при применении условий труда). Эти вопросы должны решаться совместно профсоюзными органами и собственником во время принятия соответствующих локальных нормативных актов, если только они не были приняты при заключении коллективного договора (т. е. при установлении условий труда).

4. В п. 4 ст. 247 КЗоТ содержится общая норма о том, что выборный орган первичной профсоюзной организации совместно с собственником решает вопросы рабочего времени и времени отдыха, затем перечисляет конкретные вопросы на этот счет, а в конце этого пункта значится «и т. п.». Отсюда следует вывод о том, что все вопросы рабочего времени и времени отдыха собственник обязан решать по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.

5. При применении п. 5 ст. 247 КЗоТ, предоставляющего выборному органу первичной профсоюзной организации право вместе с собственником решать вопросы социального развития предприятия, улучшения условий труда, материально-бытового и медицинского обслуживания работников, следует учитывать положение ч. 1 ст. 69 ГК [90], в соответствии с которыми вопросы социального развития решаются трудовым коллективом при участии собственника. По нашему мнению, все эти полномочия выборного органа первичной профсоюзной организации и трудового коллектива не выходят за рамки их участия в заключении коллективного договора.

6. Об участии выборного органа первичной профсоюзной организации в разработке правил внутреннего трудового распорядка см. комментарий к ст. 142 КЗоТ.

7. В соответствии с частью пятой ст. 246 КЗоТ и частью третьей ст. 19 Закона [191] индивидуальные права и интересы своих членов профессиональные союзы представляют и защищают в порядке, предусмотренном законодательством и уставами профсоюзов. В п. 8 ст. 247 КЗоТ и п. 8 части первой ст. 38 Закона [191] устанавливается, что такое представительство при рассмотрении индивидуальных трудовых споров осуществляется по поручению работников. Такое поручение может, по нашему мнению, оформляться любым документом, подписанным работником, если из него вытекает волеизъявление работника доверить профсоюзному органу осуществление представительства. Однако полномочия физического лица, которое будет действовать от имени выборного органа первичной профсоюзной организации при рассмотрении индивидуальных трудовых споров, должны быть оформлены доверенностью соответствующего выборного органа (ч. 2 ст. 42 ГПК [92]).

8. Хотя ст. 3 Закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» [178] признает профсоюзную организацию стороной коллективного трудового спора на производственном уровне, только собрание наемных работников вправе определять орган, который будет представлять их интересы (часть первая ст. 4 того же Закона [178]). Поэтому п. 8 ст. 247 КЗоТ и п. 8 ст. 38 Закона [191] предусматривают необходимость наличия у выборного органа первичной профсоюзной организации поручения на представительство в коллективном трудовом споре. Поручение может быть оформлено решением собрания членов трудового коллектива, протоколом собрания либо извлечением из него.

9. О предъявлении выборным органом первичной профсоюзной организации к собственнику требования о расторжении трудового договора с руководителем предприятия, учреждения, организации см. комментарий к ст. 45 КЗоТ. Решение о предъявлении такого требования выборный орган принимает на своем заседании с соблюдением порядка принятия решений, предусмотренного уставом. Требование должно быть вручено собственнику с получением необходимой расписки. Оно может быть направлено собственнику по почте (заказным письмом, поскольку в случае спора необходимо будет предоставить доказательства направления требования собственнику).

10. О даче выборным органом первичной профсоюзной организации согласия на увольнение работников по инициативе собственника см. комментарий к ст. 43 КЗоТ.

11. Обязательность участия выборного органа первичной профсоюзной организации в расследовании несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий предусмотрена пп. 11, 12, 22, 23, 37, 42, 49 Порядка расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве [433].

12. Об осуществлении выборным органом первичной профсоюзной организации общественного контроля за соблюдением законодательства о труде см. комментарий к ст. 259 КЗоТ.

13. В соответствии со ст. 80 Закона «О пенсионном обеспечении» [112] заявление о назначении пенсий подается лицом, получившим право на пенсию и находящимся в трудовых правоотношениях, по месту работы. В связи с этим выборному органу первичной профсоюзной организации предоставляется право контролировать подготовку и подачу собственником документов, необходимых для назначения пенсий работникам и членам их семей (в случае смерти работников). Следует, однако, учитывать, что ст. 80 данного Закона [112] и ст. 44 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» [247] предусматривает обращение с заявлениями о назначении пенсий в территориальный орган Пенсионного фонда или в уполномоченный им орган либо к лицу в порядке, определяемом правлением Пенсионного фонда по согласованию с Министерством труда и социальной политики.

