Науково-практичний коментар до законодавства України про працю

Статья 3. Регулирование трудовых отношений

Законодательство о труде регулирует трудовые отношения работников всех предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также лиц, работающих по трудовому договору с физическими лицами.

Особенности труда членов кооперативов и их объединений, коллективных сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств, работников предприятий с иностранными инвестициями определяются законодательством и их уставами. При этом гарантии занятости, охране труда, труда женщин, молодежи, инвалидов предоставляются в порядке, предусмотренном законодательством о труде.

1. Применение ст. 3 КЗоТ крайне осложнено несогласованностью ее содержания с некоторыми другими законодательными актами. Для правильного понимания комментируемой статьи следует учитывать, что ст. 3 КЗоТ в первоначальной редакции, измененной только Законом от 20 марта 1991 года [102], по общему правилу, исключала распространение действия Кодекса законов о труде на трудовые отношения членов колхозов. Лишь некоторые группы норм Кодекса законов о труде и других актов законодательства о труде распространялись на трудовые отношения в колхозах, однако не непосредственно, а в силу норм колхозного законодательства, отсылавших к законодательству о труде.

Официальное нераспространение на колхозы, по общему правилу, Кодекса законов о труде и других актов, содержащих нормы трудового права, представлялось коммунистической идеологией как проявление демократизма: государство не вмешивается в трудовые отношения между колхозами и членами колхозов, предоставляя возможность самим членам колхозов принимать правила, регулирующие их трудовые отношения с колхозами. На самом деле, коммунистическая партия и государство находили другие способы воздействия на трудовые отношения членов колхозов.

2. Законом от 20 марта 1991 года [102] в ст. 3 КЗоТ были внесены изменения, согласно которым Кодекс законов о труде был распространен на всех работников (кроме военнослужащих Вооруженных Сил, других воинских формирований, на которых не ведутся трудовые книжки, а также некоторых других лиц, не имеющих статуса работников по трудовому праву), вне зависимости от отраслевой принадлежности и формы собственности предприятий, учреждений, организаций, с которыми работники состоят в трудовых отношениях. Правильность такого понимания части первой ст. 3 КЗоТ подтверждается частью второй той же статьи, которая допускает лишь установление особенностей регулирования трудовых отношений тех работников, которые одновременно являются членами кооперативов, коллективных сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств.

3. Однако уже после того, как Законом от 20 марта 1991 года [102] были внесены изменения в ст. 3 КЗоТ, которые, казалось бы, окончательно, решили вопрос о распространении, как правило, норм КЗоТ на всех работников, при принятии Закона «О коллективном сельскохозяйственном предприятии» [115] Верховная Рада Украины вновь предприняла попытку ограничить сферу действия Кодекса законов о труде и трудового законодательства в целом. Статья 19 названного Закона установила: «Трудовые отношения членов предприятий (коллективных сельскохозяйственных предприятий. — Авт.) регулируются настоящим Законом и уставом предприятий, а граждан, работающих по трудовому договору или контракту, — законодательством о труде Украины».

Отрицать действие ст. 19 Закона «О коллективном сельскохозяйственном предприятии» [115] по той причине, что она противоречит ст. 3 КЗоТ, нормы которого должны применяться с преимуществом перед нормами других законов в силу ст. 4 КЗоТ, было бы неправильно. Пункт 3 постановления «О порядке введения в действие Закона Украины «О коллективном сельскохозяйственном предприятии» предписывает до приведения законодательных актов, противоречащих этому Закону, в соответствие с ним, применять только те законодательные акты, которые не противоречат этому Закону. Однако не следует преувеличивать значение противоречия между ст. 19 Закона «О коллективном сельскохозяйственном предприятии» [115] и частью второй ст. 3 КЗоТ. Закон «О коллективном сельскохозяйственном предприятии» [115] содержит крайне ограниченное количество норм, регулирующих трудовые отношения. Практика свидетельствует, что в уставах таких предприятий подобные нормы также обычно не устанавливаются. При таких условиях, поскольку ст. 19 Закона «О коллективном сельскохозяйственном предприятии» [115] не предусматривает прямого распространения норм Кодекса законов о труде на трудовые отношения в таких предприятиях, нормы этого Кодекса следует применять к трудовым правоотношениям в коллективных сельскохозяйственных предприятиях по аналогии (при отсутствии соответствующих норм в Законе «О коллективном сельскохозяйственном предприятии» [115] и соответствующих условий в уставах предприятий).

