Изучение советского закона имеет главной целью выяснение его места и роли в советской правовой системе и вытекающей отсюда его роли в решении важнейших государственных задач.

Мы исходим из того, что советский закон является юридической нормой или юридическими нормами, отличающимися от других юридических норм рядом существенных признаков.

Он отличается своим содержанием, выраженная в законе государственная воля направлена на регулирование в общем виде наиболее важных сторон общественной и государственной жизни СССР. При этом, поскольку понятие важности само по себе является в отдельных случаях относительным и изменяется в зависимости от условий места и времени, важность тех или иных требующих правового урегулирования вопросов на каждом историческом этапе определяется самим законодательным органом.

Советский закон является прямым и высшим выражением единой воли трудящихся, а со времени ликвидации в СССР эксплуататорских классов всего руководимого рабочим классом советского народа. Он обладает первенством по отношению к другим нормам в том смысле, что вновь сложившаяся государственная воля выражается в нем в первую очередь и в прямой форме, а в других нормах эта воля отражается лишь во вторую очередь и путем приведения их содержания в соответствие с содержанием закона.

В соответствии с характером выраженной в нем воли советский закон издается в особо на то установленном порядке высшим представительным органом, а в первой главной фазе развития социалистического государства издавался и иными государственными органами, наделенными законодательными полномочиями.

Закон обладает высшей юридической силой по отношению ко всем другим юридическим нормам. Последние могут лишь конкретизировать, детализировать, организовывать исполнение, уточнять или усиливать действие закона или законодательных принципов, а в особых случаях (при издании указов Президиума Верховного Совета, подлежащих утверждению самого Верховного Совета) приостанавливать действие закона, но не могут его отменить.

Закон обладает, наконец, высшим авторитетом. Авторитет закона определяется как его содержанием, так и авторитетностью издающих его органов и прямым выражением в нем потребностей общественного развития, сформулированных в партийной директиве.

Ставя вопрос об определении советского закона, следует исходить из необходимости не ограничивать объем этого определения законами, изданными в соответствии с Конституцией, а дать в нем итог главных и основных признаков, которые были свойствены советским законам, изданным как до принятия Конституции 1936 г., так и на ее основе.

Необходимость такого общего определения диктуется в первую очередь потребностью вскрыть в нем общие закономерности развития советского закона как общественного явления, проходящего через всю историю советского социалистического общества. Кроме того, необходимость такого определения объясняется тем, что «в настоящее время большое число общественных отношений в нашей стране регулируется законами, изданными до 1937 г.; эти законы имеют ту же силу, что и законы, изданные в порядке, предусмотренном Конституцией 1936 г.».

Г. И. Петров в работе «Юридическая природа советского закона» правильно и своевременно поставил вопрос о необходимости такого общего определения советского закона. Однако в последующих работах советских юристов, затрагивающих вопрос о понятии закона, такого рода общее определение не получило окончательной формулировки.

Между тем необходимость его является очевидной. Закон, по Конституции, является результатом не произвольного установления государства, не взрыва, не внезапного скачка, а длительного исторического развития советского закона, которое происходило параллельно изменениям условий материальной жизни нашей страны. Экономический базис социализма создавался постепенно, а параллельно с ним создавалась соответствующая этому базису надстройка, частью которой является советский закон.

Экономической основой складывающегося в первой главной фазе развития социалистического государства советского закона были противоречия в недрах старого общества, потребности перехода от капитализма к социализму и те элементы социалистического базиса, которые постепенно создавались.

Внедрение новых социалистических форм хозяйства явилось важной гарантией успешного проведения государственных мероприятий по созданию экономического фундамента социализма, однако до окончания строительства этого фундамента не могло существовать увенчивающей этот фундамент вполне сложившейся надстройки, а следовательно, и вполне сложившегося закона, а были лишь постепенно образовывавшиеся на указанной выше экономической основе элементы или явления надстроечного порядка. Лишь после того как окончательно сложилась экономическая основа социализма, стало возможно завершить и процесс создания соответствующей социалистическому базису надстройки.

Лишь будучи приведенными в соответствие с экономическим базисом социализма, все части социалистической надстройки приобретают вполне законченный и завершенный характер.

Одной из важнейших частей созданной в советском обществе социалистической надстройки явилась Конституция 1936 г. и издаваемые на ее основе советские законы. Издание Конституции завершило собой длительный процесс создания государственно-правовой части надстройки социалистического общества.

Вместе с советским государством в этот период на основе экономического базиса социализма полностью сложился и советский закон, увенчавший собой этот базис. Весь предшествующий период следует рассматривать как период становления советского закона.

Все характерные признаки советского закона - его стабильность, авторитет, высшая юридическая сила и другие, получившие наиболее развернутое и последовательное выражение с изданием Конституции, были свойственны ему уже ранее, хотя имели менее законченый характер.

Говоря о содержании советского закона, следует помнить, что именно закон является главным средством осуществления стоящих перед советским государством в разные периоды его развития основных задач и соответствующих этим задачам государственных функций.

В соответствии со своими основными задачами социалистическое государство осуществляло в пределах каждой фазы своего развития определенные государственные функции.

