Проблеми теорії права і конституціоналізму у працях М. В. Цвіка

3.1. Социальная ценность и функциональное назначение советской демократии

Демократия представляет собой значимое, обладающее большой социальной ценностью явление общественной жизни. Сущность советской демократии в ее действенности, нацеленности на развитие всей системы социалистических общественных отношений, и прежде всего производства. Этим определяется единство советского демократизма с дисциплиной и организованностью, общественным порядком и ответственностью личности. Поэтому наряду с теоретическим анализом демократии в ее институционном аспекте, исследованием ее принципов и институтов определяющее значение приобретает научный поиск тех средств ее реализации, которые обеспечивают высокую эффективность функционирования демократии. К ним относятся: сопоставление мнений, открытая и принципиальная критика и самокритика, обеспечение заинтересованности каждого гражданина в общем деле и повышение на этой основе его общественно-политической активности1 . Их использование способствует повышению эффективности функционирования демократии, реализации заложенных в ней потенциальных возможностей.

Содержанием советской демократии является проводимая под руководством коммунистической партии работа по активизации участия трудящихся в принятии государственных решений и осуществлении основных функций общенародного государства, подчинении его работы интересам народа. Из содержания демократии вытекают и соответствующие формы, нацеленные на его успешную реализацию. Все это обусловливает высокое место демократии в шкале ценностей социалистического общества.

Последняя представляет непреходящую историческую ценность. Любой исторический тип демократии имеет ценность. Несмотря на ограниченность, ею обладают и античная, и буржуазная демократии, знаменующие определенный прогресс в развитии государственных форм.

Истории известно три исторических типа демократии: рабовладельческая, буржуазная и социалистическая, причем каждая обладает большей социальной ценностью по сравнению с предыдущей.

При феодализме с его застойными формами жизни в экономической сфере господствовало внеэкономическое принуждение, в политической - преобладала монархическая форма власти феодалов, прямо производная от собственности на землю, а в идеологической сфере господствовало подавляющее инициативу личности религиозное мировоззрение. Поэтому, несмотря на наличие определенного числа демократически организованных государств, самостоятельный тип демократии так и не сложился. Общечеловеческая ценность рабовладельческой демократии заключается в том, что она создала первую в истории технико-организационную модель демократии. Именно от нее ведет свой отсчет создание демократии всех последующих типов. Ценность же буржуазной демократии в том, что, во-первых, приобщив к политической жизни буржуазию, она способствовала ликвидации феодальных общественных отношений, во-вторых, ее институты при благоприятном соотношении классовых сил могут и должны использоваться организованным пролетариатом, другими прогрессивными силами для сплочения в борьбе за социальные преобразования и мир во всем мире; в третьих, ее развитие создает благоприятные условия для перехода к социализму.

Социалистическая демократия вступает на историческую арену как новый высший тип демократии, обладающей значительной собственной и инструментальной ценностью.

Собственная ценность социалистической демократии проявляется в том, что она воплотила в жизнь человечества многовековую мечту об установлении в обществе подлинной свободы и равенства. Переход к социализму, обеспечивающий социальное и национальное раскрепощение трудящихся, представляет собой «скачок человечества из царства необходимости в царство свободы», где массы со знанием дела участвуют в исторических свершениях. Поставив производителей в равное отношение к средствам производства, превратив их в собственников, социализм поднялся от достигнутого в буржуазном обществе формального равенства перед законом до постепенного обеспечения фактического равенства граждан, наций и народностей во всех сферах политической, экономической, социальной и духовной жизни. Это нашло свое проявление в усилении социальной однородности социалистического общества.

Наличие организации власти, основанной на участии населения в формировании государственных органов и контроле за их деятельностью, а тем более участии в их работе, определяет ценность демократических форм в сравнении с авторитарными.

Их ценность неизмеримо возрастает в условиях социализма на основе широкого вовлечения трудящихся в процесс принятия и исполнения государственных решений, учета и использования их опыта и инициативы.

