Науково-практичний коментар до законодавства України про працю

Статья 95. Минимальная заработная плата. Индексация заработной платы

Минимальная заработная плата — это законодательно установленный размер заработной платы за простой, неквалифицированный труд, ниже которого не может производиться оплата за выполненную работником месячную, а также почасовую норму труда (объем работ).

В минимальную заработную плату не включаются доплаты за работу в сверхурочное время, в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, на работах с особыми природными географическими и геологическими условиями и условиями повышенного риска для здоровья, а также премии к юбилейным датам, за изобретения и рационализаторские предложения, материальная помощь.

В случае, когда работнику, выполнившему месячную (часовую) норму труда, начислена заработная плата ниже законодательно установленного размера минимальной заработной платы, предприятие производит доплату до ее уровня.

Размер минимальной заработной платы устанавливается и пересматривается в соответствии со статьями 9 и 10 Закона Украины «Об оплате труда».

Минимальная заработная плата является государственной социальной гарантией, обязательной на всей территории Украины для предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и хозяйствования и физических лиц.

Заработная плата подлежит индексации в установленном законодательством порядке.

1. Среди критериев дифференциации заработной платы в части второй ст. 94 КЗоТ первой называется сложность работы. Поэтому самая низкая заработная плата устанавливается за простой, неквалифицированный труд. Как раз работникам, выполняющим такие работы, гарантируется оплата труда, которая не может быть ниже минимальной заработной платы. Тем более оплата труда в размере, который не может быть ниже минимального размера, не может устанавливаться на более сложных, чем простая, работах и на работах, выполнение которых требует определенной квалификации.

2. Условием, при котором работнику гарантируется оплата труда в размере не ниже минимальной заработной платы, является выполнение работником «месячной, а также почасовой нормы труда (объема работ)». Заключенная в кавычки формулировка является крайне небрежной. И она не стала с принятием Верховной Радой специального Закона, почти полностью посвященного заключенной в кавычки формулировке, более определенной [274]. Поэтому обычно ее толкование осуществляется ассоциативно, т. е. в отрыве от нормативного текста. Но задекларированный государством курс на построение в Украине правового государства (заметим, что Конституционный Суд исходит из того, что Украина является правовым государством [см., например, 383, 384, 385]) обязывает законодательные положения толковать сугубо рационально.

3. Таким образом, термин «норма труда» должен толковаться с учетом определения понятия норм труда в части первой ст. 85 КЗоТ. Следовательно, термин «норма труда» касается только тех норм, которые призваны влиять на интенсивность труда, и не касается рабочего времени. Этот вывод подтверждается и указанием в части первой ст. 95 КЗоТ на «объем работ». Правда, глава VI КЗоТ «Нормирование труда» не знает такого вида норм, как объем работ. Но это обстоятельство не препятствует установлению для работников объема работ как постоянного круга обязанностей или как нормируемого задания на определенную единицу рабочего времени. Кроме того, при определении структуры заработной платы в части первой ст. 2 Закона «Об оплате труда» [150] раскрывается содержание родового понятия норм труда через видовые понятия норм времени, выработки, обслуживания, должностные обязанности. При этом нет никаких оснований утверждать, что под нормами времени здесь понимается иное, чем в части первой ст. 85 КЗоТ, а именно норма продолжительности рабочего времени, установленная на выполнение определенного объема работы. Поэтому следует прийти к выводу о том, что условием, при наличии которого работнику гарантируется оплата труда в размере не ниже минимальной заработной платы, является выполнение работником тех норм труда, которые призваны влиять на интенсивность труда.

