Науково-практичний коментар до законодавства України про працю
Статья 153. Создание безопасных и безвредных условий труда
На всех предприятиях, в учреждениях, организациях создаются безопасные и безвредные условия труда.
Обеспечение безопасных и безвредных условий труда возлагается на собственника или уполномоченный им орган.
Условия труда на рабочем месте, безопасность технологических процессов, машин, механизмов, оборудования и других средств производства, состояние средств коллективной и индивидуальной защиты, используемых работником, а также санитарно-бытовые условия должны отвечать требованиям нормативных актов об охране труда.
Собственник или уполномоченный им орган обязан внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм, и обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний работников.
Собственник или уполномоченный им орган не вправе требовать от работника выполнения работы, сопряженной с явной опасностью для жизни, а также в условиях, не соответствующих законодательству об охране труда. Работник имеет право отказаться от порученной работы, если создалась производственная ситуация, опасная для его жизни либо здоровья или для окружающих его людей и окружающей среды.
В случае невозможности полного устранения опасных и вредных для здоровья условий труда собственник или уполномоченный им орган обязан уведомить об этом орган государственного надзора за охраной труда, который может дать временное согласие на работу в таких условиях.
На собственника или уполномоченный им орган возлагается систематическое проведение инструктажа (обучения) работников по вопросам охраны труда, противопожарной охраны.
Трудовые коллективы обсуждают и одобряют комплексные планы улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий и контролируют выполнение этих планов.
1. Охрана труда — один из центральных институтов трудового права. Он имеет исключительное практическое значение. Несоблюдение требований охраны труда создает опасность для здоровья и жизни работников. В свою очередь, и тот, кого законодатель называет собственником либо уполномоченным им органом, несет строгую, в том числе и уголовную, ответственность за нарушение правил охраны труда.
2. Охрана труда как социально-экономическое и юридическое понятие — это система правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение здоровья и трудоспособности человека в процессе труда (ст. 1 Закона «Об охране труда» [236]). Как правовой институт охрана труда — это значительный комплекс правовых норм. Сборник правовых документов «Законодательство Украины об охране труда», в свое время изданный Госнадзорохрантруда в четырех частях, содержит далеко не все действующие нормативные юридические акты по вопросам охраны труда.
3. Статья 4 Закона «Об охране труда» [236] формулирует принципы государственной политики в сфере охраны труда. Эти принципы, по нашему мнению, в силу указанного их определения следует квалифицировать и как принципы института охраны труда, подлежащие применению при отсутствии соответствующих конкретных правовых норм, и как определяющие направления дальнейшего развития института охраны труда, и как обязанности государства, которые приняты им на себя и которые оно должно соблюдать при осуществлении своей политики в будущем. С учетом изложенного, принципы, указанные в ст. 4 Закона «Об охране труда» [236], имеют определенное регулятивное значение.
4. Статья 43 Конституции Украины закрепляет право человека и гражданина на надлежащие безопасные и здоровые условия труда, не допуская из этого правила никаких исключений. Право работника на надлежащие безопасные и здоровые условия труда корреспондирует с обязанностью собственника обеспечить безопасные и безвредные условия труда (часть вторая ст. 153 КЗоТ).
Несмотря на отказ Украины от прежнего декларативного метода законодательствования, все-таки полное реальное воплощение в жизнь правил ст. 43 Конституции Украины и части первой ст. 153 КЗоТ по объективным причинам невозможно. На многих производствах вредные условия труда сохраняются даже в передовых в технологическом отношении государствах. В нашей стране реально можно вести речь не о создании безопасных и безвредных условий труда, а об обязанности собственника применять предусмотренные законодательством меры по нейтрализации воздействия на здоровье человека вредных условий труда, об обязанности собственника соблюдать установленные предельно допустимые концентрации вредных веществ, другие предельные параметры условий труда, а также об обязанности собственника застраховать свою ответственность за моральный и материальный ущерб, причиненный вредным воздействием на организм человека условий труда.
Не случайно Закон «Об охране труда» [236] не формулирует такую обязанность собственника, а конкретные нормы трудового права устанавливают особенности регулирования трудовых отношений на работах с условиями повышенного риска для здоровья (ст. 7, п. 2 части первой ст. 24 КЗоТ), с вредными условиями труда (ст. 51, 100 КЗоТ). Установлению таких особенностей посвящено большое количество подзаконных актов. Другими словами, наличие тяжелых, вредных и опасных условий труда — это объективное явление. И в конкретных нормах трудового права предусматриваются мероприятия с целью максимально возможной нейтрализации действия вредных и опасных условий труда, но не устанавливается запрет на проведение работ в указанных условиях.
