Науково-практичний коментар до законодавства України про працю
Способы регулирования премирования
9. Закон «Об оплате труда» [150] не предусматривает государственного регулирования премирования. В то же время указание в ст. 8 этого Закона на государственное регулирование условий и размеров оплаты труда руководителей предприятий, основанных на государственной или коммунальной собственности, работников предприятий, учреждений и организаций, финансируемых или дотируемых из бюджетов, следует понимать как возможность государственного регулирования премирования этой категории работников. С учетом этого Кабинет Министров дал поручение цен-тральным и местным органам исполнительной власти по согласованию с Минтруда и Минэкономики утвердить дифференцированные показатели, размеры и условия премирования руководителей предприятий, основанных на государственной или коммунальной собственности, и руководителей объединений таких предприятий. Правила о премировании работников учреждений, финансируемых из бюджетов, включаются в нормативно-правовые акты об условиях оплаты их труда.
Невзирая на то, что в ст. 8 Закона «Об оплате труда» [150] определена сфера государственного регулирования оплаты труда, законодатель не лишен права устанавливать специальные правила об оплате труда, выходящие за пределы этой статьи. Так, часть седьмая ст. 68 Закона «Об охране окружающей природной среды» [106] предусматривает лишение должностных лиц и специалистов, виновных в нарушении требований об охране окружающей природной среды, использовании природных ресурсов и обеспечении экологической безопасности, премии по основным результатам хозяйственной деятельности полностью или частично. Это требование предусматривает включение соответствующих условий в коллективный договор (положение о премировании), но может применяться и как норма прямого действия.
10. Значение в трудовом праве имеет распределение премий на учитываемые и не учитываемые при исчислении средней заработной платы работника (об этом см. комментарий к ст. 119 КЗоТ), на выплачиваемые по усмотрению собственника и по субъективному праву, которое работник получает на основе соответствующего локального нормативного акта при достижении установленных показателей и выполнении условий премирования. В рамках финансово-правовых отношений могут быть выделены такие премии, в отношении которых возможна постановка вопроса о допустимости их отнесения к расходам предприятия на оплату труда или включения в состав оплаты труда. Действующая Инструкция по статистике заработной платы [528] не дает достаточно четкого разграничения премий по названным критериям.
11. При социализме порядок начисления и выплаты премий, входящих в действующую на предприятии систему оплаты труда, регулировался в централизованном порядке, а в пределах, которые допускались нормативно-правовыми актами, — локальными нормативными актами. Сегодня в Украине утратили силу основные, типовые и отраслевые положения о премировании, которые утверждались Госкомтруда и отраслевыми министерствами СССР по согласованию с соответствующими профсоюзными органами. Этот вывод основывается на следующем. Сфера государственного регулирования за-работной платы определяется ст. 8 Закона «Об оплате труда» [150] и включает в себя, кроме прочего, «установление... других государственных норм и гарантий...». Возникает вопрос, не означает ли приведенная формулировка то, что в связи с правом государства устанавливать другие нормы и гарантии, оно вправе регулировать отношения по премированию. Позитивный ответ на этот вопрос дал бы основание для вывода, что в Украине сохранили юридическую силу многочисленные нормативные акты Союза ССР о премировании. Однако ответ на поставленный вопрос должен быть негативным. Содержание понятия «другие государственные нормы и гарантии» раскрывается в ст. 12 Закона «Об оплате труда» [150], озаглавленной «Другие нормы и гарантии в оплате труда». Этой статьей установление каких-либо государственных норм и гарантий по премированию не предусмотрено. Поэтому, когда в ст. 15 Закона «Об оплате труда» [150] речь идет о полномочии предприятий регулировать условия оплаты труда, в том числе и отношения по премированию, с соблюдением предприятиями обязанности выполнять нормы и гарантии, установленные законодательно, на предприятия не возлагается обязанность соблюдать какие-либо государственные нормы и гарантии о премировании, поскольку законодательство не допускает государственного регулирования премирования на предприятиях, находящихся на хозрасчете. Государственное регулирование премирования осуществляется только в учреждениях, финансируемых из бюджета. Государство также опосредствованно воздействует на отношения по поводу премий на предприятиях и в организациях, которым из бюджета выделяются дотации (ст. 13 и 16 Закона «Об оплате труда» [150]). Поэтому правило об установлении премии за основные результаты хозяйственной деятельности в размере 50 процентов тарифной ставки (должностного оклада) с учетом доплаты в размере тарифной ставки или должностного оклада лицам, постоянно работающим в зоне отчуждения (постановление Кабинета Министров «О доплатах и компенсациях лицам, работающим в зоне безусловного (обязательного) отселения после полного выселения жителей» [380]), имеет силу только в отношении предприятий, подпадающих под действие ст. 13 и 16 Закона «Об оплате труда».
