Поскольку принудительная власть действует во всяком человеческом общежитии, а управление и самоуправление являются двумя основными формами ее осуществления, их соотношение, как отмечает Ю. А. Тихомиров, «преломляется главным образом через понятие демократии». Однако применение государственного демократического управления и самоуправление не альтернативны. В рамках определенной политической системы оба эти феномена действуют параллельно на основе взаимодействия, взаимопроникновения и взаимодополнения.

В условиях социализма, где масштабы управления делами общества и государства непрерывно расширяются, деятельность государства и других субъектов политической системы функционально однородна, самоуправление неотделимо от развития государства. В идеологическом плане исследование соотношения демократии и самоуправления является основой критики любых попыток противопоставить деятельность социалистического государства идеалам самоуправления.

М. С. Горбачев подчеркивал: «Сейчас, когда ведется большая работа по повышению роли и авторитета Советов, совершенствованию нашей политической системы, всех форм и средств вовлечения масс в государственные и общественные дела, мы особенно нуждаемся в серьезной разработке теоретических проблем развития социалистического самоуправления народа».

Потребность в такой разработке на современном этапе отражает превращение совершенствования советской демократии и все более полного осуществления социалистического самоуправления народа в стратегическую линию развития политической системы советского общества.

Природа самоуправления и его соотношение с демократией.

Под самоуправлением следует понимать основанную на саморегуляции

разновидность социального управления, в основе которого лежит совместное решение участниками общественных отношений их общих дел, сочетаемое с совместной деятельностью по осуществлению принятых решений.

Основу самоуправления составляют присущие ему собственные принципы - самоорганизация и саморегуляция, соединение субъекта и объекта управления, участие всех субъектов в принятии и проведении в жизнь принимаемых решений, признание над собой власти только собственного объединения. Самоуправление подчинено задаче решения общих для данного класса, социальной группы или иной общности дел; в их решении участвуют все входящие в соответствующую общность лица - непосредственно или через своих представителей. Поэтому по отношению к трудящимся оно не может осуществляться через существующий в условиях буржуазной демократии профессиональный аппарат, отчужденный от управляемых, не выражающий их волю и интересы, следствием чего является характерное для капитализма противопоставление государственных и самоуправленческих (самодеятельных) начал. Главным фактором, обеспечивающим решающее влияние демократии на самоуправление, является специфичное для социалистического и особенно общенародного государства участие населения в управлении. Основной метод функционирования самоуправления - это организационная работа, опирающаяся на воспитание, силу авторитета и убеждения, меры общественного принуждения.

В решении проблемы соотношения демократии с самоуправлением марксизм отвергает подход к самоуправлению как к чисто общественной категории, что неизбежно ведет к противопоставлению самоуправления и демократии, непризнанию государственного самоуправления, а также трактовку самоуправления как внутриорганизационной разновидности демократии, что ведет к их смешению. Проявлению подобного рода взглядов объективно способствует признание, вопреки ленинским указаниям, существования наряду с государственной также общественной системы демократии, так называемой неполитической демократии.

Бесспорно, и демократии, и самоуправлению присущ ряд общих черт. Они являются формами осуществления публичной власти: первая - всегда государственной, второе - и общественной. Большинство форм самоуправления функционирует на основе таких общих с демократией принципов, как свобода и равенство, решение вопросов по большинству голосов, подчинение меньшинства большинству, возможность создания представительных органов. Развитость демократии и самоуправления определяется широтой применения принципа выборности лиц, занимающихся управленческой деятельностью, активностью системы представительных органов.

Вместе с тем если демократия как форма государства всегда носит политический характер, то самоуправление многозначно, может быть как государственным, так и общественным, иметь как политический, так и неполитический характер.

