ІІІ. Из трех вышеуказанных признаков, характеризующих содержание советского закона, лишь определение его волевого содержания может быть дано без проведения специального анализа правотворческой деятельности Верховного Совета. Вопрос о характере выраженной в советском законе воли был уже исследован выше и поэтому может быть разрешен немедленно.

Указание А. М. Васильева на выражение в советском законе воли рабочего класса и всего советского народа, хотя и отражает объективную действительность, не показывает специфики волевого содержания закона в отличие от иных видов права. Не решает этого вопроса и неудачно сформулированное указание Ц. А. Ямпольской на то, что закон наиболее полно воплощает волю советского народа, так как и другие виды права в такой же полной мере выражают волю народа, как и закон. Следует признать правильным указание доцентов Г. И. Петрова и П. Е. Недбайло, что закон есть наиболее прямое выражение народной воли, а поэтому является высшей формой выражения государственной воли. О прямом выражении в законе воли народа говорит прежде всего то обстоятельство, что советские законы принимаются общенародным представительным органом. Подобно тому как каждый депутат является прямым представителем и выразителем воли своих избирателей, подобно этому Верховный Совет в целом является прямым выразителем воли всего народа.

Далее, в то время как государственная воля, основанная на народной воле, которая выражается в советском законе, прямо и непосредственно определяется условиями материальной жизни, государственная воля для того, чтобы быть выраженной в подзаконных актах, должна быть преломлена через содержание закона, приведена в полное соответствие с его содержанием. Таким образом, воля, выраженная в законе, является критерием при складывании воли, получающей выражение в подзаконных нормах. Оказывая решающее и безусловное влияние на складывание всех иных проявлений государственной воли, воля, выраженная в законе, является поэтому высшим выражением государственной воли.

Что касается характера регулируемых законом отношений и нормативного содержания закона, то для проверки правильности или неправильности выдвигаемых по этому вопросу в советской юридической литературе точек зрения, для положительного решения вопроса нельзя ограничиться высказыванием общетеоретических положений. Для решения этого вопроса необходимо исследовать компетенцию Верховного Совета, изучить практику его деятельности, отграничить содержание закона от содержания иных актов Верховного Совета, произвести анализ содержания закона.

Поскольку с принятием Конституции 1936 г. советский закон является продуктом правотворчества Верховного Совета, то для выяснения его содержания надо прежде всего исходить из компетенции Верховного Совета.