4. Следует, однако, признать, что по критерию цели правового регулирования трудовых отношений нормы продолжительности рабочего времени и нормы труда (нормы интенсивности труда) являются однородными правовыми явлениями: они дают право работодателю требовать от работника выполнения определенного количества труда, а работнику дают гарантию от чрезмерной эксплуатации его рабочей силы. Более того, нормы труда (нормы интенсивности труда) имеют значение второго показателя, с помощью которого определяется количество труда. Первичным показателем является продолжительность рабочего времени. Так сложилось исторически. Так это остается и теперь. Это дает основания для вывода степени: если условием, по которому работнику гарантируется оплата труда в размере не ниже минимальной заработной платы, является выполнение норм труда, то тем более таким условием должно признаваться выполнение работником нормы продолжительности рабочего времени. Следовательно, когда в части первой ст. 95 КЗоТ речь идет о месячной норме труда, то под ней следует понимать норму продолжительности рабочего времени, которая определяется расчетно, исходя из нормы продолжительности рабочего времени в неделю, и нормы интенсивности труда в месяц, если она установлена. Среди норм труда, напомним, в части первой ст. 2 Закона «Об оплате труда» [150] называются должностные обязанности. Они и могут рассматриваться как месячная норма интенсивности труда, выполнение которой является условием возникновения права на оплату труда в размере не ниже минимальной заработной платы. Что касается объема работ, о котором идет речь в части первой ст. 95 КЗоТ, то в результате отделения слова «месячную» от слова «почасовую» в части первой ст. 95 КЗоТ слова «объем работ» относятся только к словам «почасовую норму труда» и не могут относиться к словам «месячную норму труда».

5. Почасовой норме труда в результате отделения слова «месячную» в части первой ст. 95 КЗоТ от слов «почасовую норму труда» союзом «а также» (Законом от 25 июня 2009 года [274]) придано самостоятельное значение. Отныне установлены два условия, при которых гарантируется право работников на минимальную заработную плату: 1) выполнение месячной нормы труда; 2) выполнение почасовой нормы труда (объема работ). Вместе с тем нужно учитывать, что почасовые нормы труда на практике в настоящее время не устанавливаются, т. е. из части первой ст. 95 КЗоТ вытекает и выводом от последующего правового явления (обязанности работодателей обеспечить право работников на минимальную заработную плату при условии выполнения почасовой нормы труда) до предыдущего обнаруживается правовое предписание, в соответствии с которым работодатель, который несет обязанность установления (введения) норм труда, обязан установить почасовые нормы труда. Поскольку работодатели не выполняют свои обязанности по установлению этого критерия определения права работников на минимальную заработную плату, это их право определяется по критерию выполнения месячной нормы труда.

6. Месячная норма труда, как указывалось выше, имеет два показателя — норму продолжительности рабочего времени и норму интенсивности труда. Поэтому из части первой ст. 95 КЗоТ следует, что в части, касающейся минимальной заработной платы, работодатель не только при сдельной, но и при почасовой оплате труда может учитывать уровень выполнения нормы интенсивности труда при определении размера гарантированной работнику минимальной заработной платы. Но следует учитывать, что в случае спора на работодателе будет лежать обязанность доказывания того, что норму интенсивности труда в расчете на месяц он определил четко и правильно (в соответствии с нормальной интенсивностью труда), а также того, что работник эту норму не выполнил. Это почти невозможно, поскольку не только судьи, но и руководящие работники и специалисты предприятий в настоящее время очень плохо представляют себе категорию нормальной интенсивности труда. Поэтому лучше будет не экономить на минимальной заработной плате в случае невыполнения работником, труд которого оплачивается повременно, нормы интенсивности труда.

Другое дело — сдельная форма оплаты труда. Она предусматривает четкое установление нормы интенсивности труда, возможность контроля ее выполнения и расчета уровня ее выполнения. Поэтому в случае невыполнения работником-сдельщиком месячной нормы интенсивности труда работнику гарантируется право только на часть минимальной заработной платы, которая отвечает проценту выполнения месячной нормы интенсивности труда.

Если будет введена почасовая оплата труда и будет контролироваться и учитываться выполнение норм интенсивности труда, установленных на каждый час, работодатели получат право гарантировать минимальную заработную плату в расчете на каждый час, но не полностью, а по мере выполнения почасовых норм интенсивности труда (объема работ, установленного на каждый час). Гарантированная минимальная заработная плата устанавливается на месяц, а также почасовая. Но при введении почасовых норм труда минимальная заработная плата должна гарантироваться за выполненную почасовую норму труда (объем работ).

