Науково-практичний коментар до законодавства України про працю
Статья 24. Заключение трудового договора
Трудовой договор заключается, как правило, в письменной форме. Соблюдение письменной формы обязательно:
1) при организованном наборе работников;
2) при заключении трудового договора о работе в районах с особыми природными географическими и геологическими условиями и условиями повышенного риска для здоровья;
3) при заключении контракта;
4) в случаях, когда работник настаивает на заключении трудового договора в письменной форме;
5) при заключении трудового договора с несовершеннолетним (ст. 187 настоящего Кодекса);
6) при заключении трудового договора с физическим лицом;
7) в других случаях, предусмотренных законодательством Украины.
При заключении трудового договора гражданин обязан представить паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку, а в случаях, предусмотренных законодательством, — также документ об образовании (специальности, квалификации), о состоянии здоровья и другие документы.
Заключение трудового договора оформляется приказом или распоряжением собственника или уполномоченного им органа о зачислении работника на работу.
Трудовой договор считается заключенным и тогда, когда приказ или распоряжение не были изданы, но работник фактически был допущен к работе.
Лицу, приглашенному на работу в порядке перевода с другого предприятия, учреждения, организации по согласованию между руководителями предприятий, учреждений, организаций, не может быть отказано в заключении трудового договора.
Запрещается заключение трудового договора с гражданином, которому согласно медицинскому заключению предложенная работа противопоказана по состоянию здоровья.
1. Часть 5 ст. 65 ХК [90] относит к компетенции руководителя предприятия разрешение вопросов деятельности предприятия в пределах и порядке, определенных уставом предприятия. В силу этого руководитель предприятия имеет право заключать трудовые договоры с работниками.
На практике считается допустимым поручать заключение трудового договора со всеми работниками руководителям обособленных подразделений предприятий. Правда, при этом предварительное разрешение вопроса о приеме на должность руководителей и специалистов нередко оставляют за руководителем предприятия — юридического лица.
2. Право руководителя решать вопрос приема на работу может ограничиваться законом и учредительными документами предприятия. Так, полномочием избирать членов исполнительного органа акционерного общества наделяется наблюдательный совет (п. «г» части четвертой ст. 52 Закона «Об акционерных обществах» [210]).
3. Наряду с понятиями приема на работу, заключения трудового договора в нормативно-правовых актах нередко используются понятия избрания, назначения работников или утверждения на должность.
Избрание всегда означает принятие коллективного решения. Чаще всего термин «избрание» употребляется тогда, когда соответствующий коллегиальный орган решает вопрос о приеме на соответствующую должность одного из членов этого органа. Так, Председатель Верховной Рады Украины, его заместители избираются народными депутатами Украины (ст. 88 Конституции Украины). Избираются секретарь сельского, поселкового, городского совета, председатель районного, областного совета, его заместители (ст. 26, 43 Закона «О местном самоуправлении в Украине» [166]). Но и судьи Верховной Радой избираются (п. 27 ст. 85 Конституции Украины; Закон «О порядке избрания на должность и увольнения с должности профессионального судьи Верховной Радой Украины» [250]), хотя они не входят в состав избирающего их коллегиального органа. Избираются и члены исполнительного органа акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью (ст. 41, 59 Закона «О хозяйственных обществах» [110]), хотя они могут не быть акционерами, участниками общества с ограниченной ответственностью. Избрание, как правило, не является заключением трудового договора, а только предпосылкой для издания распорядительного акта, на основании которого возникают трудовые правоотношения.
4. Назначение — это также только принятие решения о заключении с работниками трудового договора, но не само заключение. Широкие полномочия относительно назначения должностных лиц предоставлены ст. 85 Конституции Украины Верховной Раде Украины, ст. 104 Конституции — Президенту Украины. Назначение также является основанием для издания распорядительного акта, который порождает трудовые правоотношения. Однако встречается и такое назначение, которое одновременно является и заключением трудового договора. Так, сельский, поселковый, городской голова назначает на должности руководителей отделов и управлений, других исполнительных органов совета, предприятий, учреждений, организаций, относящихся к коммунальной собственности соответствующих территориальных громад (подпункт 10
ч. 4 ст. 42 Закона «О местном самоуправлении в Украине» [166]). Председатель Гостаможслужбы назначает на должности начальников таможен (ст. 5 Указа Президента Украины «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Украины от 29 ноября 1996 года N° 1145» [308]). Понятие «назначение» используется в ст. 66 Кодекса торгового мореплавания применительно к приему на работу лиц судового экипажа.
