Науково-практичний коментар до законодавства України про працю
Статья 8-1. Соотношение международных договоров о труде и законодательства Украины
Если международным договором или международным соглашением, в которых принимает участие Украина, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Украины о труде, то применяются правила международного договора или международного соглашения.
1. Статья 9 Конституции предусматривает, что действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины. Комментируемая статья является конкретизацией указанного конституционного положения. При этом в ст. 81 КЗоТ специально подчеркиваются два момента. Первый — международные договоры и соглашения, участником которых является Украина, являются частью национального трудового законодательства Украины, поэтому они относятся к источникам трудового права Украины. Второй — нормы таких международных договоров и соглашений имеют приоритет перед актами внутреннего законодательства Украины. Таким образом, в случае противоречия между ними должны применяться положения международных договоров и соглашений, а не трудового законодательства Украины.
2. Конкретный порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Украины установлен Законом «О международных договорах Украины» [251]. В соответствии с названным Законом [251] международным договором Украины является заключенный в письменной форме документ с иностранным государством или другим субъектом международного права, который регулируется международным правом, независимо от того, содержится договор в одном или нескольких связанных между собой документах, и независимо от его конкретного наименования (договор, соглашение, конвенция, пакт, протокол и т. п.).
3. Действующие международные договоры Украины подлежат добросовестному соблюдению Украиной в соответствии с нормами международного права. Согласно этому принципу Украина также выступает за то, чтобы и другие стороны международных договоров Украины неуклонно выполняли свои обязательства по таким договорам.
Общий надзор за исполнением международных договоров Украиной, в том числе и другими их сторонами, осуществляет Министерство иностранных дел Украины. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, взятых на себя по международным договорам, Украинской Стороной, Министерство иностранных дел информирует об этом Президента Украины или Правительство для применения необходимых мер.
Регистрация действующих международных договоров Украины в Секретариате Организации Объединенных Наций осуществляется по представлению Министерства иностранных дел Украины в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Кроме этого, действующие международные договоры Украины регистрируются в Министерстве иностранных дел Украины и включаются в Единый государственный реестр нормативных актов.
4. К источникам правового регулирования труда в Украине относятся не только международные договоры, заключенные государством после провозглашения Украиной независимости, но и международные договоры, заключенные СССР. Это положение основано на ст. 7 Закона «О правопреемстве Украины» [109], в соответствии с которой Украина признала себя правопреемником прав и обязанностей по международным договорам Союза ССР, которые не противоречат Конституции Украины и ее интересам.
5. Особенностью международных договоров как источников правового регулирования труда является то, что, кроме двусторонних договоров между Украиной и другим государством, большое значение имеют многосторонние договоры, в частности конвенции и рекомендации Международной Организации Труда (МОТ).
6. Международная организация труда — специализированное международное учреждение, основанное для целей международного сотрудничества для обеспечения продолжительного мира и устранения социальной несправедливости при помощи улучшения условий труда. МОТ была создана в 1919 году в соответствии с Версальским мирным договором в рамках Лиги Наций и действует на основании Устава. С 1946 года МОТ стала первым специализированным учреждением ООН. В 1969 году в связи с 50-летием образования МОТ была отмечена Нобелевской премией мира. Украина стала членом МОТ в 1954 г. Местонахождение МОТ — г. Женева (Швейцария). Основными органами МОТ являются: Международная конференция труда (законодательный орган); Административный Совет (исполнительный орган); Международное Бюро Труда (постоянный секретариат). Кроме этого, в более чем 40 странах находятся региональные и отраслевые бюро. В целом МОТ имеет уникальную для ООН трехстороннюю структуру, в рамках которой представители работодателей и трудящихся — «социальные» партнеры — имеют равный с представителями правительства голос при разработке политики организации.
Главными стратегическими целями МОТ считаются: развитие и реализация норм и основополагающих принципов и прав в сфере труда; создание более широких возможностей для женщин и мужчин по обеспечению достойной занятости; повышение эффективности социальной защиты и расширение круга лиц, которые подлежат такой защите; укрепление трехсторонней структуры и поддержка социального диалога.
МОТ осуществляет деятельность в следующих основных направлениях: разработка и принятие конвенций и рекомендаций о труде; предоставление технической помощи странам — членам МОТ, в том числе и в создании их национального трудового законодательства; обучение и образование по вопросам, относящимся к компетенции организации.
С 1919 года было принято значительное количество конвенций и рекомендаций, которые охватывают почти все вопросы в сфере труда. К ним относятся некоторые основные права человека (в частности, право на свободу объединения, право на создание организаций и на ведение коллективных переговоров, ликвидация дискриминации в сфере занятости), администрации труда, условия труда, социальное обеспечение, техника безопасности и охрана труда, занятость женщин и таких специальных категорий, как трудящиеся-мигранты и моряки.
