Науково-практичний коментар до законодавства України про працю
Статья 135-3. Определение размера ущерба
Размер причиненного предприятию, учреждению, организации ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных бухгалтерского учета, исходя из балансовой стоимости (себестоимости) материальных ценностей за вычетом износа в соответствии с установленными нормами.
При хищении, недостачи, умышленном уничтожении или умышленной порче материальных ценностей размер ущерба определяется по ценам, действующим в данной местности на день возмещения ущерба.
На предприятиях общественного питания (на производстве и в буфетах) и в комиссионной торговле размер ущерба, причиненного хищением или недостачей продукции и товаров, определяется по ценам, установленным для продажи (реализации) этой продукции и товаров.
Законодательством может быть установлен особый порядок определения размера ущерба, подлежащего возмещению, в том числе в кратном исчислении, причиненного предприятию, учреждению, организации хищением, умышленной порчей, недостачей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей, а также в тех случаях, когда фактический размер ущерба превышает его номинальный размер.
Размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких работников, определяется для каждого из них с учетом степени вины, вида и предела материальной ответственности.
1. Основой для определения размера ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации по вине работников, являются данные бухгалтерского учета. В случае утери, повреждения, порчи материальных ценностей ущерб определяется по балансовой стоимости (себестоимости) материальных ценностей. При повреждении или порче размер ущерба равен сумме, на которую снизилась стоимость материальных ценностей.
2. При определении размера ущерба, причиненного недостачей, утерей, повреждением или порчей основных средств, из их первоначальной стоимости (без налога на добавленную стоимость) вычитается сумма износа, начисленного в соответствии с законодательством. Указание в части первой ст. 1353 КЗоТ на себестоимость следом за балансовой стоимостью материальных ценностей отнюдь не означает права собственника выбирать варианты. Этой формулировке ст. 1353 КЗоТ соответствует п. 8 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 9 «Запасы» [500], которым предусматривается, что приобретенные (полученные) или изготовленные сырье, основные и вспомогательные материалы, комплектующие изделия и другие материальные ценности, предназначенные для производства продукции, выполнения работ, предоставления услуг, обслуживания производства и административных нужд, отображаются в балансе предприятия по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью является себестоимость таких ценностей (запасов), состоящая из следующих фактических расходов: суммы, которые выплачиваются в соответствии с договором поставщику (продавцу); суммы, которые выплачиваются за информационные, посреднические и другие аналогичные услуги в связи с поиском и приобретением запасов; суммы ввозной пошлины; суммы косвенных налогов в связи с приобретением запасов, которые не возмещаются предприятию; расходы на заготовку, погрузочно-разгрузочные работы, транспортировку запасов к месту их использования, включая расходы по страхованию рисков транспортировки запасов; другие расходы, непосредственно связанные с приобретением запасов и доведением их до состояния, пригодного для использования в запланированных целях. К таким расходам, в частности, относятся прямые материальные расходы, прямые расходы предприятия на доработку и повышение качественно-технических характеристик запасов (п. 9 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 9 «Запасы» [500]).
3. При недостаче, утере или уничтожении материальных ценностей в процессе производства стоимость испорченного или уничтоженного сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и других используемых в процессе производства материальных ценностей, относящихся к категории запасов, их балансовая стоимость (себестоимость) определяется по первоначальной стоимости с учетом всех расходов, которые были произведены на их обработку или изготовление из них продукции (материальных расходов, расходов на оплату труда и обязательные сборы, амортизации основных фондов и нематериальных активов, других расходов).
4. Акцизный сбор, который входит в цену испорченных, уничтоженных или утерянных материальных ценностей, включается в себестоимость запасов, а поэтому он должен учитываться и при определении размера прямого действительного ущерба, причиненного недостачей, порчей, уничтожением или утерей подакцизных материальных ценностей. Налог на добавленную стоимость, уплаченный при приобретении материальных ценностей, которые впоследствии были испорчены, уничтожены или утеряны, не включается, по общему правилу, в себестоимость запасов, а поэтому он не может учитываться при определении размера прямого действительного ущерба. Но в тех случаях, когда приобретенные материальные ценности используются для изготовления продукции, реализация которой не облагается налогом на добавленную стоимость, налог на добавленную стоимость относится в состав валовых расходов плательщика налога на прибыль (п.п. 5.3.3 ст. 5 Закона «О налогообложении прибыли предприятий» [167]) и учитывается при определении размера прямого действительного ущерба. Уплаченный в составе цены материальных ценностей налог на добавленную стоимость учитывается при определении прямого действительного ущерба, причиненного работником путем недостачи, порчи, уничтожения или утери материальных ценностей, также предприятиями (работодателями), не являющимися плательщиками этого налога.