Всякая демократия, воздействуя на общественные отношения, обладает и инструментальной ценностью. В немногих работах, где ставится вопрос о социальной ценности демократии, просматриваются разные подходы. В. Е. Гулиев рассматривает ценность демократии в экономическом, политическом и личностном аспектах. В. М. Карельский выясняет ее ценность для общества, для государства и личности, Л. Ю. Юзьков характеризует, с одной стороны, внутриполитическую, а с другой - внешнеполитическую ценность демократии. Отдавая должное важности всех этих критериев, мы полагаем, что определяющим моментом для характеристики инструментальной ценности демократии служит ее функциональная направленность, т. е. направления ее воздействия на общественные отношения.

Между тем вопрос о функциях демократии в литературе даже не поставлен. Поэтому в понятийном ряду теории демократии вообще и социалистической демократии в частности отсутствует несущее большую практическую нагрузку понятие «функция демократии». Это понятие однопорядково понятию основных функций государства, поскольку в конечном счете социальное назначение демократии как формы государства то же, что и государства в целом.

Под функциями демократии следует понимать характеризующие ее социальное назначение основные направления ее воздействия на общественные отношения. Поскольку осуществление функций демократии способствует решению основных классовых задач, постольку демократия всегда представляет ценность для класса - собственника средств производства - как способ организации управления обществом, обеспечивающий самоорганизацию собственников и удовлетворение их разнообразных интересов и потребностей.

Каждый исторический тип демократии выполняет две основные функции. Первая из них - функция организации открытого или завуалированного политического господства над классом-антиподом. Вторая функция демократии - самоорганизация собственников средств производства. С помощью того или иного типа демократии властвующие собственники организуются и мобилизуются на выполнение стоящих перед ними задач.

B общенародном государстве такая функция демократии, как содействие политическому господству пролетариата, отмирает, функция же самоорганизации не только сохраняется, но и приобретает решающее значение. Реализация этой функции направлена на обеспечение эффективного решения задач совершенствования реального социализма.

Необходимость в организации, в том числе самоорганизации, усиливается по мере усложнения решаемых обществом задач. С ликвидацией эксплуататорских классов, усилением социальной однородности и формированием такой общности людей, как советский народ, функция самоорганизации относится теперь уже ко всему народу. Она все более необходима для решения самоуправленческих задач во всех сферах общественной жизни - экономической, политической, социальной, культурной, для развития общенародного социалистического самоуправления.

Функции демократии вытекают из самой сущности советского государства и подчинены осуществлению народовластия. Поэтому в самом широком смысле социальная ценность демократии состоит в том, что организация власти на демократических началах является единственно возможным, полезным и мощным средством решения задач, поставленных партией и решаемых объединенным в общенародное государство советским народом.

Именно широта функционального назначения социалистической демократии, ее способность обеспечивать разработку путей и форм общественного развития, выявление интересов и воли граждан, выполнение внутри- и внешнеполитических задач государства справедливо подчеркиваются в научной литературе.

Особое значение это ценностное свойство демократии приобретает в сфере организации дальнейшего развития советской экономики. Экономика и демократия как надстроечные категории активно взаимодействуют. Социалистическая демократия «определяется, в конечном счете, производственными отношениями данного общества». Общенародная собственность на средства производства порождает необходимость коллегиальных, демократических форм управления как самой собственностью, так и возникающими на ее основе общественными делами. По мере повышения степени обобществления и сближения колхозно-кооперативной и государственной собственности эти формы развиваются и совершенствуются. Примеры этого - создание демократических органов управления агропромышленными комплексами, дальнейшее расширение самостоятельности и инициативы колхозов и совхозов, расширение прав предприятий, трудовых коллективов.

В то же время В. И. Ленин отмечал: «Всякая демократия, как вообще всякая политическая надстройка (неизбежная, пока не завершено уничтожение классов, пока не создалось бесклассовое общество), служит, в конечном счете, производству...».

Демократия стимулирует экономические преобразования. Только на демократической основе возможны процесс составления сбалансированных планов, выдвижение встречных планов, выполнение по всем показателям плановых заданий, повышение эффективности производства и улучшение качества продукции. Демократия призвана служить действенным средством осуществления экономических функций Советского государства. Вот почему партия уделяет первостепенное значение использованию творчества, инициативы и предприимчивости масс в процессе вскрытия резервов производства, ускорению научно-технического прогресса, повышению заинтересованности в его развитии, социалистическому соревнованию, решению всего комплекса проблем, связанных с интенсификацией производства, осуществлением хозяйственно-организаторской функции общенародного государства. Их решение во многом зависит от активности трудящихся масс в управлении производством, использования трудовыми коллективами своих прав, развития технического творчества масс, рационализаторства, изобретательства, укрепления плановой, трудовой и технологической дисциплины, распространения передовых починов, борьбы с текучестью кадров, гласности организации, освещения хода и подведения итогов социалистического соревнования и т. п.