14. Предоставление санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности (ст. 47 Закона «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» [217]), Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ч. 5 ст. 34 Закона «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности» [194]). Поэтому решение о предоставлении такого рода социальных услуг принимает комиссия по социальному страхованию предприятия или соответствующий рабочий орган Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При таких условиях выборный орган первичной профсоюзной организации направляет работников в санатории, профилактории, дома отдыха, туристические комплексы, базы и оздоровительные заведения только тогда, когда это осуществляется за счет средств собственника в соответствии с коллективным договором или за счет собственных средств профсоюзной организации (профсоюза).

15. В соответствии со ст. 50 Закона «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» [217] решение о назначении материального обеспечения и предоставлении социальных услуг за счет Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности принимается комиссией (уполномоченным) по вопросам социального страхования, создаваемой (избираемой) на предприятии в составе представителя администрации и застрахованных лиц (выборного органа первичной профсоюзной организации либо других органов, которые представляют застрахованных лиц).

16. Выборному органу первичной профсоюзной организации предоставляется право совместно с собственником определять размер средств, направляемых на строительство, реконструкцию и содержание жилищного фонда, вести учет граждан (работников), нуждающихся в улучшении жилищных условий, распределять жилую площадь, предоставляемую работникам не только на условиях найма (ст. 52 Жилищного кодекса [81]; п. 58 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений в Украинской ССР [325]), но и в собственность.

17. В ст. 247 КЗоТ и ст. 38 Закона [191] не содержится исчерпывающий перечень прав выборного органа первичной профсоюзной организации. В частности, по согласованию с выборным органом или при его участии решаются следующие вопросы:

1) введение руководителями государственных и коммунальных предприятий, учреждений, организаций совместно с выборными органами первичных профсоюзных организаций ограничения на совместительство в отношении некоторых категорий работников (п. 1 постановления Кабинета Министров Украины «О работе по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций» [334]). Этот механизм ограничения совместительства действует наряду с механизмом, установленным частью второй ст. 21 КЗоТ;

2) установление в отдельных случаях для работников срока испытания до шести месяцев (ст. 27 КЗоТ);

3) установление перечня работ, где по условиям производства перерывы для отдыха и приема пищи установить нельзя, а также определяются порядок и место приема пищи (ст. 66 КЗоТ);

4) отнесение выполняемых работ к определенным тарифным разрядам (тарификация работ) и присвоение квалификационных разрядов работникам (часть четвертая ст. 96 КЗоТ);

5) установление коллективной (бригадной) материальной ответственности (часть вторая ст. 1352 КЗоТ);

6) применение поощрений в отношении работников (ст. 144 КЗоТ).

18. Отсутствие в действующем законодательстве положений о согласовании с выборным органом первичной профсоюзной организации перечней работ и профессий, предоставляющих работникам право на бесплатное получение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, мыла, перечней работ и профессий, предоставляющих право на получение молока или других равноценных пищевых продуктов (раньше это было предусмотрено Положением о правах профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утратившим силу на территории Украины), означает лишь то, что эти вопросы необходимо решать в коллективном договоре.

19. Список должностей, работ и профессий, где устанавливается ненормируемый рабочий день, определяется коллективным договором. В силу прямого указания на это в ст. 8 (п. 2) Закона «Об отпусках» [162] такой вопрос может решаться собственником по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации только в случаях, когда коллективный договор не заключался.

20. Выборные органы первичной профсоюзной организации сохранили право контроля за выполнением собственником законодательства о труде, правил и норм техники безопасности и производственной санитарии, за правильным применением установленных норм оплаты труда. Наиболее подходящим средством воздействия на руководителей, допустивших обнаруженные в процессе контроля нарушения, является предъявление требования о расторжении трудового договора с руководителем, допустившим такие нарушения (ст. 45 КЗоТ и п. 9 части первой ст. 38 Закона [191]).