4. Подобное правило было установлено ст. 27 Закона «О фермерском хозяйстве» [245]: «Трудовые отношения членов фермерского хозяйства регулируются уставом, а лиц, привлеченных к работе по трудовому договору (контракту), — законодательством Украины о труде». Оно также исключает применение Кодекса законов о труде к трудовым отношениям членов фермерского хозяйства. В силу п. 4 Заключительных положений этого Закона [245] законы и другие нормативно-правовые акты подлежат применению, если они не противоречат этому Закону. Следовательно, ст. 27 Закона «О фермерском хозяйстве» [245] имеет преимущество при правоприменении перед нормами Кодекса законов о труде, в частности, перед частью второй ст. 3 КЗоТ. Невозможность прямого применения норм Кодекса законов о труде к трудовым отношениям членов фермерского хозяйства делает необходимым применение их по аналогии (поскольку соответствующие отношения не урегулированы уставом фермерского хозяйства).

5. При принятии Закона «О сельскохозяйственной кооперации» [170] учтены неудачные попытки ограничения сферы действия Кодекса законов о труде, которые имели место при принятии Закона «О коллективном сельскохозяйственном предприятии» [170]. Распространение на трудовые отношения членов сельскохозяйственных кооперативов законодательства о труде было признано официально (ст. 25 Закона «О сельскохозяйственной кооперации» [170]). Аналогичное положение сформулировано в части первой ст. 34 Закона «О кооперации» [248]: «Трудовые отношения в кооперативных организациях регулируются настоящим Законом, законодательством о труде, уставами кооперативных организаций и правилами их внутреннего распорядка».

6. Изменениями в ст. 3 КЗоТ от 5 июля 1995 г. [154] действие Кодекса законов о труде и других актов законодательства о труде прямо было распространено на трудовые отношения работников с физическими лицами (лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без создания юридического лица; лицами, которые нанимают работников, выполняющих работы по обслуживанию нанимателей).

Что касается трудовых отношений между физическими лицами — нанимателями и работниками, которых принимают на работу для обслуживания личных потребностей нанимателей, то они регулировались нормами Кодекса законов о труде в силу косвенного указания на это в ст. 7 КЗоТ. После исключения из ст. 7 КЗоТ этого указания Законом от 15 декабря 1993 года [132] в трудовом праве возник пробел, который был устранен только Законом от 5 июля 1995 года, в соответствии с которым изменена ст. 3 КЗоТ, и Кодекс законов о труде был прямо распространен на отношения между нанимателями — физическими лицами и работниками. Однако изменениями, принятыми 24 декабря 1999 года [197], в ст. 7 КЗоТ возвращено указание на то, что законодательством устанавливаются особенности труда работников, которые работают у физических лиц по трудовым договорам.

7. Часть вторая ст. 3 КЗоТ предусматривает возможность установления «особенностей труда», т. е. особенностей правового регулирования трудовых отношений «членов кооперативов и их объединений, коллективных сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств, работников предприятий с иностранными инвестициями». Поскольку стороной трудового договора в силу ст. 21 Кодекса законов о труде всегда является работник — физическое лицо, и эту линию правотворческие органы последовательно проводят через все нормативные акты о труде, указание в части второй ст. 3 КЗоТ на «особенности труда членов... их (кооперативов. — Авт.) объединений» следует признать не подлежащим применению, поскольку членами объединений кооперативов являются кооперативы как юридические лица, а не физические лица (ст. 30 Закона «О кооперации» [248]). Указание в ст. 35 Закона «О сельскохозяйственной кооперации» [170] на регулирование трудовых отношений в кооперативных объединениях и в ст. 34 Закона «О кооперации» [248] на регулирование трудовых отношений в кооперативных организациях не является основанием для установления особенностей регулирования трудовых отношений в кооперативных объединениях их уставами, поскольку эти особенности устанавливаются не в соответствии с указанными правилами, а в силу ст. 3 КЗоТ.

