Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий
Статья 402. Территория и статус специальной (свободной) экономической зоны
1.Территория и статус специальной (свободной) экономической зоны, в том числе срок, на который она создается, определяются отдельным законом для каждой специальной (свободной) экономической зоны.
1. Территория, статус, срок функционирования СЭЗ определены в отдельном законе о конкретной СЭЗ. В настоящее время действует девять таких законов: «О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области» от 24 декабря 1998 г., «О специальной экономической зоне «Яворив» от 15 января 1999 г., «О специальной экономической зоне туристско-рекреационного типа «Курортполис Трускавец» от 18 марта 1999г., «О специальной экономической зоне «Славутич» от 3 июня 1999г., «О специальной (свободной) экономической зоне «Порто-франко» на территории Одесского морского торгового порта» от 23 марта 2000 г., «О специальной экономической зоне «Рени» от 23 марта 2000 г., «О специальной экономической зоне «Николаев» от 13 июля 2000 г., «О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития и специальной экономической зоне «Порт Крым» в Автономной Республике Крым» от 21 декабря 2000 г., «О специальной экономической зоне «Закарпаття» от 22 марта 2001 г. Закон Украины от 13 октября 1992 г. требует принятия по каждой конкретной СЭЗ, независимо от ее размера, типа и вида, отдельного закона (только режим СЭЗ «Донецк» и «Азов» охватывается одним законом). Некоторые из законов о СЭЗ регулируют также режим территорий приоритетного развития (ТПР) (о режиме ТПР см. комментарий к ст. 415 Кодекса). Кроме перечисленных законов, действует Указ Президента Украины «О специальной экономической зоне «Интерпорт Ковель» от 22 июня 1999г. № 702/99, который также определяет территорию, статус и срок, на который создана эта СЭЗ.
В соответствии с международными договорами Украины могут создаваться СЭЗ с международным статусом, то есть СЭЗ, которые состоят из участков территорий разных государств, но имеют общий режим и совместное управление (например, запланированная в районе впадения р. Прут в р. Дунай украинско-молдовско-румынская СЭЗ), В соответствии с международной практикой в подобных зонах особым режимом пользуются только субъекты из государств — основателей зоны.