5. Действие норм Кодекса законов о труде, касающихся охраны труда, распространяется на всех работников, выполняющих работу в соответствии с трудовым договором. Такова и сфера действия и других нормативных актов об охране труда. Нормативные акты об охране труда распространяются, в частности, на трудовые отношения работников с физическими лицами — нанимателями (в том числе физическими лицами, использующими наемный труд в потребительском хозяйстве). Нормы законодательства Украины об охране труда распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории Украины.
6. Правило ст. 3 Закона «Об охране труда» [236], в соответствии с которым действие данного Закона распространяется на всех работающих, не дает оснований для распространения действия данного Закона и других актов законодательства об охране труда на физических лиц, заключивших гражданско-правовые договоры о выполнении работ. В Законе «Об охране труда» [236], кроме его ст. 2, применяется термин «работник», определяемый в части третьей ст. 1 Закона [236] как «лицо, работающее на предприятии, в организации, учреждении и выполняющее обязанности либо функции согласно трудовому договору (контракту)».
7. Законодательство Украины об охране труда за годы независимости Украины существенно обновилось. В то же время сохраняют силу нормативные акты Союза ССР по вопросам, не урегулированным законодательными актами Украины, при условии, что соответствующие акты Союза ССР не противоречат законам Украины.
8. Требованиям нормативных актов об охране труда должны соответствовать:
1) условия труда на каждом рабочем месте; 2) безопасность технологических процессов, машин, механизмов, оборудования и других средств производства; 3) состояние средств коллективной и индивидуальной защиты; 4) санитарно-бытовые условия. Несоответствие перечисленных условий установленным требованиям, повлекшее за собой повреждение здоровья работника или профессиональные заболевания, порождает право работника на получение соответствующих видов социальных услуг и выплат, а также на досрочное расторжение трудового договора или на увольнение по собственному желанию без предупреждения об увольнении через две недели. Нарушение требований нормативно-правовых актов об охране труда может быть основанием для привлечения собственника, лиц, на которых возложены обязанности выполнять указанные требования, к административной (ст. 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях [82]) либо уголовной (ст. 271-275 Уголовного кодекса Украины [85]) ответственности (подробнее см. комментарий к ст. 265 КЗоТ).
9. Часть четвертая комментируемой статьи возлагает на собственника обязанность внедрять современные средства техники безопасности, предотвращать производственный травматизм. Слово «современные» (средства) нужно понимать как современные в национальной системе оценок.
Не соответствовало бы содержанию закона ориентироваться на современные мировые средства техники безопасности. Однако невыполнение обязанностей по внедрению современных национальных средств техники безопасности порождает права работника, предусмотренные ст. 38 и 39 КЗоТ. Уголовная ответственность за нарушение рассмотренной обязанности едва ли возможна, если собственником не нарушены другие, более конкретные обязанности.
10. Обязанность собственника обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний работников, представляет собой существенный практический интерес. Для правильного понимания этой обязанности, сформулированной в части четвертой ст. 153 КЗоТ, ее следует сравнивать с частью третьей этой же статьи, которая возлагает на собственника обязанность создавать санитарно-бытовые условия, соответствующие требованиям нормативных актов об охране труда. Если часть третья отсылает к нормативным актам, то часть четвертая возлагает на собственника прямую обязанность обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний работников. Отсылка к конкретным нормативным актам и нормам здесь не делается, хотя такие нормы существуют. Прямое применение рассматриваемого правила было бы основанием для возложения на собственника и должностных лиц предприятия ответственности, даже если не нарушались конкретные нормы. Например, согласно части четвертой ст. 153 КЗоТ на собственника и должностных лиц предприятия может быть возложена ответственность в случае профессионального заболевания работника, даже если концентрация вредных веществ, повлекшая за собой профессиональное заболевание, не превышала предельно допустимые нормы. Все же мы считаем, что при изложенных условиях собственник и должностные лица предприятия едва ли могут быть привлечены к ответственности. Соблюдая нормы предельно допустимых концентраций вредных веществ в производственной среде, собственник и должностные лица предприятий могут утверждать, что их вина в профессиональном заболевании отсутствует.