Основные формы и институты демократии закреплены в праве, это обусловливает их юридическую обязательность для всех. Поэтому в рамках общества может существовать лишь одна общегосударственная система демократии. В тех же рамках, но на разных уровнях может существовать множество систем самоуправления. Одни из них функционируют в масштабах общества, другие - в масштабах отдельных регионов и административно-территориальных единиц, третьи - в сфере деятельности общественных организаций и образований, четвертые - в сфере деятельности их первичных ячеек и структурных подразделений, пятые - в сфере объединений по интересам.

Поэтому, в отличие от демократии, некоторые системы самоуправления имеют локальный характер. В меру их участия в делах государства системы самоуправления носят политический характер и участвуют в осуществлении политической власти и реализации институтов демократии.

Самоуправление может существовать как в условиях государственности, так и в догосударственном и послегосударственном обществах. Поэтому исторически оно предшествует демократии и продолжает функционировать после ее отмирания. Уже первобытнообщинный строй строился на началах самоуправления членов рода. Существовавшая здесь публичная власть совпадала с родовой организацией и представляла собой власть всех над всеми.

Через государство может осуществляться как классовое господство и руководство, так и самоорганизация, т. е. регулирование отношений, возникающих внутри класса-гегемона. В рамках антагонистического общества большая часть вопросов управления, включая и выполнение общих дел, присущих природе всякого общества, и специфические функции, вытекающие из противоположности между правительством и народными массами, решаются не самоуправленческими методами, а через отчужденную от общества власть господствующего меньшинства.

Исторически демократия порождается потребностью в самоорганизации. Поэтому в определенном аспекте она представляет собой действующее в общегосударственных масштабах самоуправление собственников средств производства. Способствуя их самоорганизации, демократия приспосабливается для удовлетворения всех иных потребностей господствующего класса, и прежде всего для подавления сопротивления эксплуатируемых масс.

Демократия и самоуправление при социализме. Самоуправление, исторически предшествующее демократии и носящее всеобъемлющий характер, с разложением догосударственного строя не исчезает, а проявляется в самоорганизации социальных и иных общностей.

Функция самоуправления наиболее ярко проявляется в деятельности социалистического государства, где, по словам К. Маркса, то положение, когда народом управляют, должно быть заменено самоуправлением народа.

Главное содержание идеи самоуправления трудового народа основоположники марксизма-ленинизма видели в обеспечении участия все большей массы трудящихся в управлении, в принятии и осуществлении общественно значимых решений. Самоуправление народа в переходной период от капитализма к социализму и на первой фазе коммунизма осуществляется внутри и посредством «определенным образом построенной государственной системы, а не вне ее, в конкуренции с ней».

Уже Парижская коммуна означала «разрушение старой правительственной машины... и замену ее подлинным самоуправлением, которое... было правительством рабочего класса», осуществляющим «управление народа посредством самого народа».

Это же относится и к государству диктатуры пролетариата, которое В. И. Ленин охарактеризовал как «народ, объединенный Советами». Он писал: «Вы сами теперь управляете государством», подчеркивая тем самым его самоуправленческий характер.

В эпоху диктатуры пролетариата в рамках советской демократии сложился ряд форм самоуправления: расширенные заседания пленумов местных Советов, приближавшиеся иногда по составу к сельским сходам, секции Советов, рабочий контроль, съезды и совещания трудящихся, беспартийные конференции, рабочие правления, женсоветы, делегатские собрания, социалистическое совместительство, общественные обсуждения отдельных законопроектов и др.

В еще большей степени функция самоуправления присуща общенародной демократии. На данном этапе развития социалистического общества главное место в системе самоуправления принадлежит осуществляемому через политическую систему государственному самоуправлению.

Общенародная государственная власть использует развитую систему институтов демократии, обеспечивающих максимальное привлечение народа к управлению государственными и общественными делами. В этом смысле «само наше государство - это и есть самоуправление народа, осуществляемое в масштабах всего общества», из чего вытекает прочное единство самоуправления и государственности. Самоуправление поэтому есть признание над собой власти только собственного объединения, т. е. общенародного государства, выражающего волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, всех наций и народностей нашей страны.