7. Относительно перспектив введения почасовых норм труда и почасовой оплаты труда необходимо учитывать следующее. Основными направлениями социальной политики Украины на 1997-2000 годы (утверждены Указом Президента Украины от 18 октября 1997 года N° 1166/97) предусматривался постепенный переход (начиная с 1999 года) на почасовую оплату труда с применением минимального размера почасовой заработной платы. В соответствии с этим приказом Минтруда были утверждены Методические рекомендации по внедрению почасовой оплаты труда и соблюдению минимальных часовых гарантий в оплате труда [497]. Ими были определены дифференцированные по месяцам размеры минимальной почасовой заработной платы на 1999 год, исходя из нормы рабочего времени и минимальной заработной платы на месяц.

Не следует, однако, считать, что переход, который якобы начался в 1999 году, на почасовую оплату труда с применением минимального размера почасовой заработной платы действительно идет достаточно быстрыми темпами, поэтому есть опасность отстать от этого процесса. Во-первых, идея почасовой оплаты, декларируемая в Основных направлениях социальной политики Украины на 1997-2000 годы, в течение этого периода развития не получила. Позднее она была отражена в Основных направлениях социальной политики Украины на период до 2004 года [311], Концепции дальнейшего реформирования оплаты труда в Украине [317], рамки которой (Концепции [317]) во времени предусмотрительно не определены, в виде задачи по установлению минимальной почасовой заработной платы. Во-вторых, в названной Концепции [317] и в упомянутых Методических рекомендациях [497] предусматривается использование почасовой оплаты, в первую очередь в малом и среднем бизнесе, на работах у физических лиц, на разовых, временных работах, для работников, которые заключили трудовые договоры в порядке вторичной (и даже третичной) занятости, т. е. там, где иногда излишним, если не беспокоят органы налоговой службы, считают даже составление табелей учета рабочего времени за месяц с указанием продолжительности ежедневной работы. В-третьих, Методические рекомендации [497] считают необходимым условием почасовой оплаты труда установление работникам нормированных производственных заданий, которые должны быть технически обоснованными. В условиях, когда вообще в отношении народного хозяйства ставится задача «возобновления нормирования труда» (п. 3 названной Концепции [317]), когда нормирование труда почти совсем не осуществляется, нереально ставить задачи возобновления нормирования труда, установления нормированных производственных заданий и почасовой оплаты. В доступной для обзора перспективе внедрение такого рода реформы является нереальным. Оно не может решить никаких проблем. В частности, так нельзя решить проблемы низкой производительности (и интенсивности) труда, низкого качества труда.

8. Вместе с тем необходимо учитывать, что часть первая ст. 95 КЗоТ уже сегодня допускает установление контроля за выполнением сдельщиками норм труда в течение каждого часа. При этом собственник будет обязан гарантировать минимальную заработную плату только за те часы, в которые выполнены нормы выработки. При невыполнении норм выработки в соответствующие часы по вине работника минимальная заработная плата не будет гарантироваться.

9. В соответствии с частью первой ст. 95 КЗоТ минимальная заработная плата гарантируется в случае выполнения нормы труда, в том числе нормы интенсивности труда. Отсюда следует сделать вывод о том, что для применения правил о минимальной заработной плате принимается во внимание только время, когда работник выполнял работу. Следовательно, время, на протяжении которого работник фактически не работал (получал помощь по государственному социальному страхованию, за ним в соответствии с законодательством сохранялась средняя заработная плата или ее часть, работник не работал по уважительным или неуважительным причинам), не учитывается при определении выполнения работодателем обязанности гарантировать минимальную заработную плату, а работнику гарантируется лишь часть минимальной заработной платы, равная отношению фактически отработанного рабочего времени за месяц к норме рабочего времени за соответствующий месяц.

