Отстранение работников от работы собственником или уполномоченным им органом допускается в случае: появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения; отказа или уклонения от обязательных медицинских осмотров, обучения, инструктажа и проверки знаний по охране труда и противопожарной охране; в других случаях, предусмотренных законодательством.

1. При отстранении трудовые отношения не прекращаются, также не прекращается и действие трудового договора, но работник временно к работе не допускается. Что же касается оплаты времени отстранения, то по этому поводу законодатель прямо или косвенно установил следующие варианты норм: 1) заработная плата за период отстранения не сохраняется; 2) заработная плата за период отстранения не сохраняется, но возмещается на основании специального закона (п. 1 ст. 3 Закона «О порядке возмещения вреда, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда» [142]); 3) заработная плата за период отстранения сохраняется полностью; 4) заработная плата сохраняется в размере двух третей тарифной ставки (должностного оклада); 5) за период отстранения работнику выплачивается пособие по социальному страхованию.

2. Статья 46 КЗоТ предоставляет право собственнику отстранять работников от работы при наличии предусмотренных законодательством оснований. Утверждение о том, что собственник в соответствии со ст. 46 КЗоТ только имеет право, а не обязан отстранять, основывается на формулировке этой статьи: «отстранение допускается».

Однако правовые нормы, регулирующие вопрос отстранения более конкретно, обычно обязывают собственника отстранять работников от работы. Правда, из этого правила есть и исключения. В частности, отстранение от работы государственных служащих в соответствии со ст. 22 Закона «О государственной службе» [133] допускается на усмотрение руководителя соответствующего государственного органа.

3. В случае появления на работе в нетрезвом состоянии работник должен быть отстранен от работы. Такой вывод следует сделать из части второй ст. 13 Закона «Об охране труда» [236], которая возлагает на собственника обязанность осуществлять контроль за выполнением работ в соответствии с требованиями охраны труда. Он следует также из ст. 4 Указа Президиума Верховного Совета УССР «О мерах по усилению борьбы против пьянства, алкоголизма, искоренению самогоноварения» [95], которым установлена административная ответственность мастеров, начальников участков, смен, цехов и других руководителей, не принявших меры к отстранению от работы лиц, находящихся в нетрезвом состоянии (Указом Президиума Верховного Совета УССР от 29 мая 1985 года эта норма была включена в ст. 179 Кодекса об административных правонарушениях [82]. С тех пор ст. 179 КУАП [82] не изменялась, кроме изменения размера штрафа, установленного этой статьей). В отдельных нормативных актах прямо формулируются нормы, запрещающие допуск к работе лиц с признаками алкогольного опьянения (см., например, п. 46 Правил безопасной эксплуатации электроустановок [480]. С целью недопущения к работе лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, ст. 45 Закона «О дорожном движении» [127] предусматривает ежесменные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств. Эта категория работников может быть подвергнута принудительному медицинскому освидетельствованию, в том числе путем их доставки в медицинское учреждение (подпункт 7 п. 5 Положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел [366]).

По общему правилу, факт появления в нетрезвом состоянии, дающий основания для отстранения работника от работы, может быть установлен не только актом медицинского освидетельствования, но и другими доказательствами, в том числе и свидетельскими показаниями, которые также могут стать фактическим основанием для отстранения работника. Аналогичным образом за собственником следует признать и право отстранения от работы лиц, находящихся в состоянии токсического опьянения.

