Науково-практичний коментар до законодавства України про працю
Порядок разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)
9. Статья 11 Закона «О коллективных договорах и соглашениях» [128] устанавливает порядок разрешения разногласий, которые возникают в процессе ведения коллективных переговоров. Однако п. 3 раздела V «Заключительные положения» Закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» [178] предусматривает, что до приведения законодательства в соответствие с этим Законом [178] законы, другие нормативно-правовые акты действуют в части, не противоречащей этому Закону. Учитывая это, ст. 11 Закона «О коллективных договорах и соглашениях» [128] следует признать утратившей практическое значение: в части, противоречащей Закону «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» [178], она утратила силу, а в части, не противоречащей данному Закону [178], руководствоваться ею менее удобно, поскольку имеются более развернутые правила Закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» [178].
10. В преамбуле Закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» [178] (далее в пределах комментария к данной статье — Закон) определяется предмет регулирования — социально-трудовые отношения, т. е. отношения, участниками которых являются определенные категории работников предприятий или их структурных подразделений или значительно более крупные социальные группы работников. В то же время Закон [178] регулирует и трудовые отношения, т. е. устанавливает права и обязанности собственников и работников как самостоятельных субъектов трудового права (как участников трудовых отношений). Учитывая это, в ст. 1 Закона [178] указывается на то, что он распространяется, с одной стороны, на наемных работников (т. е. и на отдельных работников, и на их группы, выступающие стороной коллективного трудового спора) и организации, созданные ими в соответствии с законодательством для представительства и защиты их интересов, а с другой стороны — на собственников независимо от формы собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности.
11. Статья 3 Закона [178] более конкретно определяет стороны коллективных трудовых споров (конфликтов) на трех уровнях — производственном, отраслевом (территориальном) и национальном. На производственном уровне стороной коллективного трудового спора (конфликта) являются наемные работники (отдельные категории наемных работников) предприятия, учреждения, организации, их структурных подразделений. Первичная профсоюзная организация, другая уполномоченная наемными работниками организация признается не только представителем наемных работников в коллективном трудовом споре, но и самостоятельной стороной в этом споре. Поскольку Закон [178] не устанавливает каких-либо специальных требований к организации, уполномоченной наемными работниками, это может быть и организация, которая нигде не зарегистрирована и не имеет какого-либо другого статуса или каких-либо других прав и обязанностей, кроме установленных Законом [178]. Орган (лицо), который будет представлять интересы наемных работников, определяется одновременно с утверждением требований к собственнику.
На отраслевом и территориальном уровнях стороной коллективного трудового спора (конфликта) могут быть наемные работники предприятий, учреждений, организаций одной или нескольких отраслей, административно-территориальных единиц. Указывается (ст. 3 Закона [178]), что стороной таких споров могут быть и работники определенных профессий отрасли (отраслей) или административно-территориальной единицы (административно-территориальных единиц). Профсоюзы и их объединения признаются и здесь не только представителями наемных работников, но и самостоятельной стороной коллективного трудового спора (конфликта). На этом уровне стороной споров также признаются уполномоченные наемными работниками органы, которыми могут быть не только профсоюзные органы, но и другие органы, созданные и уполномоченные наемными работниками, в том числе и те, которые не имеют другого статуса и прав, кроме предусмотренных этим Законом [178].
На национальном уровне стороной коллективного трудового спора (конфликта) также являются наемные работники одной или нескольких отраслей (профессий) или профсоюзы, их объединения. На этом уровне также не исключается создание наемными работниками специального органа, который признается стороной спора.