Принятые на началах самоуправления решения подлежат неукоснительному исполнению. Это свидетельствует о том, что демократический централизм присущ как государственной организации, так и самоуправлению.

В рамках демократического централизма речь идет об обеспечении полного единства демократии, характеризующейся общегосударственным характером, и различных форм самоуправления. Поэтому самоуправление народа не противоречит централизованной государственной власти.

Государственное самоуправление народа имеет свои разновидности. Оно выступает в масштабах всего общества (через систему Советов, всенародные обсуждения, референдум и т. д.) и в региональных масштабах - в качестве самоуправления наций (с помощью разных форм национальной автономии и на базе создания суверенных национальных государств) и местного самоуправления (через собрания по месту жительства, сельские сходы, советы микрорайонов и т. д.). При этом уровень сознания масс, их компетентности, необходимость применения к отдельным лицам государственного принуждения, угроза извне не позволяют обойтись без участия профессионалов - управленцев. По мере совершенствования социализма, подъема управленческой компетентности масс и дальнейшего углубления на базе продолжающейся демократизации их доверия к общенародному государству самоуправленческие начала будут расширяться. В систему общенародного социалистического самоуправления наряду с его ведущей подсистемой - общенародным государством - все более активно включаются участвующие в осуществлении демократии негосударственные организации - трудовые коллективы, общественные организации, органы общественной самодеятельности. Имея в виду подобные локальные системы, А. Восс пишет, что сферу деятельности общественных организаций и трудовых коллективов «в отличие от сферы деятельности Советов именно как органов государственной власти следовало бы определить, пусть в известной мере условно, приближенно, как сферу общественного самоуправления». Условность и приближенность данного определения состоят в том, что общественные организации и трудовые коллективы наряду с решением сугубо внутренних вопросов активно участвуют в формировании государственных органов, в их деятельности, в реализации государственных функций, а Советы, будучи частицей государственной власти, наоборот, наряду с осуществлением властных полномочий объединяют и сплачивают трудящихся, т. е. выполняют функции органов общенародного, республиканского и местного самоуправления. Проведенное А. Воссом разграничение подтверждает широкое развитие самоуправления в общественной сфере.

Путем самоуправления по государственной и общественной линии, осуществляемого на базе все более широкого, компетентного и эффективного участия масс в управлении, советская политическая система наиболее полно раскрыла свои возможности как система социалистического самоуправления народа. Речь идет, в частности, об усилении единства и взаимодействия элементов политической системы советского общества в осуществлении демократии и самоуправления, что происходит не за счет огосударствления общественной сферы, а, наоборот, благодаря все большей активности общественности в сфере решении государственных задач. На основе функциональной однородности деятельности всех элементов этой системы крепнет их сотрудничество.

Решая специфические внутриуставные задачи (прием в члены организации, выборы и отчеты руководящих органов и др.), общественные организации действуют на основе носящего локальный характер внутрисоюзного самоуправления. Общественные системы самоуправления обслуживают интересы отдельных объединенных в организации групп, слоев и социальных категорий населения, трудовых коллективов, органически сочетающихся с общегосударственными интересами.

Формой действенного социалистического самоуправления является, например, организация труда бригады на единый подряд. Подобная организация - ключ к тому, чтобы дать импульс нашей демократии, ибо самые больные вопросы производства, стимулирования, воспитания могут решаться самим коллективом.

Укрепление единства демократии и самоуправления народа. Демократия и самоуправление выступают в качестве двух эффективных форм осуществления народовластия.

В силу единства политической системы социализма механизмы локального общественного самоуправления - по линии профсоюзов, колхозов, трудовых коллективов и т. д. - используются для осуществления социалистической демократии. Эти механизмы при решении вопросов государственного значения, подключаясь к государственному механизму, становятся на время их решения составными частями общего механизма народовластия. Как управляющая система политическая система советского общества выполняет роль механизма осуществления демократии и одновременно социалистического самоуправления народа. Ведущая роль в этой системе принадлежит Советам народных депутатов, сосредоточившим в своих руках всю полноту политической власти и непосредственно осуществляющим власть народа (ст. 2 Конституции СССР).