7. Конвенции МОТ становятся обязательными для государств — членов МОТ в случае их ратификации. Рекомендации МОТ принимаются в том случае, когда вопрос, который стоит на обсуждении, или любой его аспект не позволяют принять относительно него решение в форме конвенции. Поэтому рекомендации МОТ ратификации не подлежат, однако они подлежат претворению в жизнь при помощи законодательства каждой страны или другим путем. Для контроля за соблюдением конвенций каждое из государств-членов обязано предоставлять специальные доклады относительно принятых им мер для применения конвенций, а контроль за соблюдением рекомендаций обеспечивается предоставлением информации о результатах воплощения в жизнь их положений. Существует также определенный механизм для рассмотрения жалоб.
8. По состоянию на 1 декабря 2004 г. в Украине действует более 50 конвенций МОТ (с учетом ратифицированных в то время, когда Украина входила в состав СССР) и около 80 рекомендаций к ним из общего количества принятых на 1999 год 182 конвенций и 190 рекомендаций. Это, в частности, такие конвенции:
1) Конвенция № 29 О принудительном или обязательном труде (1930) [2];
2) Конвенция № 47 О сокращении рабочего времени до 40 часов в неделю
(1935) [3];
3) Конвенция № 100 О равном вознаграждении мужчин и женщин за равный труд (1951) (перечисленные конвенции ратифицированы Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 9 июня 1956 г.) [4];
4) Конвенция № 10 О минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве (1921) [5];
5) Конвенция № 11 О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве (1921) [6];
6) Конвенция № 15 О минимальном возрасте допуска подростков на работу как грузчиков угля или кочегаров во флоте (1921) [7];
7) Конвенция № 16 Об обязательном медицинском осмотре детей и подростков, занятых на борту судов (1921) [8];
8) Конвенция № 52 О ежегодных оплачиваемых отпусках (1936) [9];
9) Конвенция № 58 О минимальном возрасте допуска детей на работу в море
(1936) [10];
10) Конвенция № 59 О минимальном возрасте приема детей на работу в промышленности (1937) [11];
11) Конвенция № 60 О минимальном возрасте приема детей на непромышленные работы (1937) [12];
12) Конвенция № 77 О медицинском осмотре детей и подростков с целью определения их пригодности к труду в промышленности (1946) [13];
13) Конвенция № 78 О медицинском осмотре детей и подростков с целью определения их пригодности к труду на непромышленных работах (1946) [14];
14) Конвенция № 79 Об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах (1946) [15];
15) Конвенция № 87 О свободе ассоциации и защите права на организацию (1948) [16];
16) Конвенция № 90 О ночном труде подростков в промышленности (1948) [17];
17) Конвенция № 98 О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров (1949) [18];
18) Конвенция № 103 Об охране материнства (1952) (перечисленные 15 конвенций ратифицированы Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 11 августа 1956 г.) [19];
19) Конвенция № 45 О применении труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода (1935) [22];
20) Конвенция № 95 Об охране заработной платы (1949) [23];
21) Конвенция № 111 О дискриминации в сфере труда и занятий (1958) [24];
22) Конвенция № 112 О минимальном возрасте для приема на работу рыбаков (1959) [25] (перечисленные 4 конвенции ратифицированы Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 30 июня 1961 г.);
23) Конвенция № 14 О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях (1921) [26];
24) Конвенция № 106 О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях (1957) [27];
25) Конвенция № 115 О защите трудящихся от ионизирующей радиации (1960) [28];
26) Конвенция № 120 О гигиене труда в торговле и учреждениях (1964) [29];
27) Конвенция № 122 О политике в сфере занятости (1964) [30] (перечисленные 5 конвенций ратифицированы Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 29 мая 1968 г.);
28) Конвенция № 23 О репатриации моряков (1926) [31];
29) Конвенция № 27 Об указании веса тяжелых грузов, которые перевозятся на судах (1929) [32];
30) Конвенция № 32 О защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов (1932) [33];
31) Конвенция № 69 О выдаче судовым поварам удостоверений о квалификации (1946) [34];
32) Конвенция № 73 О медицинском осмотре моряков (1946) [35];
33) Конвенция № 92 О помещении для экипажа на борту судов (1949) [36];
34) Конвенция № 108 О национальных удостоверениях личности моряков (1958) [37];
35) Конвенция № 113 О медицинском осмотре рыбаков (1959) [38];
36) Конвенция № 116 О частичном пересмотре конвенций, принятых Генеральной Конференцией МОТ на своих первых 32 сессиях, с целью унификации положений о подготовке Административным Советом международного Бюро Труда докладов о применении конвенций (1961) [39];