4. Вопрос об отстранении от работы лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения, решается несколько иначе. В соответствии с частью третьей ст. 12 Закона «О мерах противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и злоупотреблению ими» [147] установление наличия состояния наркотического опьянения в результате незаконного употребления наркотических средств является компетенцией только врача, на которого возложены обязанности по проведению медицинского осмотра (обследования). При наличии факта появления работника на работе в состоянии наркотического опьянения собственник обязан проинформировать об этом орган милиции, который выдает работнику направление на медицинский осмотр. В случае отказа от добровольного медицинского осмотра или обследования возможен принудительный привод с целью медицинского осмотра (обследования) на основании постановления органа внутренних дел (п. 2.3; 2.6 Инструкции о порядке выявления и постановки на учет лиц, незаконно употребляющих наркотические средства или психотропные вещества [482]). Конечно, на-столько многочисленные требования законодательства не должны игнорироваться. Но не следует думать, что собственник лишен права принять экстренные меры до того, как работник будет принудительно доставлен в медицинское заведение для осмотра и будет установлен факт наркотического опьянения. Права человека на жизнь, здоровье, его безопасность признаются в Украине высшей социальной ценностью (ст. 3 Конституции). Это конституционное положение может быть основанием для отстранения от работы лица, в отношении которого имеются внешние основания предполагать, что оно находится в состоянии наркотического опьянения. Лучше будет, если собственник впоследствии извинится, выплатит заработную плату за время вынужденного прогула и даже возместит моральный вред, если предположение о наркотическом опьянении не подтвердится, чем нести риск допуска к работе лица, находящегося в состоянии наркотического опьянения, и непредвиденных последствий такого допуска.

Время, в течение которого работник не работал вследствие отстранения по рассмотренному основанию, оплате не подлежит. Основанием для такого вывода является часть первая ст. 94 КЗоТ (заработная плата выплачивается за выполненную работу). Кроме того, в этом случае подлежит применению часть третья ст. 113 КЗоТ (время простоя по вине работника не оплачивается). Если вывод собственника о наркотическом опьянении работника не подтверждается, время отстранения должно быть оплачено исходя из средней заработной платы работника.

5. Статья 46 КЗоТ предусматривает возможность отстранения работников от работы в случае их отказа или уклонения от обязательных медицинских осмотров.

Статья 7 Закона «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» [140] возлагает на предприятия, учреждения, организации обязанность отстранения по представлению соответствующих должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы от работы работников, которые уклоняются от обязательного медицинского осмотра. Статья 17 Закона «Об охране труда» [236] формулирует эту обязанность в отношении работодателя и дополняет изложенное правило указанием на отстранение работника без сохранения заработной платы.

Правило ст. 17 Закона «Об охране труда» [236], возлагающее на собственника обязанность отстранять от работы работников, которые уклоняются от прохождения обязательного медицинского осмотра, дополняется правилом ст. 15 того же Закона [236], предоставляющим право специалистам по охране труда требовать отстранения от работы лиц, которые не прошли медицинский осмотр. Следует также учитывать, что ст. 31 Основ законодательства Украины о здравоохранении [122] и ст. 26 Закона «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» [140] возлагают на собственников и руководителей предприятий, учреждений, организаций ответственность за вредные последствия для здоровья населения, причиненные допуском к работе лиц, не прошедших обязательный медицинский осмотр. Возложение такой ответственности также свидетельствует о том, что собственник несет публично-правовую обязанность отстранять от работы работников, которые не прошли медицинский осмотр. В силу такой обязанности в пределах трудовых правоотношений собственник и получает субъективное право отстранять работников и при отсутствии представления органов санитарно-эпидемиологической службы. Вместе с этим с целью предупреждения конфликтов мы бы рекомендовали учитывать практику, сложившуюся за много лет, которая не считала возможным отстранение работников, не прошедших медицинский осмотр, без соответствующего представления. Эта практика преобладает в судах. Да и в п. 2.1 Инструкции о порядке внесения представления об отстранении лиц от ра-боты или другой деятельности [471] указывается, что отстранение (в том числе лиц, не прошедших медицинский осмотр) от работы проводится на основании представления соответствующих должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы. Поэтому собственнику в соответствующих случаях целесообразно было бы сообщить в органы санэпидслужбы о лицах, уклоняющихся от медицинского осмотра, получить представление об отстранении и только потом отстранять работников от ра-боты по рассмотренному основанию.

