Нормы труда — нормы выработки, времени, обслуживания, численности — устанавливаются для работников в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.

В условиях коллективных форм организации и оплаты труда могут применяться также укрупненные и комплексные нормы.

Нормы труда подлежат обязательной замене новыми по мере проведения аттестации и рационализации рабочих мест, внедрения новой техники, технологии и организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда.

Достижение высокого уровня выработки продукции отдельным работником, бригадой за счет применения по собственной инициативе новых приемов труда и передового опыта, совершенствования своими силами рабочих мест не является основанием для пересмотра норм.

1. Институт нормирования труда еще при социализме, когда контроль за законностью в трудовых отношениях осуществлялся более удовлетворительно, характеризовался наиболее существенным отрывом правовых норм от жизни. Нормы права, касающиеся нормирования труда, существовали во многом сами по себе, а общественные отношения, которые эти нормы призваны были регулировать, — сами по себе. Да и сами правовые положения, регулировавшие нормирование труда, были противоречивыми. С одной стороны, они устанавливали публично-правовые и императивные нормы. С другой, — основной нормативный акт, касающийся нормирования труда, в доступной обозрению ретроспективе всегда назывался рекомендациями.

Украина унаследовала практику социалистического правового регулирования нормирования труда. Основные правовые нормы по вопросам нормирования труда сосредоточены в комментируемой главе Кодекса законов о труде. За период независимости Украины в эту главу изменения вносились два раза. В частности, Законом от 5 июля 1995 года [154] из Кодекса законов о труде исключена статья 93, определявшая порядок разрешения разногласий, которые возникают при установлении и пересмотре некоторых норм труда. В связи с этим коллективные трудовые споры по поводу установления, изменения, пересмотра и отмены норм труда стали рассматриваться в порядке, установленном для этой категории споров, а индивидуальные трудовые споры по указанным вопросам — в соответствии с законодательством, регулирующим порядок рассмотрения этих споров (на то время в Украине уже не действовало союзное Поло- жение о порядке рассмотрения трудовых споров, допускавшее рассмотрение в порядке, установленном для индивидуальных трудовых споров, только споров о применении условий труда, а не об их установлении).

2. На 1995 год в экономике Украины стали констатировать наличие разрушительных процессов в системе нормирования труда. Признавалось, что на обследованных Министерством труда предприятиях нормирование труда было оставлено на усмотрение руководителей предприятий. На большинстве указанных предприятий нормы труда не пересматривались свыше 10 лет, а на отдельные работы они и вообще отсутствовали.

В таких условиях 20 марта 1995 года Кабинет Министров Украины принял постановление «О мерах по улучшению нормирования труда в народном хозяйстве» [347]. Вскоре, 19 апреля 1995 года, Коллегия Министерства труда Украины приняла Рекомендации по нормированию труда в народном хозяйстве [472] (далее в пределах комментария к этой главе Кодекса законов о труде — Рекомендации [472]). 7 июля 1995 года приказом Министерства статистики Украины утверждена Инструкция о составлении предприятиями отчета о выполнении норм выработки и состоянии нормирования труда по форме N° 4-ПВ. Так была сформирована действующая в наше время в Украине система правового регулирования нормирования труда.

3. Органом функционального управления в сфере нормирования труда является Министерство труда и социальной политики Украины. В принятом Президентом Украины Указе «О создании Министерства труда и социальной политики Украины» [305] (ст. 3) за этим Министерством признано право участвовать в реализации государственной политики в сфере нормирования труда. С учетом этого п. 3 Положения о Министерстве труда и социальной политики Украины [315] среди главных задач Минтруда называет разработку и осуществление мероприятий, имеющих целью совершенствование нормирования труда, разработку и утверждение межотраслевых и отраслевых норм и нормативов затрат труда. Право этого Министерства участвовать в реализации государственной политики в сфере нормирования труда, выполнении задачи осуществления мероприятий с целью совершенствования нормирования труда означает и право издания нормативных актов по указанным вопросам. В составе Министерства труда и социальной политики Украины создан Национальный центр производительности, в задачи которого входит совершенствование системы нормирования труда, упорядочение всей совокупности нормативных материалов по нормированию труда.

4. Комментируемая статья содержит императивные правовые нормы прямого действия. Правда, в силу отсутствия адекватной системы контроля выполнения этих норм и ответственности за их невыполнение или ненадлежащее выполнение их юридическое значение на практике иногда ставится под сомнение. Еще один фактор, усиливающий сомнения в императивном значении норм комментируемой статьи, — это их воспроизведение (в буквальном или переработанном виде) в Рекомендациях [472]. И все-таки юридически не подлежит сомнению характер норм ст. 85 КЗоТ как обязательных, а не рекомендательных.