5. В законодательстве встречается и такая правовая форма, как утверждение на должность. Основами законодательства Украины о культуре [116] установлено, что специально уполномоченные центральные органы государственного управления утверждают на должности руководителей государственных заведений, предприятий, организаций, учреждений (ст. 21 [116]). Но это — обычное заключение трудового договора.
Уставами общественных организаций и других объединений граждан может быть, например, предусмотрено, что собрание общественной организации принимает решения об утверждении или неутверждении на должность руководителя коллегиального органа этой организации, избранного этим коллегиальным органом на период до принятия соответствующего решения собранием.
6. Прием на работу в отдельных случаях предусматривает согласование этого вопроса в установленном порядке.
В части первой ст. 66 Кодекса торгового мореплавания [84] сформулирован вполне определенный запрет принимать на работу лиц судового экипажа без согласия капитана судна. Внесение этого правила в нормативный акт, имеющий силу закона, категоричность запрета дают основания для вывода о том, что нарушение указанного запрета может влечь увольнение работника на основании ст. 7 КЗоТ (поскольку судебная практика признает эту статью нормой прямого действия). В то же время следует учитывать, что отказ капитана судна принять в состав экипажа лицо, которого направил на судно собственник судна, должен быть обоснован, оформлен письменно и послан (вручен) собственнику судна и лицу, которому отказано в приеме на работу.
7. Согласование вопроса о приеме на работу предусмотрено в случаях назначения на должности, которое осуществляется Президентом Украины по согласованию с Верховной Радой. Назначение на должности (прием на работу) руководителей служб ветеринарной медицины министерств и других центральных и местных органов исполнительной власти согласовывается с Государственным департаментом ветеринарной медицины (п. 10 Положения о Государственном комитете ветеринарной медицины [442]).
8. Комментируемая статья предусматривает заключение трудового договора, как правило, в письменной форме. Обычно после формулировки правила следует указание на исключение из этого правила. В части первой ст. 24 КЗоТ законодатель избрал другой вариант: после изложения правила он перечислил случаи, когда оно является обязательным, в связи с чем именно правило потеряло признак обязательности.
9. Письменная форма трудового договора обязательна при организованном наборе работников. В Украине продолжает действовать постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему усовершенствованию организованного набора работников и общественного призыва молодежи» [586]. Пункт 6 этого постановления [586] предусматривает заключение органом по вопросам труда (в настоящее время эту функцию исполняют органы государственной службы занятости — ст. 19 Закона «О занятости населения» [101]; п. 1 постановления Кабинета Министров Украины «О переселении семей в сельскую местность и организованном наборе работ-ников» [327]) от имени предприятий и организаций трудовых договоров с работниками, «направленными на работу в порядке организованного набора». С учетом ст. 19 Закона «О занятости населения» [101] такие трудовые договоры государственная служба занятости может заключать от имени предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности со всеми работниками (а не только с рабочими).
10. Определение круга работ, для выполнения которых необходимо заключать трудовой договор в письменной форме в соответствии с п. 2 части первой ст. 24 КЗоТ, осуществляется в первую очередь на основании раздела XXI Списка производств, работ, профессий и должностей работников, работа на которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья, дающих право на ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда [428].