8. Формулировка части второй ст. 3 КЗоТ «особенности труда членов кооперативов» распространяется на членов не только производственных, но и других кооперативов, в частности, на членов потребительских обществ. Учитывая это, следует признать, что ч. 4 ст. 6 Закона «О потребительской кооперации» [117], которая предоставляет членам потребительского общества право первоочередного приема на работу в общество, не противоречит ст. 3 и другим нормам Кодекса законов о труде.

9. Общий предел установления особенностей правового регулирования трудовых отношений работников, на трудовые отношения которых указывается в части второй ст. 3 КЗоТ, заключается в том, что таким работникам в любом случае предоставляются предусмотренные законодательством о труде гарантии, касающиеся труда женщин, молодежи, инвалидов, охраны труда и занятости. В связи с принятием Конституции Украины, допускающей определение деяний, которые являются дисциплинарными правонарушениями, и установление ответственности за них исключительно законами (п. 22 части первой ст. 92), уставами юридических лиц, перечисленных в части второй ст. 3 КЗоТ, не могут устанавливаться также меры дисциплинарной ответственности. Не должно возникать особых затруднений при определении круга гарантий (и норм, их устанавливающих) для женщин, молодежи и инвалидов. Гарантии, касающиеся охраны труда, установлены статьями 153-173 КЗоТ, Законом «Об охране труда» [236] и соответствующими специальными нормативными актами.

Сложнее определить содержание гарантий, касающихся занятости, и соответствующих им правовых норм. Очевидно, это — гарантии, призванные обеспечить право работников на занятость. Как исходное положение для определения понятия гарантий в отношениях занятости (или гарантий по занятости) следует взять наиболее близкий термин, который употребляется в ст. 5 Закона «О занятости населения» [101], — «Гарантия занятости». В этой статье говорится о дополнительных гарантиях занятости для отдельных категорий населения, однако сравнение ст. 5 со ст. 4 Закона «О занятости населения» [101] дает основания для утверждения о том, что именно в этих двух статьях определено содержание гарантий занятости.

10. Гарантии занятости, которые действуют в отношениях «работник —собственник (предприятие)», как это следует из ст. 1 и 4 Закона «О занятости населения» [101], включают:

1) добровольность труда, выбора или смены профессии (вида деятельности);

2) защита от необоснованного отказа в приеме на работу и незаконного увольнения, а также содействие в сохранении работы;

3) компенсацию материальных расходов в связи с направлением на работу в другую местность;

4) выплату выходного пособия работникам, которые лишились работы на предприятиях. Буквально в ст. 4 Закона «О занятости населения» [101] речь идет о выплате выходного пособия лицам, «которые лишились постоянной работы». Полагаем, что здесь под постоянной работой понимается работа как по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, так и по срочному трудовому договору;

5) предоставление работы по специальности на период не меньше трех лет молодым специалистам — выпускникам государственных учебных заведений, ранее заявленным предприятиями;

6) дополнительные гарантии относительно трудоустройства трудоспособным гражданам в трудоспособном возрасте, которые установлены ст. 5 Закона «О занятости населения» [101].