Отказ от прохождения медицинского осмотра в соответствии со ст. 26 Закона «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» [140] является нарушением трудовой дисциплины. Тем самым законодатель подсказывает, что лица, уклоняющиеся от медицинского осмотра, после отстранения и применения взыскания подлежат (в случае последующего нарушения) увольнению не по сравнительно лояльному п. 2 ст. 40 КЗоТ, а по позорящему работника основанию (таковым является п. 3 ст. 40 КЗоТ).

О перечне работников, обязанных периодически проходить медицинский осмотр, см. комментарий к ст. 169 КЗоТ.

Время, в течение которого работник не выполнял трудовые обязанности вследствие отстранения от работы в связи с уклонением от обязательного медицинского осмотра, оплате не подлежит. При этом подлежит применению часть четвертая ст. 113 КЗоТ (время простоя по вине работника не оплачивается), если работник выходил на работу.

6. В соответствии со ст. 46 КЗоТ, допускающей возможность отстранения работников в случаях, не только предусмотренных в этой статье, но и в случаях, предусмотренных законодательством, ст. 7 и 42 Закона «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» [140] возлагают на предприятия, учреждения, организации обязанность по представлению соответствующих служебных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы отстранять от работы лиц, уклоняющихся от обязательной прививки против инфекции. При этом ст. 7 названного Закона [140] предусматривает установление Министерством здравоохранения перечня инфекций, прививки против которых являются обязательными для всех граждан, а ст. 26 того же Закона [140] — перечня работников, которые в связи с особенностями производства или выполняемой работы подлежат обязательным профилактическим прививкам от других заболеваний. Статья 12 Закона «О защите населения от инфекционных болезней» [202] относит к компетенции Кабинета Министров утверждение перечня профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим прививкам против других соответствующих инфекционных болезней, а также предусматривает возможность отстранения от работы лиц, которые отказываются или уклоняются от обязательных профилактических прививок.

Перечень инфекционных болезней, прививки против которых являются обязательными, установлен ст. 12 Закона «О защите населения от инфекционных болезней» [202]. Подобный перечень приводится и в ст. 27 Закона «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» [140]. В той части, в которой между этими перечнями существуют противоречия, преимущественному применению подлежит тот из названных законов, который устанавливает инфекционные болезни, против которых проводятся прививки, не предусмотренные другим законом. Определение непосредственно законом названного перечня с учетом предоставления в ст. 7 Закона «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» Министерству здравоохранения полномочий устанавливать такой перечень означает, что это Министерство вправе дополнять перечень инфекционных болезней, прививки против которых являются обязательными.

Что касается перечня профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим прививкам, то Кабинет Министров, как это предусмотрено ст. 12 Закона «О защите населения от инфекционных болезней» [202], такой перечень не утверждал. Поэтому Министерство здравоохранения в соответствии с полномочием, предоставленным ему ст. 27 Закона «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» [140], установило такой перечень (раздел 2 Календаря профилактических прививок [543]).

Если отстранение от работы при этом обусловлено виной или бездействием работника, время отстранения оплате не подлежит согласно части четвертой ст. 113 КЗоТ.

7. Отстранение лиц, болеющих особо опасными инфекционными заболеваниями или являющихся носителями возбудителей этих заболеваний, предусмотрено в ст. 39 Основ законодательства Украины о здравоохранении [122]. Оно производится на основании листка нетрудоспособности или справки лечащего врача или ВКК о признании работника временно или постоянно непригодным по состоянию здоровья к профессиональной деятельности. Такие работники получают пособие по социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью за весь период, в течение которого они не могут быть допущены к работе. Если же по соответствующим медицинским показаниям работник признается не соответствующим выполняемой работе, он подлежит увольнению или переводу на другую работу. До решения вопроса об увольнении или переводе работник отстраняется от работы с оплатой времени отстранения в соответствии с частью первой ст. 113 КЗоТ.

Лица, находившиеся в контакте с больными опасными для окружающих инфекционными заболеваниями, отстраняются от работы по представлению служебного лица санитарно-эпидемиологической службы, которая выдает такому лицу больничный лист, являющийся основанием для выдачи пособия по социальному страхованию в связи с карантином (п. 5 ст. 35 Закона «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» [217]).

