Науково-практичний коментар до законодавства України про працю

Статья 160. Контроль за соблюдением требований нормативных актов об охране труда

Постоянный контроль за соблюдением работниками требований нормативных актов об охране труда возлагается на собственника или уполномоченный им орган.

Трудовые коллективы через избранных ими уполномоченных, профессиональные союзы в лице своих выборных органов и представителей контролируют соблюдение всеми работниками нормативных актов об охране труда на предприятиях, в учреждениях, организациях.

1. Комментируемая статья регулирует отношения, связанные с осуществлением контроля за охраной труда собственником, трудовым коллективом, созданными ими службами и органами, а также профессиональными союзами. О государственном контроле и надзоре см. комментарий к статьям 259-265 КЗоТ.

2. Обязанность осуществления постоянного контроля за соблюдением работниками требований нормативных актов об охране труда возлагается на собственника либо уполномоченный им орган. В силу правила части первой ст. 160 КЗоТ создание соответствующих служб и назначение должностных лиц не освобождают собственника от обязанности постоянно контролировать соблюдение требований нормативных актов по охране труда. Осуществление такого контроля означает не только обязанность контролировать соблюдение правил по охране труда при выполнении работ, но и обязанность контролировать соблюдение требований нормативных актов об организации охраны труда, касающихся создания и деятельности службы охраны труда предприятия, деятельности должностных лиц предприятия, распределения соответствующих обязанностей между руководителями структурных подразделений, функционирования органов общественного контроля за охраной труда.

3. Для непосредственного управления охраной труда на предприятии создается служба охраны труда. Ликвидация этой службы допускается только в случае ликвидации предприятия (часть восьмая ст. 15 Закона «Об охране труда» [236]). Служба охраны труда создается не только на предприятиях сферы производства, но и на всех других предприятиях и в организациях. Она может создаваться в зависимости от численности работающих на предприятии в виде самостоятельного структурного подразделения, группы специалистов либо отдельного специалиста, который может работать на условиях совместительства. На предприятиях производственной сферы с численностью работающих 50 и более человек создание службы охраны труда в составе одного специалиста, работающего на условиях совместительства, не допускается (часть вторая ст. 15 Закона «Об охране труда» [236]). Статья 23 Закона «Об охране труда» [236] не разрешает формирование службы охраны труда на предприятиях с численностью работающих менее 50 человек путем делегирования соответствующих обязанностей работникам в порядке совмещения профессий (должностей), но допускает возложение функции службы охраны труда на работника, принятого на работу по совместительству. При количестве работающих менее 20 человек для выполнения указанных функций могут привлекаться сторонние специалисты на договорных основах (договор должен заключаться с организацией, принимающей на себя такие функции и возлагающей их выполнение на конкретного специалиста). Однако на предприятиях непроизводственной сферы это возможно. Служба охраны труда подчинена непосредственно руководителю предприятия и приравнивается к основным производственно-техническим службам (ст. 15 Закона «Об охране труда» [236]).

4. Служба охраны труда комплектуется специалистами по профилю производства с высшим образованием и стажем работы по этому профилю не менее трех лет. Прием на такую работу специалистов со средним специальным образованием допускается в виде исключения. Указанные требования не распространяются на работников служб охраны труда, принятых на работу до утверждения Типового положения о службе охраны труда [533] (3 августа 1993 года).

5. Служба охраны труда предприятия организует проведение правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических, социально-экономических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предотвращение несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий и т. п.

6. Служба охраны труда контролирует:

1) соблюдение законодательства об охране труда, требований государственных межотраслевых и отраслевых актов об охране труда;

2) выполнение предписаний органов государственного контроля за охраной труда и других органов по надзору за охраной труда, предложений и представлений уполномоченных трудовых коллективов и профсоюзов по вопросам надзора за охраной труда;

3) соответствие нормативным актам об охране труда машин, механизмов, оборудования, транспортных средств, технологических процессов, средств противоаварийной, коллективной и индивидуальной защиты;

4) своевременное проведение обучения, инструктажей, проверки знаний по вопросам охраны труда;

5) обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, моющими средствами, санитарно-бытовыми помещениями, предоставление работникам льгот и компенсаций, связанных с тяжелыми и вредными условиями труда;

6) соблюдение требований законодательства, касающихся труда женщин и подростков;

7) прохождение медицинских осмотров, если это является обязательным;

8) расходование средств фонда охраны труда;

9) выполнение мер по охране труда, установленных коллективным договором, приказов, распоряжений по охране труда, мероприятий, указанных в актах расследования несчастливых случаев.

7. Специалистам по охране труда предоставляются следующие права:

1) выдавать руководителям структурных подразделений предприятия обязательные для выполнения предписания об устранении недостатков в обеспечении охраны труда. Распоряжение специалистов по охране труда имеет право отменить только руководитель предприятия;

2) получать от должностных лиц необходимые сведения, документацию и пояснения по вопросам охраны труда;

3) требовать отстранения от работы лиц, не прошедших медицинский осмотр, обучение, инструктаж, проверку знаний и не имеющих допуска к соответствующим работам или не выполняющих нормативов по охране труда;

4) останавливать работу производств, участков, машин, механизмов, оборудования и других средств производства в случае нарушений, создающих угрозу для жизни или здоровья работающих;

5) направлять представления руководителю предприятия о привлечении к ответственности работников, нарушающих требования по охране труда.