10. Часть четвертая ст. 95 КЗоТ специально указывает на то, что минимальная заработная плата обязательна для всех работодателей — юридических лиц (независимо от права собственности, на котором они основаны, и организационно-правовой формы) и граждан (являющихся субъектами предпринимательской деятельности или использующих наемный труд в потребительском хозяйстве). Необходимо, однако, напомнить, что стороны трудового договора имеют право согласовывать условие о неполном рабочем времени, при котором работнику гарантируется минимальная заработная плата не полностью, а лишь в части, пропорциональной части неполного рабочего времени в полном рабочем времени.

11. При определении выполнения работодателем обязанности оплачивать труд в размере не ниже минимальной заработной платы не учитываются «доплаты, надбавки, поощрительные и компенсационные выплаты». Здесь в части второй ст. 95 КЗоТ воспроизводится соответствующее положение части второй ст. 2 Закона «Об оплате труда» [150], в которой определяется состав дополнительной заработной платы. Для определения содержания термина «доплата» часть вторую ст. 2 Закона «Об оплате труда» [150] следует сопоставлять с частью первой этой же статьи. Основная заработная плата в соответствии с частью первой ст. 2 Закона «Об оплате труда» [150] устанавливается, в частности, в виде сдельных расценок. Следовательно, вся оплата труда в виде сдельных расценок, в том числе и оплата по сдельным расценкам за перевыполнение норм выработки (норм времени), относится к основной заработной плате и не относится к категории доплат. Такое понимание характера заработной платы, которая насчитывается по сдельным расценкам при перевыполнении норм выработки (норм времени), отвечает пп. 2.1.1 и 2.2.1 Инструкции по статистике заработной платы [528]. Следовательно, заработная плата, которая насчитывается сдельщикам по сдельным расценкам при перевыполнении норм выработки (норм времени), учитывается при определении выполнения работодателем обязанности обеспечить оплату труда в размере не ниже минимальной заработной платы.

12. Законом «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» [220] установлена минимальная заработная плата в месячном размере: с 1 января 2010 года — 869 грн.; с 1 апреля 2010 года — 884 грн.; с 1 июля 2010 года — 888 грн.; с 1 октября 2010 года — 907 грн.; с 1 декабря 2010 года — 922 грн. Установлена также минимальная заработная плата в почасовом размере: с 1 января 2010 года — 5,2 грн.; с 1 апреля 2010 года — 5,29 грн.; с 1 июля 2010 года — 5,32 грн.; с 1 октября 2010 года — 5,43 грн.; с 1 декабря 2010 года — 5,52 грн.

Потребности в одновременном законодательном установлении минимальной заработной платы в месячном и почасовом размере не было. Достаточно было бы установить или минимальную заработную плату в месячном размере (тогда минимальная заработная плата в почасовом размере определялась бы на каждый месяц путем деления минимальной заработной платы в месячном размере на количество часов в месячном фонде рабочего времени), или минимальную заработную плату в почасовом размере (тогда минимальная заработная плата в месячном размере определялась бы расчетно на каждый месяц путем умножения минимальной заработной платы в почасовом размере на количество часов в месячном фонде рабочего времени). Поскольку была установлена минимальная заработная плата в месячном и почасовом размере, возникла коллизия, обусловленная разным количеством часов в фонде рабочего времени каждого месяца. Эту коллизию разрешил Кабинет Министров, установив, что минимальная заработная плата в почасовом размере определяется исходя из размера минимальной заработной платы за месяц и среднемесячной за год нормы продолжительности рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе (постановление Кабинета Министров Украины «Об исчислении и применении минимальной заработной платы в почасовом размере» от 05 мая 2010 г. № 330). Этим было подтверждено самостоятельное значение минимальной заработной платы в почасовом размере. Таким образом, применение минимальной заработной платы в почасовом размере, установленной Законом «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» [220] на октябрь и ноябрь 2010 г. на уровне 5,43 грн., означает, что в октябре 2010 г. при выполнении работником месячного фонда рабочего времени, который составляет 168 часов, и нормы интенсивности труда работник должен получить 912,24 грн. (5,43 грн. х 168 часов), а в ноябре — 955,68 грн. (5,43 грн. х 176 часов), хотя минимальная заработная плата в месячном размере за эти месяцы составляет 907 грн.