11. Часть пятая ст. 153 КЗоТ формулирует обязанность собственника не требовать от работника выполнения работы, сопряженной с явной опасностью для жизни. Мог бы возникнуть вопрос о том, имеет ли право собственник требовать выполнения работы, сопряженной с неявной опасностью для жизни. Однако дальнейший текст части пятой ст. 153 КЗоТ запрещает требовать от работника выполнения работы также и в условиях, не соответствующих законодательству об охране труда. Как представляется, такое требование достаточно часто могло бы стать основанием для отказа работника от выполнения работы. Но комментируемая статья предоставляет работнику право отказаться от выполнения порученной работы не всегда, а лишь в такой производственной ситуации, которая опасна для жизни и здоровья работника либо окружающих его людей, а также окружающей природной среды. При отсутствии таких признаков производственной ситуации работник не имеет права отказаться от выполнения работы, а отказ от выполнения работы при отсутствии таких признаков считается нарушением трудовой дисциплины.
Факт наличия указанной производственной ситуации подтверждается специалистом по охране труда предприятия при участии представителя профсоюза и уполномоченного наемными работниками по вопросам охраны труда. При возникновении конфликта, т. е. разногласий в оценке производственной ситуации, вопросы решаются соответствующим органом государственного надзора за охраной труда при участии представителя профсоюза (часть вторая ст. 6 Закона «Об охране труда» [236]).
В случае обоснованного отказа работника от выполнения работы вследствие наличия указанных условий и связанного с этим простоя за работником сохраняется средний заработок. Необоснованный отказ исключает сохранение среднего заработка и может повлечь за собой дисциплинарную ответственность работника.
Статья 36 Воздушного кодекса предоставляет право члену экипажа воздушного судна отказаться от выполнения задания на полет, если, по его мнению, существует аргументированное опасение за благополучное завершение полета. Ссылка в приведенной статье на мнение работника значит, что дисциплинарная ответственность при необоснованном отказе члена экипажа воздушного судна от выполнения задания на полет исключается. Что касается сохранения среднего заработка, то оно возможно только в случаях, если мнение работника будет подтверждено в порядке, установленном частью второй ст. 6 Закона «Об охране труда» [236].
12. Правилом части шестой статья 153 КЗоТ дополнена Законом от 15 декабря 1993 года [132]. Это правило как специальное является исключением из общей нормы части первой ст. 153 КЗоТ, которая предусматривает создание безопасных и безвредных условий труда на всех предприятиях, в учреждениях, организациях. Оно допускает возможность работы при наличии опасных и вредных для здоровья условий в случае невозможности их полного устранения. В комментируемой статье речь идет об обязанности собственника уведомить о наличии этих условий орган государственного надзора за охраной труда. Однако далее в статье речь идет о праве этого органа дать временное согласие на работу в таких условиях. Следовательно, собственник обязан обратиться в соответствующий орган Госгорпромнадзора с просьбой временно разрешить проведение работ при наличии опасных и вредных факторов. А орган Госгорпромнадзора имеет право дать такое разрешение.
13. Часть седьмая ст. 153 КЗоТ возлагает на собственника общую обязанность систематического проведения инструктажа (обучения) работников по вопросам охраны труда и противопожарной безопасности. Подробнее эта обязанность раскрывается в ст. 18 Закона «Об охране труда» [236], ряде подзаконных нормативных актов. Закон «Об охране труда» [236] как акт специальный само понятие охраны труда трактует уже, чем Кодекс законов о труде, оставляя противопожарную охрану за рамками этого понятия и соответствующего правового института. В связи с этим в Законе «Об охране труда» [236] речь идет об инструктаже (обучении) по вопросам охраны труда, оказания первой медицинской помощи пострадавшим от несчастных случаев, о правилах поведения при возникновении аварий (в дальнейшем для краткости будет употребляться понятие «инструктаж (обучение) по вопросам охраны труда»).
Таким образом, нормы об инструктаже (обучении) по противопожарной безопасности следует рассматривать как относящиеся к институту охраны труда, но содержатся они в специальных актах (Закон «О пожарной безопасности» [135] и подзаконных нормативных актах по этим вопросам).
14. Из части первой ст. 20 Закона «Об охране труда» [236] следует, что при приеме на работу и в процессе работы инструктаж (обучение) по вопросам охраны труда, оказания первой медицинской помощи пострадавшим от несчастных случаев, поведения при возникновении аварий проходят все работники. «Все работники» — это значит:
1) работники, для которых данное предприятие является основным местом работы;
2) работники-совместители; 3) работники, выполняющие данную работу в порядке совмещения профессий (должностей); 4) лица, выполняющие работу в порядке прохождения производственной практики; 5) лица, заключившие трудовой договор с условием о производственном обучении (обучение рабочей профессии); 5) специально указывается обязанность обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда для иностранцев и лиц без гражданства, являющихся собственниками предприятий либо официально работающих на предприятиях Украины в соответствии с действующим законодательством.