5. Товары на предприятиях розничной торговли отражаются в балансе по продажным (розничным) ценам, а на оптовых торговых предприятиях — по продажным ценам или по закупочным ценам. Эти нюансы учета влияют на определение размера материальной ответственности работников. Нетрудно заметить, что в данном случае на работника возлагается обязанность возместить и неполученную прибыль, которая входит в продажную (розничную) цену. Это, однако, не влияет на юридическую силу ст. 1353 КЗоТ, поскольку она как норма специальная подлежит преимущественному применению перед общей нормой ст. 130 КЗоТ.
6. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы списываются с баланса по мере их передачи в производство или эксплуатацию (п. 23 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 9 «Запасы» [500]). Это вообще исключало бы возложение на работников материальной ответственности за их сохранность после отпуска со склада, поскольку их балансовая стоимость с момента передачи в производство или эксплуатацию равна нулю. С целью восполнения образовавшегося пробела Кабинет Министров постановлением «О внесении дополнений в Порядок определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей» [361] установил, что в случае хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, которые подлежат списанию на расходы по мере их отпуска в производство или эксплуатацию (в учреждениях, содержащихся за счет бюджетных средств, — по мере приобретения) и учитываются только в количественном выражении, размер ущерба определяется исходя из рыночных цен на аналогичные материальные ценности с уменьшением соразмерно фактическому износу, но не ниже чем на 50 процентов рыночной цены.
Ущерб в виде расходов определяется по фактическим выплатам (уплачено за ремонт поврежденных работником ценностей, переплачено по договору, переплачена заработная плата, уплачена неустойка, уплачены финансовые санкции и т. п.).
7. Как исключение из приведенного общего правила части первой ст. 1353 КЗоТ в отдельных случаях размер прямого действительного ущерба определяется не на основании балансовой стоимости (себестоимости) соответствующего имущества, а по определенным в законе ценам или с применением специальных коэффициентов.
В соответствии с частью второй ст. 1353 КЗоТ в случае хищения, недостачи (недостача находится в одном ряду с хищением, поскольку наводит на подозрение о хищении), преднамеренного уничтожения или преднамеренной порчи ценностей, размер ущерба определяется не по балансовой стоимости, а по ценам, действующим в данной местности на день возмещения ущерба. Очевидно, суд должен определять размер покрытия ущерба по ценам, действующим на день вынесения решения, а впоследствии возможно предъявление нового иска с учетом абзаца пятого п. 9 постановления Пленума Верховного Суда «О практике рассмотрения судами гражданских дел по искам о возмещении вреда» [560] («В том случае, когда на момент исполнения решения о возмещении ущерба, исправления повреждения за полученные по решению средства увеличились цены на имущество или работы, на приобретение или проведение которых оно было присуждено, потерпевший по этим причинам может заявить дополнительные требования к лицу, ответственному за вред, если не было его вины в том, что выполнение проводилось уже после увеличения цен и тарифов»).
8. В соответствии с частью третьей ст. 1353 КЗоТ на предприятиях общественного питания (на производстве и в буфетах), в комиссионной торговле размер ущерба, причиненного хищением или недостачей продукции и товаров, определяется по ценам, установленным для продажи. Это правило не может применяться тогда, когда хищение или недостача обнаружены на складе до передачи соответствующих ценностей со склада на производство или в буфет для реализации.
