Науково-практичний коментар до законодавства України про працю
Статья 121. Гарантии и компенсации при служебных командировках
Работники имеют право на возмещение расходов и получение иных компенсаций в связи со служебными командировками.
Работникам, направляемым в командировку, оплачиваются: суточные за время нахождения в командировке, стоимость проезда к месту назначения и обратно и расходы по найму жилого помещения в порядке и размерах, устанавливаемых законодательством.
За командированными работниками сохраняются в течение всего времени командировки место работы (должность) и средний заработок.
1. Инструкция о служебных командировках в пределах Украины и за границу [499] (далее в пределах комментария к ст. 121 КЗоТ — Инструкция [499]) определяет служебную командировку как поездку работника по распоряжению руководителя предприятия, объединения, учреждения, организации на определенный срок в другой населенный пункт для выполнения служебного поручения вне места его основной работы. Указание в ст. 121 КЗоТ и в Инструкции [499] на служебные командировки отнюдь не означает, что законодательство о командировке распространяется не на все категории работников, а только на государственных служащих или служащих вообще. В командировку может быть направлен любой работник, если только в этом возникает необходимость. Поэтому, во избежание конфликтов, порождаемых правовой неопределенностью, следовало бы в местных правилах внутреннего трудового распорядка указать на обязанность работников выполнять распоряжение собственника (по терминологии названной Инструкции [499] — руководителя) о поездке в командировку. Тогда у работников не будет никаких оснований возражать против направления их в командировку, ссылаясь на нарушение условий трудового договора о месте исполнения трудовых обязанностей.
2. Собственник в то же время не вправе требовать от работника поездки в командировку для выполнения задания, не обусловленного трудовым договором. Такое требование не соответствовало бы правилам ст. 21 и 31 КЗоТ.
В отличие от ранее действовавшего законодательства Инструкция [499] уточняет определение командировки как поездки в другой населенный пункт (ранее командировка определялась как поездка в другую местность). Понятие «другой населенный пункт» позволяет четко отграничивать командировку от перемещения работника в пределах места работы по трудовому договору: если работник для выполнения задания собственника вынужден выехать за пределы территории населенного пункта, в котором находится место работы, для выполнения задания собственника, то это еще нельзя квалифицировать как командировку, поскольку выехать за пределы данного населенного пункта — это еще не означает въехать на территорию другого.
Сложность в разграничении командировки и поездки работника для выполнения задания собственника, не имеющей признаков командировки, возникает в том случае, когда в соответствии с административно-территориальным делением некоторые населенные пункты (города) содержат в себе другие населенные пункты (села, поселки и даже другие города). Указание в Инструкции [499] такого признака командировки, как поездка в другой населенный пункт позволяет решить этот вопрос. Поездка в другой населенный пункт (село, поселок, город), хотя бы и входящий в состав более крупного населенного пункта (города), должна квалифицироваться как командировка, поскольку в этом случае работник въехал на территорию другого населенного пункта, хотя и не выезжал за пределы более крупного населенного пункта, в который входит другой населенный пункт.
В то же время Инструкция [499] признает командировкой только поездку за пределы места постоянной работы. Поэтому признаков командировки нет, если работник принят на работу, имеющую разъездной (передвижной) характер, или если трудовой договор предусматривает выполнение трудовых обязанностей в полевых условиях, т. е. работник принят на такую работу, которая предусматривает поездки в другие населенные пункты, а не только исполнение трудовых обязанностей в строго определенном месте.
3. За работником, направленным в командировку, сохраняется место работы (должность) и средний заработок (часть третья комментируемой статьи). Средний заработок, сохраняемый за работником за время командировки (за все рабочие дни), исчисляется исходя из выплат за два календарных месяца, предшествовавших месяцу, в котором началась командировка (работник выехал в командировку). По логике вещей, средняя заработная плата должна сохраняться за командированными работниками только на период проезда к месту командировки и обратно. В иное время работник, по общему правилу, выполняет работу, предусмотренную трудовым договором. Следовательно, его труд и должен оплачиваться в соответствии с условиями трудового договора. Это касается и премирования. Согласно установленным показателям именно надлежащее выполнение задания в командировке может быть основанием для начисления и выплаты премиального вознаграждения. Но при буквальном толковании законодательства в подобных случаях начислять работникам премии нельзя, поскольку время пребывания в командировке оплачивается в размере среднего заработка и дополнительно может оплачиваться только в соответствии со ст. 91 КЗоТ.