8. Некоторые работники обязаны периодически проходить медицинский осмотр. Если в результате такого осмотра будет дано заключение о непригодности работника к выполняемой работе, они могут быть отстранены от работы до решения вопроса об увольнении с работы или до перевода на другую работу. Это касается работников, которые обязаны проходить медицинский осмотр с целью обеспечения санитарного и эпидемического благополучия населения, работников, которые обязаны проходить медицинский осмотр в соответствии со ст. 17 Закона «Об охране труда» [236]. На период отстранения за работником сохраняется заработная плата в размере двух третей тарифной ставки.

9. Согласно ст. 46 КЗоТ подлежат отстранению от работы работники, уклоняющиеся от обучения, инструктажа и проверки знаний по охране труда и противопожарной безопасности. Такая мера может быть применена не только к работникам, занятым на работах с повышенной опасностью или там, где необходим профессиональный отбор, но и к другим работникам, уклоняющимся от инструктажа, обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда.

Отстранение от работы работников, уклоняющихся от обучения, инструктажа и проверки знаний по охране труда и противопожарной безопасности, производится без сохранения заработной платы (часть третья ст. 113 КЗоТ). Срок отстранения не должен быть несоизмеримо большим. Если работник устранит препятствия для допуска к работе (пройдет курс обучения, инструктажа, сдаст соответствующий экзамен), ему сразу же должна быть предоставлена возможность продолжения работы. Если же он не устранит причины, послужившие основанием для отстранения, он может быть уволен с работы как за нарушение трудовой дисциплины. Поскольку реальным в этом случае является применение только п. 3 ст. 40 КЗоТ, работнику следует объявить выговор с соблюдением установленного порядка, ознакомить с приказом о наложении взыскания, а потом только решить вопрос об увольнении с учетом поведения работника после применения взыскания.

10. До решения вопроса об увольнении подлежат отстранению от работы и те работники, которые не сдали экзамен (не прошли проверку знаний) по вопросам пожарной безопасности. Основанием для отстранения в этом случае является часть четвертая ст. 20 Закона «Об охране труда» [236] и часть седьмая ст. 8 Закона «О пожарной безопасности» [135]. Хотя работник в этом случае и проходил проверку знаний, однако он ее прошел неудовлетворительно, не сдал экзамен. Поскольку основанием для отстранения в связи с неудовлетворительным результатом проверки знаний по охране труда и противопожарной безопасности являются действия, не связанные с виной работника, он отстраняется от работы до сдачи экзамена или до увольнения по п. 2 ст. 40 КЗоТ с сохранением заработной платы в размере двух третей тарифной ставки (должностного оклада) согласно части первой ст. 113 КЗоТ.

11. Основанием для отстранения от работы в определенных случаях может быть отсутствие документа, предоставляющего право на управление транспортным средством или другим механизмом или на выполнение других работ. Так, ст. 16 Закона «О дорожном движении» [127] обязывает водителя транспортного средства при управлении им иметь при себе удостоверение, подтверждающее право на управление транспортным средством. При отсутствии такого удостоверения собственник не вправе допустить водителя к выполнению трудовых обязанностей и обязан отстранить водителя от работы. Поскольку отстранение связано в этом случае с невыполнением работником своей трудовой обязанности, отстранение проводится без сохранения заработной платы.

Пункт 69 Устава железных дорог [377] обязывает работников железнодорожных подъездных путей предприятий, работа которых связана с движением поездов и маневровой работой на колеях железных дорог, во время выполнения служебных обязанностей на путях железных дорог иметь при себе удостоверения установленного образца о прохождении проверки способности выполнять такие работы. Отсутствие удостоверения также может послужить основанием для отстранения работника.

12. Пункт 10 ст. 38 Воздушного кодекса Украины [83] дает командиру воздушного судна право проверять удостоверение (сертификаты) членов экипажа, а также наличие в них необходимых записей и оценок. Очевидно, отсутствие названных документов или записей (сведений) в них может быть основанием для отстранения работника.

