Науково-практичний коментар до законодавства України про працю

Статья 60. Разделение рабочего дня на части

На работах с особыми условиями и характером труда в порядке и случаях, предусмотренных законодательством, рабочий день может быть разделен на части с тем условием, чтобы общая продолжительность работы не превышала установленной продолжительности рабочего дня.

1. Особым видом режима рабочего времени является режим работы с разделением рабочего дня на части. Разделение рабочего дня на части предусмотрено ст. 60 КЗоТ, однако эта статья имеет отсылочный характер. Она только предусматривает адресованное правотворческим органам указание на то, что разделение рабочего дня на части допускается только на работах с особыми условиями труда. Если такое основание для решения правотворческими органами вопроса об установлении возможности разделения рабочего дня на части (особые условия труда) имеется, такой орган вправе определить случаи, когда допускается разделение рабочего дня на части, и порядок деления.

2. Статья 60 КЗоТ не предусматривает согласования с выборным органом первичной профсоюзной организации введения режима разделения рабочего дня на части.

Однако ст. 7 Закона «О коллективных договорах и соглашениях» [128] предусматривает определение режима работы в коллективном договоре. Очевидно, решая в коллективном договоре вопросы режима работы, стороны должны определить основания и порядок применения режима работы, предусматривающего разделение рабочего дня на части. Согласование разделения рабочего дня на части с выборным органом первичной профсоюзной организации может также предусматриваться законодательными актами, регулирующими применение такого режима работы.

3. Разделение рабочего дня на части означает возможность установления перерыва в работе более двух часов. Два часа или менее — это такая продолжительность перерыва, которая позволяет квалифицировать его как перерыв для отдыха и приема пищи, разумеется, при условии соответствия его ст. 66 КЗоТ. Установление перерыва продолжительностью свыше двух часов возможно только на основании ст. 60 КЗоТ. Статья 60 КЗоТ предусматривает регулирование порядка деления рабочего дня на части законодательством. Соответствующие правотворческие органы получили право определять и количество перерывов, и их продолжительность. Время перерывов, естественно, в рабочее время не включается.

4. Возможность разделения рабочего времени на части предусмотрена постановлением Совета Министров СССР «О режиме работы водителей и кондукторов городского пассажирского транспорта» [574]. Это постановление сохранило силу в Украине. Оно распространяется на водителей и кондукторов городского пассажирского транспорта. Постановление предусматривает возможность разделения рабочего дня на две части. Сначала предусматривалось ограничить количество смен, разделенных на части, двадцатью в течение месяца. Впоследствии (п. 16 постановления Совета Министров СССР «О мерах по улучшению работы городского пассажирского транспорта» [576]) это ограничение было отменено. Как компенсация за разделение рабочего дня (смены) на части была предусмотрена доплата до 30 процентов тарифной ставки (оклада). Это ограничение следует рассматривать как утратившее силу. Определение размера доплаты за разделение рабочего дня на части относится к полномочиям сторон коллективного договора.

Постановлением Совета Министров СССР от 17 января 1983 года № 52 было рекомендовано расширить практику применения режима работы, предусматривающего разделение рабочего дня на части на предприятиях, в организациях и учреждениях, занятых обслуживанием населения. Это была не норма прямого действия, а только предложение, адресованное местным органам исполнительной власти. И все-таки названное постановление, не определяя порядка разделения рабочего дня (смены) на части, предоставляет право соответствующим органам местной исполнительной власти и местного самоуправления разрешать применение режима работы, предусматривающего разделение рабочего дня на части на предприятиях, в организациях, учреждениях, занятых обслуживанием населения.

Установление режима работы, предусматривающего разделение рабочего дня на части для водителей и кондукторов, допускается в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1969 года [574] по согласованию с работником. В других случаях решение вопроса о необходимости такого согласования относится, на наш взгляд, к компетенции сторон коллективного договора. Введение разделения рабочего дня на части без согласования с работником предполагает выполнение требований части третьей ст. 32 КЗоТ.

5. Возможность разделения рабочего дня на части предусмотрена некоторыми нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы рабочего времени и времени отдыха в отдельных отраслях народного хозяйства.