Науково-практичний коментар до законодавства України про працю
Статья 198. Ограничение увольнения работников моложе восемнадцати лет
Увольнение работников моложе восемнадцати лет по инициативе собственника или уполномоченного им органа допускается, помимо соблюдения общего порядка увольнения, только с согласия службы по делам несовершеннолетних. При этом увольнение по основаниям, указанным в пунктах 1, 2 и 6 статьи 40 настоящего Кодекса, производится лишь в исключительных случаях и не допускается без трудоустройства.
1. В соответствии с Законом «Об органах и службах по делам детей и специальных заведениях для детей» [144] создаются службы по делам детей Правительства Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских, а также районных государственных администраций. В городах (кроме городов районного подчинения) в порядке осуществления делегированных исполнительным органам советов полномочий исполнительной власти создаются службы по делам детей (п. 1 ч. 2 ст. 38 Закона «О местном самоуправлении в Украине» [166]).
2. Постановлением Кабинета Министров утверждены Типовое положение о службе по делам детей областной, Киевской и Севастопольской городской государственной администрации [440] и Типовое положение о службе по делам детей районной, районной в городах Киеве и Севастополе государственной администрации [441]. Этими нормативно-правовыми актами прямо предусмотрено согласование увольнения несовершеннолетних со службами по делам детей (подпункт 19 п. 4 Типового положения о службе по делам детей районной, районной в городах Киеве и Севастополе государственной администрации [441]).
3. Отсутствие согласия на увольнение службы по делам детей должно квалифицироваться как увольнение работника без законного основания и влечет за собой восстановление его на работе. В то же время не будет противоречить закону полученное впоследствии (после увольнения несовершеннолетнего) согласие службы по делам детей на увольнение. Не лишен права запросить такое согласие и суд.
4. Увольнение несовершеннолетних по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 и 6 ст. 40 КЗоТ, допускается только в исключительных случаях и не разрешается без трудоустройства. Увольнение без трудоустройства должно рассматриваться как увольнение без законного основания. Кроме того, в случае спора о восстановлении на работе при увольнении по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 6 ст. 40 КЗоТ, на собственника возлагается обязанность доведения факта исключительности обстоятельств, ставших основанием для увольнения. Поскольку несовершеннолетние устраиваются на работу, как правило, на забронированные рабочие места за счет установленной квоты, ликвидация рабочих мест, занимаемых несовершеннолетними, осуществляется только с согласия государственной службы занятости (п. 13 Положения о порядке бронирования на предприятиях, в организациях и учреждениях рабочих мест для трудоустройства граждан, нуждающихся в социальной защите [378]).