Руководитель предприятия по согласованию с государственным инспектором по охране труда имеет право утверждать перечень профессий и должностей работников, освобождаемых от первичного, повторного и внепланового инструктажей. В этот перечень могут быть включены работники, участие которых в производственном процессе не связано с непосредственным обслуживанием оборудования, применением приборов и инструментов, сохранением или переработкой сырья, материалов и т. п. (п. 6.11 Типового положения о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда [535]).
15. Типовое положение об обучении по вопросам охраны труда [535] утверждено приказом правопредшественником Госгорпромнадзора — Госнадзорохрантруда (далее — Типовое положение [535]). На предприятиях на основании этого Типового положения [535], государственных межотраслевых и отраслевых нормативных актов об охране труда, а также с учетом специфики производства разрабатываются и утверждаются местные положения об обучении по вопросам охраны труда, формируются планы- графики проведения обучения и проверки знаний, с которыми работники должны быть ознакомлены.
16. Формами обучения по вопросам охраны труда в соответствии с Типовым положением являются обучение, инструктажи и стажировки. Формой проверки знаний по вопросам охраны труда является экзамен, проводимый по экзаменационным билетам в виде устного опроса либо путем тестирования на автоэкзаменаторе с последующим устным опросом. Проверка знаний работника должна проводиться по тем нормативным актам об охране труда, соблюдение которых входит в его трудовые обязанности. По результатам проверки знаний по вопросам охраны труда работнику выдается удостоверение в соответствии с приложением 2 к Типовому положению [535]. Однако если обучение и проверку знаний работник проходит непосредственно на своем предприятии, выдача удостоверений является обязательной только для тех работников, которые выполняют работы повышенной опасности (Перечень работ с повышенной опасностью [536]).
17. Предварительное специальное обучение и проверку знаний нормативных актов об охране труда один раз в год обязаны проходить работники, занятые на работах с повышенной опасностью, а также на работах, где есть потребность в профессиональном отборе. Перечень работ с повышенной опасностью [536] содержит 137 названий работ, в том числе таких обычных работ, как такелажные и стропальные работы, работы на копировальных и множительных машинах и т. п.
Перечень работ, где есть потребность в профессиональном отборе [468], утвержден приказом Министерства здравоохранения и Госнадзорохрантруда. Этот Перечень [468] содержит в себе всего 13 названий работ, среди которых есть специальные работы (например, водолазные) и обычные (например, работы, связанные с управлением транспортными средствами).
18. Предварительное специальное обучение по вопросам охраны труда проводится с работниками, указанными в названных выше перечнях работ, при приеме на работу, а также в случае перерыва в работе более одного года. Обучение проводится на предприятии. В учебных заведениях оно проводится, если это предусмотрено специальными нормативно-правовыми актами. Обучение проводится в форме лекций, семинаров, консультаций. То обстоятельство, что работнику присвоена после соответствующего обучения квалификация, дающая ему право на выполнение работ с повышенной опасностью и работ, где есть потребность в профессиональном отборе, не освобождает его от обязанности при приеме на работу пройти предварительное специальное обучение.
После предварительного специального обучения проводится проверка знаний работника по конкретным работам, которые он будет выполнять по трудовому договору. Для проверки знаний на предприятиях, где есть работы, указанные в двух названных выше Перечнях [536; 468], приказом их руководителей создаются постоянно действующие комиссии. Комиссии возглавляют заместители руководителей предприятий, в трудовые обязанности которых входит организация работы по охране труда. Если такие комиссии создаются в структурных подразделениях предприятий, их возглавляют руководители этих подразделений. В состав комиссий входят специалисты службы охраны труда, юридической, инженерной, производственной служб, представители профсоюзов. Представители органов государственного контроля за охраной труда включаются в состав таких комиссий, если это предусмотрено межотраслевыми либо отраслевыми нормативными актами об охране труда. При отсутствии на предприятии некоторых служб в состав комиссии должно быть включено не менее трех человек. Члены комиссии сами должны пройти обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с требованиями, установленными в отношении занимаемых должностей. Перечень вопросов для проверки знаний составляют члены комиссии. Этот перечень согласовывается со службой охраны труда предприятия и утверждается его руководителем.
19. Должностные лица, указанные в Перечне должностей должностных лиц, которые обязаны проходить предварительную и периодическую проверку знаний по охране труда (приложение 3 к Типовому положению о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда [535]), до начала выполнения своих обязанностей во время приема на работу и периодически один раз в три года также проходят обучение и проверку знаний по охране труда.
