Науково-практичний коментар до законодавства України про працю

Увольнение работников по результатам аттестации

24. Особенно широкие возможности для увольнения работников в связи с несоответствием занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации получает собственник при проведении аттестации. Следует, однако, учитывать, что в тех случаях, когда решение о проведении аттестации принято без законодательного обоснования, ее результаты основанием для увольнения с работы быть не могут. Грубой ошибкой является утверждение о том, что аттестация работников предусмотрена частью шестой ст. 96 КЗоТ, а эта статья дает право собственнику проводить аттестацию работников. Работник имеет право отрицать в суде и правомерность проведения аттестации, и сам вывод аттестационной комиссии о несоответствии занимаемой должности, и увольнении.

Нормативным актом, который устанавливает порядок проведения аттестации наибольшего круга работников, продолжает оставаться постановление Совета Министров СССР «О введении аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи» [578]. Действие названного постановления было распространено на предприятия и организации некоторых других отраслей народного хозяйства (организации системы Госгидромета СССР, Госснаба СССР, Минторга СССР, Минторга УССР, Мингео). Хотя перечисленные организационные структуры до этого времени не сохранились, правила, допускающие возможность проведения аттестации работников, по нашему мнению, сохранили силу для предприятий и организаций, относящихся к соответствующим отраслям в соответствии с Классификатором видов экономической деятельности.

25. Порядок проведения аттестации в соответствии с названным постановлением определяется Положением о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи [578]. В Украине в последнее время принято значительное количество нормативных актов, предусматривающих проведение аттестации. В частности, Кабинетом Министров Украины принято постановление «О порядке проведения аттестации работников руководящего состава государственных предприятий» [391], а некоторыми министерствами приняты отдельные положения об аттестации руководящих, инженерно-технических работников и специалистов, работающих в системе этих министерств. В той сфере и в той части, где действующими являются нормативно-правовые акты Украины, применение актов Союза ССР было бы неоправданным.

26. Названное постановление Совета Министров СССР [578] не предусматривает обязательного проведения аттестации, а только рекомендует ее проводить. Право решения вопроса о проведении аттестации было дано соответствующим министерствам (ведомствам) и Советам Министров союзных республик.

Распад Союза ССР, изменения в структуре государственных органов привели к тому, что практически перестали существовать те органы, которым, в соответствии с названными выше актами, сохраняющими силу в Украине, предоставлено право принимать решение о проведении аттестации работников. С учетом этого следует сделать вывод о том, что на предприятиях и в организациях, на которых ранее в соответствии с названными актами проводилась аттестация работников, она может проводиться и в настоящий момент. Она может проводиться и на тех предприятиях (в организациях), которые по характеру своей деятельности должны включаться в состав отраслей, в которых ранее аттестация проводилась в соответствии с названным постановлением.

С учетом изложенного следует сделать вывод о том, что в Украине аттестация перечисленных работников может проводиться на всех предприятиях и в организациях промышленности, строительства, транспорта, связи, метеорологии, снабжения, торговли, геологии независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности. Решение о проведении аттестации вправе принимать министерство, другой центральный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления (местной государственной администрации), другой собственник.

Ниже преимущественно излагается порядок аттестации, предусмотренный Положением о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи.

27. Типовой перечень должностей категорий работников, подлежащих аттестации в соответствии с постановлением Совета Министров СССР «О введении аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи» [578], утвержден постановлением Госкомитета СССР по науке и технике и Госкомтруда СССР по согласованию с ВЦСПС [603]. Исходя из Типового перечня [603], государственные органы и органы местного самоуправления, которым предоставлено право принимать решение о проведении аттестации, другие собственники по согласованию с соответствующими профсоюзными органами утверждают перечни должностей, по которым проводится аттестация руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов.

28. Аттестация проводится один раз в три — пять лет. В пределах одного ведомства периодичность проведения аттестации должна быть одинакова. Конкретные сроки, а также график проведения аттестации определяются руководителем предприятия (организации) по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации и доводятся до сведения аттестуемых работников. При этом в очередную аттестацию не включаются лица, проработавшие на занимаемой должности меньше одного года; молодые специалисты в период срока обязательной работы по направлениям после окончания учебных заведений; беременные женщины, а также, по нашему мнению, женщины, указанные в части третьей ст. 184 КЗоТ (кроме случаев, когда аттестация проводится с их согласия и не влечет негативных для работника последствий).

