Науково-практичний коментар до законодавства України про працю
Статья 12. Стороны коллективного договора
Коллективный договор заключается между собственником или уполномоченным им органом (лицом), с одной стороны, и первичными профсоюзными организациями, действующими в соответствии со своими уставами, а в случае их отсутствия — представителями, свободно избранными на общих собраниях наемных работников или уполномоченных ими органов, с другой стороны.
Если на предприятии, в учреждении, организации создано несколько первичных профсоюзных организаций, они должны на началах пропорционального представительства (согласно количеству членов каждой первичной профсоюзной организации) создать объединенный представительский орган для заключения коллективного договора. В этом случае каждая первичная профсоюзная организация должна определиться относительно своих конкретных обязательств по коллективному договору и ответственности за их невыполнение. Первичная профсоюзная организация, отказавшаяся от участия в объединенном представительском органе, лишается права представлять интересы работников при подписании коллективного договора.
1. Руководствуясь общей терминологией Кодекса законов о труде, ст. 12 КЗоТ одной из сторон коллективного договора называет собственника. По общему правилу, в соответствии со сложившейся практикой собственником при заключении коллективного договора выступает руководитель предприятия. В сфере государственной собственности исключительно руководитель имеет право выступать собственником при заключении коллективного договора, поскольку такое право за органами управления имуществом не признается (Закон «Об управлении объектами государственной собственности» [266]). В сфере коммунальной собственности право определения органа, уполномоченного выступать при заключении коллективного договора как собственник (в трудо-правовом понимании), принадлежит руководителю предприятия, учреждения, организации, если только орган, уполномоченный управлять коммунальным имуществом, не взял эти функции на себя. Аналогичным образом должен решаться и вопрос о субъекте коллективного договора на стороне собственника на предприятиях негосударственной (некоммунальной) формы собственности. При этом право того или иного должностного лица выступать при заключении коллективного договора в роли собственника или уполномоченного им органа должно быть определено уста-вом. Гражданско-правовой собственник негосударственного предприятия имеет право, если он считает это необходимым, при условии наличия соответствующей записи в уставе предприятия, непосредственно выступить стороной коллективных переговоров и коллективного договора. Организационно такую функцию удобнее всего выполнять собственнику частного предприятия. Это не исключается и тогда, когда собственников несколько лиц. Если же их много, то непосредственное заключение ими коллективного договора организационно практически невозможно, но собрание учредителей (участников) предприятия, хозяйственного общества вправе поручить ведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора одному или нескольким учредителям (участникам), наблюдательному совету, если это не противоречит уставу предприятия.
2. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в ст. 12 КЗоТ наряду с уполномоченным собственником органом единственный раз в Кодексе законов о труде называется уполномоченное собственником лицо. Анализ законодательства о труде дает основания утверждать, что под уполномоченным собственником органом подразумевается, как правило, также должностное лицо, хотя законодатель в других случаях (кроме ст. 12 КЗоТ) и не признает необходимым называть наряду с уполномоченным собственником органом и уполномоченное им лицо.
3. Не будет противоречить ст. 12 КЗоТ подписание коллективного договора на стороне собственника несколькими лицами.
4. В комментируемой статье говорится о том, что стороной коллективного договора является первичная профсоюзная организация. Выборный орган первичной профсоюзной организации в принципе стороной коллективного договора не является. Такой вывод подтверждается указанием в ст. 4, 11, 17, 18, 19 Закона «О коллективных договорах и соглашениях» [128] на профсоюзы как сторону коллективного договора. Следует, однако, учитывать, что в п. 9 ст. 247 КЗоТ говорится о выборном органе первичной профсоюзной организации, который «подписал» коллективный договор, а в п. 1 части первой ст. 247 КЗоТ и п. 1 ст. 38 названного Закона говорится о том, что выборный орган заключает коллективный договор. В ст. 20 Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» [191] стороной коллективных договоров и соглашений также признаются профсоюзы. Систематическое толкование этой статьи, сравнение ее со ст. 12 КЗоТ и другими статьями данного Закона дает основания для вывода о том, что под профсоюзами здесь понимаются не только профессиональные союзы, как они определяются в Законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» [191], но и первичные профсоюзные организации на предприятиях, в учреждениях, организациях (на это прямо указывается в части первой ст. 12 КЗоТ). Преимущественно именно первичная профсоюзная организация выступает как сторона коллективного договора. Вместе с тем необходимо учитывать, что на предприятии может быть создан профессиональный союз (а не только первичная профсоюзная организация, которая входит в состав профсоюза). В этом случае стороной коллективного договора будет именно профсоюз, если он принимал участие в коллективных переговорах и заключил коллективный договор. Профсоюз имеет право на заключение коллективного договора и тогда, когда он объединяет работников нескольких или многих предприятий.
5. Статья 12 КЗоТ и ст. 4 Закона «О коллективных договорах и соглашениях» [128] признают за первичными профсоюзными организациями, профсоюзами и их объединениями в лице их выборных органов безоговорочное право на ведение коллективных
переговоров и заключение коллективных договоров. В отличие от других представительских органов, которые должны быть уполномочены трудовым коллективом на ведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора, первичная профсоюзная организация предприятия, учреждения, организации в получении от трудового коллектива таких специальных полномочий не нуждается.