37) Конвенция № 119 О защите машин защитными приспособлениями (1963) [40];
38) Конвенция № 123 О минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках (1965) [41];
39) Конвенция № 124 О медицинском осмотре молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках (1965) [42];
40) Конвенция № 126 О помещениях для экипажа на борту рыболовецких судов (1966) [43] (перечисленные 13 конвенций ратифицированы Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 4 февраля 1970 г.);
41) Конвенция № 138 О минимальном возрасте приема на работу (1973) [44];
42) Конвенция № 142 О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в сфере развития человеческих ресурсов (1975) [45];
43) Конвенция № 149 О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала (1977) [46] (перечисленные три конвенции ратифицированы Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 7 марта 1979 г.);
44) Конвенция № 160 О статистике труда (1985) [47] (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 3 мая 1990 г.);
45) Конвенция № 133 О помещениях для экипажа на борту судов (дополнительные положения) (1970) [48];
46) Конвенция № 147 О минимальных нормах на торговых судах (1976) [49] (перечисленные две конвенции ратифицированы постановлением Верховной Рады Украины от 14 июля 1993 г.);
47) Конвенция № 144 О трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы) (1976) [50] (ратифицирована постановлением Верховной Рады Украины от 17 декабря 1993 г.);
48) Конвенция № 2 О безработице (1919) [51];
49) Конвенция № 154 О содействии коллективным переговорам (1981) [52];
50) Конвенция № 158 О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя (1982) [53] (перечисленные три конвенции ратифицированы постановлением Верховной Рады Украины от 4 февраля 1994 г.);
51) Конвенция № 156 О равном отношении и равных возможностях для работающих мужчин и женщин: работающие с семейными обязанностями (1981) [62] (ратифицирована Законом от 22 октября 1999 года);
52) Конвенция № 105 О ликвидации принудительного труда (ратифицирована Законом от 5 октября 2000 года) [63];
53) Конвенция № 182 О запрещении и немедленных мерах по ликвидации наихудших форм детского труда [64] (ратифицирована Законом от 5 октября 2000 года);
54) Конвенция № 132 Об оплачиваемых отпусках (пересмотрена в 1970 году) (ратифицирована Законом от 29 мая 2001 года) [65];
55) Конвенция № 140 Об оплачиваемых учебных отпусках (ратифицирована Законом от 26 сентября 2002 года) [66];
56) Конвенция № 159 О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов [67] (ратифицирована Законом от 15 марта 2003 г.);
57) Конвенция № 135 О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях [68] (ратифицирована Законом от 15 мая 2003);
58) Конвенция № 150 Об администрации труда: роль, функции и организация [69] (ратифицирована Законом от 1 июля 2004 года);
59) Конвенция № 81 Об инспекции труда в промышленности и торговле [70] (ратифицирована Законом от 8 сентября 2004 года);
60) Конвенция № 129 Об инспекции труда в сельском хозяйстве [71] (ратифицирована Законом от 8 сентября 2004 года);
61) Конвенция № 173 О защите требований работников в случае неплатежеспособности работодателя [73] (ратифицированная Законом от 19 октября 2005);
62) Конвенция № 131 Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран [74] (ратифицирована Законом от 19 октября 2005);
63) Конвенция № 153 О продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте [79] (ратифицирована Законом от 6 марта 2008).
Кроме того, следует учитывать, что в Украине действует Конвенция 1977 года О защите трудящихся от профессионального риска, вызванного загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах (иногда она называется Конвенцией 1977 года О производственной окружающей среде), которая была ратифицирована еще СССР и вступила в силу для СССР с 3 июня 1989 года.
9. К важнейшим из всех конвенций, принятых МОТ, можно отнести 13:
1) № 87 О свободе ассоциации и защите права на организацию (1948) [16];
2) № 98 О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров (1949) [18];
3) № 29 О принудительном или обязательном труде (1930) [2];
4) № 105 Об отмене принудительного труда (1957 г.) [63];
5) № 111 О дискриминации в сфере труда и занятий (1958) [24];
6) № 100 О равном вознаграждении мужчин и женщин за равный труд (1951) [4];
7) № 122 О политике в сфере занятости (1964) [30];
8) № 102 О минимальных нормах социального обеспечения (1952);
9) № 97 О трудящихся-мигрантах (1949);
10) № 143 О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся- мигрантам равенства возможностей и обращения;
11) № 81 Об инспекции труда (1947);
12) № 129 Об инспекции труда в сельском хозяйстве [71];
13) № 144 О трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы) (1976) [50]. 3 из них (№ 97, 102, 143) Украиной не ратифицированы.