Правило об оплате времени пребывания в командировке в размере среднего заработка действует и тогда, когда работник направляется с его согласия в командировку для выполнения задания, выходящего за рамки его трудовых обязанностей. Это, конечно же, полностью соответствует букве нормативного акта, но при направлении в командировку для выполнения более высокооплачиваемой работы прямо затрагиваются интересы работника, поскольку в соответствии с выполняемой работой он мог бы претендовать на более высокую оплату труда.
4. Установлены организационные и финансовые правила направления работников в служебные командировки, которые излагаются ниже.
4.1. Право собственника направлять работников в командировку для выполнения работы, обусловленной трудовым договором, по общему правилу не ограничивается. Оно ограничивается только применительно к отдельным категориям работников (ст. 176, 1861 КЗоТ).
4.2. Направление в командировку производится руководителем предприятия или его заместителем и оформляется приказом (распоряжением) с указанием пункта (пунктов) назначения, наименования организации, куда работник направляется, срока и цели командировки. Дополнительно в отношении командировок за границу предусмотрено утверждение задания на командировку, в котором, в частности, определяются условия пребывания за границей. В случае поездки в командировку за границу по приглашению к приказу прилагается его копия с переводом. При командировке за границу предусмотрено также утверждение сметы расходов (п. 1.1 раздела II Инструкции [499]).
4.3. Настоящую головную боль руководителям и бухгалтерам причиняет п. 5.4.8 ч. 5.4 ст. 5 Закона «О налогообложении прибыли предприятий» [167]. Он допускает возможность относить любые командировочные расходы к валовым расходам плательщика налога на прибыль только при условии, что связь командировки с хозяйственной деятельностью плательщика этого налога подтверждена документами, исчерпывающий перечень которых приведен в указанном пункте: 1) приглашениями принимающей стороны, деятельность которой совпадает с деятельностью плательщика налога, работник которого направляется в командировку; 2) заключенными договорами (контрактами); 3) другими документами, устанавливающими или удостоверяющими желание установить гражданско-правовые отношения (очевидно, протоколы о намерениях, предварительные договоры и т. п.); 4) документами, удостоверяющими участие направляемого лица в переговорах, конференциях или симпозиумах, которые проводятся по тематике, совпадающей с хозяйственной деятельностью плательщика налога. Получается, направлять заместителя руководителя государственного предприятия в министерство, а юриста — в хозяйственный суд — можно. Но расходы по выплате работнику компенсаций отнести на валовые расходы в соответствии с приведенной формулировкой очень трудно. Можно направлять работника в обособленное подразделение предприятия, расположенное на территории другой территориальной громады, но отнести на валовые расходы налогоплательщика связанные с этим расходы очень проблематично. Инструкция [499] добросовестно повторяет в этой части соответствующие положения Закона «О налогообложении прибыли предприятий» [167]. И все-таки практика пока еще не идет по пути последовательного применения п. 5.4.8 ч. 5.4 ст. 5 названного Закона [167] из-за его излишней жесткости.
4.4. Направленному работнику выдается удостоверение о командировке установленной формы, в том числе и в тех случаях, когда работник должен возвратиться из командировки в день выезда в командировку.
4.5. Закон безразличен к затратам времени работника на поездку в командировку в пределах одного дня (суток). Только при выезде в командировку в выходной день Инструкция [167] предусматривает предоставление другого выходного дня. В других случаях вопросы продолжительности рабочего дня в день выезда в командировку и в день прибытия из командировки должны решаться местными правилами внутреннего трудового распорядка. Но поскольку на практике названные правила указанный вопрос не решают, создается ситуация правовой неопределенности, в которой недобросовестный работник самовольно использует время для отдыха, а недобросовестный руководитель ограничивает права добросовестного работника.
4.6. Предельный срок командировки — 30 календарных дней, а за границу — 60 дней. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины «О надбавках (полевом обеспечении) к тарифным ставкам и должностным окладам работников, направленным для выполнения монтажных, наладочных, ремонтных и строительных работ, и работников, работа которых выполняется вахтовым методом, постоянно проводится в пути или имеет разъездной (передвижной) характер» [383], направление для выполнения монтажных, наладочных, ремонтных и строительных работ не признается командировкой. При условии, что иное не определено коллективным договором, а также правилами внутреннего трудового распорядка, собственник вправе направлять работников в другую местность (в другой населенный пункт) для выполнения перечисленных работ без соблюдения установленных предельных сроков командировки. Названной Инструкцией [499] (абзац третий п.1.1) срок командировки (направления) на выполнение монтажных, наладочных, ремонтных и строительных работ ограничивается только периодом строительства объектов.