Пункт 7 ст. 38 Воздушного кодекса Украины [83] устанавливает правило, в соответствии с которым командир судна вправе отстранять от выполнения задания на полет любого члена экипажа воздушного судна, уровень подготовки которого не соответствует заданию на полет, или если его действия угрожают безопасности полета.

13. Капитану морского торгового судна также дается право отстранять лиц судового экипажа от выполнения служебных обязанностей, но только в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством о труде. Такие специальные случаи в законодательстве о труде не предусмотрены. Следовательно, капитан судна вправе отстранять работников только на основании общих норм трудового права. Кроме того, капитану морского торгового судна предоставлено право изолировать в отдельных помещениях любое лицо, находящееся на судне (для членов экипажа это означает отстранение от работы), если его действия не содержат уголовно наказуемого деяния, но угрожают безопасности судна или людей, находящихся на нем, или имущества (ст. 65 Кодекса торгового мореплавания Украины [84]).

14. Лица, работающие с пестицидами и агрохимикатами, должны иметь при себе и предъявлять по требованию представителя государственного надзора и ведомственного контроля допуск, медицинскую книжку и наряд на выполняемые виды работ (п. 8 Порядка получения допуска (удостоверения) на право работы, связанной с транспортировкой, хранением, применением и торговлей пестицидами и агрохимикатами [448]). Должностные лица органов исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор и государственный контроль в сфере деятельности с пестицидами и агрохимикатами, вправе требовать отстранения от работы с указанными веществами лиц, не имеющих соответствующего удостоверения (ст. 17 Закона «О пестицидах и агрохимикатах» [148]). Собственник обязан отстранить от работы таких работников. Оплата времени устранения не производится, поскольку при этом имеются основания для применения части четвертой ст. 113 КЗоТ (простой по вине работника).

15. В соответствии со ст. 39 Закона «Об охране труда» [236], п. 1.16 Перечня прав служебных лиц (государственных инспекторов) системы Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда [459] должностным лицам (государственным инспекторам) системы государственного надзора за охраной труда предоставляется право отстранять от работы работников, находящихся на рабочих местах в спецодежде, спецобуви или со средствами индивидуальной защиты, не соответствующими условиям труда и требованиям нормативно-технической документации. Вопрос об оплате времени отстранения должен рассматриваться в зависимости от вины работника. При наличии вины работника время отстранения не оплачивается, а при отсутствии его вины оплата производится в соответствии с правилами оплаты времени простоя не по вине работника. В случаях, подпадающих под действие части второй ст. 6 Закона «Об охране труда» [236], время отстранения от работы оплачивается в размере среднего заработка.

16. Судьи судов Украины отстраняются от осуществления их служебных обязанностей с сохранением заработной платы с момента их уведомления о приостановлении полномочий (ст. 38 Закона «О статусе судей» [123]). Полномочия судьи могут быть прекращены Верховной Радой Украины по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 38 указанного Закона [123]. Кроме того, решение о приостановлении полномочий судьи может принять квалификационная комиссия судей в случае возбуждения в отношении судьи дисциплинарного дела в связи с нарушением судьей требований ст. 5 Закона «О статусе судей» [123] (приобретение судьей статуса народного депутата; принадлежность к какой-либо политической партии, движению; вхождение в органы исполнительной власти, другие государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, целью которых является получение прибыли; занятие предпринимательской деятельностью и другой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной оплачиваемой творческой деятельности в свободное от работы время).

17. Статья 22 Закона «О государственной службе» [133] предусматривает возможность отстранения от работы государственных служащих. Основанием для отстранения является невыполнение служебных обязанностей, которое привело к человеческим жертвам или причинило материальный или моральный вред гражданину, предприятию, учреждению, организации или объединению граждан. Право принимать решение об отстранении государственного служащего от выполнения обязанностей по должности предоставлено руководителю государственного органа, в котором работает этот служащий (обязательное отстранение государственных служащих не установлено). Срок отстранения государственных служащих от работы не должен превышать время, в течение которого проводится служебное расследование. При этом время служебного расследования ограничено двумя месяцами.