Процесс демократизации управления экономикой осуществляется на основе более широкого применения коллегиальности, повышения самостоятельности, возрастания роли предприятий, Советов, общественности, трудовых коллективов, хозрасчетных бригад.

Велика роль советской демократии в осуществлении других функций Советского государства. Так, выдвигаемое партией требование повышения общественно-политической активности каждого гражданина, Советов, общественных организаций нацелено на обеспечение комплексного характера социального развития, в чем первостепенная роль принадлежит культурно-воспитательной функции Советского государства. Широкие демократические начала характерны как для обсуждения проекта ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», так и для происходящего ныне осуществления этой реформы.

В центре внимания общественности и под ее контролем находится работа по повышению благосостояния народа, которая в условиях реального социализма переросла значение элемента и хозяйственноорганизаторской функции и стала одной из основных функций социалистического государства.

Велика роль общественности в охране социалистической собственности, профилактике правонарушений и борьбе с ними, т. е. в осуществлении функции охраны социалистической собственности, правопорядка, законных прав и интересов советских граждан. Не менее важно значение демократической организации хозрасчетных бригад в усовершенствовании функции контроля за мерой труда и потребления.

При осуществлении внешнеполитических функций государства демократии решающее значение имеет борьба за мир во всем мире. «Самое крупное проявление демократии, - писал В. И. Ленин, - это в основном вопросе о войне и мире». Демократия содействует преодолению межгосударственных конфликтов, укреплению дружбы с зарубежными странами, оздоровлению международной обстановки, различным региональным международным контактам представителей отдельных профессий и групп населения (молодежи, женщин, спортсменов, ученых, писателей, врачей и др.), работе общественности по развитию торговых и культурных связей с другими странами.

Функциональное назначение социалистической демократии состоит также и в обеспечении расцвета человеческой личности. Конечно, работа в этом направлении проводится по самым различным каналам. Однако участие в решении государственных и общественных дел, в функционировании демократических институтов играет немаловажную роль. Активное использование демократических прав в общественных интересах расширяет кругозор личности, повышает уровень ее общей и правовой культуры, компетентность в сфере государственных и общественных проблем, воспитывает в ней чувство хозяина страны, обогащает ее духовную сферу.

Ряд функций социалистической демократии непосредственно воздействует на развитие социалистической государственности. К их числу относятся такие функции, как учредительная, оптимизации государственных решений, содействия их действенной реализации, контрольная, охранительная.

Учредительная функция выражается в том, что система государственных органов формируется исключительно демократическим путем. Непосредственно населением избираются Советы народных депутатов и судьи районных (городских) судов. Вышестоящие суды, включая Верховные, избираются соответствующими Советами народных депутатов. Верховный Совет СССР избирает Президиум Верховного Совета, постоянные комиссии своих палат, образует Совет Министров СССР и Комитет народного контроля СССР, назначает Генерального прокурора СССР. Те же полномочия, за исключением касающихся прокуратуры, осуществляют Верховные Советы союзных и автономных республик. Местные Советы народных депутатов на своих сессиях избирают постоянные комиссии, создают органы народного контроля, избирают исполнительные комитеты, образуют их отделы и управления и утверждают их руководителей, образуют Советы агропромышленных объединений и т. д. В целом вопросы, связанные с замещением большинства руководящих должностей в государственном аппарате, решаются с применением демократической процедуры, предполагающей коллегиальное обсуждение партийными и государственными органами вопроса о соответствующем назначении. Для всех государственных органов общей является демократическая процедура их образования, в чем находит свое проявление действие учредительной функции советской демократии.