9. Специальный порядок исчисления размера ущерба установлен Законом «Об определении размера убытков, нанесенных предприятию, учреждению, организации хищением, уничтожением (порчей), недостачей или утерей драгоценных металлов, драгоценных камней и валютных ценностей» [151]. Этим Законом [151] установлены особые правила исчисления размера ущерба для случаев несохранности валютных ценностей, изделий, отходов и лома, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни. Однако из содержания этого нормативного акта вытекает, что он не только устанавливает порядок определения размера ущерба, но и предусматривает основания полной материальной ответственности, о чем речь будет идти несколько ниже.
Указанный Закон [151] должен применяться для исчисления размера ущерба и в случае привлечения работников к материальной ответственности на основании письменного договора о полной материальной ответственности при необеспечении сохранности названных выше видов ценностей.
Круг работников, которые могут нести материальную ответственность в соответствии с названным Законом [151], определяется таким образом: работники, выполняющие операции, связанные с закупкой, продажей, учетом, перевозкой, доставкой или использованием в процессе производства драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных бытовых и промышленных изделий, отходов и лома, которые содержат драгоценные металлы и драгоценные камни, а также валютные операции. Это, по существу, те же операции, которые предусмотрены п. 6 Перечня работ, при выполнении которых может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность [475]. В Законе [151] не указаны только изделия, материалы, лом и отходы, которые содержат синтетический корунд. Кроме работников, выполняющих перечисленные операции, к материальной ответственности в соответствии с упомянутым Законом [151] могут привлекаться и лица, непосредственно не связанные с выполнением указанных выше операций, но признанные виновными в хищении, уничтожении (порче), недостаче или утере драгоценных металлов, драгоценных камней, валютных ценностей.
Законом определен характер нарушений, допущенных работниками, выполняющими перечисленные выше операции, которые дают основания для привлечения к ответственности в соответствии с этим Законом [151]. Это небрежность в работе, нарушение специальных правил, инструкций, хищение, уничтожение (порча), недостача, сверхнормативные потери (кроме потерь, произошедших в связи с непредусмотренными нарушениями технологического процесса).
Форма вины для применения материальной ответственности в соответствии с Законом от 6 июня 1995 года [151] значения не имеет. Для определения размера ответственности работника установлены такие коэффициенты:
— 2 — по отношению к стоимости металла в чистом виде по рыночным ценам, действующим на день выявления причиненных убытков — в случаях несохранности золота, серебра, платины и металлов платиновой группы (родий, иридий, осмий, рутений, палладий) в любом виде и состоянии (сырье, сплавы, полуфабрикаты, промышленные продукты, химические соединения, изделия, отходы, лом и т. п.);
— 2 — по отношению к стоимости по рыночным ценам на день выявления причиненных убытков — в случаях несохранности драгоценных камней, кроме ограненных (природных и искусственных (синтетических) минералов в сырье, необработанном и обработанном виде (изделиях): первого порядка — алмаз, рубин, сапфир синий, изумруд, александрит; второго порядка — демантоид, эвклаз, жадеит (империал), сапфир розовый и желтый, опал благородный черный, шпинель благородная; третьего порядка — аквамарин, берилл, кордиерит, опал благородный белый и огненный, танзанит, топаз розовый, турмалин, хризоберилл, хризолит, цаворит, циркон, шпинель; четвертого порядка — адуляр, аксинит, альмандин, аметист, гесонит, гросуляр, данбурит, диоптаз, кварц дымчатый, кварц розовый, клиногумит, хрусталь горный, кунцит, морион, пироп, родолит, скаполит, спесартин, сподумен, топаз голубой, винный и бесцветный, фенакит ферроортоклаз, хризопраз, хромдиопсид, цитрин);
— 2 — по отношению к стоимости по рыночным ценам, действующим на день выявления причиненных убытков — в случае несохранности драгоценных камней органогенного образования — жемчуга и янтаря в сыром, необработанном и обработанном виде;
— 3 — по отношению к стоимости по рыночным ценам, действующим на день выявления причиненных убытков — в случае несохранности ограненных драгоценных камней, ювелирных и бытовых изделий, изготовленных с использованием драгоценных металлов и драгоценных камней;
— 2 — по отношению к стоимости по рыночным ценам, действующим на день выявления причиненных убытков — в случае несохранности алмазных инструментов и алмазного порошка из природных алмазов;
— 2 — по отношению к экспертной оценке с учетом историко-художественной ценности — при условии несохранности музейных экспонатов, содержащих драгоценные металлы;
— 3 — по отношению к экспертной оценке с учетом историко-художественной ценности — при условии несохранности музейных экспонатов, содержащих драгоценные камни;
— 3 — по отношению к стоимости валютных ценностей, пересчитанных в валюту Украины по обменному курсу Национального банка Украины на день выявления причиненных убытков, — при условии несохранности иностранной валюты, а также платежных документов и других ценных бумаг в иностранной валюте.
