Науково-практичний коментар до законодавства України про працю

Статья 86. Введение, замена и пересмотр норм труда

Введение, замена и пересмотр норм труда производится собственником или уполномоченным им органом по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем).

Собственник или уполномоченный им орган должен разъяснить работникам причины пересмотра норм труда, а также условия, при наличии которых должны применяться новые нормы.

О введении новых и изменении действующих норм труда собственник или уполномоченный им орган извещает работников не позднее чем за один месяц до введения.

1. Понятия «введение», «замена», «пересмотр» не определяются ни в Кодексе законов о труде, ни в Рекомендациях [472]. Из содержания Рекомендаций [472] (например, п. 3.6) можно сделать вывод о том, что введение рассматривается как родовое понятие, в отношении которого замена и пересмотр являются видовыми понятиями. Однако родовое понятие введения не полностью охватывается видовыми понятиями замены и пересмотра. Введение — это не только замена и пересмотр, но и установление новых норм труда, не связанное с заменой или пересмотром. Например, без замены или пересмотра устанавливаются нормы труда на новые виды работ.

Кроме того, введение — это понятие, касающееся предприятия. А замена и пересмотр могут производиться и соответствующими органами исполнительной власти (если речь идет о замене или пересмотре единых или типовых норм).

Понятие «пересмотр» используется в отношении так называемых ошибочно установленных и устаревших норм. Устаревшими признаются нормы, используемые на работах, трудоемкость которых снизилась вследствие общего улучшения организации производства и труда, роста профессионального мастерства и усовершенствования производственных навыков работников. Ошибочно установленными признаются нормы, при установлении которых были неправильно учтены организационно-технические условия, допущены ошибки при использовании нормативных материалов и при проведении расчетов. Пересмотр — это введение новых норм без проведения каких-либо организационно-технических мероприятий, повышающих производительность труда.

Замена — это введение новых норм в связи с проведением организационно-технических мероприятий, повышающих производительность труда.

Однако следует признать, что Кодекс законов о труде не всегда различает понятия «замена» и «пересмотр» норм труда. Так, в части третьей ст. 85 КЗоТ речь идет о замене норм, которая сама по себе осуществляется не только в связи с проведением организационно-технических мероприятий, повышающих производительность труда, но и в связи с проведением аттестации рабочих мест, которая изменить организационно-технические условия труда не может, а только дает возможность обнаружить ошибочно установленные и устаревшие нормы. А в части второй ст. 86 КЗоТ уже понятие «пересмотр» норм употребляется в отношении не только устаревших и ошибочно установленных норм, но и в отношении всех случаев, когда вместо одних норм труда начинают использоваться другие.

2. Пункт 3.14 Рекомендаций [472] предусматривает ежегодную разработку и утверждение до начала года плана замены и пересмотра норм труда с целью проведения планомерной работы по снижению трудовых затрат. Основой для разработки такого плана являются предусмотренные меры по повышению производительности труда. До трудовых коллективов структурных подразделений и бригад доводятся соответствующие запланированные мероприятия. Обязательства, касающиеся замены и пересмотра норм труда, включаются в коллективный договор. Но значение коллективного договора как регулятора этих отношений снижается в связи с тем, что законодательство не предусматривает его обязательного ежегодного заключения, в то время как план замены и пересмотра норм труда должен утверждаться на каждый год. Но ничто не препятствует его утверждению как дополнения к коллективному договору с ежегодной заменой.

3. Комментируемая статья вменяет в обязанность собственнику введение, замену и пересмотр норм труда согласовывать с выборным органом первичной профсоюзной организации. В то же время часть первая ст. 15 Закона «Об оплате труда» [150] предусматривает установление норм труда в коллективном договоре. И только для случаев, когда на предприятии коллективный договор не заключен, предусмотрено установление условий оплаты труда, в том числе и норм труда, собственником по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации. Следует признать, что ст. 15 Закона «Об оплате труда» [150] в этой части оказалась оторванной от реальности. Нормы труда являются достаточно мобильными, а коллективный договор — это акт относительно стабильный. Поэтому установление норм труда на все виды работ в коллективном договоре практически невозможно. В коллективном договоре нормы труда можно установить только на выполнение тех работ, которые носят постоянный характер. При этом имеются в виду работы по изготовлению конкретной продукции. Кроме того, по сравнению со ст. 86 КЗоТ, ст. 15 Закона «Об оплате труда» [150] носит более общий характер. Поэтому противоречие между ст. 86 КЗоТ и ст. 15 Закона «Об оплате труда» [150] при их применении должно решаться в пользу первого из названных правовых предписаний.

В связи с исключением из Кодекса законов о труде ст. 93 в настоящее время отсутствует специальный механизм разрешения разногласий между собственником и выборным органом первичной профсоюзной организации, возникающих в процессе получения согласия на введение, замену и пересмотр норм труда. Законодатель исходит из того, что собственник и выборный орган в равной степени заинтересованы в нормальной работе предприятия, поэтому должны достичь компромисса, а если это не удалось, — решить спор в установленном порядке.

Обращает на себя внимание необоснованная строгость закона: согласования с выборным органом первичной профсоюзной организации требуют введение, замену и пересмотр всех норм труда. Но ведь среди норм труда есть разовые, нормы труда на работы, которые выполняются в связи с авариями и т. п. Согласно букве ст. 86 КЗоТ они также должны быть предварительно согласованы с выборным органом первичной профсоюзной организации. Законопослушному собственнику можно порекомендовать в случае невозможности по объективным причинам получения предварительного со-гласия выборным органом первичной профсоюзной организации на введение норм труда в таких случаях запросить его согласие впоследствии.

4. Пересмотр действующих норм труда существенно затрагивает интересы работников, он может повлечь за собой возникновение острого конфликта. Поэтому часть вторая ст. 86 КЗоТ обязывает собственника разъяснить работникам причины пересмотра норм труда, а также условия, при которых новые нормы будут применяться.

Следует учитывать, что в части второй ст. 86 КЗоТ речь идет о пересмотре в широком смысле этого слова, включающем пересмотр не только устаревших и ошибочно установленных норм, но и установление вместо ранее действовавших новых норм труда в связи с проведением организационно-технических мероприятий, повышающих производительность труда.

5. Собственник обязан сообщать работникам о введении новых и замене действующих норм труда не позднее чем за месяц до начала действия новых норм. Сравнение части третьей ст. 86 КЗоТ и ст. 29 Закона «Об оплате труда» [150] дает основание утверждать, что хотя косвенно введение новых норм труда и влияет на условия оплаты труда, сообщение о введении новых норм труда должно осуществляться в сроки, установленные специальным правилом ст. 86 КЗоТ.

Желая приблизить содержание ст. 86 КЗоТ к жизни, авторы Рекомендаций [472] устанавливают исключение из правила о необходимости предупреждения работников за один месяц о введении новых или изменении действующих норм труда. При введении временных и разовых норм труда, а также укрупненных и комплексных норм труда, установленных на основании пооперационных норм труда, работников положено информировать об этом не менее чем за один месяц, но во всех случаях до начала выполнения работ (п. 3.6 Рекомендаций [472]). Не было никакой необходимости в Рекомендациях [472] вопреки закону устанавливать сроки уведомления о введении укрупненных и комплексных норм труда, введенных на основании пооперационных норм. Что касается включения в Рекомендации [472] специального срока предупреждения работников о введении временных и разовых норм, то оно вполне целесообразно, поскольку смягчает остроту конфликта, вызванного неосуществимостью требований части третьей ст. 86 КЗоТ.