Науково-практичний коментар до законодавства України про працю
Статья 102-1. Оплата труда по совместительству
Работники, работающие по совместительству, получают заработную плату за фактически выполненную работу.
Условия работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений, организаций определяются Кабинетом Министров Украины.
1. Формулировка «за фактически выполненную работу» не означает, что труд работников, заключивших трудовой договор о работе по совместительству, должен оплачиваться только сдельно. Повременная оплата труда совместителей является вполне допустимой. Установление для работников-совместителей нормированных производственных заданий практика также считает необязательным. Теоретически из ст. 1021 КЗоТ можно вывести требование об обязательном установлении для совместителей нормированных производственных заданий при повременной оплате труда, но это требование, если бы оно предъявлялось, было бы оторванным от реальных условий организации труда, было бы неосуществимым и потому не выполнялось бы. К тому же законодательство не предусматривает механизма учета в заработной плате невыполнения нормированных производственных заданий. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что под фактически выполненной работой в части первой ст. 1021 КЗоТ должна пониматься или работа, выполнение которой отражено в сдельном наряде, или работа, выполнение которой зафиксировано в табеле учета рабочего времени.
Выдача работнику-совместителю нормированного задания может исключить конфликт предприятия с органами государственной налоговой службы в тех случаях, когда вызывает сомнение соблюдение работником-совместителем графика выхода на работу и правильность отражения рабочего времени работника-совместителя в табеле учета рабочего времени. Эти сомнения могут быть вызваны тем, что в одно и то же время работник-совместитель может считаться по документам работающим на основном рабочем месте и на работе по совместительству. Но пока что работники государственной налоговой службы на такие вещи не обращают внимания.
2. Если у органа государственной налоговой службы имеются сведения о том, что в то же самое время работник-совместитель учитывается как выполняющий работу по основному месту работы и месту работы по совместительству, вполне возможна постановка вопроса о необоснованности отнесения на валовые расходы предприятия заработной платы, выплаченной работнику-совместителю, а также начисленных на эту заработную плату обязательных взносов. В то же время законодательство в отдельных случаях допускает получение работником вознаграждения за одно и то же время в двух местах: 1) высококвалифицированным специалистам народного хозяйства позволяется по согласованию с собственником осуществлять педагогическую деятельность в высших учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров в рабочее время до 4 часов в неделю с сохранением за ними средней заработной платы по месту основной работы (п. 11 Положения об условиях работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций [455]); 2) приложение к названному Положению [455] допускает выполнение работниками с разрешения руководителя предприятия работ, указанных в пп. 2-7 этого приложения, в рабочее время «без удержания из заработной платы»; 3) независимым посредникам, членам примирительных комиссий и трудовых арбитражей гарантируется сохранение среднего заработка по основному месту работы и, кроме того, за счет спорящих сторон выплачивается вознаграждение за участие в разрешении коллективного трудового спора в размере «не меньше среднемесячной заработной платы» (ст. 14 Закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» [178]); 4) за лицами, относящимися к категории временного переписного персонала, было предусмотрено сохранение средней заработной платы и, кроме того, оплата их труда по осуществлению переписи населения осуществлялась в порядке, определенном Кабинетом Министров (ст. 9 Закона «О Всеукраинской переписи населения» [211]).