20. Предусмотрено проведение внеочередной проверки знаний должностных лиц по вопросам охраны труда в следующих случаях:
— при введении в действие новых и пересмотренных нормативных актов об охране труда;
— при вводе в эксплуатацию нового оборудования или внедрении новых технологических процессов;
— при переводе работника на другую работу, требующую дополнительных знаний по вопросам охраны труда;
— по требованию работника органа государственного надзора за охраной труда, вышестоящей хозяйственной организации, местного органа исполнительной власти, если выявлено незнание работником нормативных актов об охране труда.
21. Изложенные выше правила об обучении и проверке знаний по вопросам охраны труда касаются только отдельных категорий работников, указанных в специальных перечнях. Другие категории работников — а это основной их круг — проходят инструктаж по вопросам охраны труда.
Типовое положение [535] называет пять видов инструктажа: вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой.
22. Вводный инструктаж проводится со всеми работниками, принимаемыми на постоянную или временную работу, независимо от их образования, стажа работы или должности. Такой инструктаж должен проводиться также с работниками других организаций, которые прибыли на предприятие и принимают непосредственное участие в производственном процессе либо выполняют другие работы на предприятии; с учениками и студентами, направленными на предприятие для прохождения производственной практики (об исключениях см. абзац второй п. 14 комментария к этой статье).
Типовые тематический план и программа обучения по вопросам охраны труда являются приложением 4 к Типовому положению [535]. На их основе служба охраны труда предприятия с учетом особенностей производства разрабатывает программу вводного инструктажа, утверждаемую руководителем предприятия, учреждения, организации. Руководитель предприятия определяет также продолжительность инструктажа.
Вводный инструктаж проводится специалистом службы охраны труда предприятия либо лицом, на которое эти обязанности возложены приказом по предприятию. На крупных предприятиях отдельные вопросы вводного инструктажа могут освещать соответствующие специалисты. Местом проведения вводного инструктажа может быть кабинет охраны труда либо специально оборудованное для этого помещение. Предлагается (п. 3.5 Типового положения [535]), чтобы во время вводного инструктажа использовались современные технические средства обучения и наглядные пособия.
Запись о проведении вводного инструктажа заносится в журнал регистрации вводного инструктажа для работников, форма которого прилагается к Типовому положению [535]. В журнале регистрации вводного инструктажа по вопросам охраны труда (приложение 5 к Типовому положению [535]) страницы должны быть пронумерованы, а журнал — прошнурован и скреплен печатью. Это же касается и журнала регистрации инструктажей по вопросам охраны труда (приложение 6 к Типовому положению [535]), в который вносятся записи о проведении первичного, повторного, внепланового и целевого инструктажей. Все записи в обоих журналах удостоверяются подписями инструктирующего и проходящего инструктаж.
23. Первичный инструктаж проводится на рабочем месте непосредственно руководителем работ (п. 6.3 Типового положения [535]). Такой инструктаж проводится:
— с вновь принятыми работниками;
— с работниками, переходящими на новое рабочее место (в другой цех, производство);
— с работниками, переводимыми на работу по другой специальности, квалификации или на другую должность;
— с командированными на данное предприятие работниками, принимающими непосредственное участие в производственном процессе.
Первичный инструктаж проводится индивидуально или с группой лиц одной профессии. Конкретное содержание первичного инструктажа определяется инструкциями по охране труда в соответствии с выполняемыми работами на предприятии.
О проведении первичного инструктажа делается запись в журнале регистрации инструктажей по вопросам охраны труда (приложение 5 к Типовому положению [535]).
24. Вновь принятые работники после вводного и первичного инструктажа до начала самостоятельной работы должны пройти стажировку в течение 2-15 смен или дублирование в течение не менее шести смен. Перечень профессий работников, которые должны проходить стажировку (дублирование), а также продолжительность стажировки (дублирования) определяются руководителем предприятия. Однако не следует думать, что руководитель при этом действует по своему усмотрению. Руководителю дается право своим приказом (распоряжением) освобождать от прохождения стажировки работников, имеющих стаж работы по соответствующей профессии не менее трех лет или перемещаемых из одного структурного подразделения предприятия в другое, если не изменяются характер работы и тип оборудования (п. 7.5 Типового положения [535]). При определении продолжительности стажировки руководитель должен принимать во внимание стаж работы, квалификацию работника и характер работы.