12. В отношении субъекта, ответственного за действия в процессе коллективного трудового спора (конфликта), часть вторая ст. 3 Закона [178] предусматривает, что уполномоченный трудовым коллективом на представительство орган является единственным представителем наемных работников до прекращения конфликта. В силу этого правила уполномоченный наемными работниками на представительство орган не может быть заменен другим, пока коллективный трудовой спор не будет прекращен, что не исключает возможности внесения изменений в его состав. Это означает, что «орган (лицо), возглавляющий забастовку» (ст. 19 Закона [178]); «орган, уполномоченный наемными работниками на проведение забастовки» (ст. 32 Закона [178]) — это тот же орган, который указан в ст. 3 Закона [178], поскольку речь идет о представительстве перед собственником, объединением собственников, представителем собственника (объединения собственников) как стороне, противостоящей работникам в течение всего периода коллективного трудового спора. В то же время из формулировки «орган (лицо), возглавляющий забастовку» можно сделать вывод о том, что для этого органа возможна конкретизация по сравнению с органом, уполномоченным наемными работниками и являющимся стороной коллективного трудового спора.
13. Хотя при определении стороны коллективного трудового спора Закон [178] и допускает варианты, в отношении субъекта, которому предоставлено право формулирования требований к собственнику, установлены значительно более строгие правила.
Требования наемных работников на производственном уровне независимо от того, кто — профсоюз или работники — является стороной коллективного трудового спора, формулируются и утверждаются общим собранием (конференцией) работников. Вместо собрания допускается утверждение требований наемных работников путем сбора подписей: при условии сбора подписей не меньше половины членов трудового коллектива предприятия, учреждения, организации или их структурного подразделения требования считаются утвержденными. Если требования к собственнику утверждаются собранием (конференцией), решение об этом принимается им в порядке, установленном ст. 20 и 21 Закона СССР «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организа-циями» [566] (собрание считается правомочным, если в нем принимает участие не меньше половины членов трудового коллектива, а конференция — не меньше двух третей делегатов; решения принимаются большинством голосов участников собрания, конференции).
Если требования к собственнику предъявляет отдельная категория наемных работников, то непосредственно законом порядок утверждения их требований к собственнику не установлен. Они, безусловно, могут быть утверждены на общем собрании (конференции) трудового коллектива. В других случаях также могут быть проведены собрания с целью утверждения требований к собственнику. Возможно утверждение требований и путем сбора подписей. Однако при этом следует учитывать, что не любая группа работников вправе выдвигать требования к собственнику, а только та, которая может быть отнесена к определенной категории работников.
Утверждение требований на производственном уровне самостоятельно первичной профсоюзной организацией, органом или представителем, уполномоченным наемными работниками, не предусмотрено.
14. На отраслевом, территориальном и национальном уровнях требования наемных работников могут формулироваться и утверждаться двумя способами: решением выборного органа соответствующего профсоюза (объединения профсоюзов или конференцией представителей, избранных собранием (конференцией) и решением трудовых коллективов соответствующих предприятий, учреждений, организаций. Одновременно с формулировкой требований выборный орган или собрание (конференция) определяют лицо (или создают орган), которое будет представлять интересы наемных работников в коллективном трудовом споре.
15. Требования наемных работников, профсоюза (объединения профсоюзов) оформляются протоколом и направляются собственникам или уполномоченным ими органам.
16. Решение собственника по части требований наемных работников должно быть изложено в письменной форме и послано уполномоченному органу другой стороны вместе с социально-экономическим обоснованием. Предельный срок рассмотрения требований и принятия решения по ним от дня получения собственником (объединением собственников, уполномоченным им органом или представителем) требований наемных работников до получения наемными работниками (органом или уполномоченным ими лицом) уведомления другой стороны — тридцать дней. Если разрешение вопросов, изложенных в требованиях наемных работников, относится к компетенции собственника, получившего эти требования, он должен сообщить о своем решении в трехдневный срок. Если же принятие соответствующего решения относится к компетенции вышестоящего органа, собственник обязан направить последнему требования наемных работников. Предельный срок для рассмотрения требований в каждой инстанции — три дня.
17. Формулирование и утверждение требований наемных работников, принятие стороной решения по существу требований наемных работников и направление им соответствующего уведомления (вплоть до получения такого уведомления) — это до- конфликтная стадия разрешения разногласий. Коллективный трудовой спор (конфликт) считается возникшим с момента, когда уполномоченный наемными работниками орган получил от собственника уведомление о полном или частичном отказе в удовлетворении коллективных требований (в соответствии с принятым им решением), или с момента окончания срока рассмотрения требований (часть первая ст. 6 Закона [178]). Очевидно, что коллективный трудовой спор нельзя считать возникшим и в том случае, если уведомление о полном или частичном отказе в удовлетворении требований наемных работников признано ими обоснованным.
