14. В советский период в трудовом законодательстве широко использовалась правовая конструкция дежурства. Дежурством считалось нахождение работника на предприятии, в учреждении, организации по распоряжению администрации до начала или после окончания рабочего дня, в выходные, праздничные дни в качестве ответственного за порядок и для оперативного решения неотложных вопросов.

Теперь ситуация изменилась. Там, где имеется необходимость в ответственных дежурных, там есть и соответствующие должности, соответствующие работники, в обязанности которых входит дежурство. Очевидно, к дежурству при необходимости могут быть привлечены и другие работники с их согласия. При условии соблюдения требования добровольности работники могут привлекаться к дежурству в случаях и порядке, установленных постановлением Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1954 года [597]. Привлечение работников к дежурству возможно в исключительных случаях после окончания рабочего дня, в выходные и праздничные дни. Запрещается привлекать работников к дежурству чаще одного раза в месяц. Продолжительность дежурства вместе с продолжительностью работы не может превышать нормальной продолжительности рабочего времени с учетом времени дежурства. Если же работник привлекается к дежурству в выходной или праздничный день, работнику должен быть предоставлен отгул в течение ближайших 10 дней. Продолжительность отгула должна равняться продолжительности дежурства.

15. В Украине сохраняют силу отдельные специальные правила о дежурствах, установленные актами Союза ССР. Так, пунктом 11 Положения о рабочем времени и времени отдыха плавсостава судов морского флота [593] при стоянках в портах, в зависимости от конкретных условий и в случае вывода судна из эксплуатации (ремонт, отстой и т. п.) для командного состава устанавливается дежурство с предоставлением отгула продолжительностью одни сутки. Действие этого правила не было отменено установлением недопустимости применения принудительного труда, поскольку выполнение таких работ (дежурство) в предусмотренных случаях предварительно установлено нормативными актами. Соглашаясь поступить на работу, работник соглашается в соответствующих случаях и на привлечение его к дежурству. Вместе с тем названное Положение [593] решает только вопрос режима работы при привлечении к дежурствам (продолжительность дежурства, предоставление времени отдыха в течение следующих суток). Вопрос об отнесении дежурства к рабочему времени (полностью или частично) Положение [593] не решает. Он должно решаться локальными нормативными актами. При этом часть времени дежурства должна быть включена в состав рабочего времени полностью, а другая (когда дежурный имел возможность отдыхать) — может быть включена частично или не включена полностью.

16. В Украине также появились нормативные акты, в которых употребляется термин «дежурство». Например, Государственным таможенным комитетом был издан приказ «О дежурстве руководящего состава таможен», в соответствии с которым начальникам таможен было поручено обеспечить обязательное дежурство руководящего состава (начальников и заместителей начальников таможен и таможенных постов), а также сотрудников служб по борьбе с контрабандой и нарушением таможенных правил в праздничные, предпраздничные, выходные и предвыходные дни. Дежурство, время которого включается в рабочее время, предусмотрено п. 5.3 Правил определения рабочего времени и времени отдыха экипажей воздушных судов гражданской авиации Украины [517].

Довольно часто в праздничные и нерабочие дни вводится дежурство руководства Кабинета Министров Украины и руководства министерств и других центральных органов исполнительной власти.

17. Еще стороны Генерального соглашения на 1999-2000 годы взяли на себя обязательства подготовить и утвердить положение о порядке дежурства работников и внести связанные с этим предложения об изменении и дополнении законодательства о труде. Но это условие Генерального соглашения не было выполнено, как и соответствующие условия Генеральных соглашений, заключенных позже.