Дублирование проходят работники, функциональные обязанности которых связаны с обеспечением безаварийной работы важных и сложных хозяйственных потенциально опасных объектов или с выполнением отдельных потенциально опасных работ. Дублирование может совмещаться с противоаварийными и противопожарными тренировками.
По окончании стажировки (дублирования) об этом делается запись в Журнале регистрации инструктажей по вопросам охраны труда, а также издается приказ (распоряжение) руководителя предприятия или его структурного подразделения о допуске работника к самостоятельной работе.
25. Повторный инструктаж проводится на рабочем месте со всеми работниками непосредственно руководителем работ по программам первичного инструктажа индивидуально или с группой работников, выполняющих однотипные работы. Периодичность проведения повторного инструктажа — один раз в полугодие, а на работах, указанных в Перечне работ с повышенной опасностью, — один раз в квартал. Повторный инструктаж проводится в объеме и содержании вопросов первичного инструктажа (п. 6.5 Типового положения [535]).
26. Внеплановый инструктаж проводится индивидуально с отдельным работником или группой работников одной профессии. Основания проведения внепланового инструктажа таковы: 1) введение в действие новых (переработанных) нормативных актов об охране труда, внесение в них изменений и дополнений; 2) изменение технологического процесса, замена или модернизация оборудования, приборов, инструментов, сырья, материалов, а также изменение других факторов, влияющих на охрану труда;
3) нарушение работником правил охраны труда, что могло бы вызвать или вызвало травму, аварию либо отравление; 4) требование работника органа государственного надзора за охраной труда, вышестоящей хозяйственной организации, органа государственной исполнительной власти в случае выявления незнания работником безопасных методов и приемов труда или нормативных актов охраны труда; 5) при перерыве в выполнении работником данной работы более чем на 60 дней, а на работах с повышенной опасностью — более чем на 30 календарных дней (п. 6.6 Типового положения [535]).
Объем и содержание внепланового инструктажа определяются в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, повлекших за собой необходимость проведения инструктажа.
27. Целевой инструктаж проводится непосредственно руководителем работ (начальником цеха, производства, участка, мастером и др.) в следующих случаях: 1) при выполнении разовых работ, непосредственно не связанных с обязанностями работника по специальности, должности, при проведении погрузочно-разгрузочных работ, разовых работ за пределами предприятия, цеха; 2) при проведении работ, связанных с ликвидацией аварий, стихийного бедствия; 3) при проведении работ, на которые оформляются наряд-допуск, распоряжение или другие документы (п. 6.7 Типового положения [535]).
Целевой инструктаж оформляется нарядом-допуском или другим документальным способом.
28. Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи завершаются устным опросом или контролем полученных знаний с помощью технических средств обучения. Проверяются также приобретенные навыки безопасных методов труда. При неудовлетворительных результатах проверки знаний и навыков по безопасному выполнению работ после первичного, повторного и внепланового инструктажей для работника в течение 30 дней дополнительно проводятся инструктаж и перепроверка знаний. При неудовлетворительных результатах перепроверки знаний работник должен быть переведен по его согласию на другую работу либо уволен с работы на основании п. 2 ст. 40 КЗоТ.
29. На руководителя предприятия возлагается обязанность выдавать рабочим (касается только рабочих!) экземпляр инструкции по охране труда для соответствующей профессии. Альтернативой выполнению этой обязанности является вывешивание инструкции на рабочем месте. На практике, не без оснований, преимущество отдают второму варианту.
Положение о разработке инструкций по охране труда [487] предусматривает разработку: 1) инструкций, относящихся к межотраслевым нормативным актам об охране труда. Они утверждаются соответствующими органами Госгорпромнадзора по согласованию с министерствами и другими центральными органами исполнительной власти, в сфере компетенции которых будут действовать такие инструкции. Они утверждаются для персонала, осуществляющего подрывные работы, обслуживающего электрические установки и устройства, грузоподъемные машины и лифты, котельные установки, системы, находящиеся под давлением, а также для других работников, правила безопасности труда которых установлены межотраслевыми нормативными актами об охране труда, утвержденными органами государственного надзора за охраной труда. Правила таких инструкций являются нормами прямого действия; 2) примерных инструкций. Они утверждаются министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, объединениями предприятий, имеющими соответствующую компетенцию, по согласованию с соответствующими органами государственного надзора за охраной труда и НИИ охраны труда. Эти инструкции являются основой для разработки инструкций, действующих на предприятиях; 3) инструкций, действующих на предприятии. Они разрабатываются на основании действующих актов об охране труда, примерных инструкций по охране труда, технологической документации пред-приятия, требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации предприятия — производителя оборудования, используемого на данном предприятии. Такие инструкции утверждаются работодателем и являются обязательными для работников соответствующих профессий при выполнении соответствующих работ на предприятии.
