Науково-практичний коментар до законодавства України про працю
Статья 221. Органы, рассматривающие трудовые споры
Трудовые споры рассматриваются:
1) комиссиями по трудовым спорам;
2) районными, районными в городе, городскими либо горрайонными судами.
Такой порядок рассмотрения трудовых споров, возникающих между работником и собственником или уполномоченным им органом, применяется независимо от формы трудового договора.
Установленный порядок рассмотрения трудовых споров не распространяется на споры о досрочном освобождении от выборной платной должности членов общественных и других объединений граждан по решению избравших их органов.
1. Кодекс законов о труде не дает определения индивидуальных трудовых споров. В то же время в законодательстве появилось понятие коллективных трудовых споров (конфликтов). Разграничение между индивидуальными и коллективными трудовыми спорами осуществляется в первую очередь по субъекту, который в споре противостоит собственнику. В индивидуальном трудовом споре собственнику противостоит работник. Работников может быть и несколько, но в индивидуальном трудовом споре каждый из них предъявляет к собственнику требования по поводу нарушения его индивидуальных трудовых прав в части, касающейся каждого работника и вытекающей из трудовых правоотношений, в которых данный конкретный работник находится с работодателем. Собственник в индивидуальном трудовом споре также может выдвигать требования к нескольким работникам (например, к членам бригады материально ответственных лиц), но к каждому из работников при этом возможно предъявление только одного требования, объем которого индивидуально определен.
В коллективном трудовом споре (конфликте) собственнику противостоят наемные работники (отдельные категории наемных работников) предприятия или его структурного подразделения, профсоюзная или другая, уполномоченная работниками, организация.
2. Индивидуальные трудовые споры отличаются от коллективных трудовых споров (конфликтов) также и по содержанию. Однако следует учитывать, что в Украине утратило силу Положение о порядке рассмотрения трудовых споров, в соответствии с которым (п. 10) в порядке разрешения индивидуальных трудовых споров рассматривались только споры о применении законодательства, коллективных и трудовых договоров, других надлежащим образом установленных условий труда. Поэтому индивидуальные трудовые споры в настоящий момент в Украине возможны по вопросам не только применения, но и установления условий труда. И не случайно после внесения изменений в главу XV КЗоТ, посвященную индивидуальным трудовым спорам, из Кодекса законов о труде была исключена статья 93, определявшая порядок разрешения споров между собственником и профкомом по поводу установления и пересмотра норм труда; коллективные споры такого типа в настоящий момент подлежат разрешению в установленном для этого порядке. А отдельные работники получили право возражать против установления и изменения условий труда, в том числе и норм труда, в порядке, установленном для рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
3. К индивидуальным трудовым спорам относятся, в частности, трудовые споры о переводе на другую работу; прекращении трудового договора; оплате труда и выплате заработной платы, выплате вознаграждения за выслугу лет, вознаграждения по результатам работы предприятия за год, гарантийных сумм, компенсаций; возврате денежных сумм; предоставлении отпуска; наложении дисциплинарного взыскания; выдаче и использовании спецодежды, спецобуви, других средств индивидуальной защиты; выдаче лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных продуктов; установлении и применении норм труда; удержаниях из заработной платы и т. п.
К категории индивидуальных трудовых споров следует отнести также споры, возникающие при заключении трудовых договоров, в частности, споры, связанные с отказом в заключении трудового договора, если работник считает, что отказом нарушено его право на труд.
4. С учетом сегодняшних реалий круг споров, относящихся к категории индивидуальных трудовых, может быть значительно расширен по сравнению с приведенным перечнем. Дело в том, что в соответствии со ст. 55 Конституции Украины права и свободы человека и гражданина защищаются судом. Работник не может защищать свои права путем обращения непосредственно в Конституционный Суд с иском о признании не имеющим силы закона, нарушающего его трудовые права, закрепленные в Конституции. Он не может также, ссылаясь на Конституцию, требовать восстановления своих собственных прав, нарушенных применением закона, который противоречит Конституции. Однако он может защищать свои права в порядке, установленном для разрешения индивидуальных трудовых споров, если эти права нарушены подзаконными актами, противоречащими закону, либо локальными актами.
Следовательно, к индивидуальным трудовым спорам следует отнести все споры об установлении законами, подзаконными актами, локальными нормативными актами, генеральными, отраслевыми и региональными соглашениями, коллективными договорами условий труда, если вопрос о защите права ставит работник, а не категория работников, не наемные работники предприятия, учреждения, организации или их структурного подразделения. Таким образом, споры об установлении норм труда, тарифных ставок, должностных окладов, других условий оплаты труда, об установлении продолжительности и графике отпусков, о праве на получение спецодежды, спецобуви, других средств индивидуальной защиты, лечебно-профилактического питания и т. п. следует отнести к категории индивидуальных трудовых споров. Совсем другое дело, удастся ли работнику доказать, что соответствующим законом, подзаконным либо локальным актом, соглашением, коллективным договором нарушены его права. Однако с точки зрения законодательства об индивидуальных трудовых спорах защита права в подобных случаях в соответствующих процессуальных формах возможна.
5. Советское законодательство о труде не относило к категории трудовых споры о предоставлении и распределении жилой площади, а также об удовлетворении бытовых потребностей работников. И в настоящий момент еще встречаются консультации юристов, где соответствующие права работников предлагается защищать в порядке, установленном для защиты субъективного гражданского права. Представляется, что во всех случаях, когда право на жилье или на удовлетворение бытовых потребностей работников вытекает из трудового договора, оно должно защищаться в порядке, установленном для разрешения индивидуальных трудовых споров. А сами такие споры должны относиться к категории индивидуальных трудовых споров.
6. В отличие от гражданского законодательства, трудовое законодательство подробно не определяет способы защиты трудовых прав. Однако это не препятствует предъявлению работниками исков о признании собственника (предприятия) обязанным, о возложении на него обязанности, о прекращениях действий, нарушающих право, и т. п.
7. Естественно, не подлежат рассмотрению в комиссиях по трудовым спорам споры, в которых работнику противостоит не предприятие (учреждение, организация) и его собственник, а другой орган. Так, в упомянутом Положении о порядке рассмотрения трудовых споров указывалось, что в комиссиях по трудовым спорам не рассматриваются споры, связанные с выплатой пособия по государственному социальному страхованию. В отношениях по поводу выплаты пособия собственник и его предприятие (учреждение, организация) выполняют лишь технические функции. Стороной же в таких правоотношениях, противостоящей работнику, является орган, осуществляющий управление средствами социального страхования. Статья 224 КЗоТ дает основание для вывода, что споры, вытекающие из правоотношений с таким субъектным составом, трудовыми вообще нельзя назвать. В то же время права работника на выплату пособия по социальному страхованию может нарушить и собственник. В этом случае возникающий спор должен быть квалифицирован как трудовой.
8. Индивидуальные трудовые споры между работником и собственником независимо от форм трудового договора рассматриваются комиссиями по трудовым спорам, районными (городскими) судами. Установленный ст. 221 КЗоТ порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров не распространяется на споры о досрочном освобождении от выборной платной должности членов общественных и других объединений граждан по решению избравших их органов.