Науково-практичний коментар до законодавства України про працю

Статья 62. Ограничение сверхурочных работ

Сверхурочные работы, как правило, не допускаются. Сверхурочными считаются работы сверх установленной продолжительности рабочего дня (статьи 52, 53 и 61).

Собственник или уполномоченный им орган может применять сверхурочные работы только в исключительных случаях, определяемых законодательством и в части третьей настоящей статьи.

Собственник или уполномоченный им орган может применять сверхурочные работы только в следующих исключительных случаях:

1) при проведении работ, необходимых для обороны страны, а также предотвращения общественного или стихийного бедствия, производственной аварии и немедленного устранения их последствий;

2) при проведении общественно необходимых работ по водоснабжению, газоснабжению, отоплению, освещению, канализации, транспорту, связи — для устранения случайных или неожиданных обстоятельств, нарушающих правильное их функционирование;

3) при необходимости закончить начатую работу, которая вследствие непредвиденных обстоятельств или случайной задержки по техническим условиям производства не могла быть закончена в нормальное рабочее время, если прекращение ее может повлечь за собой порчу или гибель государственного или общественного имущества, а также в случае необходимости неотложного ремонта машин, станков или другого оборудования, если неисправность их вызывает прекращение работ для значительного числа трудящихся;

4) при необходимости выполнения погрузочно-разгрузочных работ в целях недопущения или устранения простоя подвижного состава или скопления грузов в пунктах отправления и назначения;

5) для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва; в этих случаях собственник или уполномоченный им орган обязан немедленно принять меры к замене сменщика другим работником.

1. Сверхурочной признается работа сверх установленной продолжительности рабочего дня. В этом определении сверхурочной работы не указывается на то, что таковой считается работа, выполненная с ведома собственника. Возникает вопрос о возможности квалифицировать как сверхурочную ту работу, которая выполняется работником по своему усмотрению, без указания собственника (с его ведома или без его ведома). Традиционно признавалось, что сверхурочной является работа, выполняемая с ведома собственника. Выполненная без ведома собственника работа сверхурочной не считалась. Такое мнение основано на еще и сегодня распространенном подходе, при котором на место закона ставят логику правоприменителя и вопрос решают по логике, а не по закону.

В силу трудового договора выполняется работа, предусмотренная этим договором, с подчинением работника внутреннему трудовому распорядку. Если же работник без указания собственника, хотя бы и с его ведома, выполняет работу, которая выходит за пределы обязанностей, определенных трудовым договором, такая работа выходит и за пределы данных трудовых правоотношений, поэтому она не может считаться выполненной «свыше установленной продолжительности рабочего дня» (она выполнена за пределами данных трудовых правоотношений). И вопрос о юридической квалификации работы, выполненной работником без указания собственника после окончания рабочего времени, должен решаться без учета существующих между сторонами трудовых правоотношений. Поэтому работа, выполняемая работником по собственной инициативе, хотя бы и с ведома собственника, не может быть квалифицирована как сверхурочная. Другое дело, что при сдельной форме заработной платы она оплачивается по обычным расценкам. Но это происходит только постольку, поскольку эта работа отражается в сдельном наряде без указания на то, что она выполнена после окончания рабочего дня.

2. Ссылки при определении сверхурочной работы в ст. 62 КЗоТ на ст. 52, 53, 61 того же Кодекса дают основания для следующих выводов:

1) под рабочим днем в ст. 62 КЗоТ понимается установленная правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности продолжительность ежедневной работы. Если графиком установлена продолжительность ежедневной работы 8 часов, то от работника можно требовать выполнения трудовых обязанностей более длительное время только в порядке, установленном для привлечения к сверхурочным работам. Следовательно, сверхурочная работа — это превышение не только установленной нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени (она законодательно устанавливается, как правило, только в расчете на неделю), но и установленной продолжительности ежедневной работы (она устанавливается, как правило, на предприятии в порядке регулирования режима рабочего времени);

2) понятие сверхурочной работы распространяется на работников с нормальной и сокращенной продолжительностью рабочего времени;