10. Постановлением Кабинета Министров «О нормах возмещения расходов на командировки в пределах Украины и за границу» [384] (п. 4) на работников, которые были направлены в командировку, возлагается обязанность сдать в кассу предприятия остаток средств в иностранной валюте не позднее трех рабочих дней после возвращения из командировки (в случае использования корпоративных пластиковых карточек международных платежных систем — не позже 10, а с разрешения руководителя — не позже 20 рабочих дней). (Грамматическое толкование п. 4 названного постановления (в редакции от 23 апреля 1999 года) дает основания для вывода о том, что продление срока возврата средств в иностранной валюте до 20 дней возможно только при условии использования пластиковых карточек).
В случаях невозвращения в указанный срок остатка аванса, выданного на расходы при командировке, а также в других случаях несдачи иностранной валюты, полученной под отчет, соответствующая сумма взыскивается с работников в тройном размере в национальной валюте Украины по курсу НБУ на день погашения задолженности (ст. 2 Закона «Об определении размера убытков, нанесенных предприятию, учреждению, организации хищением, уничтожением (порчей), недостачей или утерей драгоценных металлов, драгоценных камней и валютных ценностей» [151]). Характер этой материальной ответственности как повышенной косвенно признается законодателем, который предусмотрел, что взысканные с работников суммы с применением вышеупомянутых коэффициентов в первую очередь направляются на погашение причиненного предприятию ущерба, а остаток — перечисляется в Государственный бюджет Украины.
Тем самым ответственность, установленная упомянутым Законом [151], выходит за пределы института материальной ответственности, который регулирует отношения между работниками и предприятиями, учреждениями, организациями, частично приобретает характер нового вида юридической ответственности физических лиц. Право законодателя устанавливать ответственность для своих граждан сомнению не подлежит. Но обоснованность принятого законодателем решения вызывает серьезные сомнения.
11. Закон от 6 июня 1995 года [151] в соответствии со ст. 135 и частью четвертой ст. 1353 КЗоТ установил порядок определения убытков только в отношении случаев несохранности валютных ценностей, изделий, отходов и лома, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни. Между тем, еще правотворческая практика периода социализма пошла по пути более широкого распространения действия ст. 135 и части четвертой ст. 1353 КЗоТ. С учетом этого Кабинет Министров Украины постановлением от 22 января 1996 года № 116 утвердил Порядок определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей [355] (далее — Порядок [355]).
12. В соответствии со ст. 135 и частью четвертой ст. 1353 КЗоТ специальный порядок исчисления размера подлежащего возмещению ущерба применяется в двух случаях:
а) если ущерб причинен хищением, преднамеренной порчей, недостачей или утерей отдельных видов имущества или ценностей;
б) если фактический размер ущерба превышает его номинальный размер.
Порядок [355] касается определения размера ущерба от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей. Порядок [355] не указывает на то, что он распространяется на утерю материальных ценностей, в то время как ст. 135 и часть четвертая ст. 1353 КЗоТ предусматривают возможность установления особенностей и пределов материальной ответственности и порядка определения размера прямого действительного ущерба в случаях утери материальных ценностей. Но это несущественно, поскольку утеря всегда проявляется в уничтожении, порче или в недостаче материальных ценностей. Существенным является то, что упомянутый Порядок [355] расширяет сферу особого порядка определения размера прямого действительного ущерба (указанные статьи Кодекса законов о труде распространяются лишь на умышленную порчу, а Порядок [355] — не только на умышленную, но и на иную порчу; не только на порчу, но и уничтожение). И все же нет оснований для безоговорочного утверждения о том, что Порядок [355] ввиду указанного противоречия закону действует только частично. Можно ведь утверждать, что, устанавливая порядок определения размера ущерба, Кабинет Министров намеревался предусмотреть порядок исчисления ущерба не только по отдельным видам нарушений (хищение, умышленная порча, недостача, утеря), но и в связи с превышением фактическим размером ущерба его номинального размера. Однако этот последний аргумент также может быть опровергнут доводом о том, что Порядок [355], главным образом, касается тех случаев, когда фактический и номинальный ущерб по своей величине не различаются. Само такое отличие возникло со времен социализма. В настоящее время оно сохранилось в крайне ограниченных случаях.