Как правило, в большинстве нормативно-правовых актов речь идет о периодической аттестации. Только иногда в них упоминается возможность проведения так называемой «внеочередной» аттестации. Так, например, в соответствии с п. 3.3 Типового положения об аттестации педагогических работников Украины [458] внеочередная аттестация проводится не ранее чем через год со дня издания руководителем учебного заведения, органом государственного управления образованием соответствующего приказа о результатах аттестации после предыдущей аттестации для лиц, которые: 1) изъявили желание повысить ранее присвоенную им квалификационную категорию (для работников, которым не предусмотрены квалификационные категории, — повысить должностной оклад (ставку заработной платы); 2) подняли вопрос о присвоении им педагогического звания при условии наличия необходимого стажа непосредственной педагогической работы и образования или вопрос об увеличении размера должностного оклада; 3) снизили в межаттестационный период уровень своей профессиональной деятельности (при наличии аргументированного представления руководителя или совета учебно-воспитательного заведения). Для лиц, которые ранее не аттестовались, внеочередная аттестация допускается при условии работы в данном учебно-воспитательном заведении не менее года. Это требование не распространяется на педагогических работников, которые имеют ученые звания или ученую степень при наличии трехлетнего научно-педагогического стажа.

29. Аттестационная комиссия создается приказом руководителя предприятия в составе: председателя, секретаря и членов комиссии из числа руководителей и высококвалифицированных специалистов. В состав комиссии включается представитель выборного органа первичной профсоюзной организации.

30. На каждого работника непосредственный руководитель вместе с выборным органом первичной профсоюзной организации составляет отзыв (характеристику), в которой отражается производственная деятельность работника и соблюдение им трудовой дисциплины. Указание в характеристике на участие работника, подлежащего аттестации, в общественной деятельности не допускается. Отзыв (характеристика) должен быть подан аттестационной комиссии не позднее чем за две недели до аттестации. С отзывом (характеристикой) аттестуемый работник должен быть ознакомлен вовремя, но не менее чем за неделю.

31. Аттестационная комиссия рассматривает поданные материалы. На ее заседании должны присутствовать аттестуемый работник и руководитель подразделения, в котором он работает. В случае неявки аттестуемого работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин аттестация может быть проведена в его отсутствие. На заседании комиссия заслушивает сообщение аттестуемого работника о его работе.

32. Оценка работника проводится с учетом личного вклада в производственную деятельность предприятия, в выполнение мер по внедрению новой техники и технологии, усовершенствованию организации труда и производства, а также с учетом дисциплины труда, квалификации работника, качества выполнения трудовых обязанностей.

33. На основании поданных материалов, устной информации, поданной аттестационной комиссии, по итогам обсуждения результатов работы и трудовых качеств работника аттестационная комиссия, как правило, должна дать одну из следующих оценок работнику:

1) соответствует занимаемой должности;

2) соответствует должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через год;

3) не соответствует занимаемой должности.

Одновременно аттестационная комиссия может давать рекомендации о продвижении отдельных работников по службе, применении поощрений за достигнутые работником успехи, о переводе на другую работу (с согласия работника), об увольнении работников, признанных не соответствующими занимаемой должности.

34. Аттестационная комиссия проводит аттестацию и голосование по вопросу об оценке аттестуемого и утверждении рекомендаций в присутствии не менее двух третей от общего числа членов утвержденного состава аттестационной комиссии. Решение принимается большинством голосов. В случае равенства голосов работник признается соответствующим занимаемой должности. Проводится открытое голосование в отсутствие аттестуемого.

35. Оценка деятельности работников, прошедших аттестацию, и принятые относительно них рекомендации аттестационной комиссии заносятся в аттестационный лист установленной формы. Аттестационный лист подписывается председателем, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании. Аттестационный лист и отзыв (характеристика) хранятся в личном деле работника. Результаты аттестации сообщаются работнику непосредственно после голосования. Материалы аттестации передаются руководителю предприятия, организации для принятия решения.

36. Если работник по результатам аттестации признан не соответствующим занимаемой должности, собственник имеет право его уволить с соблюдением установленного порядка на основании п. 2 ст. 40 КЗоТ не позднее двухмесячного срока со дня аттестации. Увольнение после окончания этого срока должно квалифицироваться как осуществленное без правового основания.

37. Мастера, начальники участков и цехов объединений, предприятий и организаций промышленности подлежат аттестации на основании постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС «О дальнейшем повышении роли мастеров, начальников участков и цехов объединений, предприятий и организаций промышленности и об усилении стимулирования их труда» [587]. Это постановление [587] обязывает руководителей объединений, предприятий и организаций проводить аттестацию указанных работников не реже одного раза в два года. Она является правовым основанием проведения аттестации и в настоящее время.

Названным постановлением предусмотрены следующие правила проведения аттестации:

1) аттестационные комиссии назначаются руководителями предприятий из числа руководителей, высококвалифицированных специалистов и представителей профсоюзной организации;

2) по итогам аттестации принимается решение о продвижении по должности, присвоении классного звания, повышении должностного оклада, установлении надбавки, а при необходимости — о понижении должностного оклада в пределах минимального размера, установленного для данной должности, или об увольнении с должности.