5. Нормы труда — это родовое понятие, охватывающие нормы, которые призваны в конечном счете (хотя бы и косвенно) влиять на интенсивность труда работников. В законодательстве иногда предпринимаются попытки распространить понятие норм труда на рабочее время. Так, в части первой ст. 3 Закона «Об оплате труда» [150] понятие нормы труда употребляется в широком смысле, охватывает и продолжительность работы, и интенсивность труда. В этом есть определенная логика. Действительно, разве правило о сорокачасовой рабочей неделе не является нормой труда (нормой рабочего времени)? Положительный ответ на этот вопрос является очевидным. Но применение понятия норм труда за пределами института нормирования труда является, на наш взгляд, не всегда оправданным, поскольку запутывает сформировавшуюся в законодательстве терминологию, и в конечном счете усложняет применение соответствующих правовых норм.

6. Для нормирования труда работников применяются нормы выработки, нормы времени, нормы обслуживания и нормы численности.

Нормы выработки — это установленный объем работы (количество единиц продукции, измеряемое в любых других единицах количество продукции), который работник (группа работников) соответствующей квалификации должны выполнить (изготовить) за единицу рабочего времени в определенных организационно-технических условиях.

Норма времени — это выраженный в соответствующих единицах времени расход рабочего времени, установленный для изготовления единицы продукции (выполнения объема работы, измеряемого иной применяемой для этого единицей) работником или группой работников соответствующей квалификации в определенных организационно-технических условиях.

Нормы обслуживания — это количество или размер производственных объектов (единиц оборудования, рабочих мест, других объектов), которые работник (группа работников) определенной квалификации должен обслужить в течение единицы рабочего времени в определенных организационно-технических условиях. Разновидностью норм обслуживания признаются нормы управления, определяющие количество работников, подчиненных одному руководителю.

Нормы численности — это установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения производственных или управленческих функций или объемов работ. Нормами численности признаются расходы труда по профессиям, специальностям, группам или видам работ, по отдельным функциям в целом по цеху, другому структурному подразделению, предприятию. Норма численности работников по предприятию утверждается в виде штатного расписания. Но руководитель предприятия, по общему правилу, не лишается права принимать на работу внештатных работников, оформляя отношения, возникающие при этом не только гражданско-правовыми, но и трудовыми договорами. Если устав предприятия не дает такого права руководителю, то его не может быть лишен собственник. Однако прием внештатных работников более усложнен в учреждениях, содержащихся за счет бюджета, особенно с учетом сметного характера их финансирования.

7. Часть первая комментируемой статьи требует, чтобы нормы труда соответствовали достигнутому (существующему) на предприятии уровню техники, технологии, организации производства и труда. Если такого соответствия нет, работник может в порядке, установленном для рассмотрения трудовых споров, в том числе и путем непосредственного обращения с иском в суд, оспорить установленные нормы, а при сдельной форме оплаты труда требовать также осуществления доплаты за выполненную работу путем перерасчета размера оплаты труда на основании норм, соответствующих существующим условиям труда. Перерасчет размера оплаты по заявлению работника при повременной оплате труда невозможен, хотя бы выполненную работником свыше установленной нормы работу можно было измерить и на этой основе определить соответствующую ее объему и качеству заработную плату, поскольку повременная оплата не предусматривает определения размера основной заработной платы в зависимости от показателей, характеризующих интенсивность труда. Что же касается собственника, то он при выявлении несоответствия норм труда его условиям вправе решить вопрос об их замене или пересмотре в соответствии со ст. 86 КЗоТ в любое время.

8. Нормы труда могут устанавливаться на отдельную операцию, взаимосвязанную группу операций или на конечный комплекс работ. В последнем случае речь идет об укрупненных и комплексных нормах, возможность применения которых предусмотрена частью второй ст. 85 КЗоТ. Укрупненные и комплексные нормы в соответствии с этим правилом применяются при коллективных формах организации и оплаты труда. Однако Рекомендации [472] вопреки букве Кодекса законов о труде, но в соответствии с его духом допускают возможность применения укрупненных и комплексных норм также и при индивидуальной форме организации и оплаты труда (п. 1.4). Укрупненные нормы устанавливаются на планово-учетную единицу продукции (узел, бригадо-комплект, объем сельскохозяйственных работ, этап или объекты строительства и т. п.).