6. Комментируемая статья существенно усиливает позиции первичной профсоюзной организации (профессионального союза) в отношениях по заключению коллективного договора по сравнению с «другими представительскими органами трудящихся» (терминология ст. 4 Закона «О коллективных договорах и соглашениях» [128]) или «представителями, свободно избранными на общем собрании наемных работников или уполно-моченных ими органов» (терминология ст. 12 КЗоТ). Статья 4 Закона «О коллективных договорах и соглашениях» [128] допускает ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и теми, и другими субъектами. Из текста этой статьи можно сделать вывод о том, что все зависит от вмешательства трудового коллектива. Если трудовой коллектив создал представительский орган для ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора, этот орган и является его стороной. Если такой орган не создан, право ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора принадлежит профсоюзной организации (профсоюзу).
Статья 12 КЗоТ допускает возможность избрания наемными работниками представителей для ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора только в том случае, если на предприятии отсутствует первичная профсоюзная организация (профсоюз). При применении анализируемых норм следует исходить с того, что ст. 4 Закона «О коллективных договорах и соглашениях» [128] устанавливает общее правило, которое допускает альтернативу при определении стороны коллективных переговоров и коллективного договора. Статья 12 КЗоТ устанавливает специальное правило о пределе допустимости этой альтернативы: она допустима только при отсутствии на предприятии профсоюзной организации.
7. Если на предприятии действует несколько профсоюзов (первичных профсоюзных организаций), то стороной коллективного договора признаются все эти профсоюзы (первичные профсоюзные организации).
При наличии на предприятии нескольких профсоюзов (первичных профсоюзных организаций) или других уполномоченных трудовым коллективом на представительство органов они должны сформировать общий представительский орган для ведения переговоров и заключения коллективного договора (ст. 4 Закона «О коллективных договорах и соглашениях» [128]). Стороной коллективного договора при этом считаются все соответствующие профсоюзы. Они должны на принципах пропорционального представительства (в соответствии с количеством членов каждой первичной профсоюзной организации) создать объединенный представительский орган. В процессе коллективных переговоров и заключения коллективного договора этот представительский орган принимает решение в соответствии с количеством голосов, которое принадлежит представителям каждой первичной профсоюзной организации (т. е. в соответствии с количеством членов каждой первичной профсоюзной организации, профсоюза).
Каждый из профсоюзов, каждая из первичных профсоюзных организаций относительно своих собственных обязательств по коллективному договору определяется самостоятельно. Профсоюз, который отказался от участия в работе объединенного представительского органа, лишается права представлять наемных работников во время подписания коллективного договора (часть вторая ст. 37 Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» [191]).
8. При условии, что в общем представительском органе его участники не пришли к согласию в отношении содержания единого коллективного договора, общее собрание (конференция) трудового договора принимают наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручают профсоюзу (первичной профсоюзной организации, ее выборному органу) или другому уполномоченному трудовым коллективом органу, который разработал этот проект, на его основе провести переговоры и заключить утвержденный собранием коллективный договор от имени трудового коллектива (часть третья ст. 4 Закона «О коллективных договорах и соглашениях» [128]). Однако даже наличие в Законе слов «от имени трудового коллектива» не означает, что Закон признал трудовой коллектив стороной коллективного договора. Его стороной и в этом случае Законом признаются профсоюзы (первичные профсоюзные организации) или другие уполномоченные трудовым коллективом на представительство органы. Но сфера применения изложенных правил предельно сузилась, поскольку ст. 12 КЗоТ (в редакции Закона от 5 апреля 2001 г.) предусмотрела пропорциональное представительство при создании профсоюзными организациями объединенного представительского органа, что предусматривает и выражение воли этим органом на основе большинства голосов представителей в этом органе.
9. На национальном, отраслевом и региональном уровнях также предусмотрено заключение соглашений на двусторонней (трехсторонний) основе, в связи с чем для ведения коллективных переговоров и заключения соглашения и профсоюзы, и собственники должны объединяться.
Для ведения коллективных переговоров и заключения генерального соглашения должны объединяться собственники, на предприятиях которых занято большинство наемных работников государства. С другой стороны, коллективные переговоры ведут соответствующие объединенные профессиональные союзы. При этом профсоюзы должны быть представлены пропорционально количеству своих членов (часть третья ст. 20 Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» [191]). Интересы профсоюзов, не относящихся к категории крупных, в таких условиях могут быть обеспечены только за счет права отказаться от участия в ведении коллективных переговоров и заключении соглашения, что будет исключать распространение соглашения на эти профсоюзы.
На отраслевом уровне ведение коллективных переговоров и заключение соглашений могут осуществлять объединившиеся собственники и профессиональные союзы, имеющие полномочия для реализации условий соглашения на большинстве предприятий соответствующей отрасли. В ст. 3 Закона «О коллективных договорах и соглашениях» [128] вместо слов «соответствующей отрасли» указано «входят в сферу их действия». Это указание, на наш взгляд, означает попытку законодателя дать иное определение отрасли в условиях, когда прежней строгой дифференциации народного хозяйства по отраслям, подчиненным соответствующим министерствам, не стало.
На региональном уровне также объединяются соответствующие собственники, в том числе и субъекты коммунальной собственности, и профессиональные союзы. Причем здесь не установлены какие-либо требования об участии в коллективных переговорах и заключении регионального соглашения сторон, представляющих большинство работников региона или предприятий.