Следовательно, в силу части второй ст. 3 КЗоТ работники предприятий с иностранными инвестициями имеют право на гарантии, установленные для работников общими нормами о порядке увольнения с работы. В то же время понятие гарантий занятости в отношении членов кооперативов, в том числе сельскохозяйственных, фермерских хозяйств и коллективных сельскохозяйственных предприятий, имеет другое содержание. Сегодня судебная практика исходит из того, что трудовые отношения на названных видах предприятий возникают непосредственно из членства в этих пред-приятиях. Определение по соглашению сторон трудовой функции работника, увольнение с должности (выполняемой работы) на таких предприятиях осуществляется без прекращения трудовых правоотношений в соответствии с уставом. С учетом этого Верховный Суд Украины считает, что, например, ст. 43 КЗоТ не распространяется на случаи увольнения членов коллективного сельскохозяйственного предприятия с определенной должности или работы, поскольку в этом случае не происходит расторжение трудового договора (Застосування судами цивільного і цивільно-процесуального законодавства. — К.: Ін Юре, 2002. — С. 170).

Подчеркнем, что ни законодательством, ни уставами предприятий, указанных в части второй ст. 3 КЗоТ, не может снижаться уровень гарантий для работников перечисленных предприятий, который предусмотрен Кодексом законов о труде, и касается занятости, охраны труда, труда женщин, несовершеннолетних и инвалидов.

11. Закон «О сельскохозяйственной кооперации» [170] не устанавливает особенностей регулирования труда наемных работников сельскохозяйственных кооперативов, кроме одной. Частью 2 ст. 35 этого Закона [170] устанавливается, что по соглашению сторон допускается заключение трудового контракта.

12. Трудовые отношения фермерского хозяйства с наемными работниками регулируются законодательством о труде с учетом особенностей, установленных ст. 27 Закона «О фермерском хозяйстве» [245]. Таких особенностей две: 1) с наемными работниками фермерского хозяйства может заключаться контракт; 2) трудовой договор (контракт) с таким хозяйством в любом случае заключается в письменной форме.

13. На наемных работников коллективных сельскохозяйственных предприятий полностью распространяется действие Кодекса законов о труде и других актов законодательства о труде.

14. Допускается установление особенностей правового регулирования трудовых отношений работников предприятий с иностранными инвестициями. Они могут устанавливаться законодательством и уставами предприятий при условии, что они не будут снижать уровень правовых гарантий, которые установлены законодательством о труде, и касаются занятости, охраны труда, труда женщин, несовершеннолетних и инвалидов, а также не будут касаться мер дисциплинарной ответственности. Закон «О режиме иностранного инвестирования» [156] не устанавливает каких-либо особенностей регу-лирования труда работников предприятий с иностранными инвестициями. Однако нет препятствий для установления таких особенностей в уставах предприятий (с учетом указанных выше ограничений).

15. Под предприятием с иностранными инвестициями следует понимать предприятие, определение которого приведено в ч. 8 ст. 1 Закона «О режиме иностранного инвестирования» [156]. Таковым признается предприятие (организация) любой организационно-правовой формы, созданное в соответствии с законодательством Украины, иностранная инвестиция в уставном фонде которого, при его наличии, составляет не менее 10 процентов. Предприятие приобретает статус предприятия с иностранными инвестициями со дня зачисления иностранной инвестиции на его баланс. При отсутствии признаков, указанных в названном Законе [156], предприятие не может быть признано предприятием с иностранными инвестициями, хотя бы фактически оно им и было (в силу фактического наличия в составе его имущества иностранной инвестиции). Это подтверждается ст. 116 ХК [90].

16. В части второй ст. 3 КЗоТ говорится об особенностях труда. Это, конечно, стилистически неудачно, поскольку необходимо вести речь об особенностях регулирования труда. Однако в любом случае ясно, что законодатель ограничил возможность установления на указанных в части второй ст. 3 КЗоТ предприятиях только особенностей регулирования труда, т. е. трудовых отношений в узком понимании, а не отношений, связанных с трудовыми. Поэтому представляется недопустимым внесение в уставы предприятий, которые получили право установления особенностей регулирования трудовых отношений на основании ст. 3 КЗоТ, особенностей, например, рассмотрения трудовых споров. Правовые нормы, которые определяют порядок рассмотрения трудовых споров, устанавливают процедуру защиты прав, которые вытекают из трудовых отношений, а не регулируют эти отношения.