11. Заключение трудового договора в письменной форме обязательно также и в других случаях, предусмотренных законодательством, хотя бы они и не были прямо названы в ст. 24 КЗоТ. Например, заключение письменного трудового договора предусмотрено для работников, деятельность которых связана с государственной тайной (постановление Кабинета Министров Украины «Об установлении письменной формы трудовых договоров с работниками, деятельность которых связана с государственной тайной» [344]). Типовая форма трудового договора с работниками, деятельность которых связана с государственной тайной, утверждена приказом Государственного комитета по вопросам государственной тайны [469]. Тем же приказом утверждена форма Обязанности гражданина Украины в связи с допуском к государственной тайне [469]. Обязательность письменной формы трудового договора вытекает из ст. 241 КЗоТ, предусматривающей регистрацию заключенных в письменной форме трудовых договоров между работниками и нанимателями — физическими лицами, ст. 25 Закона «О свободе совести и религиозных организаций» [105] (в случае заключения трудового договора с такой организацией), абз. второй п. 10 Положения о порядке организации и проведения оплачиваемых общественных работ [444] (при заключении срочных трудовых договоров на выполнение таких работ), ст. 15 Закона «Об альтернативной (невоенной) службе» [183] (при заключении трудового договора с работником, который проходит такую службу). Следует, однако, учитывать, что государственные органы вправе устанавливать правила об обязательности применения письменной формы трудового договора только в случаях, когда им такое полномочие предоставлено.
12. Однако закон не дает ответа на вопрос, как же трудовой договор должен оформляться в письменном виде. Следует признать, что письменной формой трудового договора является документ под названием «трудовой договор», «контракт», который подписывают его стороны. Поэтому нельзя признать письменной формой трудового договора заявление работника о приеме на работу, хотя бы и с резолюцией собственника «Отделу кадров. В приказ», и приказ о приеме на работу. Если признать письменной формой трудового договора такой способ встречного выражения воли сторонами трудового договора, то мы вынуждены будем утверждать, что письменная форма трудового договора у нас применялась практически всегда. Это не соответ-ствует содержанию ст. 24 КЗоТ. Однако соответствующая резолюция собственника на заявлении работника свидетельствует о достижении сторонами согласия по вопросу о приеме на работу.
13. Заключение письменного трудового договора путем подписания его сторонами документа под таким названием или заключение устного трудового договора с подачей работником заявления о приеме на работу не исключает действия общего правила, которое вытекает из ст. 24 КЗоТ, в соответствии с которым трудовой договор может считаться заключенным только с момента издания приказа (распоряжения) о приеме на работу или фактического допуска к работе.
В то же время и само издание приказа о приеме на работу не является достаточным для вывода о заключении трудового договора и возникновении трудовых правоотношений, если сторонами не достигнуто соглашение об условиях труда или работник фактически не допущен к ее выполнению или он сам не приступил к работе. Изданный приказ в этом случае может быть отменен, хотя законодательство прямо не предусматривает возможность отмены приказа о приеме на работу.
14. Предусматривая, как правило, письменную форму трудового договора, допуская устную его форму, закон предусматривает удвоение формы трудового договора: заключение трудового договора в соответствии с частью третьей комментируемой статьи оформляется приказом или распоряжением собственника о зачислении работника на работу. В то же время в соответствии с частью четвертой статьи 24 КЗоТ трудовой договор считается заключенным, если приказ (или распоряжение) о зачислении работника на работу не был издан, но работник фактически был допущен к работе. Такое правило могло бы вообще привести к утрате собственником или уполномоченным им органом контроля за приемом работников на работу. Поэтому Пленум Верховного Суда Украины в постановлении «О практике рассмотрения судами трудовых споров» [561] объяснил, что фактический допуск к работе может быть приравнен к заключению трудового договора только в том случае, если работник допущен к работе с ведома собственника или уполномоченного им органа.
15. Для внесения ясности во взаимоотношения сторон, заключивших трудовой договор, важно дать юридическую оценку факту заключения трудового договора в устной форме. Может ли работник, ссылаясь на свидетелей, доказывать факт заключения договора, требовать допуска к работе, оплаты времени вынужденного прогула, если вопреки достигнутой устной договоренности собственник или уполномоченный им орган не издал приказ (распоряжение) о зачислении работника на работу и не допустил к работе?