4.7. Фактическое время пребывания в месте командировки определяется отметками в удостоверении о командировке. Отметка в удостоверении о командировке делается в каждом населенном пункте. Если работник выполняет во время командировки служебное задание на нескольких предприятиях одного и того же населенного пункта, отметка в удостоверении о командировке делается на одном из предприятий. Отсутствие в удостоверении о командировке отметок о прибытии к месту командировки и выбытия из него лишает работника права на получение суточных (п. 1.5 раздела I Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и за границу [499]). Следует думать, что к отсутствию отметки приравнивается отсутствие печати на отметке, поскольку п. 1.4 Инструкции [499] специально делает оговорку об удостоверении отметки печатью.
4.8. Лица, выезжающие в командировку с данного предприятия, регистрируются на этих предприятиях в журнале установленной формы. Регистрацию командированных на предприятиях, на которые они направляются, законодательство не предусматривает.
4.9. На работников, находящихся в командировке, распространяется режим рабочего времени и времени отдыха того предприятия, на которые они направлены. Вместо дней отдыха, не использованных за время командировки, другие дни отдыха после возвращения из командировки работникам не предоставляются. В денежной форме работа во время командировки в выходные, праздничные или нерабочие дни также не компенсируется. Исключение составляют только те случаи, когда работник специально направлен для работы в выходные, праздничные и нерабочие дни, когда работник имеет право на оплату труда и компенсации согласно общим правилам. О том, что работник направляется в командировку с обязанностью работать в выходные, праздничные или нерабочие дни, должна быть сделана оговорка в приказе.
4.10. Если в командировку направляется работник, работающий не только по основному трудовому договору, но и по совместительству, возможны три варианта организации возникающих при этом отношений. Первый — работник направляется в командировку по основному месту работы, а на работе по совместительству ему предоставляется отпуск без сохранения заработной платы. Второй — работник направляется в командировку по основному месту работы и по работе по совместительству. За ним при этом сохраняется место работы (должность) и средний заработок по основной и совмещаемой работе, а обязанность компенсировать командировочные расходы распределяются между предприятиями основной работы и работы по совместительству по соглашению между их руководителями. Третий — работник направляется в командировку по совмещаемой работе, а по основному месту работы ему предоставляется отпуск без сохранения зара-ботной платы. Предоставление отпуска в подобных случаях по основной и совмещаемой работе продолжительностью в сумме не более 15 календарных дней за год допускается в соответствии со ст. 26 Закона «Об отпусках» [162]. При необходимости пребывания в командировке более 15 календарных дней в год работник вынужден будет увольняться с основной или совмещаемой работы. В условиях недостаточной социально-экономической обоснованности законодательства и низкого уровня законности вместо увольнения соответствующие субъекты примут решение пойти на нарушение закона, которое считается несущественным (предоставление отпуска без сохранения заработной платы по основному месту работы продолжительностью более 15 календарных дней).
5. За время пребывания в командировке работникам компенсируются не подтвержденные документально расходы на питание и финансирование их личных потребностей (п. 5.4.8 ч. 5.4 ст. 5 Закона «О налогообложении прибыли предприятий» [167]), т. е. выплачиваются суточные. Размер суточных определяется постановлением Кабинета Министров Украины «О нормах возмещения командировочных расходов в пределах Украины и за границу» [384] (далее в пределах комментария к этой статье — постановление [384]). Установлены единые предельные нормы суточных расходов, являющиеся обязательными для всех предприятий, учреждений, организаций (следует думать, что также и для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица) независимо от форм собственности.
5.1. В случае, когда в счета на оплату стоимости проживания в гостиницах не вносятся расходы на питание, предельный размер суточных при командировке в пределах территории Украины составляет 30 грн., при командировке за границу — в сумме в гривнях, эквивалентной 50 долларам США по официальному курсу гривни к доллару США, установленному Национальным банком на день выдачи аванса.
5.2. В случае, когда в счет на оплату стоимости проживания в гостиницах вносится стоимость одноразового питания, предельный размер суточных при командировке в пределах территории Украины составляет 24 грн., а при командировке за границу — в сумме в гривнях, эквивалентной 40 долларам США по официальному курсу гривни к доллару США, установленному Национальным банком на день выдачи аванса.
