Науково-практичний коментар до законодавства України про працю

Статья 183. Перерывы для кормления ребенка

Женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются, помимо общего перерыва для отдыха и питания, дополнительные перерывы для кормления ребенка.

Эти перерывы предоставляются не реже чем через три часа продолжительностью не менее тридцати минут каждый.

При наличии двух и более грудных детей продолжительность перерыва устанавливается не менее часа.

Сроки и порядок предоставления перерывов устанавливаются собственником или уполномоченным им органом по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) предприятия, учреждения, организации и с учетом желания матери.

Перерывы для кормления ребенка включаются в рабочее время и оплачиваются по среднему заработку.

1. В части первой статьи 183 КЗоТ не совсем корректно употребляются слова «кроме общего перерыва для отдыха и питания». Дело в том, что перерыв для кормления ребенка не может быть поставлен в один ряд с перерывом для отдыха и питания, потому что последний не включается в рабочее время, а перерыв для кормления — включается (де-факто такой перерыв сокращает установленную норму рабочего времени). Право на получение перерывов для кормления ребенка признается за женщинами, имеющими детей в возрасте до полутора лет. Закон не определяет способ кормления, при котором женщина имеет право на перерыв для кормления ребенка, поэтому к ней не могут быть предъявлены требования о предоставлении каких-либо справок или заключений. Наличие ребенка в возрасте до полутора лет является достаточным основанием реализации права женщины на перерывы для кормления ребенка.

2. Часть вторая комментируемой статьи определяет максимальную продолжительность работы, после которой должен быть предоставлен перерыв для кормления ребенка, и минимальную продолжительность перерыва. В установленных законом пределах время предоставления перерывов (не реже чем через три часа работы) и их продолжительность (не менее тридцати минут) определяются собственником по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации предприятия. Указание в части четвертой ст. 183 КЗоТ на установление перерывов с учетом желания матери дает основания для вывода о том, что собственник по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации должен решать эти вопросы в отношении каждой женщины. Однако на практике продолжительность и время предоставления перерывов для кормления определяются в нормативном порядке коллективными договорами. Можно сказать, что сам законодатель спровоцировал нарушение порядка предоставления перерывов для кормления, установленного частью четвертой ст. 183 КЗоТ. Дело в том, что и ст. 13 КЗоТ, и ст. 7 Закона «О коллективных договорах и соглашениях» [128] предусматривают установление льгот для работников в коллективном договоре. Общее правило (ст. 13 КЗоТ; ст. 7 Закона «О коллективных дого-ворах и соглашениях» [128]) не может применяться при наличии конкретного (часть четвертая ст. 183 КЗоТ). Однако же нормативно приоритет специальных норм права перед общими не закреплен. Поэтому собственнику и другой стороне коллективного договора трудно поставить в упрек то, что они определили порядок предоставления перерывов для кормления ребенка в коллективном договоре, а не в соответствии с частью четвертой ст. 183 КЗоТ.

3. Для определения времени предоставления женщинам рассматриваемых перерывов часть третья комментируемой статьи использует термин «сроки». Это несколько более широкое понимание понятия сроков, нежели предусмотренное в ст. 2411 КЗоТ, которая за наименьшую единицу исчисления сроков принимает день.

4. Поскольку, по общему правилу, женщина вынуждена тратить время не только на кормление ребенка, но и на поездку от места работы домой (к месту нахождения ребенка) и в обратном направлении, законодательно установленного времени перерыва кормления ребенка обычно не хватает для поездки и кормления. Предоставление перерыва для кормления с учетом реального времени, необходимого для поездки и кормления, свело бы к минимуму время работы женщины. Поэтому на практике считается допустимым по желанию матери два перерыва для кормления ребенка продолжительностью тридцать минут каждый объединять (суммировать) и приурочивать их к концу рабочего дня (смены). Следует признать, что такая практика не основана на законе. Она стала реакцией на зарегулированность соответствующих отношений законом.

5. Продолжительность перерывов для кормления должна составлять не менее одного часа, если женщина имеет двух или более грудных детей. Термин «грудные дети» в нормативном порядке законодательством о труде не определяется. Представляется, что под грудными в контексте ст. 183 КЗоТ имеются в виду дети в возрасте до полутора лет. Аргументы в пользу сделанного вывода таковы: в начальном тексте ст. 183 КЗоТ в части первой речь шла о детях «в возрасте до одного года». В части третьей этой же статьи и в начальном, и в ныне действующем тексте применяется термин «грудные». Пока в части первой ст. 183 КЗоТ речь шла о детях в возрасте до одного года, никто не сомневался в одинаковом значении слов «дети в возрасте до одного года» и «грудные дети». Представляется и в настоящий момент допустимым отождествлять понятие «дети в возрасте до полутора лет» (действующая формулировка части первой ст. 183 КЗоТ) и «грудные дети» (часть третья ст. 183 КЗоТ). Естественно, законодатель может дать свое определение понятию «грудные дети». Когда это произойдет, станет возможным иное, чем изложенное, понимание этого термина.

6. Перерывы для кормления ребенка оплачиваются по среднему заработку, исчисляемому в соответствии с Порядком исчисления средней заработной платы [346]. При этом необходимо учитывать следующее. Абзацем третьим п. 2 Порядка исчисления средней заработной платы предусмотрено, что средний заработок исчисляется за два последних календарных месяца работы, предшествующих событию, с которым связана соответствующая выплата. Систематическое толкование этого правила, т. е. толкование его с учетом других правил названного Порядка [346] дало основание понимать событие, о котором идет речь в абзаце третьем п. 2 Порядка [346], как начало временной нетрудоспособности, начало выполнения государственных или общественных обязанностей, начало другого периода, в течение которого работник имеет право на выплату в размере средней заработной платы или ее части. Если этот период продолжается в течение не одного, а двух или более месяцев, то средний заработок исчисляется исходя из заработной платы за два календарных месяца, предшествующих тому месяцу, в котором начался подлежащий оплате период, исходя из средней заработной платы.

Перерывы для кормления ребенка не могут рассматриваться как один длительный перерыв, что давало бы основание оплачивать время таких перерывов исходя из средней заработной платы за два календарных месяца, предшествующих началу периода предоставления перерывов. Каждый перерыв подлежит оплате в размере средней заработной платы, исчисляемой исходя из заработка женщины, которая имеет ребенка в возрасте до полутора лет, за два календарных месяца, предшествовавших тому месяцу, в котором перерыв предоставлялся. Поскольку п. 8 Порядка [346] допускает возможность исчисления среднечасовой заработной платы для определения размера заработной платы, сохраняемой за женщиной, следует учитывать среднечасовой заработок за два календарных месяца, предшествовавших месяцу, в котором предоставлялись перерывы. При этом время перерывов для кормления ребенка, оплачиваемое исходя из среднего заработка, не учитывается. Не учитывается и выплаченная за это время средняя заработная плата.