Подробнее порядок проведения аттестации названное постановление не регламентирует. На наш взгляд, он может регулироваться локальным нормативным актом, который может быть принят на предприятии как приложение к коллективному договору или утвержден собственником по согласованию с профсоюзным органом. Однако в случаях, когда локальный нормативный акт затрагивает интересы работника, не исключено, что суд при решении трудового спора признает возможным применить по аналогии правила об аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи.

38. Аттестация бригадиров на предприятиях может проводиться на основе Типового положения об организации подбора и аттестациях бригадиров в производственных объединениях и на предприятиях, утвержденного постановлением Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС [615].

39. Аттестация научных работников государственных научно-исследовательских, исследовательско-конструкторских, проектно-конструкторских, технологических и проектно-изыскательских учреждений, высших учебных заведений III-IV уровня аккредитации и научно-исследовательских подразделений высших учебных заведений III-IV уровня аккредитации, полностью или частично финансируемых за счет госу-дарственного бюджета, проводится на основании Положения об аттестации научных работников [390]. Однако принятие этого Положения [390] не привело к утрате силы постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по повышению эффективности работы научных организаций и ускорению использования в народном хозяйстве достижений науки и техники» [573] и Положения о порядке проведения аттестации руководящих, научных, инженерных работников и специалистов научно-исследовательских заведений, конструкторских, технологических, проектных, исследовательских и других организаций науки [616]. Эти нормативно-правовые акты распространяются на руководящих, научных, инженерно-технических и других работников указанных научно-исследовательских заведений и других организаций науки, в том числе входящих в состав предприятий, научно-исследовательских подразделений высших учебных заведений, которые не финансируются за счет государственного бюджета.

40. Педагогические работники подлежат аттестации в соответствии со ст. 54 Закона «Об образовании» [157]. Несколько подробнее регулируется аттестация педагогических работников в ст. 27 Закона «Об общем среднем образовании» [186]. Устанавливается обязательность аттестации педагогических работников общеобразовательных учебных заведений независимо от подчиненности, типов и форм собственности, как правило, один раз в пять лет. По результатам аттестации педагогических работников общеобразовательных учебных заведений определяется соответствие педагогического работника занимаемой должности, присваивается квалификационная категория (специалист, специалист второй категории, специалист первой категории, специалист высшей категории) и может быть присвоено педагогическое звание (старший учитель, учитель-методист, воспитатель-методист, педагог-организатор, методист и т. п.).

Типовое положение об аттестации педагогических работников Украины утверждено приказом Министерства образования Украины [458]. На момент принятия Министерством этого акта ни Закон «Об образовании» [157], ни Положение о Министерстве образования Украины не предоставляли этому Министерству право регулировать порядок проведения аттестации педагогических работников. Такое право Министерству образования было предоставлено только Законом «Об образовании» в редакции от 23 марта 1996 года [157]. С учетом существующего в обществе невысокого уровня правовой культуры едва ли есть основания ставить под сомнение действие названного Типового положения [458]. В соответствии с Типовым положением [458] аттестации подлежат педагогические работники с высшим и средним образованием дошкольных, общеобразовательных, профессиональных, внешкольных учебно-воспитательных заведений, интернатов при школах, учебно-воспитательных заведений для граждан, нуждающихся в социальной защите и реабилитации, приемников-распределителей для несовершеннолетних, комбинатов и мастерских трудового воспитания и профессиональной ориентации учеников, межшкольных компьютерных центров, техникумов, училищ, колледжей, лицеев, учебных заведений повышения квалификации и переподготовки кадров (кроме работников, по оплате труда приравненных к научно-педагогическим работникам вузов), районных, городских методических центров, заведений здравоохранения, культуры, социального обеспечения, а также педагогические работники предприятий и организаций, других учебно-воспитательных заведений. Аттестации в соответствии с Типовым положением подлежат педагогические работники заведений образования всех форм собственности.

В соответствии с названным Типовым положением [458] аттестации подлежат также следующие педагогические работники перечисленных выше учебных заведений и других организаций: учителя и преподаватели всех специальностей; учителя-дефектологи; воспитатели; воспитатели-методисты; логопеды; заведующие логопедическими пунктами; методисты; музыкальные, художественные руководители; инструкторы физкультуры, труда, слуховых кабинетов; концертмейстеры; педагоги-организаторы; социальные педагоги; практические психологи.

Кроме названных категорий работников, аттестации подлежат также мастера производственного обучения; руководители кружков, секций, студий и других форм кружковой работы; культорганизаторы; аккомпаниаторы; экскурсоводы; инструкторы по туризму; старшие вожатые.

Типовым положением [458] установлен предельный срок для увольнения педагогических работников по результатам аттестации — два месяца со дня принятия решения аттестационной комиссии. В этот двухмесячный срок не засчитывается время рассмотрения жалобы работника на решение аттестационной комиссии аттестационной комиссией более высокого уровня.