В последнее время в соответствии с Декларацией МОТ основных принципов и прав в мире труда, принятой МОТ на ее 86 сессии 18 июня 1998 года, МОТ сконцентрировала внимание на соблюдении следующих конвенций, которые считаются основными: № 29 О принудительном или обязательном труде (1930) [2]; № 87 О свободе ассоциации и защите права на организацию (1948) [16]; № 98 О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров (1949) [18]; № 100 О равном вознаграждении мужчин и женщин за равный труд (1951) [4]; № 105 Об отмене принудительного труда (1957) [63]; № 111 О дискриминации в сфере труда и занятий (1958); № 138 О минимальном возрасте приема на работу (1973) [24]); № 182 О запрещении и безотлагательных мерах по ликвидации наихудших форм детского труда [64]. Все эти конвенции Украиной ратифицированы.
10. В соответствии со ст. 1 Конвенции № 29 О принудительном или обязательном труде (1930) [2] каждый член МОТ, который ратифицировал ее, обязуется упразднить применение принудительного или обязательного труда во всех его формах в возможно короткий срок. При этом на основании ст. 2 Конвенции [2] термин «принудительный или обязательный труд» обозначает всякую работу или службу, которую требуют от любого лица под угрозой любого наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. Однако в понятие «принудительный или обязательный труд» не включается:
а) любая работа или служба, которую требуют в силу законов об обязательной военной службе и применяют для работ чисто военного характера;
б) любая работа или служба, которая является частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны;
г) любая работа или служба, которую требуют от любого лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет осуществляться под надзором и контролем государственной власти и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ;
д) любая работа или служба, необходимая в условиях чрезвычайных обстоятельств, т. е. в случаях войны или бедствия или угрозы бедствия, таких как: пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии, нашествие вредных животных, насекомых или паразитов растений, и вообще обстоятельств, которые ставят под угрозу или могут поставить под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения;
е) мелкие работы общинного характера, т. е. работы, которые выполняются ради прямой полезности коллектива членами данного коллектива и которые поэтому могут считаться обычными общественными обязанностями членов коллектива при условии, что само население или его непосредственные представители имеют право выразить свое мнение о целесообразности этих работ.
11. Конвенция № 87 О свободе ассоциации и защите права на организацию» [16] в ст. 2 закрепляет право трудящихся и предпринимателей без какого-либо различия создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения их уставам.
В ст. 3 этой Конвенции [16] устанавливается, что организации трудящихся и предпринимателей имеют право вырабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность и формулировать свою программу действий. Государственная власть воздерживается от любого вмешательства, способного ограничить это право или помешать его законному осуществлению. В ст. 4 определяется, что организации трудящихся и пред-принимателей не подлежат роспуску или временному запрещению в административном порядке. Конвенция предусматривает, что организации трудящихся и предпринимателей имеют право создавать федерации и конфедерации, а также право присоединяться к ним, и каждая такая организация, федерация или конфедерация имеет право вступать в международные организации трудящихся и работодателей (ст. 6).
Трудящиеся, работодатели и их соответствующие организации, как и другие лица или организованные коллективы, при осуществлении прав, признанных за ними указанной Конвенцией, обязаны соблюдать законность, а национальное законодательство не должно затрагивать гарантий, предусмотренных Конвенцией, и применяться таким образом, чтобы не нарушать их (ст. 8 [16]). При этом в национальном законодательстве может быть определено, в какой мере гарантии, установленные Конвенцией, будут применяться к вооруженным силам и полиции.
12. Положения Конвенции № 87 [16] подробнее раскрываются в Конвенции № 98 О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров [18]. В соответствии с п. 1 Конвенции [18] трудящиеся пользуются надлежащей защитой против любых дискриминационных действий, направленных на ограничение свободы объединения в отрасли труда. Такая защита применяется особенно к действи-ям, целью которых является:
а) подчинить принятие трудящегося на работу или сохранение им работы условию, чтобы он не вступал в профсоюз или вышел из профсоюза;
б) увольнять или каким-либо иным способом причинять вред трудящемуся на том основании, что он является членом профсоюза или участвует в профсоюзной деятельности в нерабочее время, или, по согласию работодателя, в рабочее время.
Статья 2 Конвенции [18] устанавливает, что организации трудящихся и работодателей пользуются надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга или со стороны их агентов или членов в создание и деятельность организаций и управление ими. В частности, как такое вмешательство рассматриваются действия, имеющие своей целью содействие созданию организаций трудящихся под господством или властью работодателей или организаций работодателей или поддерживать организации трудящихся путем финансирования или другим путем с целью поставить такие организации под контроль работодателей или организаций работодателей.