Статья 22 Закона «О государственной службе» [133] прямо предусматривает, что за время отстранения за работниками сохраняется заработная плата.

18. Согласно ч. 1 ст. 19 Закона «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» [273] отстранение от работы лиц, предусмотренных п. 1-3 ст. 2 этого Закона [273], осуществляется в случаях, если в отношении них вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого в совершении преступления в сфере служебной деятельности (разделы XVII, VIIA Уголовного кодекса [85]) или составлен протокол о совершении административного коррупционного правонарушения, связанного с нарушением ограничений, установленных п. 1-3 части первой ст. 4 указанного Закона [273], а в отношении лиц, указанных в п. 1, 2 ст. 2 этого Закона [273], — также протокол о нарушении ограничений, установленных ст. 5 этого же Закона [273]. Не допускается отстранение от работы лиц, указанных в п. 4 ст. 2 указанного Закона (должностных лиц юридических лиц, от которых лица, указанные в п. 1, 2 этой же статьи, получили неправомерные выгоды), поскольку отстраняться от работы могут только лица, нарушившие ограничения, установленные п. 1-3 части первой ст. 4 и ст. 5 указанного Закона [273], а эти ограничения не распространяются на лиц, указанных в п. 4 ст. 2 этого Закона.

В соответствии с частью третьей ст. 257 КУАП [82] лицо, составившее протокол о совершении коррупционного административного правонарушения, одновременно с направлением его в суд направляет в соответствующий орган, организацию, учреждение или предприятие по месту работы правонарушителя уведомление о составлении протокола с указанием характера осуществленного нарушения и нарушенного закона. Это уведомление является основанием для отстранения соответствующего работника от работы.

В отношении вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого в совершении преступления в сфере служебной деятельности обязанность направлять постановление по месту работы обвиняемого не установлена, что будет усложнять выполнение требования об отстранении от работы таких лиц, которое (требование) установлено ч. 1 ст. 19 Закона «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» [273].

Работники, отстраненные от работы на указанном основании, имеют право на получение средней заработной платы. К государственным служащим при этом по аналогии применяется ст. 22 Закона «О государственной службе» [133]. К другим лицам, предусмотренным ст. 2 Закона «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» [273], ст. 22 Закона «О государственной службе» [133] применяется по аналогии с учетом принципа равного поведения, входящего в содержание принципа верховенства права, а также закрепленного в ст. 21 КЗоТ.

19. Пунктом 8 части первой ст. 17 Закона «О правовом режиме чрезвычайного положения» [199] предусмотрена возможность отстранения от работы на период чрезвычайного положения руководителей государственных предприятий, учреждений, организаций, от деятельности которых зависит нормальная обстановка в районе чрезвычайного положения, в связи с ненадлежащим выполнением ими своих обязанностей.

20. Статья 3 Закона «О потребительской кооперации» [117] устанавливает, что отстранение от работы лиц, занимающих выборные платные должности в потребительском обществе или союзе потребительских обществ, осуществляется в порядке, предусмотренном их уставами и действующим законодательством. Это предоставляет право названным обществам и союзам устанавливать в их уставах основания для отстранения от работы, не предусмотренные законодательством.

21. Работник, совершивший проступок, последствия которого угрожают безопасности движения поездов, должен быть отстранен от работы до окончания смены должностным лицом, которое осуществляет распорядительные или контрольно-инспекторские функции на данном участке с немедленным и детальным сообщением об обстоятельствах и причинах такого решения непосредственному руководителю отстраненного от работы работника или руководителю предприятия (п. 16 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта [330]).