Ответ на поставленный вопрос сложно дать на основе и части первой и части третьей ст. 24 КЗоТ. Видимо, ответ можно дать с учетом части четвертой ст. 24 КЗоТ: фактический допуск к работе приравнивается к заключению договора, хотя бы и не было юридического факта, указанного в части третьей ст. 24 (издание приказа или распоряжения). Статья 24 КЗоТ совершенно определенно устанавливает, что договор считается заключенным, если издан приказ (распоряжение) о зачислении работника на работу, и предусматривает единственное исключение из этого правила (фактический допуск к работе приравнивается к заключению трудового договора). Тем самым фактически признается, что заключение трудового договора в устной или письменной форме, как это предусмотрено или допускается частью первой ст. 24 КЗоТ, является предварительным, чем-то вроде соглашения о намерениях. Неслучайно, разъясняя вопрос о моменте, с которого договор считается заключенным, Пленум Верховного Суда
Украины в постановлении «О практике рассмотрения судами трудовых споров» [561] (п. 7) вообще не упоминает заключение трудового договора, как оно предусмотрено частью первой ст. 24 КЗоТ, а ведет речь только о двух юридических фактах, с которыми связывается возникновение трудовых правоотношений, — приказе о приеме на работу и фактическом допуске к работе.
16. Недостаточно четкое правовое урегулирование процедуры заключения трудового договора порождает неопределенность во взаимоотношениях сторон, заключивших трудовой договор. Особенно справедливо это утверждение в случаях, когда трудовой договор заключается с условием о начале работы не со следующего дня, а через две недели (после увольнения работника с предыдущего места работы, где об увольнении необходимо предупредить собственника за две недели) или через другой промежуток времени. В принципе законодательство не запрещает заключать трудовые договоры с условием о начале работы позже. В частности, прямо предусмотрено заключение трудового договора с таким условием в случаях организованного набора работников. Естественно, это касается трудовых договоров, заключаемых с условием о переезде на работу в другую местность.
Однако при разрешении вопроса о целесообразности заключения трудового договора с условием о начале работы не сразу после заключения трудового договора, а позже, следует учитывать, что в трудовом праве очень много норм, не обеспеченных мерами ответственности или другими средствами обеспечения их реализации. И работник, заключивший трудовой договор и даже получивший на руки приказ о приеме на работу с условием о начале работы позже, вряд ли сумеет добиться фактического допуска к работе, если на его место до момента начала работы фактически будет принят другой работник.
17. При приеме на работу работник обязан предоставить трудовую книжку. Предоставление трудовой книжки обязательно и тогда, когда нанимателем является физическое лицо. Без трудовой книжки возможен прием на работу только по совместительству. Работник обязан при поступлении на работу также предоставить паспорт. Прием на работу без паспорта влечет административную ответственность (ст. 200 КУАП [82]). Документ об образовании, о присвоении соответствующей квалификации обязательно подается, если это необходимо для допуска к соответствующей работе. В других случаях предоставление этого документа не обязательно, но его предоставление может стать важным аргументом в интересах целесообразности приема такого работника на работу. В предусмотренных законодательством случаях для заключения трудового договора работник обязан предоставить также справку о состоянии здоровья и другие документы (например, военный билет, как это предусмотрено п. 14 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников [456]). Прием на работу военнообязанных и работников, которые вопреки требованиям законодательства не состоят на военном учете, влечет административную ответственность на основании ст. 2113 КУАП [82].
18. В соответствии со ст. 13 Закона «О государственной службе» [133] лицо, претендующее на занятие должности государственного служащего 3-7 категории, должно предоставить по месту будущей службы сведения о доходах и обязательствах финансового характера, в том числе и за границей, относительно себя и членов своей семьи. Лицо, претендующее на занятие должности государственного служащего 1 и 2 категории, должно подать также сведения о недвижимом и ценном движимом имуществе, которое принадлежит ему и членам его семьи, вкладах в банках и ценных бумагах. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины «О применении статьи 13 Закона «О государственной службе» [350], указанные сведения предоставляются в виде декларации, форма которой утверждена приказом Министерства финансов Украины. Лицо, претендующее на занятие должности государственного служащего, подает декларацию по месту будущей службы вместе с заявлением о приеме на работу или об участии в конкурсе.
Следует также обратить внимание на то, что указанные сведения предоставляются государственным служащим также ежегодно до 15 апреля за предыдущий отчетный год. Сведения, содержащиеся в декларациях, являются конфиденциальными.