13. В соответствии со ст. 2 Конвенции № 100 О равном вознаграждении мужчин и женщин за равный труд (1951) [4] каждый член МОТ с помощью средств, которые отвечают действующим методам установления ставок вознаграждения, поощряет, и в той мере, в которой это совместимо с указанными методами, обеспечивает применение ко всем трудящимся принципа равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности. Этот принцип может применяться путем:
а) или национального законодательства,
б) или системы определения вознаграждения, установленной или признанной законодательством,
в) или коллективных договоров между работодателями и работниками,
г) сочетания этих различных способов.
При этом на основании п. 1 [4] термин «вознаграждение» означает обычную, основную или минимальную заработную плату или обычную, основную или минимальную плату и любое другое вознаграждение, которое предоставляется прямо или косвенно, в деньгах или в натуре работодателем трудящемуся в результате выполнения последним любой работы, а термин «равное вознаграждение мужчин и женщин за труд равной ценности» относится к ставкам вознаграждения, которые определяются без дискриминации по признакам пола.
14. Шире политика МОТ относительно недопущения дискриминации между мужчинами и женщинами в вопросах оплаты труда сформулирована в Конвенции № 111 О дискриминации в сфере труда и занятий (1958) [24]. Установлено, что в целях этой Конвенции термин «дискриминация» обозначает:
а) любое различие, недопущение или преимущество, проведенное по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного или социального происхождения, которые приводят к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в сфере труда и занятий (под этим понимается доступ к профессиональному обучению, доступ к труду и к различным занятиям, а также оплата и условия труда);
б) любое другое различие, недопущение или преимущество, которое приводит к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в сфере труда и занятий, которая определяется соответствующим государством после консультации с представительскими организациями работодателей или трудящихся, где таковые существуют, и с другими соответствующими органами.
При этом любое различие, недопущение или преимущество относительно определенной работы, которая основывается на ее специфических требованиях, дискриминацией не считается.
В соответствии со ст. 2 Конвенции [111] государство, которое ее ратифицировало, обязуется определять и проводить национальную политику, направленную на поощрение, совместимое с национальными условиями и практикой, равенства возможностей и обращения в отношении труда и занятий с целью искоренения любой дискриминации. Для этого такое государство стремится:
а) обеспечить сотрудничество организаций работодателей и трудящихся, а также других соответствующих органов в деле содействия принятию и соблюдению этой политики;
б) внедрить такое законодательство и поощрять такие образовательные программы, которые смогут обеспечить принятие и соблюдение этой политики;
в) отменять любые законодательные положения и изменять любые административные инструкции или практику, несовместимые с этой политикой;
г) проводить установленную политику в отрасли труда под непосредственным контролем государственной власти;
д) обеспечить соблюдение установленной политики в деятельности учреждений по профессиональной ориентации, профессиональному обучению и трудоустройству под руководством государственной власти;
е) указывать в своем ежегодном докладе о применении Конвенции на мероприятия, проведенные в соответствии с упомянутой политикой, и на достигнутые с помощью этих мер результаты.
15. Конвенция № 122 О политике в сфере занятости (1964) [30] предусматривает, что с целью стимулирования экономического роста и развития, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и ликвидации безработицы и неполной занятости каждое государство, которое ратифицировало Конвенцию, провозглашает и осуществляет как главную цель активную политику, направленную на содействие полной, производительной и свободно избранной занятости. Эта политика, как сказано в ст. 2 Конвенции [30], имеет целью обеспечение того, чтобы:
а) была работа для всех, кто готов приступить к работе и ищет работу;
б) такая работа была как можно более производительной;
в) была свобода выбора занятости и самых широких возможностей для каждого трудящегося приобрести подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного или социального происхождения.
Эта политика должна надлежаще учитывать стадию и уровень экономического развития и взаимную связь между целями в сфере занятости и другими экономическими и социальными целями, и она осуществляется при помощи методов, соответствующих национальным условиям и практике. При этом на основании ст. 3 Конвенции [30] при ее применении представители кругов, заинтересованных в предполагаемых мерах, в частности, представители работодателей и трудящихся, привлекаются к консультациям относительно политики в сфере занятости для того, чтобы полностью учесть их опыт и мнение и заручиться их полным сотрудничеством в формулировании и поддержке такой политики.
16. На основании ст. 2 Конвенции № 144 О трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы) (1976) [50] каждое государство, которое ее ратифицировало, осуществляет процедуры, обеспечивающие эффективные консультации между представителями правительства, работодателей и трудящихся по вопросам, относящимся к деятельности МОТ. В соответствии со ст. 3 Конвенции [50] представители работодателей и трудящихся свободно избираются своими представительскими организациями (под которыми понимаются наиболее представительские организации предпринимателей и трудящихся, пользующиеся правом на свободу объединения (ст. 1 Конвенции [50])), там, где такие организации существуют. При этом работодатели и трудящиеся должны быть представлены на равной основе в любых органах, при посредничестве которых осуществляются консультации.
