9. Кодекс законов о труде не только не дает нормативно-правового основания для определения состава рабочего времени, но и не устанавливает, чья же это компетенция — регулировать состав рабочего времени.

В таких условиях состав рабочего времени следует подробно и четко определить в коллективных договорах с учетом правил действующих нормативно-правовых актов.

10. Согласно сформировавшейся на протяжении десятилетий практике, в состав рабочего времени включается время, которое затрачивается на выполнение производственных операций, в том числе время для внутрисменного отдыха и личных потребностей. Последнее — это отнюдь не время для отдыха и питания (обычно говорят — обеденного перерыва): время обеденного перерыва в состав рабочего времени не включается. Время для внутрисменного отдыха и личных потребностей обычно в нормативных актах, посвященных рабочему времени, не упоминается; чаще о нем говорится в документах, посвященных нормированию труда. Это время при сдельной форме оплаты труда закладывается в нормы выработки (нормы труда), которые снижаются (увеличиваются) с учетом того, что в течение рабочего дня (смены) работник не работает непрерывно, а имеет право на выделение ему времени для внутрисменного отдыха и личных потребностей.

Для выяснения сути времени для внутрисменного отдыха и личных потребностей приведем выдержку из нормативного акта Союза ССР [589], сохранившего силу в Украине и вызывающего интерес: «Кроме обеденного перерыва грузчикам должны предоставляться специальные перерывы для отдыха, которые входят в состав рабочего времени («залоги»). Продолжительность и распределение этих перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка» (п. 23 Правил об условиях труда грузчиков при погрузочно-разгрузочных работах, утвержденных НКТ СССР 20 сентября 1931 года [589]). Действие этого акта подтверждается ст. 186 КЗоТ, которая предусматривает предоставление перерывов для внутрисменного отдыха грузчикам.

11. В соответствии со ст. 168 КЗоТ в состав рабочего времени включается также время перерывов для обогрева. Такие перерывы в соответствии с этой статьей предоставляются работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых неотапливаемых помещениях (грузчикам, а также другим категориям работников), в случаях, предусмотренных законодательством. Конкретным нормативным актом на этот счет являются Правила о работе на открытом воздухе в холодное время года, утвержденные НКТ СССР [588]. В соответствии с этими Правилами [588] температуру и силу ветра, при которых применяются перерывы для обогрева, для каждого климатического района определяют исполкомы местных советов. На практике исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов уже давно забыли об этих своих обязанностях. Поэтому вопрос применения перерывов для обогрева, их количества в течение рабочего дня (смены) и продолжительности предприятия вынуждены решать в местных правилах внутреннего трудового распорядка или коллективных договорах. Это соответствует содержанию коллективного договора, как оно определяется ст. 13 КЗоТ и ст. 7 Закона «О коллективных договорах и соглашениях» [128].

12. Подготовительно-заключительное время и время обслуживания рабочего места (время на получение наряда, материалов, инструментов, товаров, ознакомление с документацией, время подготовки и уборки рабочего места, сдачи готовой продукции и т. п.) также входит в состав рабочего времени. Не входит в состав рабочего времени время проезда от места проживания и в обратном направлении (хотя бы и на транспорте предприятия), время на передвижение от проходной до рабочего места, на переодевание перед началом и после окончания рабочего дня (смены), на регистрацию прихода и прекращения работы.

При определении в коллективных договорах состава рабочего времени следует учитывать нормативные акты Союза ССР по этому вопросу, сохраняющие свою силу в Украине. Речь идет об учете их содержания не только на тех предприятиях и в организациях, на которые действие этих актов распространяется, но и об учете их в порядке применения правовых норм по аналогии.

13. Следует учитывать, что отраслевые нормативные акты о рабочем времени вопрос о составе рабочего времени решают не всегда одинаково. Так, Положение о рабочем времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта и метрополитенов [593] началом работы признает момент явки на постоянное место работы (п. 12). Иначе решается вопрос о моменте начала рабочего времени в Положении о рабочем времени и времени отдыха водителей автотранспортных средств [514]. Здесь в рабочее время включается установленное нормативами подготовительно-заключительное время «для выполнения работ» перед выездом на линию. Приведем элементы рабочего времени водителей автомобилей, как они названы в указанном Положении [514]:

1) время управления автотранспортным средством на маршруте (в рейсе); 2) время стоянки автотранспортного средства в пунктах загрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования оборудования специальных автотранспортных средств; 3) время простоя не по вине водителя; 4) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на маршрут (в рейс) и после возвращения, а при междугородных перевозках — для выполнения работ перед началом и после окончания смены в месте стоянки на конечных или промежуточных пунктах маршрута (рейса); 5) время проведения медицинских осмотров водителя перед выездом на маршрут (в рейс) и после возвращения; 6) время остановок, предусмотренных графиком, для кратковременного отдыха от управления автотранспортным средством на маршруте (в рейсе) и на конечных пунктах маршрута (рейса);

7) время охраны автотранспортного средства с грузом или без него во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем; 8) половина времени, предусмотренного заданием на рейс (расписанием, графиком) междугородного сообщения, при работе двух водителей на автотранспортном средстве, оборудованном спальным местом; 9) время проведения работ по устранению технических неисправностей автотранспортного средства на маршруте (в рейсе), а также в полевых условиях вследствие отсутствия технической помощи; 10) иное время, предусмотренное законодательством Украины.

14. Детально регламентируется состав рабочего времени членов экипажей воздушных судов (п. 5 Правил определения рабочего времени и времени отдыха экипажей воздушных судов гражданской авиации Украины [517]). В частности, предусматривается включение в состав рабочего времени пребывания в резерве (это время, на протяжении которого работники — члены экипажа должны выполнить полет по первому вызову) и времени эстафеты (времени пребывания за пределами базового аэропорта (в месте временного проживания), при ожидании продолжения полета.

15. Есть опыт включения в состав рабочего времени и времени дежурства дома. В частности, постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС «О порядке учета рабочего времени операторов автоматизированных газораспределительных станций на магистральных газопроводах с дежурством дома» [597] установлено, что в состав рабочего времени названной категории работников входит время дежурства дома без права отлучаться (на случай вызова на работу). Однако время дежурства дома включается в состав рабочего времени не полностью, а только в одной четвертой части.

16. В рабочее время безработных, занятых на оплачиваемых общественных работах, включается и время посещения центра занятости — два часа в неделю (п. 12 Положения о порядке организации и проведения оплачиваемых общественных работ [444]).

17. В рабочее время педагогических работников включаются короткие перерывы между уроками, занятиями, лекциями (п. 64 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования [452]).