18. Если же орган, уполномоченный представлять наемных работников, признает полный или частичный отказ в удовлетворении требований наемных работников необоснованным, он обязан в трехдневный срок письменно проинформировать собственника или уполномоченный им орган, местный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления по месту нахождения предприятия и Национальную службу посредничества и примирения о возникновении коллективного трудового спора (конфликта). Национальная служба посредничества и примирения осуществляет регистрацию выдвинутых работниками требований и коллективных трудовых споров (конфликтов). Следует, однако, иметь в виду, что такая регистрация никоим образом не затрагивает право сторон коллективного трудового спора (конфликта), а поэтому регистрация или отказ в регистрации не могут оспариваться в суде.
19. Для решения коллективного трудового спора используются примирительные процедуры. Ни одна из сторон спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах.
20. Примирительная комиссия — это создаваемый из представителей спорящих сторон орган, предназначенный для разработки решения по коллективному трудовому спору (конфликту), которое может удовлетворить стороны. Примирительная комиссия создается из равного количества представителей спорящих сторон. Каждая из сторон самостоятельно определяет своих представителей в комиссию. Примирительная комиссия создается на производственном уровне в 3-дневный срок, на отраслевом и региональном уровнях — в 5-дневный, а на национальном уровне — в 10-дневный срок со дня возникновения коллективного трудового спора.
21. Компетенция примирительной комиссии ограничивается рассмотрением и разрешением коллективных трудовых споров по вопросам установления новых или замены существующих социально-экономических условий труда и производственного быта, а также заключения или изменения коллективного договора, соглашения. Вопросы, касающиеся выполнения коллективного договора, соглашения, их отдельных положений, нарушения законодательства о труде, выходят за пределы полномочий примирительной комиссии. Для рассмотрения указанных вопросов сразу создается трудовой арбитраж.
22. Установлены следующие правила работы примирительной комиссии:
— на время ведения переговоров и подготовки решения члены примирительной комиссии освобождаются от выполнения трудовых обязанностей с сохранением средней заработной платы;
— на стороны конфликта возлагается обязанность предоставления примирительной комиссии информации, необходимой для ведения переговоров;
— членам примирительной комиссии запрещено разглашать сведения, являющиеся государственной или другой защищенной законом тайной;
— организационное и материально-техническое обеспечение работы примирительной комиссии осуществляется по соглашению сторон, а если соглашение не достигнуто — в равных частях;
— в случае необходимости примирительная комиссия привлекает независимого посредника. Независимый посредник определяется по общему выбору сторон конфликта. Он способствует взаимодействию сторон, проведению переговоров, участвует в разработке примирительной комиссией взаимоприемлемого решения.
23. Срок для рассмотрения спора не должен превышать в производственной примирительной комиссии — пяти дней, в отраслевой или территориальной примирительной комиссии — 10 дней, в примирительной комиссии на национальном уровне — 15 дней после создания соответствующей комиссии. По соглашению сторон эти сроки могут быть продлены. При этом, поскольку Законом [178] не установлен срок такого продления, он определяется по соглашению сторон.
24. Само название комиссии как примирительной, а также указание в абзаце втором части второй ст. 11 Закона [178] на «неприятие примирительной комиссией согласованного решения» дают основания для вывода о том, что примирительная комиссия принимает решение не большинством голосов, а путем согласования решения представителями сторон, назначенными в комиссию спорящими сторонами. Решение примирительной комиссии оформляется протоколом. Оно имеет обязательную силу для участников конфликта и выполняется в порядке и сроки, установленные решением.
После принятия решения примирительная комиссия прекращает работу, а коллективный трудовой спор считается разрешенным. Если примирительная комиссия не смогла принять согласованное решение, коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже. О причинах разногласий примирительная комиссия уведомляет стороны коллективного трудового спора (конфликта) с изложением позиций спорящих сторон.