5.3. В случае, когда в счет на оплату стоимости проживания в гостиницах вносится стоимость двухразового питания, предельный размер суточных при командировке в пределах территории Украины составляет 18 грн., а при командировке за границу — в сумме в гривнях, эквивалентной 27,5 доллара США по официальному курсу гривни к доллару США, установленному Национальным банком на день выдачи аванса.
5.4. В случае, когда в счет на оплату стоимости проживания в гостиницах вносится стоимость трехразового питания, предельный размер суточных при командировке в пределах территории Украины составляет 12 грн., а при командировке за границу — в сумме в гривнях, эквивалентной 17,5 доллара США по официальному курсу гривни к доллару США, установленному Национальным банком на день выдачи аванса.
5.5. Если в счета на оплату гостиницы включается стоимость питания, то размер суточных, которые должны быть компенсированы работнику, определяется не стоимостью питания, а количеством раз предоставления питания. Стоимость питания может значительно превышать предельный размер суточных, однако работник в любом случае сохраняет право на получение суточных, размер которых дифференцируется в зависимости от количества раз предоставления питания. Для государственных служащих и других работников предприятий, учреждений, организаций, полностью или частично содержащихся (финансируемых) за счет средств бюджетов, установлены дополнительные ограничения: этим категориям работников возмещаются внесенные в счета на оплату проживания в гостиницах расходы на питание за счет суточных (абзац четвертый п. 2 постановления [384]).
5.6. Приведенные выше предельные нормы суточных при командировке за границу в соответствии с п. 3 постановления [384] пересматриваются: 1) для работников предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности (кроме государственных служащих и работников, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся за счет бюджетных средств) — после принятия закона о Государственном бюджете Украины на следующий год, если прогнозный среднегодовой курс гривни к доллару США в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Украины на новый бюджетный год будет отличаться от установленного на предыдущий год курса более чем на 10 процентов; 2) для государственных служащих и работников предприятий, учреждений и организаций, частично или полностью содержащихся за счет бюджетных средств, — если возникла такая потребность.
6. При командировке за границу размеры суточных дифференцируются в отношении двух категорий работников: 1) государственные служащие и работники, которые направляются в командировку предприятиями, учреждениями, организациями, полностью или частично содержащимися (финансируемыми) за счет бюджетных средств (далее — первая категория работников); 2) работники, которые направляются в командировку другими категориями предприятий (далее — вторая категория работников).
Для первой категории утверждены фиксированные нормы суточных при командировке за границу, размеры которых дифференцируются в зависимости от страны, в которую работник направлен. Уменьшать эти нормы нельзя. Увеличивать их тоже нельзя. Это противоречило бы публично-правовым нормам, которым подчиняются предприятия, учреждения, организации, полностью или частично содержащиеся (финансируемые) за счет бюджетных средств, в отношениях с учреждением, осуществляющим финансирование. Но выплата суточных в более высоком размере не противоречила бы нормам трудового права, в результате чего выплаченные в таком размере суточные не могут быть взысканы с работника.
И постановление Кабинета Министров «О нормах возмещения командировочных расходов в пределах Украины и за границу» [384], и Инструкция о служебных командировках в пределах Украины и за границу [499] являются нормативно-правовыми актами финансового права. Их воздействие на трудовые отношения является проявлением отдаленных последствий регулирования названными актами публичных (налоговых) отношений. Поэтому применение положений упомянутых актов к трудовым отношениям должно квалифицироваться как субсидиарное (межотраслевая аналогия).
Для второй названной выше категории работников нормы суточных, определенные для командировок в различные страны и являющиеся фиксированными для первой категории работников, являются минимальными (п. 11 постановления [384]). Максимальным размером суточных для второй категории указанных работников является предельный размер суточных (250 грн.), установленный подпунктом «а» п. 1 постановления [384]. В пределах указанных минимального и максимального размеров суточных конкретный размер устанавливается собственником. У работника нет перспектив взыскать с предприятия суточные в размере, превышающем минимальную норму для соответствующей страны, если собственник отказался выплатить суточные в более высоком размере в пределах предельного (250 грн.).
