Науково-практичний коментар до законодавства України про працю

Статья 223. Организация комиссий по трудовым спорам

Комиссия по трудовым спорам избирается общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации с числом работающих не менее 15 человек.

Порядок избрания, численность, состав и срок полномочий комиссии определяются общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации. При этом количество рабочих в составе комиссии по трудовым спорам предприятия должно быть не менее половины ее состава.

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, его заместителей и секретаря комиссии.

По решению общего собрания (конференции) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации могут быть созданы комиссии по трудовым спорам в цехах и других аналогичных подразделениях. Эти комиссии избираются коллективами подразделений и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам предприятий, учреждений, организаций.

В комиссиях по трудовым спорам подразделений могут рассматриваться трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Организационно-техническое обеспечение комиссий по трудовым спорам (предоставление оборудованного помещения, машинописной и иной техники, необходимой литературы, организация делопроизводства, учет и хранение заявлений работников и дел, подготовка и выдача копий решений и т.д.) осуществляется собственником или уполномоченным им органом.

Комиссия по трудовым спорам предприятия, учреждения, организации имеет печать установленного образца.

1. Комиссия по трудовым спорам избирается общим собранием трудового коллектива предприятия, учреждения, организации с количеством работающих не менее 15 человек. Если количество работающих на предприятии, в учреждении, организации составляет менее 15 человек, создание комиссии по трудовым спорам законодательством не предусмотрено. Однако на практике на многих предприятиях, в учреждениях и организациях комиссии по трудовым спорам не создаются, хотя количество работающих и превышает установленный минимум. Это ограничивает права работников, поскольку непосредственно в судах до принятия Конституции допускалось рассмотрение трудовых споров «работников предприятий, учреждений, организаций, где комиссии по трудовым спорам не избираются» (пункт 1 части первой ст. 232 КЗоТ). «Не избираются» — это не значит «не избраны де-факто», это значит — «не должны избираться». Получался заколдованный круг: в суд работник обратиться не мог, поскольку на предприятии должна избираться комиссия по трудовым спорам. Но фактически эта комиссия не избиралась. С принятием Конституции Украины и выходом постановления Пленума Верховного Суда Украины «О применении Конституции при осуществлении правосудия» [564] эта проблема получила свое законное решение: обращение в суд стало возможным без рассмотрения споров в КТС.

2. Кодекс законов о труде не предусматривает создания комиссии по трудовым спорам трудовыми коллективами, которые созданы работниками, заключившими трудовые договоры с субъектами предпринимательской деятельности — физическими лицами. Представляется, что таких лиц прямо не касаются правовые нормы, предусматривающие создание комиссий по трудовым спорам на предприятиях, в учреждениях, организациях.

3. По решению общего собрания (конференции) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации комиссии по трудовым спорам могут быть созданы в цехах и других структурных подразделениях. Эти комиссии избираются трудовыми коллективами таких подразделений и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам предприятий, учреждений, организаций. В соответствии с частью пятой ст. 223 КЗоТ комиссии по трудовым спорам, созданные в структурных подразделениях, имеют право рассматривать трудовые споры в рамках полномочий этих подразделений. Следовательно, полномочия этих комиссий по трудовым спорам крайне ограничены, поскольку структурные подразделения и их руководители в тру-довых отношениях наделены незначительным кругом полномочий по установлению и применению условий труда.

4. Трудовому коллективу предоставлено право по своему усмотрению решать вопросы численности, состава и срока полномочий комиссии по трудовым спорам. Решения по указанным вопросам трудовой коллектив принимает на собрании (конференции) в соответствии с правилами ст. 20 и 21 Закона СССР «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями» [566]. Собрание считается полномочным, если на нем присутствует больше половины общего числа членов коллектива, а конференция — не менее двух третей делегатов. Решение собрания (конференции) об избрании комиссии по трудовым спорам (ее членов) принимается большинством голосов присутствующих членов трудового коллектива (делегатов конференции). Другие вопросы порядка избрания комиссии по трудовым спорам решаются самим собранием (конференцией) трудового коллектива (выдвижение кандидатов в члены комиссии по трудовым спорам, избрание комиссии по трудовым спорам в целом или проведение голосования в отношении каждой кандидатуры, от-крытое или тайное голосование и т. п.).

5. Установлено требование о том, что в составе комиссии по трудовым спорам должно быть не менее половины рабочих. Это касается только предприятий. Подчеркнем, что это не касается учреждений и организаций, не имеющих статуса предприятия.

6. Избрание председателя комиссии по трудовым спорам, его заместителя и секретаря — это полномочия самой комиссии. Поскольку законодательством порядок избрания председателя комиссии по трудовым спорам, его заместителя и секретаря не регламентируется, порядок избрания определяется непосредственно комиссией.

7. На собственника возлагается обязанность организационно-технического обеспечения комиссии по трудовым спорам (предоставление оборудованного помещения, печатной и другой техники, необходимой литературы, организация делопроизводства, учет и хранение заявлений работников и дел, подготовка и выдача решений и т. п.). Очевидно, и прием заявлений в комиссию по трудовым спорам может осуществлять назначенный собственником работник, для которого эта работа составляет часть его трудовой функции. В порядке выполнения своей обязанности осуществлять организационно-техническое обеспечение комиссии по трудовым спорам собственник должен получить разрешение на изготовление печати комиссии по трудовым спорам, заказать и оплатить ее изготовление. Это — существенно, поскольку без печати невозможно надлежащее оформление удостоверения на принудительное выполнение решений комиссий по трудовым спорам. Такое удостоверение и другие документы комиссии приобретают юридическое значение при условии наличия печати. Все эти расходы предприятий имеют такой же правовой режим, как и другие расходы, связанные с управлением предприятием, т. е. относятся на валовые расходы плательщика налога на прибыль.