Науково-практичний коментар до законодавства України про працю

Статья 243. Право работников на объединение в профессиональные союзы

В соответствии с Конституцией Украины и Законом Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» граждане Украины имеют право на основании свободного волеизъявления без какого бы то ни было разрешения создавать профессиональные союзы с целью представительства, осуществления и защиты своих трудовых и социально-экономических прав и интересов, вступать в них и выходить из них на условиях и в порядке, определенных их уставами, принимать участие в работе профессиональных союзов.

Государство признает профессиональные союзы полномочными представителями работников и защитниками их трудовых, социально-экономических прав и интересов в органах государственной власти и местного самоуправления, в отношениях с собственником или уполномоченным им органом, а также с другими объединениями граждан.

1. Статья 36 Конституции Украины признает право граждан на участие в профессиональных союзах с целью защиты своих трудовых и социально-экономических прав и интересов. Профессиональные союзы в той же статье определяются как общественные организации, объединяющие граждан, связанных общими интересами по роду их профессиональной деятельности. Конкретнее профессиональный союз (профсоюз) определен в ст. 1 Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» [191] (далее в рамках комментария к главе XVI Кодекса законов о труде — Закон) как добровольная неприбыльная общественная организация, объединяющая граждан, связанных общими интересами по роду их профессиональной (трудовой) деятельности (обучения).

Целью деятельности профсоюзов является защита трудовых, социально-экономических прав и интересов их членов.

2. В ст. 5 Закона конкретизируется принцип равенства трудовых прав, закрепленный в ст. 21 КЗоТ в отношении членства в профсоюзах: запрещается не только ограничение трудовых прав работников в связи с членством в профсоюзе, но и установление преимуществ по этому критерию. В частности, это означает, что соглашение между профсоюзом и работодателем о преимущественном праве членов этого профсоюза на заключение трудовых договоров с этим работодателем является недействительным. Это же касается и соглашений по поводу преимущественного права членов этого профсоюза на сохранение трудовых правоотношений. Следует, однако, признать, что допустимость увольнения работников по инициативе собственника только с согласия выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюзного представителя), за установленными исключениями, создает существенные преимущества в реализации права на труд для членов профессиональных союзов.

3. Установленное ст. 36 Конституции право граждан на участие в профсоюзах определяется в комментируемой статье и ст. 6 Закона [191] как их право создавать профсоюзы на основании свободного волеизъявления без какого-либо разрешения, вступать в них и выходить из них на условиях и в порядке, определенных уставами профсоюзов. Это не исключает отказа работнику предприятия, на котором действует тот или иной профсоюз, в приеме в члены этого профсоюза, если право работников на членство не предусмотрено уставом этого профсоюза. Вопрос об утрате права членства в профсоюзе, в частности, в связи с увольнением с работы на данном пред-приятии, Закон [191] не решает. Поэтому оно может решаться в уставах профсоюзов. Право работников свободно выбирать профсоюз, в который они желают вступить, не исключает ограничения уставами профсоюзов двойного членства в профсоюзах (часть пятая ст. 7 Закона [191]).

4. Поскольку ст. 26 Конституции предусматривает возможность установления законами и международными договорами Украины особенностей правового положения иностранцев и лиц без гражданства, часть вторая ст. 6 Закона [191] не признает за этими лицами права создания профсоюзов, но признает их право вступать в действующие профсоюзы, если это предусмотрено их уставами.

5. Буквально ст. 36 Конституции признает профсоюзы как объединения граждан, связанных общими интересами по роду их профессиональной деятельности. Однако это положение не следует объяснять как запрет приема в состав профсоюза таких лиц, которые заняты другим, чем основной круг членов профсоюза, родом профессиональной деятельности. Поэтому часть вторая ст. 7 Закона [191] предоставляет гражданам право свободно выбирать профсоюз, в который они желают вступить, а в соответствии с частью четвертой той же статьи уставом профсоюза может быть предусмотрено членство в профсоюзе лиц, занятых творческой деятельностью, членов фермерских хозяйств, физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, а также лиц, обучающихся в профессионально-техническом или высшем учебном заведениях, лиц, уволившихся с работы или службы в связи с выходом на пенсию или временно не работающих. Нет никаких препятствий для членства в профсоюзах граждан, являющихся участниками собственности на имущество предприятия (члены кооперативов, коллективных предприятий, участники хозяйственных обществ).