7. Для отдельных категорий государственных служащих установлены надбавки к нормам суточных расходов в иностранной валюте (при командировке за границу):
1) надбавка в размере 50 процентов фиксированной нормы суточных — для членов Правительства, государственных служащих 1 ранга и дипломатического ранга Чрезвычайного и Полномочного посла; 2) надбавка в размере 40 процентов фиксированной нормы суточных — для государственных служащих 2 и 3 ранга, дипломатических рангов Чрезвычайного и Полномочного посланника 1 и 2 класса; 3) надбавка в размере 25 процентов фиксированной нормы суточных — для членов делегаций, выезжающих за границу на международные переговоры, совещания и для подписания межправительственных соглашений (руководители таких делегаций имеют право на надбавку в размере 30 процентов). К указанным членам делегаций относятся только имеющие полномочия выступать от имени и по поручению Президента и Правительства Украины на международных переговорах, конференциях, форумах и для подписания межправительственных соглашений. Другие члены делегаций (представители, наблюдатели) права на надбавки не имеют.
8. Поскольку предельные размеры суточных при командировке за границу установлены в гривнях, для их пересчета в иностранную валюту, если работники обеспечиваются средствами в иностранной валюте, используется официальный курс национальной валюты Украины к иностранным валютам, установленный Национальным банком на день подачи уполномоченному банку расчета командировочных расходов.
9. Суточные командированным работникам выплачиваются за все дни командировки, включая выходные, праздничные, нерабочие дни, день отъезда и день приезда. День отъезда определяется по времени отправления транспортного средства. Например, при отправлении поезда 19 сентября в 23 часа 59 минут днем отъезда в командировку считается 19 сентября, при отправлении 20 сентября в ноль часов 1 минуту днем отъезда будет 20 сентября. Если станция, пристань, аэропорт находятся за пределами населенного пункта, где работает командированный, при определении времени (дня) выезда (приезда) учитывается время, необходимое для проезда от (к) станции, пристани, аэропорта.
В обычном размере выплачиваются суточные при направлении работника в командировку на один день или в такую местность, откуда работник имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного проживания.
10. Расходы по найму жилого помещения возмещаются в пределах фактических расходов с учетом дополнительных услуг, предоставленных в гостиницах при условии предоставления работником оригиналов подтверждающих документов. Закон «О налогообложении прибыли предприятий» [167] совершенно неожиданно пошел путем расширения дополнительных услуг, которые вместе с расходами по найму жилого помещения подлежат возмещению работникам с отнесением этих расходов на валовые расходы плательщика налога на прибыль. К таким услугам относятся бытовые услуги (стирка, чистка, утюжение одежды, обуви или белья), пользование холодильником, телевизором при условии документального подтверждения расходов на такие услуги.
11. Кроме платы за наем жилого помещения (с учетом дополнительных услуг), командированным работникам компенсируются расходы на бронирование мест в гостиницах в размере 50 процентов суточной стоимости места. Для государственных служащих и работников, направляемых в командировку предприятиями, организациями, содержащимися (финансируемыми) за счет средств бюджетов, возмещение расходов на бронирование предусмотрено при командировке и в пределах Украины и за границу (п. 6 постановления [384]). Для всех других категорий работников (работников других предприятий, учреждений, организаций) возмещение расходов на бронирование предусмотрено только при командировке в пределах Украины (абзац второй п. 1.6 раздела I Инструкции [499]). И все-таки мы считаем, что расходы работникам на бронирование мест в гостиницах возмещаются во всех случаях, в том числе и в случае командировки работника за границу предприятиями и организациями, не финансируемыми из бюджетов и не получающими из них дотации, поскольку расходы на бронирование можно квалифицировать как расходы по найму жилого помещения, компенсация которых предусмотрена частью второй ст. 121 КЗоТ.
12. Размер компенсации по найму жилого помещения, по общему правилу, ограничивается только фактически израсходованными и надлежаще подтвержденными суммами. Из этого правила имеются два исключения:
1) для государственных служащих, а также других работников, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями, организациями, которые полностью или частично содержатся за счет средств бюджетов, размер таких компенсаций ограничивается размерами, дифференцируемыми в зависимости от страны, в которую работник направлен. Заметим, что среди этих стран указана и Украина. С разрешения собственника в каждом конкретном случае в соответствии с подтверждающими документами командированному работнику рассмотренной категории могут возмещаться расходы по найму жилого помещения, превышающие указанные нормы (п. 2.1.4 Инструкции [499]). Наличие такой оговорки означает не возможность применения ст. 91 КЗоТ, а придание соответствующим нормам трудового права диспозитивного значения: нормы возмещения расходов по найму жилого помещения установлены, они действуют, но имеют не императивное, а диспозитивное значение, стороны вправе от них отойти;
2) в других случаях собственник может, реализуя свое право на установление дополнительных ограничений командированным, своим приказом ограничить суммы, используемые на оплату проживания.
