Науково-практичний коментар до законодавства України про працю
Статья 13. Содержание коллективного договора
Содержание коллективного договора определяется сторонами в пределах их компетенции.
В коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон по регулированию производственных, трудовых, социально-экономических отношений, в частности:
изменению в организации производства и труда;
обеспечению продуктивной занятости;
нормированию и оплате труда, установлению форм, системы, размеров заработной платы и других видов трудовых выплат (доплат, надбавок, премий и пр.);
установлению гарантий, компенсаций, льгот;
участию трудового коллектива в формировании, распределении и использовании прибыли предприятия, учреждения, организации (если это предусмотрено уставом);
режиму работы, продолжительности рабочего времени и отдыха;
условиям и охране труда;
обеспечению жилищно-бытового, культурного, медицинского обслуживания, организации оздоровления и отдыха работников;
гарантиям деятельности профсоюзной или иных представительских организаций трудящихся;
условиям регулирования фондов оплаты труда и установлению межквалификационных (междолжностных) соотношений в оплате труда;
обеспечению равных прав и возможностей женщин и мужчин.
Коллективный договор может предусматривать дополнительные по сравнению с действующим законодательством и соглашениями гарантии, социально-бытовые льготы.
1. Комментируемая статья предоставляет право сторонам коллективного договора включать в договор только такие условия, выполнение которых находится в их компетенции. Это банальное положение является очень актуальным для современной правовой и социально-экономической реальности. Неисключительным стало издание министерствами и ведомствами нормативных актов, выходящих за рамки их компетенции. Очевидно, законодатель побоялся распространения подобной практики и специально указал, что стороны коллективного договора при его заключении не имеют права выходить за рамки своей компетенции.
2. Часть вторая ст. 13 КЗоТ повторяет положение ст. 10 КЗоТ, в соответствии с которой коллективный договор регулирует производственные, трудовые и социальноэкономические отношения. По сути, любые вопросы, связанные с трудом, производством, социальным положением работников и членов их семей, могут решаться в коллективном договоре.
Статья 13 КЗоТ не содержит исчерпывающего перечня вопросов, которые должны регулироваться коллективными договорами. Однако перечисленные в этой статье положения должны вноситься в коллективный договор обязательно.
3. Часть третья ст. 13 КЗоТ предоставляет право сторонам коллективного договора устанавливать в нем дополнительные по сравнению с действующим законодательством и соглашениями гарантии и социально-бытовые льготы. Здесь не говорится о том, что дополнительные гарантии могут устанавливаться только для работников. Следовательно, не исключается установление их и для собственника.
В отличие от ст. 91 КЗоТ часть третья комментируемой статьи не указывает на грани права стороны коллективного договора устанавливать в нем дополнительные гарантии, а также социально-бытовые льготы для работников. Ясно, однако, что они могут устанавливаться только в пределах полномочий предприятия и компетенции лиц, которые выступают при заключении договора от имени собственника. Эти полномочия и компетенция ограничиваются законодательством и уставом предприятия (положением об ином юридическом лице).
В практическом отношении важно еще одно различие между частью третьей ст. 13
КЗоТ и ст. 91 КЗоТ. Если ст. 91 допускает возможность установления дополнительных трудовых и социально-бытовых льгот в тех правоотношениях, в которых работнику противостоит предприятие, то комментируемая статья предоставляет право сторонам коллективного договора устанавливать дополнительные гарантии и льготы в правоотношениях, в которых работнику противостоит не только предприятие, но и собственник, т. е. и в отношениях, преобладающее содержание которых носит организационный характер. Вследствие этого в коллективном договоре допустимо устанавливать дополнительную гарантию для работников в виде обязанности собственника не допускать изменений в организации производства и труда, влекущих увольнение работников по сокращению штатов, переход на неполное рабочее время. В трудовом договоре, кроме контракта, такая гарантия не будет иметь правового основания, поскольку право собственника увольнять работников, вносить изменения в существенные условия труда вытекает из императивных норм трудового права. От этого права сам собственник отказаться не может.
Вместе с тем практически важно различать отказ собственника при заключении коллективного договора от реализации своего права внедрять или не внедрять изменения в организации производства и труда, влекущие возникновение или прекращение соответствующих прав собственника в трудовых правоотношениях, от отказа собственника от прав, принадлежащих ему в трудовых правоотношениях. Первый вид отказа является полностью допустимым, второй — нет (поскольку ограничивает трудовую правоспособность собственника). Собственник может принять на себя обязанность не осуществлять изменения в организации производства и труда, влекущие сокращение численности или штата работников, но не может отказаться от права увольнения работников по п. 1 ст. 40 КЗоТ. Собственник может принять на себя обязанность обеспечить проведение профилактических и лечебных мероприятий с целью спасения отдельных работников от алкоголизма, но не может отказаться от права увольнять с работы лиц, которые появляются на работе в нетрезвом состоянии.