17. Украина как член Совета Европы ратифицировала Конвенцию О защите прав человека и основных свобод человека 1950 года [1], Первый протокол и протоколы № 2, 4, 7 и 11 к этой Конвенции, ряд положений которых касается регулирования трудовых отношений. В частности, в соответствии со ст. 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ни один человек не может быть понужден к принудительному или обязательному труду.
Хотя в целом виды работ, которые не являются принудительным или обязательным трудом, в Конвенции О защите прав человека и основных свобод совпадают с такими же видами в Конвенции МОТ № 29 О принудительном или обязательном труде (1930) [2], небольшие отличия между ними все-таки есть.
Для обеспечения исполнения положений указанной Конвенции на основании ст. 19 этой Конвенции [1] (в редакции Протокола № 11) создан Европейский суд по правам человека, решения которого являются для участников Конвенции обязательными.
18. Кроме того, в Украине действуют также нормы и некоторых других многосторонних международных соглашений, в частности заключенных в рамках СНГ. К таким договорам относится, например, Соглашение о взаимном признании прав на возмещение ущерба, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием или другим повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, подписанное Правительствами Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Грузия, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины 9 сентября 1994 года. В соответствии со ст. 1 этого Соглашения она распространяется на предприятия, учреждения и организации Сторон независимо от их форм собственности. Выплаты в порядке возмещения ущерба, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием или другим повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, производятся работникам, ранее работавшим на предприятиях, а в случае их смерти — лицам, имеющим право на возмещения ущерба, которые являются гражданами и имеют постоянное место проживания на территории любой из Сторон. При этом возмещение ущерба, причиненного работникам в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф, осуществляется в соответствии с принятым национальным законодательством и специальными соглашениями.
В ст. 2 Соглашения установлено, что возмещение ущерба, причиненного работнику вследствие трудового увечья, другого повреждения здоровья (в том числе при наступлении утраты трудоспособности вследствие несчастного случая на производстве, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, после переезда пострадавшего на территорию другой Стороны), смерти производится работодателем Стороны, законодательство которой распространялось на работника в момент получения увечья, другого повреждения здоровья, смерти. Работодатель, ответственный за причинение ущерба, осуществляет его возмещение в соответствии со своим национальным законодательством.
В соответствии со ст. 5 Соглашения документы, выданные с целью реализации данного Соглашения на территории одной из Сторон по установленной форме, или их заверенные копии принимаются другими сторонами без легализации. Решение соответствующей медицинской экспертной комиссии любой Стороны о степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах и необходимости в дополнительных видах помощи имеет юридическую силу для возмещения ущерба, причиненного здоровью работника, независимо от его местожительства, на территории Сторон, подписавших данное Соглашение. В ст. 7 Соглашения установлено, что в случае ликвидации предприятия, ответственного за ущерб, причиненный работникам, и отсутствии его правопреемника сторона, на территории которой ликвидировано предприятие, гарантирует возмещение ущерба этим работникам в соответствии с национальным законодательством. Соглашению не противоречит переход Украины к возмещению ущерба в рамках страховых правоотношений, которые распространяется и на работников- иностранцев.
19. Среди двусторонних соглашений, заключенных Украиной с другими странами, следует отметить Соглашение между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации о трудовой деятельности и социальной защите граждан Украины и России, работающих за пределами своих стран [61]. В соответствии со ст. 1 Соглашения [61] его действие распространяется на работников и членов их семей, являющихся гражданами или постоянно проживающих на территории одной страны-участницы и осуществляющих свою трудовую деятельность на условиях найма на территории другой страны.
Статья 4 Соглашения [61] предусматривает, что выезд и пребывание работника, осуществляющего трудовую деятельность на территории страны трудоустройства, регулируется законодательством этой страны. Трудовая деятельность работника оформляется трудовым договором (контрактом), заключенным с работодателем согласно трудовому законодательству страны трудоустройства. Работодатель обязан регистрировать заключенные трудовые договоры (контракты) в соответствующих учреждениях страны трудоустройства. В том случае, когда трудовой договор (контракт) расторгается в связи с ликвидацией предприятия (учреждения, организации), сокращением численности или штата работников, органы трудоустройства должны принять все меры для включения работника в другие, равноценные, трудовые отношения на срок действия трудового договора (контракта). При невозможности такого трудоустройства на работника распространяется порядок и льготы, предусмотренные законодательством страны трудоустройства для высвобождаемых работников. По месту постоянного проживания работнику предоставляется право трудоустройства на общих основаниях. На основании ст. 5 Соглашения [61] в случае изменения ситуации на национальных рынках труда договаривающиеся государства-стороны на основании взаимных договоренностей могут вводить ограничения на принятие работников другого государства.