13. Для работников, командированных в пределах Украины, предусмотрена компенсация расходов по найму жилого помещения на время вынужденной задержки в пути, если эти расходы подтверждены соответствующими документами (абзац третий п. 1.6 раздела I Инструкции [499]). При командировке работников за границу, очевидно, действует эта же норма.
14. Статья 121 КЗоТ не предусматривает такой вид компенсаций, как возмещение работникам, направленным в командировку, расходов на бытовые услуги и платы за пользование холодильником, телевизором и кондиционером. Косвенно этот вид компенсаций был легализован признанием в п. 5.4.8 ч. 5.4 ст. 5 Закона «О налогообложении прибыли предприятий» [167] возможности отнесения на валовые расходы плательщика налога на прибыль расходов, включенных в счета на оплату проживания работников, направленных в командировку, на бытовые услуги (стирка, чистка, ремонт и утюжение одежды, обуви или белья). Указанная норма не является нормой трудового права, поэтому сама по себе она не возлагает на соответствующие предприятия обязанность производить такие компенсации, но право плательщика налога на прибыль производить такие компенсации и относить их на валовые расходы она дает.
В сфере трудового права легализация расходов на бытовые услуги как разновидности компенсаций командированным работникам произведена только постановлением [384] и Инструкцией [499]. И если постановление [384] предусматривает такого рода компенсации только для государственных служащих и других работников предприятий, учреждений, организаций, содержащихся (финансируемых) за счет средств бюджетов, то Инструкция [499] распространяет право на рассмотренные компенсации на всех командированных работников. По общему правилу, размер этого вида компенсаций ограничивается суммами документально подтвержденных фактических расходов командированного работника на такие цели. Но для государственных служащих и для других работников, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями, организациями, полностью или частично содержащимися (финансируемыми) за счет средств бюджетов, установлено ограничение документально подтвержденных фактических расходов на рассмотренные цели, подлежащих возмещению командированному работнику. Общий размер компенсаций за все эти дни командировки для таких работников в соответствии с п. 6 постановления [384] не может превышать 10 процентов стоимости проживания за все время проживания в гостинице.
15. Что касается компенсации расходов командированных работников по оплате пользования холодильником, телевизором и кондиционером, то отнесение такой компенсации на валовые расходы плательщика налога на прибыль Законом «О налогообложении прибыли предприятий» [167] не предусмотрено. И все же постановление [384] (п. 6) предусматривает возможность компенсации государственным служащим и работникам предприятий, полностью или частично содержащихся за счет бюджетных средств, расходов по оплате пользования холодильником и телевизором при командировке как в пределах Украины, так и за границу. Пункт 1.6 Инструкции [499] распространяет это правило на работников предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности. Возмещение расходов по оплате пользования кондиционером прямо предусмотрено для работников предприятий всех форм собственности при командировке за границу (подпункт «б» п. 1.4 раздела II Инструкции [499]). Для государственных служащих и других работников также не установлено ограничение на этот счет. Но здесь следует учитывать следующее.
Обязательные требования к гостиницам по поводу наличия в номерах кондиционера, холодильника и телевизора установлены ДСТ 28681.4-95, вступившим в силу с 1 января 1997 года. Но этот стандарт не решает вопрос о том, должна включаться плата за пользование указанными бытовыми приборами в тариф за проживание или она должна оплачиваться сверх тарифа, установленного за проживание. Поэтому вопрос о внесении или невнесении платы за пользование кондиционером, холодильником и телевизором в тариф за проживание должен решаться гостиницами по своему усмотрению. Если такая плата в тариф за проживание включена, но не выделена, выделить ее в счете на оплату проживания невозможно, поскольку только самому предприятию (гостинице) дано право и утверждать тариф и применять механизм его расчета. В таком случае не должен ставиться и вопрос о возмещении работникам расходов по оплате пользования кондиционером, поскольку они возмещаются в составе платы за проживание как ее неотъемлемая часть. Если же плата за пользование кондиционером выделяется в счете на оплату проживания в гостинице, компенсация таких расходов при командировке в пределах Украины не имеет правовых оснований (кроме компенсаций государственным служащим и работникам предприятий, которые полностью или частично содержатся за счет бюджетов), а при командировке за границу — имеет.