В конечном счете, следует остановиться на том, что кратное исчисление размера ущерба прямо предусмотрено частью четвертой ст. 1353 КЗоТ. Порядок кратного исчисления и определил Кабинет Министров Украины.
13. Изложенные правила на день подписания книги в печать не отменены. Однако преимущественному перед ними применению в соответствующих случаях подлежат положения Закона «О налоге на доходы физических лиц» [243]: 1) срок возврата неизрасходованных (излишних) сумм, полученных под отчет на командировку, установлен продолжительностью в три банковских дня (п.п. 9.10.2 п. 9.10 ст. 9). Этот срок распространяется и на случаи использования корпоративных платежных карточек (п.п. 9.10.4 п. 9.10 ст. 9); 2) пропуск указанного срока влечет уплату работником в доход бюджета штрафа в размере 15 процентов своевременно не возвращенной суммы;
3) если задержка возврата вышла за пределы отчетного месяца, своевременно невозвращенная сумма облагается налогом на доход без последующего возврата штрафа и перерасчета суммы налога в случае возврата работником неизрасходованной суммы аванса или взыскания ее в установленном порядке.
14. Порядок исчисления размера ущерба, причиненного хищением, недостачей, уничтожением основных фондов, предусматривает такие правила. Размер ущерба от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) основных фондов определяется по формуле:
Ру = [(Бс-А) х Іинф + НДС + Асб] х 2,
где Ру — размер ущерба; Бс — балансовая стоимость на момент установления факта хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей; А — амортизационные отчисления; Іинф — индекс инфляции, который определяется с момента
принятия соответствующих видов имущества на баланс на основании индексов инфляции за каждый месяц, которые публикуются Государственным комитетом статистики; НДС — налог на добавленную стоимость; Асб — акцизный сбор; 2 — коэффициент, установленный Порядком [355].
Показатель (Бс-А) не может быть ниже 50 % балансовой стоимости материальных ценностей на момент выявления факта хищения, недостачи, уничтожения (порчи). Очевидно, в связи с применением индексов инфляции балансовая стоимость основных средств должна приниматься для расчета неиндексированной в соответствии с решениями Кабинета Министров об индексации основных фондов.
15. Порядок исчисления размера ущерба в случае хищения, недостачи, уничтожения (порчи) продукции, изготавливаемой для внутрипроизводственных нужд. Пунктом 3 Порядка [355] устанавливаются условия определения стоимости узлов, деталей, полуфабрикатов и другой продукции, которую производят предприятия для внутрипроизводственных нужд, а также стоимости продукции, не завершенной производством. Она определяется по себестоимости с учетом средней по предприятию нормы прибыли на данную продукцию. Для исчисления размера ущерба к полученной таким способом стоимости применяется коэффициент 2.
16. Порядок определения размера ущерба в случаях недостачи (порчи) спирта этилового питьевого, спирта этилового ректифицированного, спирта этилового сырца, спирта, используемого для изготовления вин, шампанского, коньяков обработанных, спирта коньячного, соков спиртовых, сброжено-спиртовых и спиртовых настоек. Стоимость этих видов ценностей определяется по оптовой цене предприятия-производителя с учетом налога на добавленную стоимость и акцизного сбора. Для определения размера ущерба к полученной стоимости применяется коэффициент 3. Буква нормативного акта не должна игнорироваться. Поэтому оптовая цена предприятия-производителя должна применяться не только на предприятиях-производителях, но и на всех предприятиях, в учреждениях, организациях.