6. Закон предусматривает возможность существования в составе организационной структуры профсоюзов собственно профессиональных союзов (профсоюзов), первичных профсоюзных организаций республиканских, региональных, областных, местных, других профсоюзов, объединений (организаций, советов, федераций, конфедераций и т. п.) профсоюзов. Предусмотрено также создание профсоюзных органов, в частности выборных органов первичных профсоюзных организаций, а также избрание профсоюзных представителей (доверенных лиц).

7. В качестве базовой организации нужно признать профессиональный союз (профсоюз). Профессиональные союзы могут иметь статус первичных, местных, областных, региональных, республиканских, всеукраинских. Производными являются организации профсоюзов, в том числе первичные, входящие в состав определенного профсоюза, и объединения профсоюзов.

Статус первичных имеют профсоюзы или организации профсоюзов, действующие на предприятии, в учреждении, организации, учебном заведении или объединяющие членов профсоюза, которые обеспечивают себя работой самостоятельно. Местный профсоюз в соответствии с частью третьей ст. 11 Закона [191] должен объединять не менее двух первичных профсоюзов, действующих на разных предприятиях, в учреждениях, организациях одной административно-территориальной единицы (города, района, села).

Областные профсоюзы имеют такой статус, если их организационные звенья существуют в большинстве административно-территориальных единиц области, городов Киева и Севастополя, или в большинстве таких единиц области, городов Киева и Севастополя, где расположены предприятия определенной отрасли.

Статус региональных имеют профсоюзы, организационные звенья которых существуют в большинстве административно-территориальных единиц двух или более областей.

Статус всеукраинских профсоюзов ст. 11 Закона [191] признает за профсоюзами, имеющими один из следующих признаков: 1) наличие организационных звеньев профсоюза в большинстве административно-территориальных единиц Украины, определенных в ст. 133 Конституции (там названы области, города Киев и Севастополь);

2) наличие организационных звеньев профсоюза в большинстве административно-территориальных единиц Украины, где расположены предприятия определенной отрасли. По этим же признакам в отношении Автономной Республики Крым профсоюзы могут быть признаны республиканскими.

8. В соответствии со ст. 1 Закона [191] первичная организация профсоюза — это добровольное объединение членов профсоюза, которые, как правило, работают на одном предприятии, в учреждении, организации независимо от формы собственности и вида хозяйствования или у физического лица, использующего наемный труд, или обеспечивают себя работой самостоятельно, или обучаются в одном учебном заведении. Поэтому на момент вступления в первичную организацию профсоюза гражданин должен быть членом соответствующего профсоюза. Однако Закон не препятствует тому, чтобы уставами профсоюзов было предусмотрено право первичной организации профсоюза решать вопрос о приеме граждан в состав членов профсоюза. Это особенно важно в отношении профсоюзов, имеющих иной статус, чем статус местных.

9. Первичные организации одного профсоюза могут добровольно объединяться в республиканские, региональные, областные, местные, другие организации данного профсоюза. Это — объединения первичных профсоюзных организаций, а не объединения профсоюзов. Их легализация не предусмотрена.

10. Профсоюзы имеют право с целью выполнения уставных заданий создавать на добровольных началах объединения (ассоциации, советы, федерации, конфедерации и т. п.). Объединения могут создаваться по отраслевому, территориальному и другому признаку. За профсоюзами признается право свободно выходить из объединений профсоюзов (часть первая ст. 8 Закона [191]).

11. Профсоюзы могут создаваться на основании решения, принимаемого собранием (учредительным или общим) членов (будущих членов) профсоюза, конференцией, съездом.

Профсоюз должен иметь свой устав (положение), требования к содержанию которого изложены в ст. 14 Закона [191].