16. Командированные работники имеют право на компенсацию расходов на проезд в размере стоимости проезда воздушным, железнодорожным, водным или автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси), включая расходы на внесение страховых платежей на транспорте, оплату услуг, связанных с приобретением билетов, стоимости пользования постельными принадлежностями (независимо от времени пребывания в пути). Но расходы на проезд командированных работников, относящихся к категории государственных служащих или являющихся работниками предприятий, учреждений, организаций, которые содержатся (финансируются) за счет средств бюджетов, в спальных вагонах, в каютах, оплачиваемых по 1-4 группам тарифных ставок на судах морского флота, в каютах 1 и 2 категорий на судах речного флота, а также воздушным транспортом по билетам 1 класса и бизнес-класса компенсируются в каждом случае только с разрешения руководителя предприятия в соответствии с поданными проездными документами. С учетом стремления работников бухгалтерии перестраховаться отметим, что получение разрешения руководителя на оплату проезда в указанных вагонах, каютах и т. п. других работников (не относящихся к категории государственных служащих и не являющихся работниками предприятий, полностью или частично содержащихся за счет бюджета) не предусмотрено. И только реализуя свое право устанавливать дополнительные ограничения по суммам и целям использования средств, выданных на командировку, собственник приказом может приписать работнику ехать, например, только в купейном вагоне (а не в спальном). Но если собственник такой приказ не издал, командированный работник вправе сам выбрать плацкартный, купейный или спальный вагон.
Пункт 1.7. Инструкции [499] предоставляет право руководителю предприятия при наличии нескольких видов транспорта, связывающих место работы и место командировки, предложить работнику вид транспорта, которым ему следует пользоваться. Это предложение является для работника обязательным, поскольку он имеет право выбрать вид транспорта только «при отсутствии такого предложения».
Предусмотрена также компенсация командированному работнику расходов на проезд транспортом общего пользования (кроме такси) к станции, пристани, аэропорту, если они находятся за пределами населенного пункта, где постоянно работает командированный или куда работник направляется.
Кроме того, командированному работнику компенсируются расходы на проезд городским транспортом общего пользования (кроме такси) по месту командировки. Предусмотрено, однако, согласование маршрута проезда городским транспортом в месте командировки с собственником. Естественно, эти расходы также подлежат возмещению при наличии документального их подтверждения.
17. Возмещение расходов на приобретение горюче-смазочных материалов, если работник направляется в командировку на служебном автомобиле, прямо предусмотрено в п. 8 постановления [384].
18. При командировке за границу предусмотрена также компенсация расходов, связанных с техническим обслуживанием, стоянкой и парковкой служебного автомобиля, а также возмещение расходов по оплате сборов за проезд по грунтовым, шоссейным дорогам и за пользование водными переправами.
По поводу расходов по страхованию на транспорте следует признать, что компенсации подлежат только расходы по обязательному страхованию. Хотя п. 1.7 раздела I Инструкции [499] и не указывает на то, что компенсируются только расходы по обязательному страхованию, следует учитывать, что указание на обязательное страхование содержится в п. 5.4.8 ч. 5.4 ст. 5 Закона «О налогообложении прибыли предприятий» [167]. Что же касается командировки за границу, то пункт 1.4 раздела II Инструкции [499] прямо указывает на компенсацию расходов по обязательному страхованию (не только на транспорте). Это полностью соответствует приведенной выше норме Закона «О налогообложении прибыли предприятий» [167].
19. Постановлением [348] (п. 7) предусмотрена компенсация государственным служащим и другим работникам предприятий, учреждений, организаций, полностью или частично содержащихся (финансируемых) за счет средств бюджетов, расходов на перевозку багажа в пределах 30 килограммов сверх количества багажа, входящего в стоимость билета. Это касается командировки и в пределах Украины, и за границу. Инструкция [499] (пункт 1.4 раздела II) предусматривает компенсацию расходов на перевозку багажа при командировке за границу для всех категорий работников без ограничения веса. Поскольку п. 5.4.8 ч. 5.4 ст. 5 Закона «О налогообложении прибыли предприятий» [167] предусматривает возможность отнесения на валовые расходы плательщиков налогов расходов на перевозку багажа, компенсируемых командированным работникам, такие компенсации с учетом указанных ограничений для названных категорий работников должны производиться при командировке как в пределах Украины, так и за границу. Поскольку командировочные расходы возмещаются при условии связи командировки с основной деятельностью предприятия (абзац второй Общих положений Инструкции [499]), расходы на перевозку багажа компенсируются только при условии, что перевозился багаж, необходимый работнику во время пребывания в командировке или для выполнения задания на командировку. Расходы на перевозку другого багажа компенсироваться не должны.