25. Трудовые арбитражи рассматривают коллективные трудовые споры (конфликты), если они не были разрешены примирительными комиссиями, а также непосредственно — споры по вопросам выполнения (невыполнения) коллективных договоров, соглашений, отдельных их положений, а также споры по вопросам выполнения (невыполнения) требований законодательства о труде. Количественный и персональный состав трудового арбитража определяется по согласованию сторонами коллективного трудового спора. В состав трудового арбитража законодатель рекомендует включать привлеченных сторонами специалистов, экспертов и других лиц. Специально указывается, что в состав трудового арбитража могут входить народные депутаты Украины, представители органов государственной власти и другие лица. Председатель трудового арбитража избирается его составом из числа его членов.
26. Трудовой арбитраж рассматривает коллективный трудовой спор при обязательном участии спорящих сторон, а в случае необходимости — представителей других заинтересованных органов и организаций. Трудовой арбитраж обязан принять решение по существу спора в течение 10 дней после его создания. По решению трудового арбитража этот срок может быть продлен до 20 дней. Решение по существу коллективного трудового спора выносится большинством голосов его членов и подписывается всеми его членами.
Решение трудового арбитража является обязательным для сторон трудового спора, если его стороны предварительно об этом договорились. Следовательно, если стороны не договорились об этом, решение арбитража имеет рекомендательный характер. Закон [178] допускает и такую возможность, что трудовой арбитраж не сможет вынести решение по существу коллективного трудового спора. Тогда он обязан в письменной форме уведомить стороны о причинах разногласий в трудовом арбитраже.
27. Национальная служба примирения и посредничества создана Президентом Украины в соответствии с Указом «О создании Национальной службы посредничества и примирения» [309]. Цель ее деятельности — содействие улучшению трудовых отношений, предотвращение коллективных трудовых споров (конфликтов), их прогнозирование, содействие их разрешению, осуществление посредничества при разрешении таких споров. Национальная служба посредничества и примирения создает свои отделения в Автономной Республике Крым и областях. Национальная служба посредничества и примирения имеет статус государственного органа, поэтому в соответствии со ст. 19 Конституции Украины она вправе действовать только на основании, в рамках компетенции и способом, предусмотренным Конституцией Украины и законами.
Статья 15 Закона [178] относит к компетенции Национальной службы посредничества и примирения следующие вопросы:
— осуществление регистрации выдвинутых наемными работниками требований;
— анализ требований, выявление и обобщение причин коллективных трудовых споров (конфликтов), подготовка предложений по их устранению;
— подготовка посредников и арбитров, специализирующихся на решении коллективных трудовых споров (конфликтов);
— формирование списков арбитров и посредников. Однако это вовсе не означает, что стороны коллективного трудового спора обязаны выбирать посредников и членов трудовых арбитражей только из этих списков;
— проверка в случае необходимости полномочий представителей сторон коллективного трудового спора (конфликта);
— посредничество в решении коллективных трудовых споров (конфликтов);
— привлечение к участию в примирительных процедурах народных депутатов Украины, представителей государственной власти, органов местного самоуправления.
28. Рассмотрение коллективного трудового спора в Национальной службе посредничества и примирения не является обязательным. Сторонам спора только предоставляется право обращения в эту Службу, которая в десятидневный срок направляет сторонам свои рекомендации, являющиеся не обязательными для выполнения. Следовательно, рассмотрение спора в Национальной службе посредничества и примирения не является отдельной стадией рассмотрения трудового спора, а обращение в нее является добровольным. При этом, обращение сторон конфликта в эту Службу должно быть совместным. Если в требованиях наемных работников содержится вопрос, разрешение которого относится к компетенции центральных или местных органов государственной власти, органов самоуправления, названная Служба направляет свои рекомендации, а также соответствующие материалы этим органам, которые обязаны о принятом по таким вопросам решении в семидневный срок проинформировать спорящие стороны и Национальную службу посредничества и примирения.