30. Инструкции по охране труда, относящиеся к государственным межотраслевым нормативным актам, после их утверждения подлежат регистрации в Министерстве юстиции. Примерные инструкции учитываются утвердившими их министерствами или другими органами исполнительной власти. Кроме того, примерные инструкции регистрируются в Национальном НИИ охраны труда по представлению соответствующих министерств, других центральных органов исполнительной власти. Сведения об утверждении примерных инструкций публикуются в журнале «Охрана труда» и в других изданиях. Издание и распространение примерных инструкций в виде отдельных брошюр, односторонних листов или плакатов осуществляется редакцией жур-нала «Охрана труда» и другими издательствами по заказу и за счет работодателей (п.п. 4.2.14 Положения о разработке инструкций по охране труда [487]).
31. На предприятиях определяются перечни инструкций, подлежащих разработке и утверждению. Такие перечни разрабатываются службой охраны труда при участии руководителей подразделений, служб главных специалистов, службы организации труда и заработной платы. При разработке перечня инструкций учитывается штатное расписание, в котором названия должностей руководителей, специалистов и служащих и специальностей рабочих должны соответствовать Классификатору профессий [542].
32. Разработка, согласование и утверждение инструкций по охране труда на предприятии осуществляются в соответствии с Порядком разработки и утверждения собственником нормативных актов об охране труда, действующих на предприятии [462] и Положением о разработке инструкций по охране труда [487]. Инструкции по охране труда утверждаются приказами руководителя предприятия-работодателя. Все утвержденные на предприятии инструкции по охране труда регистрируются службой охраны труда в журнале установленной формы (приложение 6 к Положению о порядке разработки инструкций по охране труда [487]).
33. Обучение (инструктаж) по вопросам охраны труда не охватывает обучение (инструктаж) по правилам пожарной безопасности. Хотя разрешается объединение инструктажа по охране труда с инструктажем по правилам противопожарной безопасности, все-таки это разные инструктажи, проводимые с различной периодичностью, по разным программам и оформляемые в отдельных журналах. В соответствии с п. 3.20 Правил пожарной безопасности в Украине [531] допуск к работе лиц, не прошедших обучение, противопожарный инструктаж и проверку знаний по вопросам пожарной безопасности, запрещается.
34. Должностные лица по специальному перечню до начала выполнения своих обязанностей и периодически, раз в три года, проходят обучение и проверку знаний по вопросам пожарной безопасности (часть пятая ст. 8 Закона «О пожарной безопасности» [135]). Кроме того, эти должностные лица обязаны проходить периодическую проверку знаний по вопросам пожарной безопасности по решению руководителей предприятий, учреждений, организаций в следующих случаях:
— при введении в действие новых нормативных актов по пожарной безопасности;
— в случае технического переоснащения, связанного с повышением пожарной безопасности;
— при перемещении должностного лица на другую должность, требующую дополнительных знаний по пожарной безопасности;
— по требованию органов государственного пожарного надзора, если установлены факты ненадлежащих знаний должностного лица по вопросам пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 8 Закона «О пожарной безопасности» [135] перечень должностей, при назначении на которые работники обязаны проходить обучение по вопросам пожарной безопасности, должен утверждаться Министерством по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы. В соответствии с этим названное Министерство утвердило Перечень должностей, при назначении на которые лица обязаны проходить обучение и проверку знаний по вопросам пожарной безопасности и порядок его организации [525]. Лица, на которых распространяется названный Перечень [525], обязаны проходить обучение и проверку знаний как при приеме на работу, так и периодически (один раз в год).
Обучение и проверку знаний по пожарной безопасности до начала работы и периодически, один раз в три года, осуществляют непосредственно на предприятиях или в учебных заведениях, на предприятиях и в организациях, имеющих материальную базу и специалистов.
35. Работники, занятые на работах с повышенной опасностью, проходят обучение (пожарно-технический минимум) и проверку знаний непосредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях. Конкретный перечень этих работников (работ и специальностей) определяется приказом руководителя предприятия с учетом специфики производства и требований межотраслевых и отраслевых нормативных актов по вопросам пожарной безопасности. Этим же приказом устанавливаются порядок, форма и место проведения пожарно-технического минимума. Типовое положение об инструктажах, специальном обучении и проверке знаний по вопросам пожарной безопасности на предприятиях, в учреждениях и организациях Украины, утвержденное приказом МЧС Украины [525] (далее — Типовое положение об инструктаже по пожарной безопасности [525]), рекомендует примерный перечень вопросов, с которыми необходимо ознакомить работников во время проведения вводного, первичного и повторного противопожарных инструктажей (приложение 1), но конкретную программу, разрабатываемую на предприятии в соответствии с рекомендуемой, утверждает руководитель после согласования с местным органом государственного пожарного надзора.