4. Часть первая ст. 8 Закона «О коллективных договорах и соглашениях» [128] предписывает предусматривать в генеральном соглашении основные принципы и нормы реализации социально-экономической политики и трудовых отношений, в частности, по вопросам:
1) гарантий труда и обеспечения производительной занятости;
2) минимальных социальных гарантий в сфере оплаты труда и доходов всех групп и слоев населения, которые обеспечивали бы достаточный уровень жизни;
3) размера прожиточного минимума, минимальных нормативов;
4) социального страхования;
5) трудовых отношений, режима работы и отдыха;
6) условий охраны труда и окружающей природной среды;
7) удовлетворения духовных потребностей населения.
5. Предусматривается внесение в отраслевое соглашение условий по вопросам:
1) нормирования и оплаты труда, установления для предприятий отрасли (подотрасли) минимальных гарантий заработной платы в соответствии с квалификацией на основании тарифной сетки по минимальному пределу и минимальных размеров доплат и надбавок с учетом специфики, условий труда отдельных профессиональных групп и категорий работников отрасли (подотрасли);
2) установления минимальных социальных гарантий, компенсаций, льгот в сфере труда и занятости;
3) трудовых отношений;
4) жилищно-бытового, медицинского, культурного обслуживания, организации оздоровления и отдыха;
5) условий увеличения фондов оплаты труда;
6) установления межквалификационных (междолжностных) соотношений в оплате труда.
6. Относительно региональных соглашений указывается на то, что они устанавливают нормы социальной защиты наемных работников, а также включают более высокие по сравнению с генеральным соглашением социальные гарантии, компенсации, льготы.
7. Соглашения распространяют свое действие на предприятия, которые входят в сферу полномочий подписавших их сторон. На предприятия, которые при подписании соглашений не были представлены со стороны собственника и стороны профсоюза (объединения профсоюзов, другого уполномоченного трудящимися органа), соглашения распространяться не могут. Они не могут распространяться и на те предприятия, которые при подписании соглашения были представлены только одной стороной. При этом Закон [128] не запрещает той стороне коллективного соглашения, которая его подписала, исполнять обязанности, возлагаемые на нее соглашением.
Есть только одно исключение из правила о недопустимости распространения соглашений на предприятия, которые не были при подписании соглашения представлены обеими его сторонами. Для работников предприятий, производств, цехов, участков и других подразделений, выполняющих работы, которые не относятся к основной деятельности отрасли (подотрасли), условия оплаты труда устанавливаются в коллективном договоре с соблюдением гарантий, определенных соглашениями тех отраслей (подотраслей), к которым такие подразделения относятся по характеру производства, а также в актах законодательства (ст. 17 Закона «Об оплате труда» [150]).
8. Законодательство, соглашения и коллективные договоры состоят в субординационной зависимости. Соглашения и коллективные договоры не должны противоречить законодательству. Из правила о запрещении ухудшать соглашениями положение работников по сравнению с законодательством (ст. 5 Закона «О коллективных договорах и соглашениях» [128]) практика сделала вывод о возможности улучшения положения работника по сравнению с законодательством.
Установленные законодательством и генеральным соглашением условия являются обязательными для сторон, подписывающих отраслевые и региональные соглашения, если стороны последних были представлены при подписании генерального соглашения. При этом и условиями отраслевых и региональных соглашений положение работников может только улучшаться по сравнению с условиями, установленными законодательством и генеральным соглашением.
Условия отраслевого или регионального соглашения являются обязательными для сторон коллективного договора, которые были представлены при подписании указанных соглашений.
Условия коллективного договора могут улучшать положение работников по сравнению с законодательством, генеральным, отраслевым и региональным соглашениями, однако не могут его ухудшать. Если законодательно установленный уровень норм и гарантий в коллективном договоре снижаться не может ни при каких условиях, то условия оплаты труда в коллективном договоре могут быть установлены ниже норм, предусмотренных генеральным, отраслевым или региональным соглашением, на период преодоления финансовых трудностей предприятия, но не более чем на шесть месяцев (часть вторая ст. 14 Закона «Об оплате труда») в течение срока действия коллективного договора.