Регулирование отношений по поводу премирования генеральным, отраслевым и региональным соглашениями допускается ст. 8 Закона «О коллективных договорах и соглашениях» [128]. Однако соглашения обязательны только для тех предприятий, учреждений, организаций, которые находятся в сфере действия сторон генерального, отраслевого и регионального соглашений (часть первая ст. 9 Закона «О коллективных договорах и соглашениях» [128]).
12. Положение о премировании целесообразно утверждать как приложение к коллективному договору. Это — удобнее, хотя юридических препятствий для непосредственного внесения таких положений в коллективный договор и нет. Вместе с коллективным договором положения о премировании должны обсуждаться, утверждаться общими собраниями трудового коллектива и подписываться лицами, уполномоченными сторонами коллективного договора. Положения о премировании должны оформляться так, чтобы у соответствующего органа при разрешении споров не возникало сомнений в их силе. В принципе, это обеспечивается системой уведомительной регистрации коллективных договоров. Такие вопросы могут возникать только в случае, когда коллективный договор на предприятии не заключался и положения о премировании утверждались собственником по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а в случае его отсутствия — другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом, поскольку в таком случае положения о премировании не регистрируются.
13. На предприятиях могут утверждаться положения о премировании за основные производственные результаты, а также положения о порядке назначения и выплаты премий за отдельные достижения в труде. Вполне допустимым является утверждение единого положения о премировании, в которое будут внесены не только правила о премировании за производственные результаты, но и локальные нормы о премировании за отдельные достижения в труде, а также правила о премировании, непосредственно не связанном с результатами труда (в связи с юбилеем, памятной датой, выходом на пенсию и т. п.). Отличия в правовом режиме различных видов премий совсем не зависят от того, какой акт о премировании (отдельный или часть общего) регулирует данный вид премий.
Вполне допустимо за счет соответствующих специфических доходов (от сдачи вторичного сырья, поставки продукции на экспорт и т. п.) формировать специальные фонды для выплаты премий отдельным категориям работников на основании специальных премиальных систем.
14. Правовое регулирование премирования относится к кругу полномочий предприятия, поэтому законодатель оставляет на усмотрение сторон коллективного договора (а если он не заключался — по усмотрению собственника и выборного органа первичной профсоюзной организации или другого уполномоченного трудовым коллективом на представительство органа) решение вопроса о степени подробности правового регулирования премирования. Локальное положение о премировании может подробно и жестко урегулировать порядок премирования, установить юридические обязанности и субъективные права собственника и работника, не оставляя свободного места для действий по усмотрению собственника, который выполняет только формальные функции по правоприменению. С другой стороны, локальное положение о премировании может предоставлять собственнику возможность решать не только вопрос об увеличении или уменьшении размеров премий, о размере лишения премии за производственные упущения, но и вопрос о самой выплате премий. С точки зрения законодательства о труде выплата премий по усмотрению собственника на основании положения о премировании, только в общем регулирующего эти вопросы, или вообще при отсутствии такого положения, вполне допустима. Часть третья ст. 97 КЗоТ только обязывает собственника устанавливать конкретные размеры премий с учетом требований коллективного договора, содержание которого должно соответствовать законодательству и соглашениям.
Законодательство не требует, чтобы собственник реализовал свои полномочия увеличивать, уменьшать размеры премий, выплачиваемых конкретным работникам, полномочие лишать конкретного работника премий полностью или частично обязательно по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации. Собственник вправе самостоятельно решать эти вопросы, если иное не предусмотрено положением о премировании (коллективным договором).
15. Фонд оплаты труда предприятие формирует самостоятельно. Только учреждения и организации, финансируемые из бюджета, обязаны действовать на основании актов Кабинета Министров и в пределах бюджетных ассигнований. Кроме того, предприятия, находящиеся на хозяйственном расчете и получающие дотации из бюджета, обязаны соблюдать установленные для них ограничения (ст. 16 Закона «Об оплате труда» [150]).
16. Положения о премировании, как составная часть действующей на предприятии системы оплаты труда, должны соответствовать всем требованиям нормативных актов, в первую очередь — иметь признак формальной определенности, т. е. давать в соответствующих случаях возможность получить ответ на вопрос и о наличии или отсутствии у работника права на премию, и об объеме такого права, если только за собственником не признается право решать эти вопросы самостоятельно или по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.