Как политическая основа СССР и главное звено социалистического самоуправления народа Советы сочетают в себе черты государственных органов и общественных организаций, принятие решений с обеспечением организации и проверки их исполнения, служат тем самым развитию как демократии, так и самоуправления.

Осуществление социалистического самоуправления становится в современных условиях важнейшим ориентиром в развитии политической системы социализма. Развертывание огромного потенциала социалистической государственности, и в частности демократии, характеризуется наращиванием и углублением самоуправленческих начал. Этот процесс наиболее ярко проявляется в сфере осуществления тех основных функций государства, которые, не являясь специфически государственными, способны в перспективе утратить политический характер и преобразоваться в чисто самоуправленческие, не требующие применения мер государственного принуждения. Речь здесь идет прежде всего о хозяйственно-организаторской и культурновоспитательной функциях. Их осуществление партия связывает с дальнейшим усилением активности низовых звеньев управления, развитием их инициативы, повышением роли общественных организаций и трудовых коллективов в планировании и управлении производством, совершенствованием хозяйственного механизма, развитием уровня политических, правовых и профессиональных знаний и культуры советских людей и т. д. В решениях партии особо подчеркнута необходимость «поднимать роль Советов в хозяйственном строительстве... совершенствовать политико-воспитательную и культурно-массовую работу Советов». Расширение самоуправления способствует преодолению ведомственной разобщенности на основе все более широкого использования осуществляемого через Советы народных депутатов, советы агропромышленных объединений комплексного территориального управления, усиления их координирующих функций, широкого внедрения хозрасчета, развития общественных начал в управлении.

Все это создает широкие возможности для применения и развития самоуправления, порождает многочисленные формы его осуществления. Названные функции будут существовать и в условиях коммунистического общества, где, потеряв политический характер, они будут преобразованы в функции коммунистического общественного самоуправления.

Иначе обстоит дело в отношении тех основных функций, осуществление которых невозможно без применения мер государственного принуждения и которые, следовательно, являются специфически государственными (охрана социалистической собственности и правопорядка, законных прав и интересов граждан, контроль за мерой труда и потребления). Возможности для развертывания демократии здесь также широки. Об этом свидетельствует, например, развитие всеобъемлющей системы народного контроля, насчитывающей 10 млн общественных контролеров, деятельность общественных советов по профилактике, добровольных народных дружин, товарищеских судов и т. п.

В то же время возможности применения самоуправления в сфере осуществления этой группы функций государства ограничены, так как далеко не всякое проявление демократии равнозначно самоуправлению. Так, осуществление народного контроля, несмотря на его массовость, не может рассматриваться как проявление самоуправления там, где речь идет не о самоконтроле и взаимном контроле, а о демократическом контроле в отношении строго определенных объектов. Субъект и объект управления, т. е. контролирующие и подконтрольные, здесь не совпадают. Важно и то, что общее руководство деятельностью по осуществлению этой группы функций возлагается на такие государственные органы, само существование которых связано с необходимостью применения мер государственного принуждения.

И тем не менее, самоуправленческие начала широко проникают и в сферу осуществления данной группы функции. Так, в известном смысле можно говорить об осуществлении взаимоконтроля. В силу его всеохватывающего характера контролируемые, т. е. выступающие в качестве объекта контроля, могут в иных ситуациях выступать в качестве контролирующих, т. е. субъектов контроля. Ярким примером самоуправления в сфере контроля за мерой труда и потребления, основанного на коллективном решении всех вопросов, является внутрибригадное разделение труда в хозрасчетных бригадах, совместное решение вопроса об его оплате с учетом коэффициента трудового участия каждого. Все это представляет собой не что иное, как прямое участие самоуправляющихся бригад в осуществлении функции контроля за мерой труда и потребления.