20. Законодательством предусмотрено также возмещение в размерах, согласованных с собственником, расходов по оплате телефонных переговоров.
21. При командировке за границу установлено право на компенсацию расходов по оформлению заграничных паспортов, разрешений на въезд (виз), других документально удостоверенных расходов, связанных с правилами въезда и пребывания в месте командировки, включая сборы и налоги, которые подлежат уплате в связи с осуществлением соответствующих расходов.
22. Установлены особенности исчисления сроков пребывания в командировке и возмещения суточных при командировке за границу:
а) срок пребывания за границей определяется по отметкам контрольно-пропускных пунктов пограничных войск Украины в заграничном паспорте или заменяющем его документе. В случае командировки в страны, с которыми не установлен или действует упрощенный пограничный контроль, срок пребывания за границей определяется по отметкам в удостоверении о командировке направляющей и принимающей сторон;
б) суточные выплачиваются за все дни командировки, включая день отъезда и день приезда;
в) если работник возвращается из командировки за границу в день возвращения из командировки, считается, что работник находился в командировке один день.
23. В случае временной нетрудоспособности командированного работника ему на общих основаниях возмещаются расходы по найму жилого помещения (кроме случаев стационарного лечения) и выплачиваются суточные до тех пор, пока он не получит возможности по состоянию здоровья исполнять свои обязанности, но не более двух месяцев. При этом временная нетрудоспособность должна быть удостоверена в установленном порядке. Период временной нетрудоспособности не включается в срок пребывания в командировке, поэтому за это время за работником средняя заработная плата не сохраняется (за этот период ему выплачивается пособие по социальному страхованию).
24. Работнику при выезде в командировку выдается аванс в пределах сумм, установленных для компенсации расходов на оплату проезда, наем жилого помещения, а также с учетом суточных. Пунктом 4 постановления [384] установлено, что предприятия выдают аванс на расходы в связи с командировкой в национальной валюте страны, к которую направляется работник, или в свободно конвертируемой валюте (в последнем случае командированный работник имеет право на возмещение расходов по оплате комиссионных, оплаченных при обмене валюты, при условии предоставления соответствующих документов).
Срок возврата аванса, полученного работником на расходы в связи с командировкой, если работник не выехал в командировку, установлен продолжительностью три рабочих дня только на случай получения аванса в связи с выездом в командировку за границу (п. 1.14 раздела II Инструкции [499]). Возврат осуществляется в той валюте, в которой аванс получен.
Инструкция [499] (п. 1.18 раздела II) запрещает направлять в командировку и выдавать аванс на расходы в связи с командировкой работникам, которые не отчитались за израсходованные средства по предыдущей командировке. В течение трех рабочих дней после возвращения из командировки работник обязан подать авансовый отчет. Вместе с отчетом работник обязан подать удостоверение о командировке, оформленное в установленном порядке, документы, удостоверяющие расходы по найму жилого помещения, на приобретение билетов на проезд и на получение других услуг. Для возврата неиспользованных сумм аванса установлен срок 3 рабочих дня после воз-вращения из командировки. Этот срок продлевается до 10 дней в случае применения корпоративных пластиковых карточек международных платежных систем, а с разрешения руководителя предприятия (при наличии уважительных причин) — до 20 рабочих дней. При пропуске этих сроков п. 4 постановления предусматривает взыскание соответствующей суммы бухгалтерией в установленном законодательством порядке. Взыскание, действительно, производится непосредственно бухгалтерией. Однако приказ (распоряжение) об этом издается собственником не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возврата аванса (ст. 127 КЗоТ). При этом, если взыскание невозвращенных сумм аванса, выданных на расходы в связи с командировкой в украинской валюте, осуществляется в одинарном размере, то задолженность работника в случае невозврата аванса, выданного на расходы в связи с командировкой в иностранной валюте, взыскиваются в украинской валюте в сумме, эквивалентной тройной сумме невозвращенной валюты, перечисленной в валюту Украины по официальному курсу Национального банка Украины на день погашения задолженности (ст. 2 Закона «Об определении размера убытков, нанесенных предприятию, учреждению, организации хищением, уничтожением (порчей), недостачей или утерей драгоценных металлов, драгоценных камней и валютных ценностей» [151]).