Аттестация педагогических работников высших учебных заведений проводится в соответствии с ч. 4 ст. 48 Закона «О высшем образовании» [232].

41. Аттестация государственных служащих проводится в соответствии с Положением о проведении аттестации государственных служащих [403]. Аттестации в соответствии с этим Положением [403] не подлежат женщины, находящиеся в отпуске в связи с беременностью и родами, для ухода за ребенком, а также в течение одного года после выхода на работу; лица, проработавшие на занимаемой должности менее одного года; государственные служащие патронатной службы. Особенности аттестации государственных служащих, относящихся к I и II категории, определяются органами, назна-чающими их на должности. Предусмотрено составление характеристики на каждого государственного служащего, подлежащего аттестации, и определены требования к содержанию характеристики. Возможно обжалование государственным служащим содержания характеристики. Государственный служащий имеет право обжаловать решение аттестационной комиссии в течение 10 дней после его принятия, не учитывая периода временной нетрудоспособности, руководителю соответствующего государственного органа. По его поручению той же комиссией проводится повторная аттестация, по результатам которой руководитель выносит окончательное решение.

Кроме аттестации, Положение о порядке проведения аттестации государственных служащих [403] предусматривает ежегодную в период между аттестациями оценку выполнения государственным служащим возложенных на него задач и обязанностей. Оценка проводится в порядке, который определяется руководителем, наделенным полномочием принимать государственных служащих на работу и увольнять с работы. Оценка не может быть основанием для увольнения по п. 2 ст. 40 КЗоТ, но наряду с другими юридическими фактами оценка может учитываться при принятии решения об увольнении по п. 2 ст. 40 КЗоТ, поскольку проведение аттестации не исключает при наличии достаточных оснований увольнения работника по этому пункту в период между аттестациями.

42. Врачи подлежат аттестации в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации врачей [484]. Названное Положение [484] предусматривает аттестацию на присвоение (подтверждение) квалификационной категории по желанию врачей. Однако, если врач в течение одного года после завершения 5-летнего срока со дня последней аттестации не изъявил желания и не подал документы на очередную аттестацию, он подлежит аттестации на подтверждение звания «врач-специалист» только после прохождения стажировки. При отказе в подтверждении звания врача-специалиста работник подлежит увольнению на основании п. 2 ст. 40 КЗоТ. Увольнение по этому основанию возможно также, если врач при очередной аттестации не подтвердил квалификационную категорию, которая необходима для занятия соответствующей должности в соответствии с квалификационными характеристиками, утвержденными Министерством здравоохранения.

Аттестация младших специалистов с медицинским образованием проводится в соответствии с Положением об аттестации младших специалистов с медицинским образованием [554]).

43. Закон «О судебной экспертизе» [141] предусматривает аттестацию судебных экспертов (ст. 9-17 Закона [141]). Аттестация судебных экспертов проводится в соответствии с Положением об экспертно-квалификационных комиссиях и аттестации судебных экспертов [537].

44. Аттестация провизоров и фармацевтов регулируется Положением о порядке проведения аттестации провизоров и Положением о порядке проведения аттестации фармацевтов [546].

45. Статья 20 Основ законодательства Украины о культуре [116] предусматривает аттестацию работников культуры.

46. Законом «О статусе судей» [123] предусмотрена аттестация судей. Она проводится в соответствии с Законом «О судоустройстве Украины» [233].

47. Аттестация спортивных судей и спортивных тренеров проводится на основании Закона «О физической культуре и спорте» [138].

48. Аттестация водителей, выполняющих работы по перевозке этилового спирта, проводится Государственным автотранспортным научно-исследовательским и проектным институтом [479]. Аттестация проводится ежегодно. По результатам аттестации водителю выдается свидетельство, срок действия которого не может превышать одного года со дня выдачи. При отсутствии свидетельства об аттестации водитель не может быть допущен к работе по перевозке этилового спирта. Если нет возможности переместить или перевести его на другую работу, водитель подлежит увольнению на основании п. 2 ст. 40 КЗоТ.

49. Закон «О потребительской кооперации» [117] не содержит положения об аттестации руководителей и специалистов потребительской кооперации. Однако постановлением правления Укоопсоюза принято постановление «О порядке проведения аттестации руководителей и специалистов предприятий, организаций, учреждений потребительской кооперации Украины» [457]. Статья 4 КЗоТ не допускает возможности регулирования трудовых отношений в Украине иначе, чем актами законодательства. Законодательство допускает регулирование трудовых отношений генеральным, отраслевым и региональным соглашениями, коллективными договорами и локальными нормативно-правовыми актами. Для регулирования трудовых отношений в системе потребительской кооперации органами управления объединений потребительских обществ законного основания нет.