9. Часть первая ст. 85 КЗоТ требует, чтобы нормы труда устанавливались на соответствующие виды работ (то есть для работников, которые их выполняют) в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда. Это означает необходимость учета существующих на соответствующем рабочем месте организационно-технических условий труда. С другой стороны, изложенное правило обусловлено также тем, что нормы труда рассчитываются на основе нормативных материалов для нормирования труда, утвержденных в централизованном порядке (п. 1.5 Рекомендаций [472]). Правда, немногим ниже (п. 1.6) Рекомендации [472] допускают возможность разработки норм труда на основании местных нормативных материалов. Но они разрабатываются на отдельные виды работ только при отсутствии соответствующих межотраслевых и отраслевых нормативных материалов, а также при создании на предприятии более прогрессивных организационно-технических условий по сравнению с теми, которые учитывались при разработке действующих межотраслевых и отраслевых нормативных материалов на соответствующие виды работ. Местные нормативные материалы утверждаются собственником. Согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации они не подлежат. Такой порядок обусловливается тем, что нормативные материалы, хотя и являются обязательными для применения, но непосредственно трудовые отношения не регулируют, они являются только основой для разработки норм труда, непосредственно регулирующих трудовые отношения.

10. К нормативным материалам, которые обязательно должны применяться при разработке на предприятии норм труда, относятся нормативы времени, включая микроэлементные нормативы, нормативы численности, нормативы времени обслуживания, нормативы режимов работы оборудования. Рекомендации [472] (п. 1.5) к нормативным материалам по нормированию труда также относят единые и типовые нормы труда, хотя в соответствии со ст. 85 и 89 КЗоТ они должны рассматриваться как правовые нормы, регулирующие трудовые отношения непосредственно («нормы труда... устанавливаются для работников... » — ст. 85 КЗоТ).

11. Нормативные материалы по сфере их применения делятся на межотраслевые, отраслевые и местные. Межотраслевые нормативы утверждаются Министерством труда и социальной политики. Отраслевые нормативные материалы разрабатываются при отсутствии межотраслевых материалов по нормированию труда и утверждаются министерствами (ведомствами). Указанные органы определяют также сроки действия утвержденных ими нормативных материалов по нормированию труда. По результатам проверки прогрессивности действующих нормативных материалов для нормирования труда срок их действия может быть продлен.

12. Комментируемая статья только косвенно устанавливает необходимость руководствоваться при разработке и утверждении норм труда межотраслевыми и отраслевыми нормативными материалами для нормирования труда. Поэтому она не решает вопроса о сфере действия названных нормативных материалов. Не дается ответ на эти вопросы и в Рекомендациях [472]. Следует считать, что отраслевые нормативные материалы являются обязательными для предприятий, учреждений и организаций соответствующих отраслей народного хозяйства. Распространять их на предприятия, не входящие в систему отрасли, которая составляет сферу управления соответствующего органа исполнительной власти, можно было бы только при условии, что полномочие утверждать акты по вопросам нормирования труда, обязательные для предприятий, которые не входят в систему данной отрасли, такому органу было предоставлено законом (ст. 19 Конституции Украины). Следует, однако, учитывать, что предприятие имеет право добровольно руководствоваться соответствующими отраслевыми нормативами. Если же оно не будет этого делать, оно должно разработать свои (местные) научно обоснованные нормативные материалы, которые станут основанием для разработки норм труда.

Межотраслевые нормативные материалы для нормирования труда являются обязательными для предприятий всех форм собственности и всех отраслей народного хозяйства. Но следует учитывать, что государство не осуществляет надлежащего контроля за соблюдением правила о соответствии норм труда уровню техники, технологии, организации производства и труда. Если бы Министерство труда и социальной политики и осуществляло такой контроль, у него нет средств воздействия на тех собственников, которые не выполняют требования части первой ст. 85 КЗоТ. Средства для этого имеют только органы государственной налоговой службы в отношении юридических лиц — плательщиков налога на прибыль. Они могли бы проводить проверки качества норм труда, применяемых плательщиками налога на прибыль, выявлять суммы безосновательно начисленной и выплачиваемой в этой связи заработной платы, рассчитывать размер завышения валовых расходов, уменьшения облагаемой налогом прибыли и применять финансовые санкции. Сегодня они к этому не готовы. Да и смысла в этом нет, поскольку после введения налоговыми органами такой практики, все предприятия перейдут исключительно на повременную форму оплаты труда, при которой установление научно обоснованных норм труда никогда не считалось обязательным. Стимулировать интенсивность труда работников при повременной оплате труда при этом можно посредством премирования.

13. Отраслевые и местные нормативные материалы могут использоваться только при отсутствии на соответствующие виды работ межотраслевых нормативов или в том случае, когда отраслевые и местные нормативные материалы являются более прогрессивными, чем межотраслевые.

