Науково-практичний коментар до законодавства України про працю
Статья 57. Начало и окончание работы
Время начала и окончания ежедневной работы (смены) предусматривается правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности в соответствии с законодательством.
1. В соответствии с комментируемой статьей определение времени начала и окончания ежедневной работы (смены) относится к компетенции трудового коллектива, который утверждает правила внутреннего трудового распорядка (ст. 142 КЗоТ), сторон коллективного договора (абзац седьмой части второй ст. 7 Закона «О коллективных договорах и соглашениях» [128]), собственника и выборного органа первичной профсоюзной организации (п. 13 Типовых правил внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций [614], далее для краткости — Типовые правила внутреннего трудового распорядка [614]).
2. Время начала и окончания работы (смены) определяется на предприятиях, в учреждениях, организациях в соответствии с законодательством. Законодательство определяет в первую очередь правила установления режима работы предприятий, учреждений, организаций. Режим работы предприятий, учреждений, организаций определяет режим рабочего времени работников.
Законодательство предусматривает следующий порядок установления режима работы предприятий, учреждений, организаций:
1) полномочие устанавливать удобный для населения режим работы размещенных на соответствующей территории предприятий, учреждений, организаций сферы обслуживания населения, независимо от формы собственности, принадлежит исполнительным органам сельских, поселковых, городских советов, имеющим право решать соответствующие вопросы по согласованию с собственниками (подпункт 4 п. «б» ст. 30 Закона «О местном самоуправлении в Украине» [166]);
2) полномочие устанавливать удобный для населения режим работы предприятий коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, бытового обслуживания, находящихся в коммунальной собственности соответствующих территориальных громад, принадлежит исполнительным органам сельских, поселковых, городских советов (подпункт 9 п. «а» ст. 30 Закона «О местном самоуправлении в Украине» [166]);
3) в министерствах, других центральных органах исполнительной власти, исполкомах областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций) работа начинается в 9 часов по киевскому времени, т. е. по второму международному часовому поясу (ст. 3 Указа Президента Украины «О введении на территории Украины региональных графиков начала рабочего дня» [298]).
В других случаях собственники самостоятельно определяют время начала и окончания работы предприятий и другие вопросы режима их работы.
3. Очевидно, только установленное для органов исполнительной власти время начала работы этих органов является одновременно и временем начала работы большинства работников этих органов. В других случаях различия между режимом работы предприятия и режимом работы работников могут быть. Они могут быть несущественными, а могут достигать максимума. Существуют непрерывно действующие производства, которые работают круглосуточно и без выходных дней. Работники в таком режиме работать, естественно, не могут.
4. Если режим работы работников является стабильным, он может устанавливаться непосредственно в правилах внутреннего трудового распорядка. Использование для этого схемы, которая приводится в п. 13 Типовых правил внутреннего трудового распорядка [614], является не вполне удобным, поскольку эта схема предусматривает дифференциацию времени начала и окончания работы, времени перерывов только по сменам. Совершенно очевидно, что режим работы следует дифференцировать по категориям работников: руководитель предприятия не должен начинать работу одновременно с работником, убирающим его кабинет.
5. Установление времени начала и окончания работы непосредственно в коллективном договоре не вполне соответствовало бы ст. 57 КЗоТ. Однако возможно, чтобы стороны коллективного договора приняли на себя обязанность подготовить изменения и должным образом усовершенствовать правила внутреннего трудового распорядка (в части, касающейся времени начала и окончания работы).
6. Графики сменности утверждаются при работе сменами в течение дня (суток). Из п. 13 Типовых правил внутреннего трудового распорядка [614] следует сделать вывод о том, что графики сменности утверждаются именно в таких случаях. Графики сменности доводятся до сведения работников, как правило, не позднее чем за 1 месяц до введения их в действие.
7. В других случаях, когда работа не проводится сменами, но время начала и окончания работы не является постоянным или выходные дни предоставляются «по переменному графику», предусмотрено утверждение графиков работы. Они составляются на определенный промежуток времени, на определенный учетный период, в пределах которого должна быть соблюдена установленная продолжительность рабочей недели. В любом случае должно обеспечиваться соблюдение годового баланса рабочего времени. Такие графики доводятся до сведения работников также не позднее чем за месяц до их введения в действие (п. 13 Типовых правил внутреннего трудового распорядка [614]). Пункт 1 разъяснения Госкомтруда СССР и ВЦСПС «О некоторых вопросах, связанных с переводом рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями» [602] устанавливает, что графики доводятся до сведения работников не позднее чем за две недели до введения их в действие. Противоречие между названными нормативными актами должно решаться в пользу акта, принятого позднее, т. е. в данном случае руководствоваться следует п. 13 Типовых правил внутреннего трудового распорядка.
8. До начала работы каждый работник обязан отметить свой приход на работу, а после окончания рабочего дня (смены) — прекращение работы в порядке, установленном на предприятии. На непрерывно действующих производствах работникам запрещается прекращение работы до явки сменщика (п. 16 Типовых правил внутреннего трудового распорядка [614]).