Статья 6 Соглашения [61] устанавливает, что работники страны выезда, работающие на территории страны трудоустройства, пользуются правами и исполняют обязанности, установленные трудовым законодательством страны трудоустройства (включая вопрос трудовых отношений, коллективных договоров, оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, охраны и условий труда и другие). Трудовой стаж, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территориях обеих стран, взаимно признается ими. Исчисление стажа осуществляется по законодательству страны, на территории которой осуществлялась соответствующая трудовая деятельность. Договаривающиеся стороны признают дипломы, свидетельства и другие государственные документы об уровне образования и квалификациях, выданные соответствующими компетентными органами, без легализации.
В соответствии со ст. 13 Соглашения [61] оно заключено сроком на пять лет и будет считаться автоматически продленным каждый раз на один год, если ни одна из сторон не заявит о своем намерении прекратить его действие путем письменного уведомления не менее чем за 6 месяцев до окончания соответствующего периода. При этом в случае денонсации Соглашения его положения сохраняют юридическую силу в отношении действующих трудовых договоров (контрактов), до истечения срока, на который они были заключены.
20. Соглашение о трудовой деятельности и социальной защите граждан, работающих за пределами своих стран, заключено также 17 июня 1995 г. между Правительствами Украины и Республики Армения [57]. Это Соглашение было ратифицировано Верховной Радой Украины 26.04.96 г. путем принятия соответствующего закона. Отметим, что в этом Соглашении [57] много вопросов урегулированы уже более обстоятельно.
В частности, в ст. 3 Соглашения [57] установлено, что работники одной договаривающейся страны — стороны могут осуществлять трудовую деятельность на территории другой стороны на основании:
1) трудового договора (контракта), заключенного между работодателем и работником на определенный срок;
2) договора, заключенного между субъектами хозяйственной деятельности обеих стран, целью которого является выполнение определенного объема работ или предоставление услуг на территории страны трудоустройства.
Статья 4 Соглашения [57] устанавливает, что для получения работы работнику необходимо разрешение на трудоустройство соответствующего органа, выданное в порядке и на условиях, установленных законодательством страны трудоустройства. Такое разрешение выдается на срок выполнения работы у определенного работодателя и только при условии, что работник не будет выполнять никакую другую оплачиваемую работу или самовольно менять работодателя под угрозой аннулирования данного разрешения. При подписании трудового договора (контракта) работник берет на себя обязательство, что он не будет находиться на территории страны трудоустройства после окончания срока, на который он получил разрешение. Для продления трудовых отношений с работником работодателю необходимо решить в установленном порядке вопрос о продлении разрешения на трудоустройство не позднее одного месяца до истечения срока его действия. В ст. 5 Соглашения [57] предусматривается, что при изменении ситуации на национальных рынках труда договаривающиеся государства — стороны на основании взаимных договоренностей могут вводить ограничение на принятие работников другого государства.
Украина и Армения признают (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении званий, разрядов, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы, а также их переводы, заверенные в порядке, установленном на территории страны выезда, на государственный язык страны трудоустройства или русский язык. После истечения срока трудового договора (контракта) работодатель вносит в трудовую книжку работника соответствующую запись и выдает справку о заработной плате за период работы (ежемесячно).
В соответствии со ст. 8 Соглашения [57] въезд работников и членов их семей на территорию страны трудоустройства, пребывание в ней, а также выезд из нее регулируются законодательством этой страны и соответствующими международными соглашениями. Въезд работников и членов их семей на территорию страны трудоустройства допускается только при наличии медицинской справки, которая соответствует требованиям компетентного органа этого государства.
На основании ст. 9 Соглашения [57] трудовая деятельность работника оформляется трудовым договором (контрактом), заключенным с работодателем и составленным на государственным языке страны трудоустройства и русском языке в соответствии с трудовым законодательством этой страны. Заключенный договор вручается работнику до его выезда на работу. В трудовом договоре (контракте) должны содержаться основные реквизиты работодателя и работника, профессиональные требования к работнику, сведения о характере работы, условиях труда и его оплаты, отчислений из нее, продолжительности рабочего времени и времени отдыха, условиях проживания и платы за него, а также сроке действия трудового договора (контракта), условиях его расторжения, порядке покрытия дорожных расходов. В том случае, когда трудовой договор (контракт) расторгается в связи с ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятия (учреждения, организации), сокращением численности или штата работников, на работника распространяются порядок и льготы, предусмотренные законодательством страны трудоустройства для высвобождаемых работников по указанным основаниям. В этом случае работник возвращается на территорию страны выезда за счет средств работодателя. По месту постоянного проживания работнику предоставляется право трудоустройства на общих основаниях. Пособие по безработице назначается за счет страны выезда в соответствии с ее законодательством. Установлено также, что работники пользуются правами и исполняют обязанности, установленные трудовым законодательством страны трудоустройства.