8. Полномочия по охране труда предоставлены также наемным работникам. Они осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда через избранных ими уполномоченных по вопросам охраны труда. Термин «уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны труда» введен в употребление ст. 16 и 42 Закона «Об охране труда» [236]. До приведения подзаконных актов в соответствие с Законом «Об охране труда» [236] на уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда распространяется действие правовых норм в отношении уполномоченных трудовых коллективов по вопросам охраны труда.

Уполномоченные наемными работниками по вопросам охраны труда имеют право беспрепятственно проверять на предприятии выполнение требований по охране труда и вносить обязательные для рассмотрения собственником предложения об устранении нарушений нормативных актов по безопасности и гигиене труда (часть первая ст. 42 Закона «Об охране труда» [236]).

9. Уполномоченные наемными работниками по вопросам труда избираются наемными работниками предприятий и их структурных подразделений из числа опытных и инициативных работников на срок полномочий органа самоуправления соответствующего трудового коллектива. Численность уполномоченных определяется наемными работниками исходя из необходимости обеспечения непрерывного общественного контроля за состоянием безопасности и условий труда в каждом производственном подразделении. После избрания в месячный срок уполномоченные должны пройти обучение по вопросам охраны труда за счет собственника по программе, составленной службой охраны труда предприятия по согласованию с органом самоуправления трудового коллектива и выборным органом первичной профсоюзной организации. Программа утверждается руководителем предприятия.

10. Уполномоченные лица по вопросам охраны труда выполняют свои общественные обязанности непосредственно в процессе труда. Освобождение их от работы с сохранением заработной платы на срок, установленный коллективным договором, допускается только в случае привлечения их к проверке состояния безопасности и условий труда должностными лицами министерств, ведомств, объединений, предприятий, местных органов исполнительной власти, органов государственного надзора и органов общественного контроля за охраной труда (п. 1.7 Типового положения о деятельности уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда [548]). Однако ст. 42 Закона «Об охране труда» [236] несколько расширяет полномочия уполномоченных лиц, предоставляет им право беспрепятственно проверять выполнение требований об охране труда и вносить работодателю обязательные для рассмотрения предложения об устранении выявленных нарушений. Эта же статья предусматривает обязанности работодателя обеспечивать уполномоченных лиц необходимыми средствами, освобождать от работы для выполнения этих функций на срок, установленный коллективным договором, с сохранением среднего заработка. Устанавливается гарантия для уполномоченных лиц: их увольнение, привлечение к дисциплинарной или материальной ответственности возможно только с согласия наемных работников, которая дается в порядке, установленном коллективным договором.

11. Право на осуществление общественного контроля за выполнением законодательства об охране труда предоставлено также профессиональным союзам в лице их выборных органов и представителей. Статья 41 Закона «Об охране труда» [236] предоставляет профессиональным союзам право осуществлять контроль за соблюдением собственником нормативных актов об охране труда, созданием безопасных и безвредных условий труда, надлежащего производственного быта для работников, обеспечением их средствами индивидуальной и коллективной защиты. Профсоюзам предоставляется право беспрепятственно проверять состояние условий и безопасности труда, выполнения соответствующих программ и обязательств собственников в соответствии с коллективными договорами (соглашениями). Они имеют право вносить собственникам, государственным органам представления по вопросам охраны труда и получать на них аргументированные ответы. Профессиональные союзы имеют право на проведение независимой экспертизы условий труда, а также объектов производственного назначения, которые проектируются, строятся или эксплуатируются, на соответствие их нормативно-правовым актам по охране труда.

12. Рекомендательным органом по вопросам охраны труда являются комиссии по вопросам охраны труда предприятий. Их создание не является обязательным. В соответствии со ст. 16 Закона «Об охране труда» [236] такие комиссии могут создаваться на предприятиях по решению трудового коллектива. В состав комиссии должны входить представители собственника, профсоюзов, уполномоченные наемными работниками лица, специалисты по вопросам безопасности, гигиены труда и представители других служб предприятия. Здесь не содержится каких-либо требований к соотношению количества представителей соответствующих сторон. Однако Типовое положение о комиссии по вопросам охраны труда предприятия [547], утвержденное приказом Госгорпромнадзора, устанавливает, что комиссия создается на основе равного представительства лиц от собственника и трудового коллектива.

13. Комиссия по вопросам охраны труда вносит собственнику и органу самоуправления трудового коллектива предложения по регулированию отношений в сфере охраны труда, имеет право создавать рабочие группы для принятия согласованных решений по вопросам охраны труда, получать необходимую информацию, осуществлять контроль за соблюдением законодательства об охране труда, делегирует своих представителей для участия в обсуждении вопросов охраны труда собственником и трудовым коллективом, в разрешении конфликтов, связанных с отказом работников выполнять работу вследствие опасной для жизни и здоровья производственной ситуации (часть пятая ст. 153 КЗоТ; часть вторая ст. 6 Закона «Об охране труда» [236]). Пункт 2.2 Типового положения о комиссии по вопросам охраны труда [547] предоставляет право комиссии принимать решения о проценте уменьшения размера единовременного пособия пострадавшему (но не более чем на 50 %), если комиссией по расследованию несчастного случая установлена его вина. Решение по этому вопросу комиссия принимает по представлению собственника и выборного органа первичной профсоюзной организации.