Несмотря на то что из ст. 53 Закона «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» [220] и части первой ст. 95 КЗоТ вытекает необходимость соблюдения минимальной заработной платы как в месячном, так и в почасовом размере, Кабинет Министров Украины распорядился иначе. Пунктом 2 постановления «Об исчислении и применении минимальной заработной платы в почасовом размере» установлено, что минимальная заработная плата в почасовом размере применяется только в отдельных случаях: 1) в случае установления в коллективных договорах или по согласованию с профсоюзными или иными органами, уполномоченными на представительство трудовым коллективом, почасовой оплаты труда с применением соответствующих нормированных заданий и учета фактического рабочего времени; 2) физическими лицами, использующими наемный труд с почасовой оплатой труда; 3) в учреждениях и организациях, финансируемых из бюджета, в случае принятия Кабинетом Министров Украины решения об установлении работникам почасовой оплаты труда.

Таким образом, во всех других случаях минимальная заработная плата в почасовом размере применению не подлежит.

13. Механизм пересмотра размера минимальной заработной платы установлен ст. 10 Закона «Об оплате труда» [150]. Размер минимальной заработной платы устанавливается один раз в год при утверждении Государственного бюджета. Это положение, однако, не носит императивного характера, а должно соблюдаться как правило: полностью игнорировать его нельзя, но и руководствоваться им каждый раз не обязательно. Практика пошла путем, который ближе к игнорированию приведенного положения, чем к его соблюдению.

Установление нового размера минимальной заработной платы осуществляется по представлению Кабинета Министров. При установлении размера минимальной заработной платы должны учитываться предложения, выработанные путем переговоров между представителями профессиональных союзов, собственников или уполномоченных ими органов, которые объединились для ведения коллективных переговоров и заключения генерального соглашения. Это требование части первой ст. 10 Закона «Об оплате труда» [150] при принятии Закона «Об установлении прожиточного ми-нимума и минимальной заработной платы» [275] не было выполнено.

Законом «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины и Закон «Об оплате труда» в ст. 10 Закона «Об оплате труда» [150] внесены изменения, в соответствии с которыми изменения размера минимальной заработной платы другими законами (кроме закона о Государственном бюджете) и другими нормативно-правовыми актами являются действующими исключительно после внесения изменений в закон о Государственном бюджете Украины на соответствующий год. Это требование, которое Верховная Рада установила для себя же, она надлежащим образом выполнила. В связи с принятием Закона «Об установлении прожиточного минимума и минимальной заработной платы» [275] Верховная Рада Законом от 6 ноября 2009 года внесла соответствующие изменения в ст. 54 Закона «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» [271].

14. Отношения, связанные с индексацией заработной платы, регулируются Законом «Об индексации денежных доходов населения» [240] и Порядком проведения индексации денежных доходов населения [429]. Закон [240] действует с 1 января 2003 года (ч. 1 ст. 17 Закона [240]), хотя он принят 6 февраля 2003 года, а обнародован в газете «Урядовий кур´єр» 5 марта 2003 года.

Следовательно, в соответствии с названным Законом [240] учету подлежит индекс инфляции за январь 2003 года и последующие месяцы. Порогом индексации является индекс инфляции в размере 101 процент. В 2003 году он был достигнут уже в январе (официально обнародованный индекс инфляции за январь составил 101,5 процента). Индексация заработной платы (начисленной работникам) осуществляется с 1 марта («повышение денежных доходов населения осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнародован индекс инфляции»). Об этом собственник обязан издать приказ. Но невыполнение этого требования не лишает работников права на выплату им суммы индексации заработной платы.

Индексируется заработная плата всех работников (независимо от ее размера), но только в пределах прожиточного минимума для работающих.