Коллективный договор заключается на основе действующего законодательства, принятых сторонами обязательств в целях регулирования производственных, трудовых и социально-экономических отношений и согласования интересов трудящихся, собственников и уполномоченных ими органов.

1. Коллективный договор заключается на основе законодательства. Поэтому при внесении в коллективный договор условий, противоречащих законодательству, последние не имеют силы, являются ничтожными и применяться не могут. В то же время следует иметь в виду, что часть третья ст. 13 КЗоТ и ст. 7 Закона «О коллективных договорах и соглашениях» [128] допускают возможность внесения в коллективные договоры условий, улучшающих положение работников по сравнению с законодательством (предоставляют дополнительные трудовые и социально-бытовые льготы работникам, а также дополнительные гарантии). Такие условия коллективных договоров имеют юридическую силу. Они не могут считаться противоречащими законодательству.

2. Формулировка «коллективный договор заключается на основе... принятых сторонами обязательств» исходит из того, что стороны коллективного договора в процессе коллективных переговоров принимают на себя определенные обязательства, после чего заключается (подписывается, оформляется) коллективный договор. Однако в юриспруденции содержание приобретает реальную значимость, если оно выражено в установленной законом форме. Да и из анализа норм главы II Кодекса законов о труде и Закона «О коллективных договорах и соглашениях» [128] вытекает, что все-таки коллективный договор является источником, в котором фиксируются обязанности его сторон, а не наоборот.

3. Целью заключения коллективного договора является согласование интересов коллектива работников, с одной стороны, и собственника — с другой. Такая идея сначала была заложена в Законе «О коллективных договорах и соглашениях» [128], а затем воспроизведена в ст. 10 КЗоТ при внесении в нее изменений Законом от 15 декабря 1993 года [132].

Для государства с социалистическим опытом законодательное признание такой цели коллективного договора, как согласование интересов труда и капитала имеет достаточно большое политическое и непосредственное практическое значение. И капитал, и труд — это совершенно необходимые компоненты производства. Победа одного из них ведет к разрушению экономики. Поэтому компромисс между трудом и капиталом объективно необходим. Одним из важнейших средств его достижения является коллективный договор. Нормативные условия коллективных договоров имеют все признаки правовых норм, хотя они и не исходят от государства и его органов. Как и законодательные нормы, они носят общий характер и являются обязательными не только для сторон, заключивших коллективный договор, но и для сторон трудовых договоров, которые заключаются в сфере действия соответствующего коллективного договора. Субъективные права, вытекающие из коллективного договора, подлежат защите правоохранительными органами. При рассмотрении трудовых споров соответствующие органы применяют нормативные условия коллективных договоров, не противоречащие законодательству, наряду с нормами законов и подзаконных актов. К категории нормативных условий коллективных договоров относятся условия, которыми устанавливаются тарифные ставки, должностные оклады, размеры и условия доплат и надбавок к заработной плате, размеры и условия выплаты премий и т. п.

Обязательственные условия коллективных договоров имеют не общий, а конкретный характер. В отличие от нормативных условий, они действуют, как правило, не в течение всего срока действия коллективного договора. Обязательственные условия коллективного договора прекращают действие в связи с исполнением обязанностей, вытекающих из них. Если собственник исполнил, например, обязательство по проведению перечисленных в коллективном договоре мероприятий с целью оздоровления условий труда, он не может нести и далее соответствующие обязанности.

4. Комментируемая статья обращает также внимание на роль коллективного договора как регулятора производственных, трудовых и социально-экономических отношений между работниками и собственниками. Условия коллективного договора (нормативные и обязательственные) имеют юридически обязательный характер, а потому способны регулировать отношения между сторонами, заключившими коллективный договор, а также между сторонами трудовых договоров, заключенных при участии собственника, подписавшего коллективный договор.

Указание на социально-экономические отношения как предмет регулирования коллективным договором означает, что его положения распространяются не только на индивидуальные трудовые правоотношения, но и на отношения, сторонами которых являются трудовой коллектив, профессиональный союз, первичная профсоюзная организация, выборный орган первичной профсоюзной организации (другой орган, уполномоченный трудовым коллективом на представительство), с одной стороны, и собственник (уполномоченный им орган) — с другой. Такие отношения в преамбуле Закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» [178] называются социально-трудовыми. Указание в ст. 10 КЗоТ на регулирование произ-водственных и социально-экономических отношений связано с частью первой ст. 1 КЗоТ, признающей задачами трудового права решение важнейших экономических и социальных проблем. Но вопросы отдаленных последствий правового регулирования трудовых отношений не стали предметом надлежащего исследования, поэтому в науке даже нет правовой категории, которая обозначала бы такое явление как связь правового регулирования и отдаленных его последствий.

5. Закон «О коллективных договорах и соглашениях» [128] впервые в отечественном законодательстве предусмотрел заключение на отраслевом, региональном и национальном уровнях соглашений между соответствующими объединениями профсоюзов и собственников с целью регулирования тех же (производственных, трудовых и социально-экономических и социально-трудовых) отношений. Однако в связи с принятием названного Закона в Кодекс законов о труде не были внесены положения, касающиеся соглашений. Законодатель, по-видимому, считал, что отношения, которые возникают по поводу заключения и выполнения соглашений, выходят за пределы трудовых отношений, регулируемых Кодексом законов о труде. Однако соглашения — это один из регуляторов трудовых отношений. В этом — их единство с коллективными договорами и причина, обусловливающая необходимость внесения в будущем в Кодекс законов о труде норм, которые регулируют отношения по поводу соглашений.

6. Внедрение в практику соглашений, заключаемых на национальном (государственном), отраслевом и региональном уровнях, обязательность условий соглашений для сторон, ведущих на предприятиях коллективные переговоры и заключающих коллективный договор, дают основания для вывода о том, что коллективный договор заключается на основании не только законодательства, но и соглашений, действие которых распространяется на стороны этого коллективного договора.