14. Часть третья ст. 85 КЗоТ предусматривает обязательную замену норм труда новыми по мере проведения аттестации и рационализации рабочих мест, внедрения новой техники, технологии и организационно-технических мероприятий, обеспечивающих повышение производительности труда. Контроль за выполнением собственниками этой обязанности не установлен, средств юридической ответственности за ее невыполнение или ненадлежащее выполнение практически нет, поэтому собственники нередко уклоняются от надлежащего выполнения данной обязанности. Складывается впечатление, что и сам законодатель не принял окончательного решения — регулировать отношения по замене норм труда императивными нормами или оставить этот вопрос на усмотрение собственников, оказывая им только научно-методическую помощь путем разработки и публикации не обязательных для применения нормативных материалов по нормированию труда. Не приняв определенного решения, законодатель оставляет действующими правила, которые многие считают возможным не выполнять должным образом. Порядок проведения аттестации определяется соответствующими отраслевыми положениями (п. 3.11 Рекомендаций [472]). Если аттестация рабочих мест не предусмотрена, каждая действующая на предприятии норма труда проверяется не реже двух раз в пять лет (там же). Проведение проверки норм труда Кодексом законов о труде не предусмотрено, но и не запрещено. Можно даже утверждать, что косвенно Кодекс законов о труде признает возможным проведение проверки норм труда, поскольку допускает пересмотр норм труда без проведения организационно-технических мер, повышающих производительность труда.

15. В силу части третьей ст. 85 КЗоТ проведение организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, дает собственнику право на замену действующих норм труда новыми. К таким мероприятиям относятся:

1) улучшение технологического и организационного оснащения, инструмента; 2) усовершенствование конструкций изделий; 3) механизация и автоматизация производственных процессов; 4) применение новых видов материалов, сырья, топлива; 6) внедрение рационализаторских предложений (п. 3.10 Рекомендаций [472]). К организационно-техническим мероприятиям, повышающим производительность труда, Рекомендации относят также внедрение межотраслевых и отраслевых (ведомственных) норм и нормативов по вопросам труда, отнесенных министерствами (ведомствами) к перечню обязательных для применения, хотя, на наш взгляд, такие мероприятия вряд ли могут быть отнесены к организационно-техническим мероприятиям, повышающим производительность труда.

16. Хотя часть третья ст. 85 КЗоТ и предусматривает замену норм труда в связи с проведением мероприятий, повышающих производительность труда, в силу части первой той же статьи, требующей соответствия норм труда достигнутому уровню техники, технологии, организации производства и труда, замена норм может производиться и с появлением обстоятельств, снижающих производительность труда.

С другой стороны, Рекомендации [472] (п. 3.10) уменьшение и увеличение партии деталей (продукции), обрабатываемых и изготавливаемых работником (бригадой), или такта производственного процесса не считают организационно-техническими мерами, влекущими изменение норм труда, но возможность изменения норм труда в связи с этим допускают. Рекомендации [472] были бы ближе к букве части третьей ст. 85 КЗоТ, если бы не устанавливали не предусмотренные законом основания для замены норм труда, а признавали названные меры организационно-техническими мерами, являющимися основанием для замены норм труда.

17. Часть четвертая ст. 85 КЗоТ содержит гарантию для работников, бригады, которые за счет применения по собственной инициативе новых приемов труда и передового опыта, совершенствования своими силами рабочих мест достигли высокого уровня выработки продукции. Такие обстоятельства не являются основаниями для пересмотра (увеличения) норм труда и соответствующего снижения расценок. Изложенное правило не предусматривает какого-либо срока применения работником (бригадой) по собственной инициативе новых приемов труда и передового опыта, или работы в условиях усовершенствования своими силами рабочих мест, после окончания которого возможно повышение норм труда. Только изменение техники и технологии, совершенствование организации производства и труда, причем не по инициативе работников (бригады), или выявление ошибочно установленных норм труда являются основаниями для пересмотра (замены) норм труда. Такой вывод вытекает из части четвертой ст. 85 КЗоТ. Но п. 3.13 Рекомендаций [472] исключает возможность пересмотра норм труда при названных условиях только в период между аттестациями рабочих мест или проверками норм труда. Между тем часть четвертая ст. 85 КЗоТ не ограничивает срок применения ранее действующих норм труда, если более высокий уровень выработки достигнут за счет факторов, названных в данной статье. И нормы труда, которые в результате применения работниками по своей инициативе новых приемов труда и т. п. оказались не соответствующими существующим условиям производства, не могут быть пересмотрены по результатам аттестации рабочих мест.