17. Порядок определения размера ущерба от недостачи и уничтожения (порчи) плодово-ягодных соков, консервированных с использованием серного ангидрида или безокисного натрия. Стоимость этого вида материальных ценностей определяется по оптовым ценам предприятия-производителя с учетом налога на добавленную стоимость. Размер ущерба определяется путем умножения полученной стоимости на коэффициент 2.
18. Порядок определения размера ущерба в случае хищения, недостачи, уничтожения (порчи) продовольственных товаров, цены на которые дотируются. Размер ущерба определяется по розничным ценам с прибавлением суммы дотации. Такой способ определения является логичным. Это тот случай, когда действительный ущерб и на самом деле превышает номинальный.
19. Порядок определения размера ущерба от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) бланков ценных бумаг и документов строгого учета. Если на бланках строгого учета указана их номинальная стоимость или стоимость документов строгого учета установлена законодательством, размер ущерба определяется путем умножения номинальной стоимости на коэффициент 5.
Если же на бланках строгого учета не указана их номинальная стоимость, или стоимость документов строгого учета не определена законодательно, размер ущерба определяется путем умножения стоимости приобретения (изготовления) бланков на коэффициент 50 (постановление Кабинета Министров Украины «О внесении дополнений в Порядок определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей» [361]).
Правилами изготовления бланков ценных бумаг и документов строгого учета [460], утвержденными приказом Министерства внутренних дел Украины, установлена такая номенклатура бланков ценных бумаг и документов строгого учета:
1) бланки ценных бумаг — это акции, облигации внутренних республиканских (т. е. государственных) и местных займов, казначейские обязательства государства, сберегательные сертификаты, приватизационные бумаги, другие бланки, предусмотренные действующим законодательством;
2) бланки документов строгого учета — это документы, удостоверяющие личность, образование, трудовой стаж и т. п. (паспорт, свидетельство о рождении, браке, расторжении брака, изменении фамилии, имени, отчества; трудовая книжка и вкладыши к ней, удостоверения водителя, служебные, военные, ветеранов, инвалидов; дипломы об образовании, о присвоении звания, пенсионные книжки, пенсионные листы, листы нетрудоспособности); проездные документы (билеты на проезд на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте; документы на перевозку грузов; военные проездные документы); знаки почтовой оплаты (почтовые марки, конверты с марками, открытки с марками); документы, обслуживающие денежное обращение (книжки сберегательные, чековые, депозитные; чеки денежные, имущественные, расчетные, бланки финансирования, страхования; аккредитивы; марки налоговые, таможенные, доверенности на выдачу средств, пенсий, имущества; сертификаты качества, на право вывоза, ввоза, полисы страхования, лицензии); бланки билетов тиражных и моментальных лотерей.
20. Выше мы обратили внимание на законодательную практику Верховной Рады Украины, которая возложение на работников материальной ответственности за ущерб с применением кратного способа исчисления его размеров сочетала с элементами штрафа, который перечисляется в бюджет. Пункт 8 Порядка определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей [355] также предусматривает, что из сумм, взысканных в соответствии с этим Порядком [355], возмещается ущерб, причиненный предприятию, а оставшиеся средства перечисляются в Государственный бюджет Украины. Но следует учитывать, что механизма взыскания в бюджет сумм, которые взыскиваются с работников в порядке привлечения их к материальной ответственности и превышают размер прямого действительного ущерба, нет. На эти отношения не распространяется действие Закона «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» [214]. Только в сфере компетенции контрольно-ревизионной службы, которая является достаточно ограниченной (ст. 8, 10 Закона «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» [126]), возможно взыскание с предприятий денежных сумм, предусмотренных Законом «Об определении размера убытков, нанесенных предприятию, учреждению, организации хищением, уничтожением (порчей), недостачей или утерей драгоценных металлов, драгоценных камней и валютных ценностей» [151] и Порядком определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей [355].
21. Трудовое право не знает солидарной ответственности. Поэтому при причинении предприятию, учреждению, организации ущерба по вине нескольких работников размер ущерба, который должен покрыть каждый работник, определяется с учетом меры вины каждого из них, вида и пределов материальной ответственности.