При отсутствии возможности организовать занятия по пожарно-техническому минимуму на предприятии эти занятия могут быть организованы на родственном предприятии, где есть необходимые для этого условия и специалисты, или в учебных заведениях, получивших соответствующее разрешение от органа государственного пожарного надзора. По окончании занятий в местах их проведения принимаются зачеты. Комиссию, принимающую зачеты на предприятии, возглавляет заместитель руководителя (главный инженер). Лицам, которые успешно сдали зачеты, выдается удостоверение установленной формы (приложение 3 к Типовому положению об инструктаже по пожарной безопасности [525]).
36. Противопожарные инструктажи подразделяются на вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой. Типовое положение об инструктажах по пожарной безопасности дает основания утверждать, что инструктажи должны проходить все работники, в том числе и работающие по совместительству, выполняющие обязанности в порядке совмещения профессий.
Вводный инструктаж проводится в специально оборудованном помещении работником, на которого эта обязанность возложена приказом руководителя предприятия, по программе, утвержденной руководителем предприятия на основании Примерного перечня вопросов, с которыми необходимо ознакомить работников во время проведения вводного, первичного и повторного противопожарных инструктажей (приложение 1 к Типовому положению об инструктаже по пожарной безопасности [525]).
Первичный противопожарный инструктаж проводится на рабочем месте до начала работы. Его должны проходить:
— все вновь принятые на работу работники;
— работники, переведенные из других структурных подразделений предприятия;
— лица, прибывшие на предприятие в командировку и принимающие непосредственное участие в производственном процессе;
— строители из сторонней организации, выполняющие на данном предприятии строительно-монтажные, ремонтные и прочие работы.
Повторный противопожарный инструктаж проводится на рабочем месте не реже одного раза в год.
Внеплановый инструктаж проводится на рабочем месте или в специально отведенном для этого помещении в следующих случаях:
— при введении в действие новых или переработанных нормативных актов по вопросам пожарной безопасности (норм, правил, инструкций, положений и т. п.);
— при изменении технологического процесса, применении нового либо изменении или модернизации действующего пожароопасного оборудования;
— по требованию государственных инспекторов по пожарному надзору, если обнаружены неудовлетворительные знания работниками правил пожарной безопасности на рабочем месте, неумение действовать в случае пожара или пользоваться первичными средствами пожаротушения.
Объем и содержание внепланового инструктажа определяются в каждом случае отдельно в зависимости от причин, обусловивших необходимость проведения инструктажа.
Первичный, повторный и внеплановый инструктажи заканчиваются проверкой знаний, которая проводится лицом, проводившим инструктаж.
О проведении вводного, первичного, повторного и внепланового противопожарного инструктажей делается запись в специальном журнале, форма которого определена в приложении 2 к Типовому положению об инструктажах по пожарной безопасности [525]. Запись о проведении инструктажа подтверждается подписями лица, проводившего инструктаж, и инструктируемых лиц.
Целевой противопожарный инструктаж проводится с работниками перед выполнением ими разовых (временных) пожароопасных работ, при ликвидации аварии, стихийного бедствия. Содержание и объем инструктажа определяются характером выполняемых работ. Запись о целевом инструктаже делается в документе, разрешающем проведение работ (наряд-допуск, разрешение).
37. Часть восьмая ст. 153 КЗоТ предусматривает обсуждение и одобрение трудовым коллективом комплексных планов улучшения условий труда, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, а также осуществления трудовыми коллективами контроля за выполнением этих планов. Обсуждение и одобрение — это те же полномочия трудовых коллективов в отношении рассмотренных планов, которые предоставлены им в отношении коллективных договоров (ст. 13 Закона «О коллективных договорах и соглашениях» [125]). Поэтому следует считать, что указанные планы тождественны установлению в коллективном договоре «комплексных мер по достижению установленных нормативов безопасности, гигиены труда и производственной среды, повышению существующего уровня охраны труда, предотвращению случаев производственного травматизма, профессионального заболевания, аварий и пожаров» (ст. 20 Закона «Об охране труда» [236]).