3) сверхурочной является работа сверх установленной в соответствии с законодательством сокращенной продолжительности рабочего времени накануне праздничных, нерабочих и выходных дней (ст. 53 КЗоТ). В то же время следует учитывать, что в Украине сохраняет силу постановление Совета Министров СССР «О сокращении продолжительности рабочего дня для рабочих и служащих накануне выходных и праздничных дней» [570], предусматривающее форму компенсации при невозможности сокращения рабочего времени накануне выходных и праздничных дней. На непрерывных производствах, в отдельных отраслях народного хозяйства, где по условиям производства невозможно сокращение рабочего дня накануне выходных и праздничных дней, работникам предусмотрено предоставление дополнительного дня отдыха по мере накопления рабочих часов переработки;

4) как исключение из общего правила, в соответствии с которым сверхурочной признается работа сверх установленной продолжительности ежедневной работы, при суммированном учете рабочего времени сверхурочной считается также работа свыше нормы рабочего времени за учетный период;

5) поскольку при определении сверхурочных работ в ст. 62 КЗоТ дается ссылка на ст. 52, 53, 61 КЗоТ, однако не указывается ст. 56 КЗоТ, понятие сверхурочной работы не может применяться к неполному рабочему времени. Следовательно, работники, заключившие трудовой договор с условием о неполном рабочем времени, не могут вообще привлекаться к сверхурочным работам. Они могут привлекаться к работе сверх установленной соглашением сторон продолжительности рабочего времени только на основании взаимной договоренности с оплатой работы исходя из обычных (одинарных) расценок или в другом размере, согласованном сторонами.

3. Не считается сверхурочной работой работа, выполняемая в следующих случаях:

— работа, выполняемая педагогическими работниками сверх нормы педагогической нагрузки, установленной законодательством, без занятия штатной должности за дополнительную плату в одинарном размере (за время педагогической работы свыше установленной нормы, за руководство предметными, цикловыми и методическими комиссиями, отделениями и заведование учебными кабинетами, учебно-исследовательскими участками, выполнение обязанностей мастера учебных мастерских, проведение внеклассной работы по физическому воспитанию, за классное руководство, проверку тетрадей и письменных работ, за руководство школами, филиалами, учебно-консультационными пунктами, если должность директора, другого руководителя не устанавливается (п. 36-51, п. 64 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работникам образования [452]);

— работа, выполняемая на основании трудового договора в порядке совместительства;

— работа, выполняемая в связи с режимом ненормированного рабочего дня;

— работа, выполняемая в порядке отработки дней отдыха, предоставленных в соответствии с частью третьей ст. 73 КЗоТ.

4. Применение сверхурочных работ возможно только в исключительных случаях, предусмотренных частью третьей ст. 62 КЗоТ. Само по себе наличие оснований, указанных в п. 1-5 части третьей ст. 62 КЗоТ, на наш взгляд, не может быть признано достаточным для применения сверхурочных работ, если только отсутствует признак исключительности.

5. Пункт 1 части третьей ст. 62 КЗоТ объединяет разнородные исключительные случаи, при которых допускается применение сверхурочных работ. Проведение работ, необходимых для обороны государства, — это наиболее широкий спектр работ. Впрочем, привлечение работников к сверхурочным работам будет законным, если таким работам в конкретном случае присущ признак исключительности.

Проведение работ с целью предотвращения общественного или стихийного бедствия — бесспорное основание для привлечения работников к сверхурочным работам, сформулировано оно совершенно четко и не вызывает сомнений в его исключительности. Однако немедленное устранение последствий такого бедствия как основание сверхурочных работ не всегда будет иметь признак исключительности, поскольку существуют и такие последствия, которые вполне допустимо устранить в плановом порядке.

Не вызывает сомнения возможность привлечения работников к сверхурочным работам с целью предотвращения производственной аварии. К аварии может быть отнесен широкий круг событий. Определение аварий и их деление на категории дается в п. 93 Порядка расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве [433]. Немедленное предотвращение таких событий, хотя официально и признается основанием для проведения сверхурочных работ, все-таки не всегда имеет признак исключительности, что не позволяет в таких случаях привлечь работников к сверхурочным работам.