Присущая демократии функция оптимизации государственных решений направлена на стимулирование, учет и использование при их подготовке и принятии инициативы трудящихся, их наказов и предложений по правовому урегулированию тех или иных вопросов, различных форм выражения общественного мнения, содержащихся в

письмах и заявлениях трудящихся, выступлениях прессы; обобщение компетентными органами опыта, накопленного на местах - в трудовых коллективах, общественных и самодеятельных организациях, материалов всенародных и общественных обсуждений, проектов государственных решений; наиболее демократических процедур подготовки, обсуждения и принятия соответствующих решений и т. д. Все это обеспечивает формирование, выявление, формулирование и адекватное правовое закрепление синтезирующей общественный опыт воли трудящихся, но отнюдь не означает, что резервы оптимизации государственных решений исчерпаны. Наоборот, возможно и необходимо дальнейшее повышение эффективности советской демократии в рассматриваемой сфере.

Демократия является одной из гарантий реализации государственных решений. Соответствующая функция демократии получила, например, свое выражение этой ведущей роли, которую играют Советы народных депутатов в претворении в жизнь законов и иных принимаемых ими актов. Так, высший орган народной власти - Верховный Совет СССР одиннадцатого созыва на своей третьей сессии рассмотрел и принял специальные постановления по таким двум касающимся исполнения законов вопросам, как соблюдение требований законодательства об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов и отчет Генерального прокурора СССР о деятельности прокуратуры по надзору за исполнением требований советских законов об укреплении правопорядка, охране прав и законных интересов граждан. В постановлении апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС подчеркивается необходимость неуклонного осуществления Советами ленинского принципа единства законодательства, управления и контроля. В нем поставлена задача повышения роли Советов в хозяйственном строительстве, выполнении государственных планов, в повышении эффективности социалистического производства. Во исполнение постановления Пленума ЦК КПСС Президиум Верховного Совета потребовал от Советов постоянно следить за выполнением энергетической и продовольственной программы, производством товаров широкого потребления, осуществлением реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Помощь Советам в реализации принятых ими решений оказывают органы общественной самодеятельности трудящихся.

Функция содействия реализации государственных решений получает свое выражение в широком привлечении общественности.

Профсоюзы, общественные организации и общества, постоянно действующие производственные совещания, общественные конструкторские бюро и т. д., руководимые партийными организациями, ведут работу по осуществлению государственных планов, соблюдению трудового законодательства, законодательства об охране природы и т. д. При исполкомах местных Советов на общественных началах действуют внештатные отделы, общественные комиссии, инструкторы и инспекторы.

Советская демократия - важное средство контроля за деятельностью исполнительного аппарата, администрации предприятий и учреждений, торговли, общественного питания и т. п. Ее контрольная функция выражается в широком развитии общественного контроля через группы народного контроля и общественных контролеров, контроля со стороны общественного мнения. Осуществление этой функции требует широкой гласности, периодической отчетности депутатов и руководящих работников перед избирателями, своими коллективами. Контроль осуществляют также общественные инспекции по охране труда, технике безопасности и т. п. Ведущая роль в осуществлении контрольной функции принадлежит Советам. Удельный вес контрольной деятельности Советов постоянно повышается.

Советская демократия осуществляет также охранительную функцию. Ее институты способствуют борьбе с правонарушениями, их своевременному предупреждению. Следует отметить ведущую роль трудовых коллективов в борьбе за укрепление дисциплины труда, соблюдение правил внутреннего распорядка и пресечение всяких нарушений в этой области, деятельность товарищеских судов. Охранительная функция реализуется также путем отзыва избирателями своих депутатов из Советов, народных судей, отзыва Советами и трудовыми коллективами членов комитетов, групп и постов народного контроля, не оправдавших оказанного им доверия. Образуемые при исполкомах местных Советов из представителей общественности административные комиссии пресекают на основе всестороннего рассмотрения вопросов административные правонарушения, комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают дела о правонарушениях несовершеннолетних, проводят большую работу по их профилактике. На осуществление охранительной функции демократии направлена деятельность 50 тыс. общественных пунктов охраны порядка в жилых микрорайонах, 149 тыс. советов профилактики правонарушений на предприятиях и целой армии (282 тыс.) добровольных народных дружин, включающей 3 млн дружинников. Охранительная функция социалистической демократии способствует упрочению социалистической законности и правопорядка.