22. Как возможность отстранения от работы руководителей предприятий-должников и работников, являющихся по должности и в силу содержания трудовых обязанностей членами органов управления предприятия-должника, следует толковать прекращение полномочий руководителя должника и органов управления должника, предусмотренное ч. 16 ст. 13 Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» [188]. Прекращение полномочий руководителя должника и его органов управления осуществляется по определению арбитражного суда. Оно принимается по ходатайству комитета кредиторов с возложением временного (до назначения нового руководителя в порядке, определяемом законодательством и учредительными документами, — имеется в виду обычный порядок приема на работу для временного исполнения обязанностей руководителя или перевода в порядке заместительства) исполнения обязанностей руководителя на распорядителя имущества. Основанием для принятия арбитражным судом такого определения могут быть непринятие мер по обеспечению сохранности имущества должника, создание препятствий действиям распорядителя имущества или другие нарушения законодательства, допущенные руководителем должника или должностными лицами его органов управления. Если руководитель должника и работники — члены его органов управления будут согласны на временный перевод на другую работу, распорядитель имущества может перевести их на другую работу. Поскольку нет специальных правил, касающихся оплаты времени отстранения работников в подобных случаях, при решении этого вопроса, следует применять по аналогии правила об оплате времени простоя (ст. 113 КЗоТ). Причиной отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей в таком случае являются виновные действия работника. Следовательно, время отстранения оплате не подлежит.

Полномочия руководителя должника и органов управления должника прекращаются также в связи с вынесением арбитражным судом определения о санации (ч. 4 ст. 17 Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» [188]). В этом случае также возможно отстранение соответствующих должностных лиц от работы. Однако при этом прекращение полномочий и отстранение от работы не связываются с виновным поведением работников, следовательно, время отстранения подлежит оплате в размере двух третей должностных окладов соответствующих работников (ст. 113 КЗоТ).

23. Возможность отстранения работников от работы предусмотрена в отношении работников банков. В соответствии с п. «ж» части первой ст. 73 Закона «О банках и банковской деятельности» [213] Национальный банк имеет право временного отстранения должностного лица банка от должности в случае грубого или систематического нарушения этим лицом требований этого Закона или актов Национального банка Украины до устранения нарушения. Соответствующее решение Национального банка должно быть продублировано приказом по банку. Поскольку отстранение от работы в таких случаях производится за допущенные работником нарушения, время отстранения оплате не подлежит (при этом в связи с отсутствием нормы, которая регулировала бы такие отношения, применению по аналогии подлежит ст. 113 КЗоТ, решающая вопрос об оплате времени простоя).

24. Временному администратору банка предоставляется право привлекать к работе во временной администрации любого служащего, эксперта, консультанта, а также давать поручение руководителям банка. Ему предоставляется также и право отстранения таких лиц от работы в любое время (п. 6 части четвертой ст. 80 Закона «О банках и банковской деятельности» [213]). Такое отстранение также должно оформляться приказом. Оно осуществляется с оплатой времени отстранения по ст. 113 КЗоТ при условии отсутствия вины работника.

25. Представляется возможным устанавливать в контрактах дополнительные основания для отстранения работников. Это особенно актуально для руководителей предприятий, которым принадлежит право распоряжаться средствами и другими ресурсами предприятий. Правовым основанием включения в контракт такого условия является часть третья ст. 21 КЗоТ. Она допускает установление сторонами в контракте не только условий материального обеспечения и организации труда, условий расторжения до-говора, но и прав и обязанностей собственника и работника по другим вопросам.

26. Собственник обязан выполнить постановление следователя об отстранении от работы должностного лица, обвиняемого в совершении преступления. Об отстранении от работы следователь выносит постановление и направляет его для выполнения собственнику или уполномоченному им органу по месту работы обвиняемого. За невыполнение постановления следователя установлена административная ответственность (ст. 185 Кодекса Украины об административных нарушениях [82]). Постановление об отстранении от работы следователь вправе вынести только с санкции прокурора или его заместителя (ст. 147 Уголовно-процессуального кодекса Украины). При отстранении по постановлению следователя сохранение заработной платы не предусмотрено. Но прекращение уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления, события преступления, недоказанности участия обвиняемого (отстраненного) в совершении преступления, вынесение оправдательного приговора дает работнику право требовать выплаты среднего заработка за период отстранения за счет местного бюджета (ст. 4 Закона «О порядке возмещения вреда, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда» [142]).