12. По поводу легализации профсоюзов законодатель находится в поиске приемлемого решения. 15 сентября 1999 года был принят Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» [191]. В ст. 16 данного Закона предусматривалась обязательная легализация профессиональных союзов путем их регистрации в Министерстве юстиции либо его территориальных органах. 13 сентября 2001 года ст. 16 названного Закона была изложена в новой редакции, в соответствии с которой профессиональные союзы «подлежат легализации (официальному признанию) путем регистрации на соответствие заявленному статусу». 15 мая 2003 года был принят Закон «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» [242], допускающий возможность установления особенностей государственной регистрации объединений граждан, в том числе профессиональных союзов. Однако момент приобретения статуса юридического лица объединениями граждан был определен именно упомянутым Законом. Таковым признан момент государственной регистрации в соответствии с данным Законом. Вскоре — 5 июня 2003 года — был принят Закон, которым ст. 16 Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» [191] изложена в новой редакции. Было установлено, что профессиональные союзы подлежат «легализации путем уведомления на соответствие заявленному статусу». Такая легализация должна была осуществляться Министерством юстиции и его территориальными органами. Проблема коллизии между Законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» [191] и Законом «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» [242] оставалась и после этого. Попытка ее решения была предпринята Законом «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 16.03.2006 г. [263], которым ст. 3 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» [242] была дополнена частью четвертой следующего содержания: «Министерство юстиции Украины и его территориальные органы осуществляют регистрацию (легализацию) объединений граждан (в том числе профессиональных союзов и их объединений), благотворительных организаций, политических партий, творческих союзов и их территориальных ячеек, адвокатских объединений, торгово-промышленных палат, бирж, других учреждений и организаций, определенных законом, и выдают свидетельство о государственной регистрации, оформленное государственным регистратором в соответствующем исполнительном комитете городского совета города областного значения или в районной, районной в городах Киеве и Севастополе государственной администрации по местонахождению юридического лица». Заметим, что в соответствии с абзацем восьмым ч. 1 ст. 1 указанного Закона [242] свидетельство о государственной регистрации удостоверяет факт внесения записи о государственной регистрации юридического лица либо физического лица — предпринимателе именно в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей.

13. Впрочем, Закон от 16.03.2006 г. [263] решил только вопрос о том, в какой Государственный реестр вносится запись о легализации (по терминологии данного Закона [263] — государственная регистрация) профессиональных союзов. Вопрос о моменте приобретения профессиональными союзами статуса юридического лица должен решаться с учетом следующего. В соответствии со ст. 16 Закона [191] профсоюз, объединение профсоюзов приобретают права юридического лица с момента утверждения устава (положения). Наличие у профсоюза статуса юридического лица является основанием для приобретения статуса юридического лица организациями данного профсоюза. В ст. 14 Закона [191] не употребляется термин «утверждение», а речь идет о «принятии» уставов профсоюзов съездами, конференциями, учредительным либо общим собранием членов профсоюза соответствующего уровня.

14. Легализация профсоюзов и их объединений осуществляется Министерством юстиции и его территориальными управлениями того уровня, который соответствует уставу профсоюзов (ст. 16 Закона [191]). Для легализации подаются следующие документы:

1) заявление; 2) устав (положение); 3) протокол съезда, конференции, собрания с решением об утверждении устава (положения); сведения о выборных органах, о наличии организаций профсоюза в соответствующих административно-территориальных единицах, об учредителях объединения профсоюзов. На основании поданных документов орган юстиции проверяет соответствие заявленного статуса профсоюза требованиям ст. 11 Закона [191], при необходимости запрашивает дополнительные документы, необходимые для подтверждения статуса, включает профсоюз, объединение профсоюзов в реестр объединений граждан и выдает свидетельство о регистрации.

Организации профсоюзов, в том числе первичные, легализируются путем направления в адрес органа легализации по месту своего нахождения сообщения о принадлежности к определенному профсоюзу.

15. Деятельность профсоюзов и их объединений прекращается по решению их общего собрания (конференции) или на основании решения суда о запрете деятельности профсоюза либо объединения профсоюзов, принимаемого в случаях нарушения ими Конституции и законов Украины. При принятии такого решения суд должен руководствоваться ст. 28-32 Закона «Об объединении граждан» [118].

16. Не называя государственные органы, на которые непосредственно возлагаются соответствующие функции, ст. 13 Закона [191] формулирует ряд обязанностей государства по содействию в деятельности профсоюзов:

1) государство обеспечивает реализацию права граждан на объединение в профессиональные союзы и соблюдение прав и интересов профсоюза;

2) государство признает профсоюзы полномочными представителями работников и защитниками их трудовых, социально-экономических прав и интересов, сотрудничает с профсоюзами в их реализации, способствует профсоюзам в установлении деловых партнерских взаимоотношений с работодателями и их объединениями;

3) государство способствует обучении профсоюзных кадров, совместно с профсоюзами обеспечивает повышение уровня их знаний о правовой и социальной защите работников.

17. Обязанность предприятий, учреждений, организаций содействовать профессиональным союзам в их деятельности конкретизируется в ст. 249-251 КЗоТ (см. комментарий к этим статьям) и ст. 42-45 Закона [191].