6. Нарушение правильного функционирования систем водоснабжения, газоснабжения, отопления, освещения, канализации, транспорта и связи является основанием для проведения сверхурочных работ только тогда, когда это нарушение вызвано случайными и неожиданными обстоятельствами. При отсутствии таких обстоятельств законодатель не считает возможным проведение сверхурочных работ, хотя бы и нарушалось нормальное функционирование названных систем. Собственник, допустивший из-за собственной небрежности нарушение функционирования названных систем, должен исправлять ситуацию не путем привлечения работников к сверхурочным работам, а путем привлечения дополнительной рабочей силы, в том числе и на основе гражданско-правовых договоров.

7. Необходимость закончить начатую работу, когда ее прекращение может привести к порче или гибели государственного или общественного имущества, является основанием для проведения сверхурочных работ только в случаях, когда работа не могла быть выполнена в нормальное рабочее время вследствие непредвиденных обстоятельств или случайной задержки по техническим условиям производства.

8. В п. 3 части третьей ст. 62 КЗоТ сформулировано еще одно основание для проведения сверхурочных работ — необходимость неотложного ремонта машин, станков или другого оборудования, когда их неисправность вызывает остановку работ для значительного количества работников. «Значительное количество» — это понятие, которое должно определяться с учетом конкретных обстоятельств. В любом случае значительное количество как оценочное понятие непосредственно не граничит с понятием «несколько работников».

9. В п. 4 части третьей ст. 62 КЗоТ необходимость выполнения погрузочно-разгрузочных работ с целью недопущения или устранения простоя подвижного состава или скопления грузов в пунктах отправки и назначения признается без каких-либо оговорок основанием для проведения сверхурочных работ. Однако и в этом случае следует иметь в виду, что ежедневное применение сверхурочных работ в подобных случаях недопустимо. Для привлечения работников к сверхурочным работам по рассмотренным причинам собственник должен представить доказательства наличия признака исключительности в каждом конкретном случае.

10. Продолжение работы при неявке сменщика является основанием для применения сверхурочных работ только в случаях, когда работа не допускает перерыва. «Не допускает перерыва» — эти слова подлежат толкованию в соответствии с особенностями выполняемой работы. Так, п. 64 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования [452] признает, что сверхурочная работа по рассмотренной причине может применяться, если родители вовремя не забирают детей из дошкольного заведения, и работа выполняется за пределами рабочего времени. Допуская применение в подобных случаях сверхурочных работ, п. 5 части третьей ст. 62 КЗоТ обязывает собственника немедленно принять меры к замене работника.

11. Поскольку основания для применения сверхурочных работ могут устанавливаться не только Кодексом законов о труде, но и законодательством вообще, в Украине сохранили силу акты законодательства Союза ССР, которые устанавливают основания для применения сверхурочных работ: 1) п. 11 Положения о рабочем времени и времени отдыха плавающего состава судов речного флота [595] допускает возможность привлечения к сверхурочным работам для выполнения работ за отсутствующих членов экипажа; 2) аналогичное правило предусмотрено п. 8 Положения о рабочем времени и времени отдыха плавсостава судов морского флота [593]; 3) п. 9 Положения о рабочем времени и времени отдыха работников эксплуатационных предприятий и организаций Министерства связи СССР и министерств связи союзных республик [596] предусмотрены такие дополнительные основания для привлечения работников к сверхурочным работам: а) на работах по перевозке и доставке почты и периодической прессы в случае опоздания поездов, судов, самолетов и другого транспорта или несвоевременной доставки периодической прессы издательствами; б) для обработки повышенного телеграфного и почтового обмена накануне праздничных дней; в) для обработки заказов на периодическую прессу в период подписной кампании.

12. Статья 411 Таможенного кодекса [88] допускает привлечение к сверхурочным работам должностных лиц таможенных органов для выполнения неотложных мероприятий по таможенному контролю, таможенному оформлению, борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил и «других служебных заданий». Процитированные слова не следует понимать как любые служебные задания. Такие задания должны быть однородными с теми основаниями проведения сверхурочных работ, которые называются в этой статье прямо.