Это Соглашение также заключено сроком на 5 лет и автоматически продлевается на каждый следующий год, если только ни одна из сторон не известит другую в срок не менее чем за 6 месяцев до окончания действия Соглашения о своем намерении прекратить его. При этом в случае прекращения действия Соглашения его положения остаются действующими в отношении действующих трудовых договоров (контрактов), до истечения срока, на который они были заключены.
21. 6 декабря 1996 года Верховная Рада Украины ратифицировала Соглашение между Правительством Украины и правительством Чешской Республики о взаимном трудоустройстве граждан Украины и граждан Чешской Республики, подписанное 21 марта 1996 года [58]. В соответствии со ст. 1 указанного Соглашения [58] его действие распространяется на граждан Украины и на граждан Чешской Республики, которые постоянно проживают на территориях своих стран, а работать будут на территории другого государства.
Статья 3 Соглашения [58] предусматривает, что трудоустройство граждан будет осуществляться:
1) через органы по трудоустройству обоих государств на основании трудовых договоров, заключенных в письменной форме между гражданином одного договорного государства и работодателем, место пребывания которого находится на территории другого государства — участника Соглашения: а) долгосрочных на период до одного года с возможностью продления этого срока; б) краткосрочных на сезонные работы на период до шести месяцев один раз в течение календарного года;
2) на основании контрактов между субъектами хозяйственной деятельности обоих государств.
Для реализации Соглашения соответствующие государственные органы обоих государств подписывают протокол, в котором определяется предельное количество граждан, которые подлежат трудоустройству в соответствующем календарном году в зависимости от ситуации на рынке труда, а также в случае необходимости другие возможные вопросы, связанные с взаимным трудоустройством (ст. 4 Соглашения [58]).
Статья 5 Соглашения [58] устанавливает, что для выполнения работы гражданину одного государства на территории другого государства необходимо разрешение на трудоустройство, выданное в соответствии с правовыми нормами государства, на территории которого будет выполняться работа. При этом на работу может быть принят гражданин, состояние здоровья и уровень квалификации которого позволяют выполнять обусловленную работу в соответствии с требованиями работодателя, если они не противоречат правовым нормам государства, на территории которого гражданин будет выполнять работу. Каждое из государств — участников Соглашения признает в соответствии со своими правовыми нормами свидетельства об образовании и профессиональной квалификации, выданные на территории другого государства. Указанные документы должны быть переведены на язык государства, на территории которого будет выполняться работа, и официально заверены.
На основании ст. 6 Соглашения [58] на граждан государств — участников Соглашения распространяется действие правовых норм о разрешении на въезд, пребывание и выезд иностранцев, которые действуют на территории государства, где будет выполняться работа, дающих возможность их пребывания на этой территории в течение выполнения работы. Условием для выдачи разрешения на пребывание гражданина на территории другого государства с целью выполнения работы является обеспечение финансовыми средствами его возвращения в государство постоянного местожительства. Порядок покрытия этих расходов оформляется письменно между субъектами трудовых договоров или субъектами контрактов.
Статья 7 Соглашения [58] определяет, что трудовые и правовые отношения граждан, заключивших трудовые договоры через органы по трудоустройству, регулируются правовыми нормами государства, на территории которого граждане выполняют работу. Трудовые и правовые отношения граждан, работающих на основании контрактов между субъектами хозяйственной деятельности обоих государств, регулируются правовыми нормами государства, на территории которого они постоянно проживают.
Это Соглашение [58] также заключено сроком на пять лет. При этом каждое государство в любое время может прекратить его действие путем письменного уведомления об этом по дипломатическим каналам. В случае прекращения ее действия Соглашение
теряет силу через шесть месяцев со дня получения другим государством соответствующего уведомления. Работа граждан, трудоустроенных на день утраты силы указанного Соглашения, будет завершена в соответствии с его положениями.
22. Кроме специальных соглашений о трудовых отношениях, нормы, регулирующие те или иные аспекты трудовых отношений, включаются в некоторые другие международные договоры, чаще всего в договоры о правовой помощи. Например, в Договоре между Украиной и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях в гражданских, семейных, трудовых и уголовных делах, ратифицированном Законом от 22 ноября 1995 г. [78], установлено, что по вопросам трудовых отношений стороны могут подчиняться избранному ими законодательству. Если же такой выбор сторонами не сделан, то применяется законодательство той страны, на территории которой была выполнена работа или она должна была быть выполнена.