Науково-практичний коментар до законодавства України про працю
Статья 118. Гарантии для работников, избранных на выборные должности
Работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, а также в партийных, профсоюзных, комсомольских, кооперативных и других общественных организациях, предоставляется после окончания их полномочий по выборной должности прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) на том же или, с согласия работника, на другом предприятии, в учреждении, организации.
1. Глава VIII Кодекса законов о труде озаглавлена «Гарантии и компенсации». Поэтому этой главой хотя и регулируются преимущественно вопросы гарантийных и компенсационных выплат, осуществляемых в пользу работников, регламентируются также и другие отношения, связанные с законодательным предоставлением работникам гарантий. Для выявления круга работников, которым предоставляются гарантии в соответствии со ст. 118 КЗоТ, эта статья должна быть подвергнута историческому толкованию. Статья 118 КЗоТ до настоящего времени сохранилась в том виде, в котором она была принята вместе со всем Кодексом законов о труде Украинской ССР 10 декабря 1971 года. В то время кооперативными организациями было принято называть только организации системы потребительской кооперации, а также потребительские кооперативы (жилищно-строительные, дачно-строительные, гаражно-строительные). Потребительские кооперативы, по общему правилу, на выборные должности не выбирали. Они выбирали правление, председателей правлений, но эти лица трудовой деятельностью, как правило, занимались в другом месте, а в кооперативах выполняли соответствующие обязанности, как правило, без занятия штатной должности (на общественных началах). Колхозы никогда не ставились в один ряд с партийными, профсоюзными, комсомольскими, кооперативными и другими общественными организациями. С учетом изложенного мы не видим нормативных оснований для распростра-нения ст. 118 КЗоТ на выборных должностных лиц производственных кооперативов. Но на выборных должностных лиц потребительских обществ и союзов, на которых распространяется Закон «О потребительской кооперации» [117], по нашему мнению, действие ст. 118 КЗоТ распространяется.
2. Под другими общественными организациями следует понимать общественные организации, как они определены в ст. 3 Закона «Об объединениях граждан» [118].
3. Не подлежит сомнению распространения действия ст. 118 КЗоТ на должностных лиц, занимающих выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, партийных, профсоюзных организациях. Но «старых» комсомольских организаций не осталось. А если какая-то группа людей создает организацию, которую назовут комсомольской, то на такую организацию действие ст. 118 КЗоТ распространяется не потому, что это — комсомольская организация, а в силу того, что такая организация будет подпадать под определение партии или общественной организации (ст. 2 и 3 Закона «Об объединениях граждан» [118]).
4. Статья 118 КЗоТ формулирует субъективное право работников, освобожденных от работы (по терминологии трудового права следовало бы указать — «уволенных с работы») вследствие избрания их на выборные должности в названных выше органах и организациях, на получение после окончания их полномочий по выборной должности прежней работы (должности) на том же предприятии. Поэтому предприятие, с которого работник уволился в связи с избранием на выборную должность, должно быть готовым к исполнению обязанности по предоставлению ранее уволенному работнику той же или другой равноценной работы. Легче всего эту обязанность будет выполнить при условии, если на место работника, уволенного в связи с избранием на выборную должность, новый работник будет принят по срочному трудовому договору на срок полномочий уволенного работника на выборной должности. Предприятие имеет право в подобных случаях заключать срочные трудовые договоры (часть вторая ст. 23 КЗоТ). Однако при заключении с работником, принятым для замещения вакансии, которая образовалась в связи с избранием на выборную должность, трудового договора на неопределенный срок обратный прием на работу в связи с окончанием полномочий по выборной должности при отсутствии вакансии законодательством не предусмотрено.
5. Право на получение предыдущей или равноценной работы выборные работники имеют при условии, если с выборной должности они освободились после окончания их полномочий. «Окончание их полномочий» следует объяснять не только как окончание установленного срока, на который работник был избран. Досрочное увольнение с выборной должности также следует рассматривать как окончание полномочий, которое дает работнику право на гарантии, установленные ст. 118 КЗоТ.
6. Невыполнение предприятием обязанности предоставить работнику, раньше уволенному в связи с избранием на выборную должность, прежней или равноценной работы (должности) не влечет обязанности возместить работнику неполученный заработок, поскольку это не предусмотрено законодательством. В то же время за депутатом местного совета, который работал в совете на выборной должности, в случае невозможности предоставления прежней или другой равноценной работы (должности) предусмотрено сохранение в течение срока, не превышающего 6 месяцев, заработной платы, которую он получал на выборной должности в совете. Выплата производится за счет местного бюджета (ст. 33 Закона «О статусе депутатов местных советов» [234]). Выплаченная работнику заработная плата должна равняться средней заработной плате, исчисленной в соответствии с Порядком исчисления средней заработной платы [346].
Народному депутату Украины в случае невозможности предоставления прежней работы Верховная Рада обеспечивает на период трудоустройства заработную плату в размере, установленном для народных депутатов Украины, но не более одного года, а в случае обучения или переквалификации — не более двух лет. При невозможности трудоустройства после окончания названных сроков за бывшим депутатом сохраняется 50 процентов той заработной платы, которую получают работающие народные депутаты Украины, до достижения пенсионного возраста при наличии стажа работы более 25 лет (для мужчин) и 20 лет (для женщин) (ч. 5 ст. 20 Закона «О статусе народного депутата Украины» [221]).