Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий
Статья 403. Типы специальных (свободных) экономических зон
1. На территории Украины могут создаваться специальные (свободные) экономические зоны разных функциональных типов: свободные таможенные зоны и порты, экспортные, транзитные зоны, таможенные склады, технологические парки, технополисы, комплексные производственные зоны, туристско-рекреационные, страховые, банковские и т. п. Отдельные экономические зоны могут сочетать в себе функции, присущие различным типам специальных (свободных) экономических зон, указанных в настоящей статье.
1. Как и в комментируемой статье, в ст. 3 Закона Украины «Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» от 13 октября 1992 г. указаны типы СЭЗ, но этот перечень не носит исчерпывающего характера. Так, Постановлением Кабинета Министров Украины «О Концепции создания специальных (свободных) экономических зон в Украине» от 14 марта 1994 г. № 167 к СЭЗ отнесены бизнесинкубаторы (в них создаются благоприятные условия для начинающих предпринимателей, например, вновь созданным предприятиям малого бизнеса предоставляются на льготных условиях помещения, производственные площади, оборудование и т. п.). Однако нужно отметить, что на практике в Украине бизнес-инкубаторы создаются без использования режима СЭЗ. В соответствии с Законом «Об инновационной деятельности» от 4 июля 2002 г., бизнес-инкубаторы могут выступать как вид инновационного предприятия — специального субъекта инновационной деятельности (ст. 16) и пользоваться государственной финансовой поддержкой согласно этому закону.
Особый правовой режим установлен для технологических парков, определение и перечень которых приведены в Законе «О специальном режиме инновационной деятельности технологических парков» от 16 июля 1999 г. (в редакции от 12 января 2006 г.). Отличительная черта правового режима технопарков по этому Закону заключается в том, что налоговые, таможенные, иные льготы и иная государственная поддержка предоставляются не только участникам технопарка, но и самому технопарку, а также его собственным предприятиям, причем только в период реализации инвестиционных и инновационных проектов по обусловленным в Законе приоритетным направлениям. В этом — существенное отличие правового режима технопарков, создаваемых согласно этому Закону, от технопарков, которые могут создаваться как субъекты СЭЗ в рамках режима СЭЗ, или технопарков, которые сами могут выступать в роли СЭЗ.
В рамках Закона Украины «Об инновационной деятельности» от 4 июля 2002 г. технопарки, технополисы, бизнес-инкубаторы, как и другие виды инновационных предприятий, могут пользоваться при определенных условиях государственной финансовой поддержкой (раздел VI Закона).