Науково-практичний коментар до законодавства України про працю
Статья 196. Броня приема молодежи на работу и профессиональное обучение на производстве
Для всех предприятий и организаций устанавливается броня приема на работу и профессиональное обучение на производстве молодежи, окончившей общеобразовательные школы, профессиональные учебно-воспитательные заведения, а также других лиц моложе восемнадцати лет.
Районные и городские Советы народных депутатов утверждают программы устройства на работу выпускников общеобразовательных школ, квоты рабочих мест для трудоустройства молодежи и обеспечивают их выполнение всеми предприятиями, учреждениями, организациями.
Отказ в приеме на работу и профессиональное обучение на производстве указанным лицам, направленным в счет брони, запрещается. Такой отказ может быть обжалован ими в суде.
1. Часть первая комментируемой статьи предусматривает установление для всех предприятий и организаций брони приема на работу и профессиональное обучение на производстве молодежи, закончившей общеобразовательные школы, профессиональные учебно-воспитательные заведения, а также других лиц моложе восемнадцати лет. Статья 6 Закона «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине» [201] предусматривает установление квоты рабочих мест для трудоустройства молодежи. При этом под молодежью, молодыми гражданами понимаются граждане в возрасте от 14 до 28 лет (ст. 1 названного Закона [201]). Таким образом, данный Закон [201] существенно расширяет по сравнению со ст. 196 КЗоТ круг лиц, которых предприятия обязаны принимать на работу в счет брони (квоты). В то же время Верховная Рада Украины в постановлении «Об информации Кабинета Министров Украины «Об обеспечении трудоустройства молодежи, в частности выпускников школ, вузов и других учебных заведений» [294] предложила Кабинету Министров принять неотложные меры для безусловного соблюдения требований Конституции, законов Украины по поводу предоставления гарантий в трудоустройстве молодежи, закончившей общеобразовательные школы и профессиональные учебно-воспитательные заведения, высшие учебные заведения и не получившей направления на работу, другим лицам до 21 года, демобилизованным (т. е. уволенным) со срочной военной службы, юношам и девушкам (возраст в постановлении не указан), освобожденным из мест лишения свободы, несовершеннолетним, в том числе сиротам, полусиротам, молодым инвалидам.
2. Часть вторая ст. 196 КЗоТ возлагает ряд обязанностей по обеспечению трудоустройства молодежи на районные и городские советы. Следует иметь в виду, что ныне действующий текст ст. 195 КЗоТ был утвержден в то время, когда вся власть принадлежала советам. Однако и тогда не имелось в виду, что все функции, которые были возложены на советы, выполнялись именно советами, потому что они создавали для этого исполнительные органы. Поэтому обязанности, указанные в части второй ст. 196 КЗоТ, несут преимущественно вообще не советы, а местные органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления, создаваемые советами.
3. Квоты рабочих мест для трудоустройства молодежи действительно утверждаются местными государственными администрациями и исполкомами соответствующих советов. Направления для трудоустройства этой категории работников выдаются центрами занятости в пределах утвержденной квоты. Что касается обеспечения выполнения предприятиями обязанностей по приему на работу молодежи, направленной для трудоустройства в счет брони, то деликатная формулировка «... советы ... обеспечивают...» (ст. 196 КЗоТ) дополнена твердой санкцией: в случае отказа в приеме на работу молодых граждан в пределах установленной квоты с предприятий взыскивается штраф в пятидесятикратном размере не облагаемого налогом минимума доходов граждан за каждый такой отказ (ст. 7 Закона «О занятости населения» [101]). На данный момент размер такого штрафа составляет 850 грн.
4. Отказывать молодым гражданам, направленным для трудоустройства в счет брони, в приеме на работу запрещается. Такой отказ может быть обжалован в суде (часть третья ст. 196; пункт 6 части второй ст. 232 КЗоТ).