Наиболее общественно значимы те элементы самоуправления, которые возникают и вызревают не за пределами советской демократии, а в ее рамках, на пути «к обучению народа управлять самим собой». Большинство предпринимаемых Советским государством мер по развертыванию демократии является одновременно и частью работы по развитию самоуправленческих начал. Элементы самоуправления все больше проникают в ткань советской демократии, в рамках которой происходит их накопление.

Процесс расширения самоуправленческих начал можно проследить по ряду указанных XXVII съездом КПСС основных направлений развертывания социалистической демократии. Их интенсивность зависит прежде всего от все более широкого и активного участия граждан в управлении делами государства и общества, что требует постоянного роста их политической и общей культуры и зависит от множества экономических, социологических, психологических, юридических и иных факторов. Важное значение имеет повышение роли таких форм непосредственного участия граждан в обсуждении и решении вопросов общегосударственного и местного значения, как общие собрания трудовых коллективов, избирателей, сельские сходы и другие, собрания по месту жительства, дальнейшее расширение и совершенствование практики всенародных обсуждений проектов государственных решений, проведение общегосударственных и местных референдумов. Программа КПСС предусматривает расширение круга вопросов, решения по которым могут приниматься только после обсуждения трудящимися, их коллективами и организациями.

Развитие самоуправленческих начал проявляется также в расширении прав и усилении координирующей роли советских представительных органов при безусловном соблюдении принципа их верховенства, в расширении прав предприятий, учреждений, колхозов, всех низовых органов и звеньев управления, превращении некоторых из них, например хозрасчетных бригад, в преимущественно самоуправляемые единицы. Важное значение имеет увеличение в государственном аппарате количества выборных и замещаемых по конкурсу должностей, расширение участия органов национального представительства и местных Советов в решении вопросов, принимаемых вышестоящими органами.

Расширение самоуправленческих начал связано с повышением активности общественных организаций в сфере решения как чисто уставных, так и общегосударственных задач, их представительства в государственных органах, с развитием системы смешанных государственно-общественных органов, повышением активности самодеятельных организаций населения.

Развертывание демократии связано, как известно, с повышением роли и расширением прав низовых звеньев управления. По отношению к вышестоящим государственным органам как субъектам управления они являются объектами государственного руководства. Однако на основе расширения круга вопросов, в том числе общегосударственного значения, решаемых низовыми звеньями, и перераспределения функций между субъектами и объектами управления последние во все большей степени приобретают качества его субъектов, а их деятельность - все больше черт самоуправления.

Такова, в частности, природа предусмотренной законом о трудовом коллективе передачи проекта плана предприятия на рассмотрение его трудовым коллективом, сочетающаяся с правом на выдвижение встречного плана. Все это порождает юридическую обязанность коллектива выполнять план, им самим разработанный и утвержденный, т. е. действовать на основе самоуправления.

Постепенное усиление правовой регламентации развития самоуправления придает этому процессу устойчивый характер и гарантирует от отклонений субъективистского характера. Важную роль в этом призваны сыграть последовательная реализация и совершенствование конституционных основ советской демократии, законов о выборах, о статусе депутата, Регламента Верховного Совета, Закона о трудовых коллективах, принятие законов о референдуме, об общественных организациях. Обоснованно выдвигаются предложения о целесообразности принятия законов о порядке проведения народных собраний, об общественном мнении и др.

В перспективе путем постепенного развития самоуправленческих начал деятельность государственных органов будет приобретать неполитический характер. Только на этой основе возможно «превращение системы социалистического самоуправления народа, социалистической демократии в высшую форму организации общества — коммунистическое общественное самоуправление», основанное на дальнейшем углублении и расцвете достигающего высшей точки своего развития народовластия.