В первой главной фазе своего развития главными функциями, присущими советскому государству, были функция подавлении свергнутых эксплуататорских классов внутри страны и функция обороны страны от нападения извне. Кроме того, имелась еще и третья функция - хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная, не получившая, однако, в то время серьезного развития.

Все перечисленные функции полностью отражались в советском законодательстве. Изменение содержания закона связано с отпадением функции подавления эксплуататорских классов, постепенным развитием хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной функции, которая во второй фазе становится главной функцией социалистического государства, а также с появлением вместо функции подавления сопротивления свергнутых классов функции охраны социалистической собственности.

Кроме того, необходимо отметить, что изменение содержания закона связано также с установлением Конституцией четкого отграничения сферы властвования от сферы государственного управления.

Изменилась и форма советского закона. Произошла коренная демократизация законодательных органов и законодательного процесса. Вместо существовавших ранее четырех после издания Конституции существует единственный полновластный законодательный орган - Верховный Совет. Изменение порядка издания закона обусловлено и изменениями в его содержании.

Все вышеизложенное позволило достичь значительно большей, чем в первой фазе, стабильности закона.

Но поскольку со стороны своей классовой сущности и других основных признаков советской закон до и после издания Конституции 1936 г. сохранил свои главные свойства и только общее определение советского закона соответствует действительному положению вещей и способствует познанию общих закономерностей его развития - такое его определение является возможным и необходимым.

Исходя из этих соображений, прилагается следующее общее определение, которое может быть в случае необходимости расчленено применительно к периоду до и после построения социализма и принятия Конституции 1936 г.

Советский закон - нормы, 1) издаваемые в особом законодательном порядке высшим представительным или иным высшим государственным органом, имеющим законодательные полномочия; 2) являющиеся прямым выражением воли рабочего класса и трудящегося большинства, а со времени ликвидации в СССР эксплуататорских классов воли всего советского народа, руководимого рабочим классом с коммунистической партией во главе; 3) регулирующие особо важные и, как правило, наиболее постоянные отношения общественной и государственной жизни; 4) обладающие по отношению к другим юридическим нормам высшей юридической силой и высшим авторитетом.

В соответствии с этим определением закон необходимо рассматривать как часть совокупности юридических норм, как особо важный вид юридических норм, как ведущий, имеющий верховенство над другими нормами элемент социалистического права.

Понимание закона как юридической нормы, как одной из ведущих частей социалистического права несовместимо с довольно распространенным в советской юридической литературе понятием закона как акта, являющегося не нормой или нормами права, а только формой существования юридических норм.

Такое мнение высказывается, например, в автореферате диссертации Васильева «Акт Верховного Совета». Оно сформулировано там в следующих словах: «Закон не норма, а форма существования юридических норм. Закон регулирует общественные отношения через посредство своего нормативного содержания. А потому нормы права, являясь нормой по отношению к экономике, выступают как содержание в отношении нормативного акта - закона».

Между тем, с нашей точки зрения, юридические нормы, являющиеся единством правовой формы и классово-волевого содержания, не требуют и не могут иметь особой дополнительной формы своего существования кроме той формы, в которую облекается их содержание. Содержанием же закона и других видов права являются не законодательные и другие нормы, которые собственно и составляют отдельные виды права, а выраженная в этих нормах воля господствующего класса. Такое понимание содержания права соответствует и классическому высказыванию Маркса и Энгельса о буржуазном праве как о возведенной в закон воле господствующего класса, которое, как известно, лежит в основе общепризнанного в советской литературе определения права.

Определение Маркса и Энгельса содержит в себе указание как на содержание права (воля господствующего класса), так и на необходимость оформления этого содержания путем возведения господствующей воли в закон, чем подчеркивает единство правовой формы и содержания. Но это определение ни в коем случае не говорит о необходимости вторично «возводить в закон» уже раз возведенную господствующую волю.

На деле правовая норма, в том числе норма закона, является не содержанием права, а единичным правилом поведения, извлеченным из общей системы права и взятым отдельно, т. е. составным элементом права.

Для большей ясности надо отметить, что термин «закон» в юридической литературе имеет два значения, что, видимо, и вызывает в отдельных случаях путаницу в вопросе о понимании закона.

  1. Термин «закон» употребляется для обозначения особого вида правовых норм. Примеры: кодекс законов о труде. Действовать согласно закону. Нельзя отговориться незнанием законов. Нарушение законов преследуется по суду.
  2. Термин «закон» употребляется для обозначения особого вида нормативных актов - законодательных актов. Говорят: такой-то закон установил такие-то нормы.

Таким образом, под одним и тем же термином «закон», смотря по контексту, разумеется то особый вид права, то особый вид нормативных актов.

Давая общую характеристику понятия закона, мы считаем необходимым употреблять этот термин в смысле особого вида правовых норм, полагая, что не способ установления правовой нормы определяет ее содержание и назначение, а, наоборот, от содержания и назначения правовой нормы зависит то, в каком порядке она устанавливается. Самым существенным в законе является его особый характер именно как нормы - его высшая юридическая сила, стабильность, регулирование им наиболее важных общественных отношений, прямое выражение в нем государственной воли. Поэтому именно эти, а не формальные признаки, должны лежать в основе его изучения.