Функции институтов советской демократии нацелены на оказание помощи в организации и деятельности всей системы государственных органов, на осуществление всех основных функций общенародного государства. Соответствующая работа обладает поэтому большой инструментальной ценностью. Воздействие, оказываемое демократией на общественные отношения, определяет ее как мощный фактор их регулирования. Институт общественного мнения, например, осуществляет три функции - консультативную, императивную и контрольную, народного контроля - профилактическую, пресечения нарушений законности, обеспечения государственной дисциплины и хозяйственной целесообразности, восстановительно-карательную; институт депутатского запроса - контрольную и обеспечения выполнения принятых решений и т. д.

Особо следует подчеркнуть социальную ценность института демократических прав и свобод личности. Ценность этих прав вытекает из того, что личность является высшей ценностью социалистического общества. Ценным является получение и использование определенных материальных и духовных благ в результате осуществления гражданами своих прав и свобод, например основанное на недопущении уравниловки получение заработной платы в порядке реализации права на оплату труда в соответствии с его количеством и качеством, духовное развитие как реализация права на пользование достижениями культуры, искоренение тех или иных недостатков в работе в результате использования права на критику. Демократические права личности как воплощение идей социальной справедливости и социалистического гуманизма обладают и собственной социальной ценностью. Социалистическое государство кровно заинтересовано в повышении общественно-политической активности личности в целях ее собственного расцвета, увеличения ее вклада в решение общенародных задач. Функциональное назначение советской демократии связано также с содействием укреплению социалистического государства.

Развитие демократии является условием решения ключевого вопроса политики партии - укрепления Советского социалистического государства, так как именно опора на массы есть основа его могущества. Известное ленинское положение «государство сильно сознательностью масс», взятое в динамике, означает, что вовлечение в государственное управление новых слоев трудящихся и повышение уровня их активности стимулируют деятельность государственных органов. Опираясь на широкие слои общественных помощников, государство укрепляется, более успешно выполняет свои задачи. Создание более благоприятных условий для осуществления им своих функций наступает и в результате совершенствования осуществления демократических принципов, таких, например, как коллегиальность в обсуждении и принятии государственных решений, подотчетность государственных органов Советам народных депутатов, информированность населения о работе государственного аппарата, учет общественного мнения и др.

Присущая советской демократии функция - обеспечение постепенного отмирания социалистического государства и его перерастания в коммунистическое общественное самоуправление - отражает диалектику развития нашего государства, где одно и то же средство - расширение демократии служит и укреплению, и отмиранию государственности. «Чем полнее демократия, - писал В. И. Ленин, - тем ближе момент, когда она становится ненужной. Чем демократичнее “государство”, состоящее из вооруженных рабочих и являющееся “уже не государством в собственном смысле слова”, тем быстрее начинает отмирать всякое государство». Именно поэтому в Программе КПСС говорится о превращении при коммунизме социалистической демократии в коммунистическое самоуправление.

Уровень развития социалистической демократии повышается в процессе преодоления возникающих в политической сфере неантагонистических противоречий. Борясь за повышение уровня демократизма, коммунистические партии добиваются, чтобы демократические каналы надежно служили выявлению, согласованию и сближению интересов отдельных лиц и коллективов, социальных групп и общества в целом».

Занимая высокое место в иерархии социальных ценностей, демократизм как принцип социалистического строя подчинен лишь таким более общим принципам этого уровня, как народовластие, союз рабочего класса, крестьянства и интеллигенции, ведущая роль рабочего класса, руководящая и направляющая роль КПСС, осуществление которых составляет основу функционирования социалистической демократии. Он стоит в одном ряду с такими основополагающими принципами социалистического строя, как гуманизм, интернационализм, справедливость, сочетание личных и общественных интересов и т. д.

Ему подчинена целая система принципов, характеризующих организацию и деятельность общенародного государства и всей советской политической системы, принципов самой демократии, отдельных категорий государственных органов и т. д. Таким образом, социалистическая демократия не только обладает большой собственной и инструментальной ценностью, не только занимает почетное место в иерархии ценностей социализма, но и является ценностью объективно необходимой, уникальной и незаменимой.